Формирование экологической компетентности школьников через исследовательскую деятельность
статья по теме

Жулина Галина Васильевна

Происходящие изменения в окружающем нас мире способствуют развитию  нового мышления, новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности,  формирования  у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих экологических  проблем.  Поэтому цель экологического воспитания и образования в школе заключается не только в том, чтобы школьники овладели определенным набором  знаний об окружающем мире, но и в том, чтобы эти знания способствовали их пониманию родства с природой, формированию нравственных качеств, использованию экологических принципов во всех областях человеческой деятельности.  Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения экологической деятельности.

        Одним их эффективных средств формирования новой картины мира в сознании учащихся является исследовательская деятельность, которая помогает      

        расширить знания в области экологии и других предметов, в области охраны окружающей среды, способствует общению со специалистами, учеными 

        различных учебных заведений.

       В статье раскрываются основные направления в работе по формированию экологической компетентности в МОУ СОШ № 22.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zhulinoy_po_ekologii.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической компетентности школьников

через исследовательскую деятельность

Жулина Г.В., учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 22 х.Зайцева Курского района

                                          Два мира есть у человека:

                                          Один-который нас творил,

                                              Другой– который мы от века

                                           Творим по мере наших сил...

Происходящие изменения в окружающем нас мире способствуют развитию  нового мышления, новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности,  формирования  у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих экологических  проблем.  Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия.

Подобные задачи требуют пересмотра всей человеческой деятельности в отношениях с природой, а также конкретных знаний в области основ экологии. Сегодня нужны грамотные, компетентные профессионалы в своем деле, с прочной базовой экологической подготовкой.

Наши знания о природе, об окружающем мире за последние годы невероятно расширились, а наши возможности остались пока весьма ограниченными. Мы пока еще лишены способности предвидеть развитие природных и общественных явлений на более или менее отдаленные времена.

Поэтому цель экологического воспитания и образования в школе заключается не только в том, чтобы школьники овладели определенным набором  знаний об окружающем мире, но и в том, чтобы эти знания способствовали их пониманию родства с природой, формированию нравственных качеств, использованию экологических принципов во всех областях человеческой деятельности.  Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения экологической деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный процесс МОУ СОШ № 22 методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

С 2006 года на базе школы открыта районная экспериментальная площадка по исследовательской деятельности. Реализации экспериментальной работы способствовало и то, что школа получила лицензию на право ведения образовательной деятельности с дополнительной подготовкой  по эколого-биологической  направленности.

В ходе работы сформировалась интеграция в реализации нескольких программ школы: программы по экспериментальной деятельности, по эколого-просветитительской деятельности, программы профильной смены «Зеленый росток» в летнем пришкольном лагере, программ дополнительного образования «Юный исследователь», «Тропинки леса».

Эти задачи помогает решать и система непрерывного экологического образования на всех ступенях обучения в школе.

В ходе работы выделились 4 направления: эколого-краеведческое, просветительское, природоохранное и экспериментальное (проведение опытнической работы).

За эти годы в МОУ СОШ № 22 сложилась структура экологического образования  через экологизацию предметов, преподавания экологии как отдельного предмета, интеграции экологии с другими предметами, экологизации всего образовательного процесса и дополнительное экологическое образование.

Такая структура является перспективным направлением экологического образования, активизирующим познавательную и научно-исследовательскую деятельность учащихся.  Формировать экологическое мышление школьников помогают спецкурсы, элективные  курсы «Планета—наш дом» (3-4 класс), «Тропами Ставрополья» (7-8 класс), «Экология Ставропольского края» (9 класс), «Исследовательская деятельность учащихся» (10-11 классы) и др.

Одним их эффективных средств формирования новой картины мира в сознании учащихся является исследовательская деятельность, которая помогает расширить знания в области экологии и других предметов, в области охраны окружающей среды, способствует общению со специалистами, учеными различных учебных заведений.

В настоящее время экология стала интегральной наукой, связанной почти со всеми естественными и техническими дисциплинами. Однако не хватает еще в школе практических  занятий по овладению практическими навыками по экологии и охране окружающей среды, которые углубляли бы познания предмета.

Человечество сейчас находится перед жесткой необходимостью изменить свое отношение к природе и принципы природопользования, действовать в соответствии с фундаментальными законами живой природы.

Сегодня современные экологически проблемы подразделяются на две группы.

