Рабочая программа факультативного курса по биологии «Удивительные животные» в 7 классе
методическая разработка по биологии (7 класс)
В школьном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о живой природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
Данный курс позволяет не только рассматривать мир животных в его разнообразии, но и знакомит детей с удивительными фактами, которые повышают интерес к предмету. Курс способствует развитию эрудированности ребенка, умению нестандартно мыслить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_7_klass.docx | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
(полного дня художественно – эстетического направления)»
г. Сарапула Удмуртской Республики
«Утверждена»
Директор школы
________/Марьина Г.С./
Приказ №______________
«____» _______________201___г.
«Согласована»
Заместитель директора по НМР
_______________Е.В.Деветьярова
Рассмотрена на заседании
методического объединения
протокол № ___ от________
Рабочая программа
факультативного курса по биологии
«Удивительные животные»
в 7 классе
Составитель: Зарипова С.В.
Пояснительная записка
…природа как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей
В.А. Сухомлинский
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по биологии» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, (с изменениями на 29 июня 2017 года);
-Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- авторской программы 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК под ред. В. В. Пасечника: учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М.: Дрофа, 2017. — 54, [1] с.
- Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
- Предпрофильное обучение. Сборник 1/авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2007. – 176с.
В школьном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о живой природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
Данный курс позволяет не только рассматривать мир животных в его разнообразии, но и знакомит детей с удивительными фактами, которые повышают интерес к предмету. Курс способствует развитию эрудированности ребенка, умению нестандартно мыслить.
Изучение животного мира родного края оставит большой след в жизни учащихся, они с гордостью будут рассказывать о своем крае и вырастут не равнодушными к малой родине.
Программа факультативных занятий, предполагает и самостоятельную работу учащихся с дополнительной литературой.
Цель курса состоит в расширении и углублении знаний о животном мире, об особенностях строения организмов, об их питании и приспособлении к изменениям окружающей среды.
Учитывая это, были определены следующие задачи курса:
- сформировать у учащихся систему представлений о мире животных;
- развить познавательный интерес и любовь к животным;
- сформировать систему представлений об экологически грамотном взаимодействии между человеком и животными, о мерах по сохранению животного мира.
Успешность освоения курса заключается в наблюдении и мягкой корректировке самостоятельной деятельности учащихся. Эффективность обучения может быть усилена предложением подготовить викторины, конкурсы, вопросы для олимпиад, биологические задачи на основе собранной информации. Творческие работы будут свидетельствовать о результативности освоения программы курса.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Факультативные занятия предполагают, наряду с теоретическими уроками, широкое использование экскурсий, наблюдений, практических работ по определению животных и следов их обитания, а также проведение природоохранных мероприятий.
Место элективного курса в учебном плане
Факультативный курс для учащихся 7 класса «Удивительные животные» входит в образовательную область «Биология» и является компонентом образовательного учреждения.
Программа рассчитана на 34 часа в год, что составляет 1 час в неделю.
Ожидаемые результаты
Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:
- работать с дополнительной литературой;
- самостоятельно готовить доклады и сообщения;
- работать с определителем животных.
