Формирование экологической компетентности обучающихся естественно-научного профиля
консультация по биологии (10 класс)
Из опыта работы по формированию экологической компетенции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_praktiko.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный практико-ориентированный семинар
по предметам естественно-научного цикла
«Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся по предметам естественно-научного цикла как важнейшая составляющая эффективного учебно-воспитательного процесса».
Формирование экологической компетенции учащихся классов естественно-научного профиля.
Подготовила
учитель биологии и химии
Батова Л.Б.
Можайск 2020г.
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь»
В процессе формирования экологической компетенции одаренных учащихся при изучении химии и биологии я использую следующие методы обучения:
1). Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором я организую относительно самостоятельную поисковую деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. При этом структура обучения следующая: создание проблемной ситуации и постановка проблемы; выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких; опытная проверка принятых гипотез; обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и на практике. Проблемное обучение на уроках биологии и химии для формирования экологической компетентности провожу через решение экологических задач. Задача – это тренажер мыслительной деятельности. Самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа.
Пример экологической задачи: Какая масса водорослей необходима для существования пары скоп(рыбоядные птицы). Масса каждой птицы составляет около 3.5 кг
2) Метод проектов я использую на уроках химии и биологии и во внеурочное время для формирования экологической компетентности. Использую два вида урочных занятий для организации проектной деятельности. Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом
Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам экологического содержания – это межпредметные проекты.
Проектный урок я использую на заключительных уроках при изучении большой темы.
Например при изучении темы «Роль воды в биосфере»,Соли и почва как абиотические факторы» на уроках естествознания в10 классе, учащиеся делали свои проекты:»Изучение экологических характеристик почв и влияние антропогенных факторов на ее формирование», «Свойства воды, загрязнения и методы очистки» и представляли проект-презентацию.
Огромное значение в формировании экологической компетенции учащихся имеет наш учебно-полевой лагерь» Радужный» на его базе мы проводим исследовательские уроки. Так,например я разработала и провела интегрированный исследовательский урок « Изучение древостя смешанного леса.»Это изучение видового разнообразия древесных пород определенного участка, а затем исследование на присутствие ионов тяжелых металлов.
3) Организация научно-исследовательской деятельности осу-ществляется во внеурочное время с использованием индивидуального подхода к одаренным учащимся. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. В школе ребята под моим руководством занимаются научно-исследовательской деятельностью по формированию экологи-ческой компетентности в течение многих лет. Например исследовательские проекты»Исследование плесени»,»Фитотерапия и фармокология» ученики проводили исследования и сравнивали результаты
В научно-исследовательской работе содержатся обязательные элементы научного исследования – постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы. Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Результат работы – победы моих ребят с научно-исследовательскими работами в муниципальных, зональных и региональных научно-практических конференциях.
В результате моего опыта работы по развитию экологической компетентности одаренных учащихся при изучении химии и биологии делаю следующие выводы:
1. Необходимость применения проблемного обучения, проектной методики, научно-исследовательской работы в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности одаренного учащегося, его подготовки к самореализации в экологической деятельности.
2. Формирование экологической компетентности находит все более широкое применение при обучении одаренных учащихся химии и биологии, что обусловлено характерными особенностями, описанными выше.
3. Предложенная модель формирования экологической компетентности ориентирует не столько на формирование экологических знаний, но и на развитие субъектного опыта практического участия в улучшении состояния окружающей среды, выявления и содействия решению экологических проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической компетентности школьников через исследовательскую деятельность
Происходящие изменения в окружающем нас мире способствуют развитию нового мышления, новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием лично...
Проектная деятельность как средство формирования экологической компетентности обучающихся
Материал предназначен для учителей географии, использующих в своей работе проектную технологию. В нем подробно рассмотрены теоретические аспекты метода экологических проектов как средства формирования...
Доклад-презентация ""Формирование экологических компетентностей обучаемых, через содержание естественно - научного образования"
Данная работа является творческим отчетом учителя биологии, потому что общеобразовательная школа является начальным звеном в развитии компетентностей обучающихся, где одной из главных является экологи...
Полевая экологическая практика как средство формирования экологической компетентности обучающихся
В работе раскрывается экспериментальная модель полевой экологической практики в курсе биологии основной школы и даётся её обоснование. Отдельно рассматриваются элементы новизны в методике органи...
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...
Формирование исследовательского компонента в естественно-научном образовании детей с ОВЗ посредством мобильной естественно – научной лаборатории «ЛабДиск ГЛОМИР»
рабочая программа предназначена для обучения и социальной адаптации детей с ОВЗ...
Задания по формированию у обучающихся естественно-научной грамотности
Задания по формированию у обучающихся естественно-научной грамотности . можно применять на уроке по теме: "Фотосинтез" как в 10 -ом классе так и в 6-ом классе. задания нацелены для развития ...