Рабочая программа по биологии для 7 класса (ОВЗ)
рабочая программа по биологии (7 класс)

Захаркина Елена Станиславовна

Рабочая программа по биологии для 7 класса (ОВЗ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz_7_klass_biologiya_2021-22_1ch.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. А.С. Пушкина»

РАССМОТРЕНО                                                           СОГЛАСОВАНО

на заседании методического                               Заместитель директора по

объединения                                                         учебно-воспитательной работе

протокол №                                                          Балашова Н.Ф.

от «____» ___________2020г.                                     «____» _________ 2020г.                                                  

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По биологии

7 КЛАСС

Срок реализации: 1 год

  Разработчик:

учитель высшей квалификационной категории

                                                                 Захаркина Елена Станиславовна

г. Калуга

2021

I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП, а также с использованием «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Под редакцией  В.В.Воронковой.

Рабочая программа ориентирована на учебник Королёва Н.В., Макаревич Е.В. Биология. Растения, грибы.  Бактерии. 7 класс. Учебник для СКОУ 8 вида. Допущен Мин. образования  и науки РФ. М: Издательство «Владос».

Рабочая программа по биологии предназначена для учащихся 7 класса c лёгкой степенью умственной отсталости.

Основные задачи изучения биологии:

― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;

― показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;

― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;

― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические

Функции.

II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», при изучении которого учащиеся в V и VI классах, получат элементарную естественно-научную подготовку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и подростков.

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Курс «Биология » состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».

Распределение времени на изучение тем учитель планирует самостоятельно, исходя из местных (региональных) условий.

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

С разделом «Неживая природа» учащиеся знакомятся на уроках природоведения в V и VI классах и узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоит живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых явлениях неживой природы.

Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с раздела «Растения» (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др.

III. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Биология» входит в образовательную область «Естествознание» и изучается учащимися с умственной отсталостью на уровне основного общего образования с 7 по 9 класс. В соответствии с адаптированной основной образовательной программой школы, рабочая программа по истории в 7 классе рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю (34 учебные недели).

IV. Результаты освоения учебного предмета

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:

минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

БИОЛОГИЯ:

Минимальный уровень:

  • представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
  • знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
  • знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
  • выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
  • описание особенностей состояния своего организма;
  • знание названий специализации врачей;
  • применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых
  • ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).

Достаточный уровень:

  • представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;
  • осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;
  • установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
  • знание признаков сходства и различия между группами растений и животных; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
  • узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
  • знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;
  • знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
  • знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;
  • выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
  • владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-

бытовых и учебно-трудовых ситуациях.

V. Содержание учебного предмета

VI.1. Тематический план

Темы

7 класс

Многообразие растений.

Плод.

Лист.

Стебель.

Растение – целостный организм.

Однодольные покрытосеменные растения.

Двудольные покрытосеменные растения.

Многообразие растений, бактерий и грибов.

VI.2.Содержание

РАСТЕНИЯ

Введение

Повторение основных сведений из курса природоведения о неживой и живой природе.

Живая природа: растения, животные, человек. Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).

Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.

Общие сведения о цветковых растениях

Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки или др.).

Подземные и наземные органы растения

Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).

Стебель. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Образование стебля. Побег.

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения  — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.

Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Демонстрация опыта образование крахмала в листьях растений на свету.

Лабораторные работы по теме: органы цветкового растения. Строение цветка. Строение семени.

Практические работы. Образование придаточных корней (черенкование стебля, листовое деление). Определение всхожести семян.

Растения леса

Некоторые биологические особенности леса.

Лиственные деревья: береза, дуб, липа, осина или другие местные породы.

Хвойные деревья: ель, сосна или другие породы деревьев, характерные для данного края.

Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания. Использование древесины различных пород.

Лесные кустарники. Особенности внешнего строения кустарников. Отличие деревьев от кустарников.

Бузина, лещина (орешник), шиповник. Использование человеком. Отличительные признаки съедобных и ядовитых плодов.

Ягодные кустарнички. Черника, брусника. Особенности внешнего строения. Биология этих растений. Сравнительная характеристика. Лекарственное значение изучаемых ягод. Правила их сбора и заготовки.

