Рабочая программа по биологии для 10 класса
рабочая программа по биологии (10 класс)
Рабочая программа по биологии для 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr._po_bio_10-11_fgos_baza_zaharkina.docx | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. А.С. Пушкина»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании методического Заместитель директора по
объединения учебно-воспитательной работе
протокол № Балашова Н.Ф.
от «____» ___________2020г. «____» _________ 2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии (базовый уровень)
Класс: 10-11
Срок реализации: 2 года
Разработчик:
учитель высшей квалификационной категории
Захаркина Елена Станиславовна
г. Калуга
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 29.12.2012г с последующими дополнениями и изменениями;
2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 в ред. от 31.12.2015 г. с последующими дополнениями и изменениями).
Рабочая программа реализуется при использовании учебников «Биология. 10 класс» и «Биология. 11 класс» под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М. Дымшица. М.: Просвещение, 2020.
За основу рабочей программы взята программа курса биологии под редакцией академика Д. К. Беляева и профессора Г. М. Дымшица.М.: Просвещение, 2018.
Программа включает обязательную часть учебного курса, изложенную в «Примерной программе по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)», и рассчитана на 68 ч.
Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач.
Изучение биологии на базовом уровне ориентированно на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета.
В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании:
- научной картины мира;
- функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни;
- навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни;
- экологического сознания;
- ценностного отношения к живой природе и человеку;
- собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.
Изучение биологии создаёт условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информативных компетенций.
Рабочая программа рассчитана на проведение 1 часа классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10-11 классы). Общее число учебных часов за два года обучения составляет 68 ч, из них 34 ч (1 ч в неделю) в 10 классе, 34 ч (1 ч в неделю) в 11 классе.
Учебники:
Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц.Биология 10 класс. Базовый уровень— М.: Просвещение, 2020
Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц. Биология 11 класс. Базовый уровень— М.: Просвещение, 2020
Планируемые результаты изучения курса биологии 10-11 класса:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1.Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
2.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
3.Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
4.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
5.Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
6.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1.Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
2.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных, и искать самостоятельно средства достижения цели.
3.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
1.Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
2.Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
3.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
4.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
5.Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
6. Вычитывать все уровни текстовой информации.
7.Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
1.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты изучения курса "Биология" (базовый уровень):
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
- использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
- приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
- распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
- описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
- классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
- объяснять причины наследственных заболеваний;
- выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
- оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
- объяснять последствия влияния мутагенов;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную); учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
- характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
- сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
- решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
- решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
- решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности.
Содержание рабочей программы
10 класс
Раздел I. Клетка-единица живого. (19 ч)
Тема 1: Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)
Биология как комплекс наук о живой природе.
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные критерии живого. Уровни организации живой природы. Структурные и функциональные основы жизни. Молекулярные основы жизни.
Тема 1. Химический состав клетки (6 ч)
Химические элементы, входящие в состав клетки, их значение. Макроэлементы. Микроэлементы. Ультрамикроэлементы. Неорганические вещества клетки: вода, минеральные соли; их значение для клетки и организма. Молекулярные основы жизни. Биополимеры. Строение и функции углеводов. Строение и функции липидов. Гидрофобность. Белки, их строение, функции. Ферменты. Гормоны. Типы нуклеиновых кислот. Нуклеотиды. Структура и функции ДНК и РНК. АТФ: строение, функция, место синтеза. Витамины. Нанотехнологии в биологии.
Лабораторные и практические работы
- Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях (на примере каталазы).
Тема 2. Структура и функции клетки (3 ч)
Цитология, методы цитологии. Современная клеточная теория. Основные части и органоиды клетки, их функции. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения.Строение и функции органоидов. Ядро. Строение и функции хромосом. Клетки прокариот и эукариот.
Лабораторные и практические работы
- Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений (эпидермис традесканции, кожица лука).
- Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Тема 3. Обеспечение клеток энергией (4 ч)
Жизнедеятельность клетки. Регуляция функций организма, гомеостаз. Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Энергетический обмен. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез.
Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (4 ч) Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Биосинтез белков.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Лабораторные и практические работы
- Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
Демонстрации
Схемы, таблицы, модели, модели молекул.
