Программа внеурочной деятельности «Петергофская школа Юного исследователя» по направлению - общекультурное для обучающихся 7 классов (количество часов – 34)
рабочая программа (7 класс)
Программа разработана, как нелинейный курс: 1 раз в неделю 34 часа в образовательном учреждении, (16 часов отводится на различные мероприятия, организованные для обучающихся вне образовательного учреждения, в том числе на периоды школьных каникул).
Для реализации программы в виде нелинейного курса возможно совмещение часов для организации встреч с краеведами, людьми творческих профессий, посещения различных мероприятий (мастер-классов, конкурсов, конференций различного уровня, экскурсий в музеи и театры нашего города).
Программа разработана по модульному принципу. Модули программы являются инвариантными, то есть обязательным для реализации. Вариативность программы заключается в возможности реализовывать модули в произвольной последовательности в зависимости от возможностей и предпочтений учителя (экскурсии, встречи, конференции, конкурсы и др.).
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальной работы, работы с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю: в учебном кабинете, в пространстве города, в музеях различного типа, библиотеках, парках; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Группа комплектуется из обучающихся 7-х классов.
Формы проведения занятий – беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс - исследование, коллективные и индивидуальные исследования, выездные музейные занятия, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в различного уровня олимпиадах, конкурсах, проектно - исследовательских работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petergofskaya_shkola_yunyy_issledovatel_7klass_34_chasa_2020-2021.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 411 «Гармония»
с углубленным изучением английского языка
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Разработана и принята решением Педагогического совета ГБОУ школы № 411 «Гармония» Петродворцового района Санкт-Петербурга Протокол от __________ № _____ | Утверждена Приказом от _____________ № ____ Директор ГБОУ школы № 411 «Гармония» Петродворцового района Санкт-Петербурга _________________ И.В. Носаева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Петергофская школа Юного исследователя»
по направлению - общекультурное
для обучающихся 7 классов
(количество часов – 34)
на 2021/2022учебный год
Составители:
Шибанова В.В.,
учитель музыки
Согласовано
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
ГБОУ школы № 411 «Гармония»
Петродворцового района Санкт-Петербурга
______________________ Н.С. Илатовская
«________»______________ ________г.
Санкт-Петербург
2021
1. Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся 7 классов основной школы. Современные стандарты образования требуют развития новых способов педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческих способностей, самостоятельности.
Направленность программы внеурочной деятельности – общекультурная.
Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно - деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся. Исследовательская и проектная деятельность являются средством освоения действительности и его главные цели – развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
Актуальность курса.
Проектно-исследовательская деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. С помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность.
Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.
Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.
Цели:
• Формирование УУД обучающихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для научно-исследовательской и проектной деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к саморазвитию, самостоятельности, целеустремленности, преодоление трудностей;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значения наук в жизни общества, понимание значимости инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания;
- развитие компетентности общения;
• Овладение обучающимися продуктивно - ориентированной деятельностью при помощи поэтапного освоения:
- основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;
- методов определения конкретного пользователя продукта проекта или исследования;
- технологий анализа инновационного потенциала продукта
• Развитие творческих способностей инновационного мышления обучающихся.
• Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет многообразия поставленных задач и целей учебно- исследовательской и проектной деятельности.
Задачи:
• Обучение целеполаганию, планированию, контролю.
• Овладение приемами работы с неструктурированной информацией, применение различных методов исследования (анкетирование, интервьюирование и т.д. анализ информации, интерпретация);
• Обучение методам творческого решения проектных задач;
• Формирование конструктивного отношения к работе;
• Создание условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.
Принципы организации управления проектно - исследовательской деятельностью:
• Доступности - освоение материала с учетом возрастных и индивидуальных способностей
• Естественности - тема исследования должна быть интересной и актуальной для ученика
• Наглядности или экспериментальности - позволяет учащемуся выходить за рамки созерцательного восприятия и экспериментировать.
• Осмысленности - деятельность учащихся должна ими быть осмыслена.
• Культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов.
• Принцип успешности - и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Формы и режим занятий
Программа разработана, как нелинейный курс: 1 раз в неделю 34 часа в образовательном учреждении, (16 часов отводится на различные мероприятия, организованные для обучающихся вне образовательного учреждения, в том числе на периоды школьных каникул).
Для реализации программы в виде нелинейного курса возможно совмещение часов для организации встреч с краеведами, людьми творческих профессий, посещения различных мероприятий (мастер-классов, конкурсов, конференций различного уровня, экскурсий в музеи и театры нашего города).