Первая связана с устранением последствий человеческой деятельности и восстановлением природных экосистем. Решению этих проблем способствуют разрабатываемые профилактические, защитные и восстановительные меры. Вторая группа экологических проблем направлена на разработку новых хозяйственных технологий, в корне меняющих наши отношения с природой. Это и новые системы промышленных технологий, которые должны быть безотходными и ресурсосберегающими. Это и сельскохозяйственные технологии – более совершенная обработка почв, использование удобрений и т.д. Как показывают труды Н.И.Вавилова и других ученых агрономической науки и растениеводства, главный путь развития – это использование растений, имеющих большой коэффициент полезного использования солнечной энергии.

 В этих двух направлениях и ведутся исследования учащимися школы.

Проведение исследований  способствует закреплению умений работы с естественными и искусственными экологическими системами, физическими приборами, химическими реактивами, а также освоению различных методов экологических исследований, которые составляют систему наблюдений и контроля за мониторингом окружающей среды. Учащиеся приобретают умения анализировать полученные результаты, вырабатывать рекомендации и предложения по устранению воздействий и прогнозировать изменения окружающей среды.

Каковы же основные направления в работе по формированию экологической компетентности?

- изучение, обобщение и распространение  лучшего опыта по экологическому образованию и воспитанию школьников;

- подготовка методических рекомендаций и предложений;

 -методическая работа;

- изменения на уровне содержания образования;

- изменения на уровне содержания воспитательной работы;

- освещение экологических проблем через печатные издания, СМИ, в школьной газете «Большая перемена»;

- организация и проведение массовых мероприятий;

- выступления с опытом  работы на различных конференциях, встречах;

- привлечение к этой работе специалистов из разных областей, родителей;  

- сотрудничество с образовательными общеобразовательными, культурными и социальными  учреждениями района, края, России ( Краевым эколого-биологическим центром (КЭБЦ), СГУ, РГАУ- МСХА им К.А.Тимирязева, РГУ  Спб имени Герцена и т.д.)

- развитие материально-технической базы для проведения исследований и выполнения  

  проектно-исследовательских работ;

- стимулирование учащихся и педагогов, работающих по исследовательской деятельности;

- проведение мониторинга по результатам работы за каждый учебный год.

Особенность такой работы в нашей школе заключается в том, что:

 1. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по экологии используется как средство для реализации разностороннего обучения  детей.

2.Проекты, исследовательские работы может выполнить любой учащийся школы, мотивированный на эту работу, независимо от его  способностей.

3. Проведение ежегодной школьной научно-практической конференции «Открытие» для учащихся 1-11 классов.

4. Привлечение  к выполнению творческой работы специалистов разных областей.

5. Взаимосвязь различных программ и подпрограмм школы, влияющей на общий результат.

6. Ежегодное изменение формы работы с детьми, представление и подача материала, формы проектов.

Учащиеся школы являются неоднократными участниками и призерами многих краевых и  всероссийских конкурсов: «Подрост», «Юный исследователь окружающей среды», всероссийской олимпиады «Созвездие»,  всероссийского фестиваля «Портфолио», всероссийской олимпиады по экологии  и др.

Исследовательская работа по экологии дает возможность сельским школьникам осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами и формами научной и творческой работы. Учащиеся  приобретают функциональные навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования экологической компетентности обучающихся

Материал предназначен для учителей географии, использующих в своей работе проектную технологию. В нем подробно рассмотрены теоретические аспекты метода экологических проектов как средства формирования...

Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...

Формирование экологической компетентности учащихся через систему уроков и внеклассных мероприятий

В современных условиях для большин­ства людей природа — это окружающая среда, разные объекты которой можно использовать для собственного блага, в прагматических целях. Несомненно, та­кое взаимод...

Полевая экологическая практика как средство формирования экологической компетентности обучающихся

В работе раскрывается  экспериментальная модель полевой экологической практики в курсе биологии основной школы и даётся её обоснование. Отдельно рассматриваются элементы новизны в методике органи...

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...

Проект учителя по теме Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в процессе изучения истории и обществознания с целью развития ключевых компетентностей учащихся.

Данная работа представляет сосбой проект учителя, в котором рассматриваются вопросы, связанные с развитием ключевых компетенций учащихся посредством организации проектной и исследовательской деятельно...

Формирование экологической компетентности учащихся в результате реализации творческого интегрированного проекта "Капля жизни" на занятиях по внеурочной деятельности в системе требований ФГОС.

  Проект направлен на реализацию инновационной образовательной программы по формированию экологической компетентности учащихся. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно о...