Разработка урока для 5 класса по теме "Жизнь под угрозой"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Логунова Любовь Михайловна

Разработка урока для 5 класса по теме "Жизнь под угрозой". Понятие опустынивания: причины, меры предотвращения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_zhizn_pod_ugrozoy.docx14.63 КБ
Файл zhizn_pod_ugrozoy.pptx1.6 МБ
Файл zhizn_pod_ugr.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет Природоведение

Класс 5

Тема урока Жизнь под угрозой

Цель урока: Обобщить знания о взаимосвязи живых организмов и хозяйственной деятельности человека; выявить причины опустынивания и способы его предотвращения.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Предметная

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

Мотивационно-организационный этап

Учебные задачи и задания:

- по актуализации опорных знаний и СД:

Выявление взаимосвязи изменения факторов среды и глобальных экологических последствий хозяйственной деятельности человека.

Назвать факторы среды обитания и определить их возможные изменения в результате: парникового эффекта, кислотных дождей, возникновения озоновых дыр.

Анализ имеющихся знаний, синтез логических заключений и высказываний.

Формулирование собственного мнения

Этап целеполагания

Учебные задачи и задания:

- по формулировке цели и задач урока (что сделать, чего добиться, чем овладеть)

Формулируют цели с помощью учителя.

Формулировка предположений и их обоснование

Формулирование собственного мнения

Этап овладения новыми знаниями и СД

Учебные задачи и задания:

- Узнать организм и определить причину его исчезновения.

-Заполнить кроссворд, выявить новое понятие – «опустынивание».

- Дать определение новому понятию.

- Заполнение таблицы, формулировка основных причин исчезновения вида.

- Работа в парах: заполнение кроссворда.

- Работа с учебником: формулировка понятия.

Выделение главного из услышанного, сопоставление с картой.

Построение речевого высказывания

Отбор теоретического материала для решения учебной задачи

Монологическая и диалогическая речь, коммуникативное взаимодействие.  

Этап применения новых знаний и СД

Учебные задачи и задания:

- Определить причины опустынивания, выявить возможные пути предотвращения процесса

- Решить математическую задачу для создания представления о масштабах вырубки лесов в рамках региона.

Работа в парах:

-Заполнение таблицы: причина – меры предотвращения.

- Решение задачи

- Изучающее чтение

- Сопоставление причины и следствия

- Использование математических операций для решения биологической задачи

Работа в паре, в группе, применение речи для регуляции своих действий и действий партнера

Этап взаимопроверки, взаимоконтроля, самооценки, внешней оценки

Учебные задачи и задания:

- Беседа о соответствии цели и результатов работы.

Формулируют аргументированное речевое высказывание.

Определение результата учебного действия

Формулирование собственного мнения

Рефлексивный этап

Учебные задачи и задания:

- Оценка своей деятельности на уроке:

Что узнал нового?

Что узнал интересного?

Что узнал полезного?

Рефлексия учебных действий и их результатов

Оценка усвоенного учебного материала

Формулирование собственного мнения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь под угрозой

Слайд 2

Среда обитания Факторы среды Три «подарка» человечества

Слайд 3

Причины исчезновения видов ? ? ?

Слайд 4

ДРОНТ

Слайд 5

Секвойя

Слайд 6

Морская корова Стеллера

Слайд 7

Странствующий голубь

Слайд 8

Неизвестный фотограф, 1870 годов Зебра Квагга

Слайд 9

Бескрылая гагарка

Слайд 11

Московский зоопарк, 29 мая 1884 года Тарпан

Слайд 12

Баклан Стеллера

Слайд 13

Латимерия

Слайд 14

Сокол Сапсан

Слайд 18

Кроссворд 1. Сон-трава 2. Предок лошади 3. Жертва рогаток и пулеметов 4. Красное дерево 5. Зоологическая сенсация 20 века 6. Название вида – от месяца цветения 7. Птица-символ для защитников природы 8. Полузебра-полулошадь 9. Венерина туфелька 10. Самое быстрое животное на Земле

Слайд 19

Опустынивание – это… Явление? Тело, вещество? Процесс? Причины Меры предотвращения

Слайд 20

Проблема: Вырубка лесов Задача 1. Сколько кг бумаги ежегодно выбрасывается в мусорное ведро учащимися нашего корпуса? Всеми школами Красноярска? Подсказка: В г. Красноярске 203 средние школы. Для сведения: Из одного дерева можно получить около 58 кг бумаги

Слайд 21

Задача 2. Сколько требуется га леса для обеспечения кадетского корпуса учебниками по биологии, если для печати 1000 кв.м бумаги такого качества нужно вырубит ¼ га леса? Количество страниц в учебниках для всех классов условно считать равным объему учебника для 5 класса.