Программа разработана по модульному принципу. Модули программы являются инвариантными, то есть обязательным для реализации. Вариативность программы заключается в возможности реализовывать модули в произвольной последовательности в зависимости от возможностей и предпочтений учителя (экскурсии, встречи, конференции, конкурсы и др.).
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальной работы, работы с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю: в учебном кабинете, в пространстве города, в музеях различного типа, библиотеках, парках; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Группа комплектуется из обучающихся 7-х классов.
Формы проведения занятий – беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс - исследование, коллективные и индивидуальные исследования, выездные музейные занятия, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в различного уровня олимпиадых, конкурсах, проектно - исследовательских работ.
Технологии, методики:
• уровневая дифференциация;
• проблемное обучение;
• моделирующая деятельность;
• поисковая деятельность;
• информационно-коммуникационные технологии.
2. Планируемые результаты внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные). Ожидаемые результаты. Система отслеживания и оценивания результатов.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия.
Выпускник научится:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в соответствии с конкретными условиями;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
3. Содержание курса внеурочной деятельности (с указанием форм ее организации и видов деятельности)
1. Что такое проектно-исследовательская деятельность? 4 часа
Введение в проектную деятельность? Классификация проектов (1 час) Какие бывают проекты. Что такое исследование. (1 час) Отличие проекта от исследовательской работы (1 час), занятие – практикум –современна, востребована ли идея ? Работа над проектом. Планирование (1 час).
2. Этапы работы над исследованием 10 часов (
Основы исследовательской деятельности. Как выбрать тему исследования? (1 час)
Занятие-практикум - цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость (1 час). 1.Найти проблему - что надо изучать. (2 часа)
2. Тема — как это назвать.
3. Актуальность — почему эту проблему нужно изучать.
4. Цель исследования — какой результат предполагается получить.
5. Гипотеза — что не очевидно в объекте.
6. Новизна — что нового обнаружено в ходе исследования. (1 час)
7. Задачи исследования — что делать — теоретически и экспериментально.
8. Литературный обзор — что уже известно по этой проблеме.
9. Методика исследования — как и что исследовали.
10.Результаты исследования — собственные данные. (1 час)
11.Выводы - краткие ответы на поставленные задачи. (1 час)
12.Значимость — как влияют результаты на практику.
Библиотечное занятие «Учимся выбирать дополнительную литературу» (1 час) Разыскание и изучение литературных, статистических, картографических, мемориальных и прочих материалов и документов, Знакомство с информационными справочниками. (1 час)
Библиотечное занятие - основы библиотечно-библиографической грамотности (источник и историография, оформление ссылок и списка литературы, архивные материалы и периодическая печать, достоверность, объективность и важность источников и историографии) . (1 час)
3. Оформление исследовательской работы 4 часа
Требования и правила оформления текстов исследовательских работ (1 час)
Занятие-практикум «Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации». Необходим поиск книг, журнальных и газетных статей, интернет источников. (1 час)
Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план) (1 час)
Роль ИКТ в научно – исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. Возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации. (1час)
4. Индивидуальные консультации ( в течение года) 10 часов Осмысление собранного материала: сравнение; измерение; анализ и синтез; обобщение; аналогия; моделирование. Проверка и уточнение фактов: критика, уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов; проверка на практике. Подготовка к публичному выступлению на конкурсе, конференции, олимпиаде.
5. Представление результатов проектно – исследовательской работы 6 часов
- Структура содержания исследовательской работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, принципы деления на главы (параграфы), заключение, список использованной литературы и источников). ( 1 час)
- Правила оформления текста (формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения). ( 1 час)
- Использование различных технических средств для представления результатов работы (PowerPoint-презентация работы, таблицы, карты). ( 1час)
- Культура выступления и ведения дискуссии. Коммуникативные тренинги. Подготовка и оформление презентации и доклада. ( 1 час)
4. Учебно-тематическое планирование (с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы), календарно-тематическое планирование.