Травы. Ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой или 2 — 3 вида других местных травянистых растений. Практическое значение этих растений.

Грибы леса. Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница. Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пишу. Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка).

Охрана леса. Что лес дает человеку? Лекарственные травы и растения.

Растения Красной книги. Лес — наше богатство (работа лесничества по охране и разведению лесов).

Практические работы. Определение возраста лиственных деревьев по годичным кольцам, а хвойных деревьев — по мутовкам. Зарисовки в тетрадях, подбор иллюстраций и оформление альбома «Растения леса». Лепка из пластилина моделей различных видов лесных грибов. Подбор литературных произведений с описанием леса («Русский лес в поэзии и прозе»).

Экскурсии  в  природу для ознакомления с разнообразием растений, с распространением плодов и семян, с осенними явлениями в жизни растений.

Комнатные растения

Разнообразие комнатных растений.

Светолюбивые (бегония, герань, хлорофитум).

Теневыносливые (традесканция, африканская фиалка, монстера или другие, характерные для данной местности).

Влаголюбивые (циперус, аспарагус).

Засухоустойчивые (суккуленты, кактусы).

Особенности внешнего строения и биологические особенности растений. Особенности ухода, выращивания, размножения. Размещение в помещении. Польза, приносимая комнатными растениями. Климат и красота

в доме. Фитодизайн: создание уголков отдыха, интерьеров из комнатных растений.

Практические работы. Черенкование комнатных растений. Посадка окоренённых черенков. Пересадка и перевалка комнатных растений, уход за

комнатными растениями: полив, обрезка. Зарисовка в тетрадях. Составление композиций из комнатных растений.

Цветочно-декоративные растения

Однолетние растения: настурция (астра, петуния, календула). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Выращивание через рассаду и прямым посевом в грунт. Размещение и цветнике. Виды цветников, их дизайн.

Двулетние растения: мальва (анютины глазки, маргаритки). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Различие в способах выращивания однолетних и двулетних цветочных растений. Размещение в цветнике.

Многолетние растения: флоксы (пионы, георгины). Особенности внешнего строения. Выращивание. Размещение в цветнике. Другие виды многолетних цветочно-декоративных растений (тюльпаны, нарциссы). Цветы в жизни человека.

Растения поля

Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие злаковые культуры. Труд хлебороба. Отношение к хлебу, уважение к людям, его выращивающим.

Технические культуры: сахарная свекла, лен, хлопчатник, картофель, подсолнечник.

Особенности внешнего строения этих растений. Их биологические особенности. Выращивание полевых растений: посев, посадка, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Одежда из льна и хлопка.

Сорные растения полей и огородов: осот, пырей, лебеда.

Внешний вид. Борьба с сорными растениями.

Овощные растения

Однолетние овощные растения: огурец, помидор (горох, фасоль, баклажан, перец, редис, укроп — по выбору учителя).

Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста, петрушка.

Многолетние овощные растения: лук.

Особенности внешнего строения этих растений, биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени до семени.

Выращивание: посев, уход, уборка.

Польза овощных растений.

Овощи — источник здоровья (витамины).

Использование человеком. Блюда, приготавливаемые из овощей.

Практические работы: выращивание рассады. Определение основных групп семян овощных растений. Посадка, прополка, уход за овощными растениями на при школьном участке, сбор урожая.

Растения сада

Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, земляника (абрикосы, персики  — для южных регионов).

Биологические особенности растений сада: созревание плодов, особенности размножения. Вредители сада, способы борьбы с ними.

Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму.

Практические работы в саду: вскапывание приствольных кругов плодовых деревьев. Рыхление междурядий на делянках земляники. Уборка

прошлогодней листвы. Беление стволов плодовых деревьев.

Экскурсия в цветущий сад.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

Наименование раздела, темы

Кол – во часов

(всего)

ВВЕДЕНИЕ

1

ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ

8

МНОГООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

20

МНОГОБРАЗИЕ БЕСЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

5

ИТОГО

34

Календарно – тематическое планирование

        

ТЕМА урока

Кол - во

уроков

элементы содержания

требования к уровню подготовки уч - ся

вид контроля

дом. задание

дата проведения

I

1.