Раздел II
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 ч)
Тема 5. Размножение организмов (3 ч)
Деление клетки. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки. Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Образование половых клеток и оплодотворение.
Лабораторные и практические работы
- Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
- Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2 ч)
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Зародышевое и постэмбриональное развитие организма. Жизненные циклы разных групп организмов.
Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека.
Демонстрации
Cхемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума).
Раздел IIIОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ(11 ч)
Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (6 ч)
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Лабораторные и практические работы
7. Составление простейших схем скрещивания.
8. Решение элементарных генетических задач.
9. Составление и анализ родословных человека.
Тема 8. Закономерности изменчивости (3 ч)
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Лабораторные и практические работы
10. Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой (на примере гербарных образцов или живых листьев деревьев, крупных семян растений, клубней, луковиц или на примере сравнения антропометрических показателей школьников).
Тема 9. Генетика и селекция (2 ч)
Доместикация и селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Геннаяиклеточнаяинженерия. Клонирование. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.
Демонстрации
Cхемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантныхлиний дрозофилы);модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии.
11 класс
Раздел I ЭВОЛЮЦИЯ (20ч)
Тема 1. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (3 ч)
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции.
Лабораторные и практические работы
- Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).
Тема 2. Механизмы эволюционного процесса (7 ч)
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор—направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях.Изоляция—эволюционныйфактор. Приспособленность—результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологическийпрогресс ибиологический регресс. Микроэволюция и макроэволюция. Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Лабораторные и практические работы
2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).
3. Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
Тема 3. Возникновение жизни на Земле (1 ч)
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.
Тема 4. Развитие жизни на Земле (4 ч)
Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики.
Тема 5. Происхождение человека (5 ч)
Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homо. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы. Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрации
Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).
РазделII.ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 ч)
Тема 6. Экосистемы (7 ч)
Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.
Лабораторные и практические работы
4.Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
5. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
6. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
7. Решение экологических задач.
Экскурсия
Естественные и искусственные экосистемы
Тема 7. Биосфера. Охрана биосферы (2 ч)
Состав и функции биосферы. Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биогеохимические процессы в биосфере.
Тема 8. Влияние деятельности человека на биосферу (2 ч)
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития. Общество и окружающая среда. Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Демонстрации
Cхемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование уроков биологии в 10 классе.
№ | Тема | Количество часов | Лабораторных и практических работ |
Раздел I. Клетка-единица живого (17ч) | |||
1. | Биология как наука. Методы научного познания. | 3 | |
2. | Химический состав клетки. | 6 | 1 |
3. | Структура и функции клетки | 3 | 2 |
4. | Обеспечение клеток энергией | 4 | |
5. | Наследственная информация и реализация ее в клетке. | 4 | 1 |
Раздел II. Размножение и развитие организмов (5ч) | |||
6. | Размножение организмов | 3 | 2 |
7. | Индивидуальное развитие организмов | 2 | |
Раздел III. Основы генетики и селекции (11ч) | |||
8. | Основные закономерности явлений наследственности | 6 | 3 |
9. | Закономерности изменчивости | 3 | 1 |
10. | Генетика и селекция | 2 | |
Итого | 34 | 10 |
Тематическое планирование уроков биологии в 11 классе
№ | Тема | Количество часов | Лабораторных и практических работ | Экскурсий |
РазделI. Эволюция | 20 | |||
1. | Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. | 3 | 1 | |
2. | Механизмы эволюционного процесса | 7 | 2 | |
3. | Возникновение жизни на Земле. | 1 | ||
4. | Развитие жизни на Земле. | 4 | ||
5. | Происхождение человека | 5 | ||
Раздел II. Основы экологии. | 11 | |||
6. | Экосистемы. | 7 | 4 | 1 |
7. | Биосфера. Охрана биосферы | 2 | ||
8. | Влияние деятельности человека на биосферу | 2 | ||
Резерв | 3 | |||
Итого | 34 | 7 | 1 |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
- Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
- Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З. Брема иИ.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
- Г р и н Н. Биология. В 3 т. / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тэйлор. — М.: Мир, 1990
- Егорова Т.А., Кланова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.
- Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В. В. Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.
- Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.
- Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 155с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....