Учебно-тематическое планирование
№ раздела/ темы | Наименование разделов | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1 | ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? | 4 | 3 | 1 |
2 | ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАНИЕМ | 10 | 4 | 6 |
3 | ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ | 4 | 3 | 1 |
4 | ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ( в течении года) | 10 | 5 | 5 |
5 | ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ | 6 | 2 | 4 |
Всего | 34 | 17 | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Введение в проектную деятельность? | беседа | ||
2 | Классификация проектов | занятие-практикум | ||
3 | Что такое исследование | беседа, дискуссии | ||
4 | Работа над проектом. Планирование. | занятие-практикум | ||
5 | Как выбрать тему исследования, проекта? | занятие-практикум | ||
6 | Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость). | занятие-практикум | ||
7 | Учимся выбирать дополнительную литературу .Знакомство с информационными справочниками | библиотечное занятие | ||
8 | Индивидуальные консультации по выбранной тематике. | консультация | ||
9 | Индивидуальные консультации по выбранной тематике. | консультация | ||
10 | Основы библиотечно-библиографической грамотности (источник и историография, оформление ссылок и списка литературы, архивные материалы и периодическая печать, достоверность, объективность и важность источников и историографии). (работа в библиотеке) | беседа, урок-презентация | ||
11 | Роль ИКТ в научно – исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. (Возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации). | занятие-практикум | ||
12 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | занятие-практикум | ||
13 | Индивидуальные консультации по выбранной тематике. | консультация | ||
14 | Индивидуальные консультации по выбранной тематике. | консультация | ||
15 | Структура содержания исследовательской работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, принципы деления на главы (параграфы), заключение, список использованной литературы и источников). | занятие-практикум | ||
16 | Правила оформления текста (формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения). | занятие-практикум | ||
17 | Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план) | занятие-практикум | ||
18 | Использование различных технических средств для представления результатов работы (PowerPoint-презентация работы, таблицы, карты). | занятие-практикум | ||
21 | Культура выступления и ведения дискуссии. | занятие-тренинг | ||
22 | Коммуникативный тренинг. | занятие-тренинг | ||
23 | Подготовка и оформление презентации и доклада | консультация | ||
24 | Подготовка и оформление презентации и доклада. (Индивидуальные консультации) | консультация | ||
25 | Подготовка и оформление презентации и доклада. | ИКТ-презентация | ||
26 | Индивидуальные консультации | консультация | ||
27 | Индивидуальные консультации | консультация | ||
28 | Структура содержания работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, принципы деления на главы (параграфы), заключение, список использованной литературы и источников). | занятие-практикум | ||
29 | Правила оформления текста (формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения). | занятие-практикум | ||
30 | Использование различных технических средств для представления результатов работы (PowerPoint-презентация работы, таблицы, карты). | занятие-практикум | ||
31 | Культура выступления и ведения дискуссии. Коммуникативные тренинги. Подготовка и оформление презентации и доклада. | занятие-практикум | ||
32 | Тренировочная защита проекта/исследования | занятие-практикум | ||
33 | Индивидуальные консультации | консультация | ||
34 | Индивидуальные консультации | консультация | ||
ИТОГО | 34 |
5. Перечень учебно-методических средств обучения
Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор). Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах
1. Литература для учителя
1. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин. – 9-е изд. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009
2. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
3. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
4. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
5. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
6. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
7. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
8. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
10. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
2. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
3. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
1. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвеще-ние, 1991.
3. Жигулев Л. А., Лукичева Е. Ю., Степанова Г. Н. Направления проектирования работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности. // Л. А. Жигулев, Е. Ю. Лукичева, Г. Н. Степанова: методические рекомендации. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 80 с.
4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
5. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
8. Степанова Г. Н., Лукичева Е. Ю. Воспитательный и развивающий потенциал предметов физико-математического цикла: монография/ Г. Н. Степанова, Е. Ю. Лукичева. – СПб.: СПб АППО, 2014. – 104 с. – (Научные школы академии)
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
2. Интернет-ресурсы
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
2. Федеральный портал РЭШ
3. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по ФГОС «Юный эколог – исследователь»
Каким будет общество завтра, зависит какое образование мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предме...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в рамках ФГОС туристско-краеведческого направления «НАШ КРАЙ» 5 класс
Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» для 6 класса
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМУ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ...
Программа внеурочной деятельности по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов
Внеурочная деятельность по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов...
Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» с организацией полевых практических занятий экологической направленности для детей 14-16 лет
Рабочая программа разработана в опорой на Программу курса биологии «Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечника (разделы «Экосистемный уровень» и «Биосферный урове...
Использование свободной (фасилитированной) дискуссии на занятиях внеурочной деятельности по программе «Петергофская школа юного исследователя» (подготовка обучающихся к районному и региональному этапам ВОШ по искусству)
Метод фасилитированная дискуссия хорош на уроках и внеурочной деятельности именно тогда, когда нужно организовать активную работу в группах. Каждый участник может высказаться, поделиться своими ...
Феномен стрит-арта в мире «Петергофская школа юного исследователя» (подготовка обучающихся к этапам ВОШ по искусству)
Тема - Зачем нужно современное искусство и как его понимать? (на примере творчества Бэнкси)Цель - Формирование представления о том, что в современное время искусство раздвигает границы, повышается...