Слайд 22

Домашнее задание Печатная тетрадь с. 92-94



Предварительный просмотр:

ПОДСЧИТАНО! До появления на Земле человека один вид живого исчезал в среднем за одну тысячу лет. С 1850 по 1950г.-один вид за 10 лет( в 100 раз быстрее!). С 1850 по 1950г.-один вид за 10 лет( в 100 раз быстрее!). После 1950г.- за один год. После 1950г.- за один год. В настоящее время - ежедневно. В настоящее время - ежедневно.

Секвойя вечнозеленая (Sequoia sempervirens) и секвойя гигантская (Sequoiadendron giganteum), или мамонтово дерево, по праву считаются одним из многих чудес света в растительном мире. Эти хвойные деревья-исполины из семейства таксодиевых достигают высоты более 110 м и диаметра ствола до 12 м, они живут около пяти тысяч лет. А ведь начинается все с малюсенького семени секвойи.

История возникновения и распространения деревьев этой породы на нашей планете исчисляется 140 миллионами лет, об этом свидетельствуют найденные и изученные окаменелые стволы, оттиски чешуек и хвои в геологических отложениях. Величественные леса секвойи в далекой древности произрастали на территории сегодняшних Франции, Японии и даже на Шпицбергене и Новосибирских островах. Но, по научным данным, снижение влажности воздуха и его температуры около 50 миллионов лет тому назад притормозило и замедлило расселение секвойи. Ее ареал значительно уменьшился после ледникового периода из-за влияния многих природных факторов и уже не изменялся.

До 1848 года леса секвойи почти не использовались человеком. Индейцы в лесные массивы не углублялись до появления так называемых "пионеров", принесших с собой гибель коренным жителям Америки. Трудно было валить такие огромные деревья топором и даже пилой. К тому же толстые стволы оказались менее пригодны для строительства, чем, например, сосновые или других хвойных пород, растущих по соседству с рощами секвойи. Началом истребления уникальных рощ, не имеющих аналога по красоте и величию на всем земном шаре, стала "золотая горячка" 1848 года. Когда была уже уничтожена полвина деревьев-патриархов, власти США взяли их под охрану. Они объявили секвойю общенародным достоянием и создали специально для них национальные парки.

ДРОНД Утратившая способность летать птица размером с индюка (около метра), относившаяся к семейству голубиных. Обитала на острове Маврикий. Европейские колонисты истребляли её из-за вкусного мяса, а привезённые моряками свиньи, кошки и обезьяны разоряли гнёзда дронтов, располагавшиеся на земле. В 1680 году была убита последняя птица. По легенде, её ещё птенцом обнаружила девочка, дочь колониста, и тайно выходила. Родители, случайно узнав о питомце дочери, посчитали такое отношение к птице странным, и, несмотря на протесты девочки, убили последнего дронта. Всё, что осталось от додо это описания, изображения и несколько скелетов, один из которых можно увидеть в Дарвиновском музее в Москве. Дронт фигурирует в книге Льюиса Кэррола «Алиса в стране Чудес» Во второй половине XX века дронт стал символом борьбы за защиту и сохранение редких видов животных и остается им до сих пор

СТРАНСТВУЮЩИЙ ГОЛУБЬ Самым ярким и наглядным примером методичного истребления является история странствующего голубя. Когда-то многомиллионные стаи этих птиц летали в небе Северной Америки. Завидев пищу голуби, как огромная саранча бросались вниз, а насытившись улетали, начисто уничтожая фрукты, ягоды, орехи, насекомых. Естественно, что подобная прожорливость вызывала раздражение колонистов. Кроме того, голуби были очень хороши на вкус. Поэтому истребление голубей превратилось в забаву. В одном из романов Фенимора Купера. очень хорошо описано, как при приближении стаи голубей всё население городов и посёлков высыпало на улицы, вооружившись рогатками, ружьями, иногда даже пушками. Убивали столько голубей, сколько могли убить. Голубей закладывали в погреба-ледники, готовили сразу, кормили собак, или просто выбрасывали. Устраивались даже соревнования по стрельбе по голубям, а ближе к концу XIX века в ход пошли пулемёты… Последний странствующий голубь, по имени Марта, умер в зоопарке в 1914 году.