ВВЕДЕНИЕ Многообразие живой природы

1

Живая и неживая природа, природные тела живой и неживой природы, представители живой природы,

культурные и дикорастущие растения

характеризовать живую и неживую природу, описывать тел живой и неживой природы, приводить примеры культурных и дикорастущих растения

табличный материал,

составление схемы

«Живая природа»

4 -7

II.

2.

ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ Внешнее строение цветкового растения

1

признаки цветковых

растений

надземные, подземные органы, корень, стебель, листья, плод с семенами, цветок

распознавать и описывать основные органы растения, сравнивать цветковые и бесцветковые растения.

работа с табличным материалом,

тест

с.10 - 12

3.

Цветки и соцветия

1

виды соцветия: кисть, колос, початок, корзинка. Биологическое значение соцветий

распознавать и описывать по рисункам:

  1. типы соцветия
  2. строение цветка ветроопыляемых растений

Лаб. раб. №2 «Изучение органов цветка»

с.15 - 17

4

Строение цветка

1

строение цветка: околоцветник, чашелистики, венчик, пестик (рыльце, завязь),

тычинки (тычиночная нить, пыльник) виды соцветия: кисть, колос, початок,

распознавать и описывать по рисункам:

1.строение цветка

2.строение тычинки и пестика

Лабораторная работа №2 «Строение цветка»

с.18 -20

5.

Распространение плодов и семян

1

способы распространенияплодов: с помощью ветра, с помощью животных, с помощью воды и человека

выделять приспособления для распространения плодов

тест

с.25 -27

6.

Строение семени с одной семядолей

1

признаки растений с одной семядолей: эндосперм, зародышевый корешок, стебелек почечка,

сравнивать растения с одной семядолей по заданным критериям. определять принадлежность растений к классу однодольные растения

Лабораторная работа №3 «Строение семени с одной семядолей»

с. 25 - 26

7.

Строение семени с двумя семядолями

1

признаки растения с двумя семядолями, две семядоли зародышевый корешок, стебелек почечка,

распознавать растения класса двудольные на основе строения семени

Лабораторная работа

№4 «Строение семени с одной семядолей»

с.26 - 29

8.

Виды корней

1

виды корней: главный, боковые, придаточные.

функции корня, корневые системы

распознавать и описывать:

  • виды корней
  • зоны корня

работа с карточками и гербарным материалом

с. 37 - 39

9.

Обобщающий урок по теме «Цветковые растения»

1

Проверка знаний полученных за 1 четверть

III

10.

ЛИСТ Внешнее строение листа

1

функция листа, основные части листа: черешок, листовая пластинка, жилкование листа

распознать и описывать по рисунку или на живых объектах основные части листа

Работа с табличным материалом, зарисовка видовых разнообразий листа в тетрадь

52 - 54

11.

Значение листьев в природе

1

процесс листопада, видоизменения листьев – приспособление к условиям жизни, процесс фотосинтез, глюкоза, пит. в - ва

выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев, описывать процесс образования пит. в – в на свету

 Лаб раб № 5

«Образование пит. в – в на свету»

57 - 59

12.

Листопад и его значение

1

процесс листопада, видоизменения листьев – приспособление к условиям жизни

уметь описывать процесс разрушения хлорофилла

заполнение таблицы на основе материала учебника «листопад»

66 -68

IV.

13.

СТЕБЕЛЬ Строение и значение стебля

1

функции стебля. рост стебля в толщину, участки стебля кора, древесина, сердцевина, камбий

назвать функции стебля, распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля

составление рассказа с использованием таблицы о строение стебля

69 - 70

14.

Разнообразие и видоизменение побегов

1

побег  сложный орган, строение побега: стебель, листья, почки

распознавать и описывать на живых объектах строение:

  • побега
  • почки

Заполнение таблицы «Видоизменение побегов»

74 - 77

15.

Взаимосвязи растений с окружающей их средой обитания

1

окружающая среда, поглощение углекислого газа, очищение воздуха

объяснять влияние окружающей среды на растения

Пользуясь табличными данными составить рассказ о взаимосвязи растений с окружающей средой

84 - 85

16.