МОРСКАЯ КОРОВА СТЕЛЛЕРА Малоподвижное беззубое темно-бурое животное длиной до 10 метров с раздвоенным хвостом обитало в мелких бухтах, практически не умело нырять, питалось водорослями. Открыта в 1741 году Георгом Стеллером. Животное совершенно не боялось людей и безжалостно истреблялось. В основном люди использовали подкожный жир и мясо морских коров. К 1768 году Стеллерова корова была полностью истреблена. Стеллерова корова установила печальный рекорд человеческой безрассудности - от открытия вида до истребления прошло чуть более 20 лет. Георг Стеллер остался единственным натуралистом, кто видел этих животных живыми и оставил истории подробное описание вида. Из недостоверных источников сообщалось, что в 1970-х годах Стеллерову корову видели у берегов Камчатки. Скелет морской коровы можно увидеть в зоологическом музее МГУ.

КВАГГА Квагга, обитавшая на юге Африки, была удивительным парнокопытным. Спереди она имела полосатую расцветку, как у зебры, сзади гнедой окрас лошади. Буры истребляли кваггу ради её прочной шкуры. Квагга едва ли не единственное из вымерших животных, представители которого были приручены человеком и использовались для... охраны стад! Квагги много раньше домашних овец, коров, кур замечали приближение хищников, и предупреждали владельцев громким криком «куаха», от которого получили своё название. Увы, охота пересилила.

БЕСКРЫЛАЯ ГАГАРКА Эта удивительная птица была истреблена в середине XIX века. Из-за слабого развития крыльев она не могла летать, по суше ходила с трудом, но зато великолепно плавала и ныряла. Ещё в XVI веке исландцы добывали их яйца целыми лодками, их убивали ради мяса и знаменитого пуха, позже, когда гагарки стали редкостью, для продажи коллекционерам. Но в 1844 году были убиты две последние птицы, и с тех пор сообщений об этих птицах не поступало. Эта удивительная птица была истреблена в середине XIX века.

ТАРПАН Тарпан вымерший предок современной лошади. Люди истребляли тарпанов также за их необычайно вкусное мясо. Тарпан на языке тюркских народов означает «нестись вскачь во весь опор, лететь вперед».

БАКЛАН СТЕЛЛЕРА Баклан Стеллера птица отряда ржанкообразных, семейства чайковые, род бакланы. Баклан был более 70 см в высоту, не умел летать и двигался, как пингвин. Мясо стеллерова баклана не уступало мясу морской коровы. Поскольку бакланы не умели летать, и могли спастись от опасности только в воде, команды проходящих судов легко ловили их, живыми набивали трюмы кораблей и везли на продажу. По дороге часть птиц гибла, часть употреблялась в пищу самой командой, и только 200 птиц из тысячи продавались. Последнюю пару бакланов видели в 1912 году.

Латимерия. В отложениях первичных морей и океанов, которым около 350 миллионов лет, учёные постоянно находят окаменевшие останки кистепёрых рыб, латимерий. Они встречаются так часто, что совершенно ясно: в ту эпоху кистепёрые рыбы были многочисленны. В более молодых отложениях морей останки кистепёрых уже не встречаются. У учёных не было оснований сомневаться в том, что кистепёрые полностью вымерли, как вымерли динозавры, мамонты и бесчисленное множество других животных.

Но в 1938 году была обнаружена первая латимерия. Оказалось, что они обитают только у Коморских островов на глубине порядка 400 метров. Это большие толстые рыбы. Самая крупная достигала в длину 2 метра и весила около 100 килограммов. Латимерия не приспособлена к жизни у поверхности воды. У неё нет даже плавательного пузыря, а без него держаться на плаву трудно. Она совершенно не переносит теплой воды. Для жизни ей нужна прохлада глубин. Латимерия - крупнейшее зоологическое открытие века.

САПСАН. Самым известным соколом среди ненаучных людей является сапсан. Всемирную популярность этому виду принесла его способность развивать огромную скорость до 90 метров в секунду (322 км/ч) – это не только самая быстрая птица, но и самое быстрое живое существо на Земле. Сапсана по праву можно назвать видом-космополитом, так как он, несмотря на редкость, был распространен по всему миру, исключая только Антарктиду. Широкое распространение вида обусловлено отсутствием особых требований к среде обитания, главное, чтобы было место для гнезда, открытое воздушное пространство и еда (другие некрупные птицы). Сейчас ареал вида сокращается, особенный урон мировой популяции этого хищника принесло массовое применение ДДТ в 20 веке (ДДТ –химическое средство против саранчи). Сапсан повсеместно является охраняемой птицей и занесен в Красные Книги многих стран. Естественной средой обитания сокола сапсан являются горные ландшафты. В начале 20 века орнитологи начали регистрировать гнездящиеся пары сапсанов в крупных городах, где птицы выводят свое потомство в различных нишах, или на крышах высотных зданий. Сейчас рост численности «городских» сапсанов зафиксирован во многих городах Западной Европы и Америки. В Москве единственная на сегодняшний момент пара сапсанов гнездится на здании МГУ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...