МНОГООБРАЗИЕ БАКТЕРИЙ И ГРИБОВ Бактерии их разнообразие и размножение

1

Разнообразие бактерий в природе и жизни человека

работа с табличным материалом, составление рисунка «Строение бактерий»

Составление рассказа по плану

85 - 87

17.

Значение бактерий в природе и в жизни человека

1

Составление рассказа по опорным словам, запись в тетради

Знать основные виды полезных и болезнетворных бактерий

Рассказ по опорным словам и записям в тетради

87 - 89

18.

Грибы, их строение

1

Работа с муляжами грибов, запись в тетради

уметь описывать процесс внешнее строение грибов

Работа с тестовым заданием

90 - 92

19.

1

Составление таблицы

«Ядовитые и съедобные грибы»

выделять условия окружающей среды, влияющие на жизнедеятельность грибов

Тихий опрос

93 - 95

20.

РАСТЕНИЯ Мхи

1

Работа с гербарным материалом, табличными данными, материалом учебника

уметь, пользуясь планом рассказа описывать отдел моховидные растения

Составление рассказа по плану

с. 97 - 99

21.

Папоротники

1

Отработка внешнего строения папоротниковидных растений

Уметь по таблице называть основные органы папоротника

составление рассказа о папоротниковидных растениях с использованием плана

102 - 103

22.

Сосна и ель – хвойные деревья

1

составление рассказа о хвойных растениях по плану

Отличать ель от сосны, знать их отличительные особенности

Тестовое задание

106 - 107

23.

Покрытосеменные – это цветковые растения

1

Особенности внешнего строения покрытосеменных растений

Отличать покрытосеменные растения от голосеменных растений

Работа с программированным заданием – составить график правильных и неправильных ответов

108 - 110

24.

Различия однодольных и двудольных растений

1

Работа с таблицами однодольные и двудольные растения,

запись в тетради

объяснять отличие однодольных и двудольных растений по признакам

Пользуясь табличными данными составить рассказ об отличие однодольных и двудольных растений

112 - 114

25.

Зерновые злаки – ячмень, кукуруза, пшеница, рожь, овес

1

Особенности внешнего строения злаковых культур

объяснять влияние окружающей среды на развитие злаковых растений

Пользуясь табличными данными составить рассказ о строение злаковых растений

118 - 120

26.

Семейство Лилейные                                    

Строение луковицы

1

Особенности внешнего строения лука и чеснока

объяснять влияние окружающей среды на развитие лука и чеснока

Лаб. Работа № 7 «Строение луковицы»

125 - 127

27

Двудольные растенияСемейство Пасленовые

1

Работа с табличными изображениями,

зарисовка в тетрадях

Уметь различать растения семейства Пасленовые

Составить морфологический анализ

130 - 133

28.

Семейство Пасленовые Картофель

1

Составление рассказа по опорным словам, запись в тетради

Знать основные виды правила ухода за картофелем

составление рассказа о картофеле по плану

133 - 135

29.

Двудольные растения семейство Бобовые

1

Работа с табличными изображениями,

зарисовка в тетрадях

Уметь различать растения семейства Бобовые

Составить морфологический анализ

.138 - 140

30.

Двудольные растения Семейство Розоцветные

1

Особенности внешнего строения растений семейства Розоцветные

Уметь различать растения семейства Розоцветные, знать правила ухода за ними

Пользуясь табличными данными составить рассказ о растениях семейства Розоцветные

141 - 143

31.

Двудольные растения Семейство Сложноцветные

1

Особенности внешнего строения растений семейства Сложноцветные

Уметь различать растения семейства Сложноцветные, знать правила ухода за ними

Пользуясь табличными данными составить рассказ о растениях семейства Сложноцветные

144 - 146

32.

Уход за садовыми растениями

1

Отработка основных правил ухода за садовыми растениями

Знать основные правила ухода за садовыми растениями

Рассказ об основных правилах ухода за садовыми растениями

154 - 155

33.

Выращивание комнатных растений

1

Владеть практическими навыками по уходу за комнатными растениями

Самостоятельная посадка комнатных растений

200 - 201

34.

Подготовка цветника к посадке декоративных растений

1

Практическая работа

Владеть навыками подготовки почвы к посеву


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....