Содержание программы
№ п/п | Название темы | Кол-во занятий | Из них: | ||
Теоретических занятий | Практических занятий | Экскурсий в том числе видео экскурсий | |||
1. | Среды жизни и их обитатели | 3 | 1 | 1 | 1 |
2. | Гиганты и карлики в мире животных | 4 | 3 | 1 | |
3. | Одетые в броню. Рождающие мел | 3 | 2 | 1 | |
4. | Ядовитые животные | 4 | 2 | 1 | 1 |
5. | Животные - рекордсмены | 3 | 2 | 1 | |
6. | Животные-строители | 2 | 1 | 1 | |
7. | Заботливые родители | 3 | 2 | 1 | |
8. | Язык животных | 3 | 1 | 1 | 1 |
9. | Животные - понятливые ученики | 3 | 1 | 1 | 1 |
10. | Животные - герои песен, сказок и легенд | 2 | 2 | ||
11. | Животные – символы | 2 | 1 | 1 | |
12. | Вымершие и самые редкие животные планеты | 2 | 1 | ||
Итого: | 34 | 18 | 7 | 9 |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Тема 1. Среды жизни и их обитатели (3 часа) | |||
1 | Среды жизни и их обитатели | 1 | Фронтальный опрос. |
2 | Разнообразие форм животного мира | 1 | Сообщения обучающихся. |
3 | Экскурсия «Среды жизни животных»» | 1 | Отчёт по экскурсии |
Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных (4 часа) | |||
4 | Могучие крылья и плавники. Гиганты в мире животных. | 1 | Фронтальный опрос |
5 | Гиганты моря. Акулы и киты. | 1 | Презентация «Гиганты в мире животных» Тематический опрос |
6 | Животные – карлики. Колибри, камышовая мышь, простейшие, насекомые | 1 | Наглядный материал Сообщения обучающихся |
7 | Видеоэкскурсия «Обитатели морей и океанов» | 1 | Обсуждение видеофильма |
Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел (3 часа) | |||
8 | Перья, иглы и броня. Значение разнообразия внешних покровов | 1 | Фронтальный опрос |
9 | Защитные покровы животных, относительность их защиты | 1 | Сообщения обучающихся |
10 | Видеоэкскурсия «Защитные покровы животных» | 1 | Обсуждение видеофильма |
Тема 4. Ядовитые животные (4 часа) | |||
11 | Ядовитые и опасные животные планеты | 1 | Самостоятельная работа |
12 | Видеоэкскурсия «Самые опасные животные на планете» | 1 | Обсуждение видеофильма |
13 | Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности | 1 | Сообщения обучающихся |
14 | Практическая работа №1 «Опасные и ядовитые животные Сарапульского района» | 1 | отчёт по практической работе |
Тема 5. Животные рекордсмены (3 часа) | |||
15 | Самые сильные и быстрые животные планеты | 1 | Сообщения обучающихся |
16 | Спортивные рекорды животных | 1 | Фронтальный опрос |
17 | Видеоэкскукрсия «Животные рекордсмены» | 1 | Обсуждение видеофильма |
Тема 6. Животные-строители (2 часа) | |||
18 | Животные строители, многообразие используемого материала | 1 | Фронтальный опрос |
19 | Практическая работа №2 «Изучение свойств природного строительного материала животных» (воска, гнезд птиц, домика ручейников, плотины бобров и т. д.) с просмотром фильма | 1 | Отчёт по практической работе |
Тема 7. Заботливые родители (3 часа) | |||
20 | Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве | 1 | Фронтальный опрос |
21 | Забота о потомстве и плодовитость | 1 | Сообщения обучающихся |
22 | Видеоэкскурсия «Забота о потомстве у животных» | 1 | Обсуждение видеофильма |
Тема 8. Язык животных (3 часа) | |||
23 | Язык и общение животных. Способность животных к символизации | 1 | Тематический опрос |
24 | Видеоэкскурсия «Звуковая сигнализация в жизни животных» | 1 | Обсуждение видеофильма |
25 | Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?» | 1 | Фронтальный опрос |
Тема 9. Животные - понятливые ученики (3 часа) | |||
26 | Интеллект животных. Способность к обучению | 1 | Презентация «Приматы». Сообщения обучающихся |
27 | Практическая работа №3 «Исследование поведения животного» (кошки, собаки) | 1 | Отчёт по практической работе |
28 | Видеоэкскурсия «Талантливые животные»,«Сверхъестественные способности животных» | 1 | Обсуждение видеофильма |
Тема 10. Животные - герои песен, сказок и легенд (2 часа) | |||
29 | Животные – герои народных сказок | 1 | Сообщения обучающихся |
30 | Животные – герои песен и легенд | 1 | Фронтальный опрос |
Тема 11. Животные – символы (2 часа) | |||
31 | Животные на гербах и флагах стран мира | 1 | Фронтальный опрос |
32 | Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных | 1 | Фронтальный опрос |
Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты (3 часа) | |||
33 | Видеоэкскурсия Вымершие животные нашей планеты | 1 | Обсуждение видеофильма Фильм «9 видов животных, вымерших за нашу жизнь» |
34 | Видеоэкскурсия Самые редкие животные нашей планеты | 1 | Обсуждение видеофильма Фильм «Самые редкие животные нашей планеты» |
35 | Итоговое занятие. Викторина «Удивительные животные» | 1 | Фронтальный опрос Карточки-задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс по биологии "Удивительные животные", 7 класс
Факультативный курс по биологии "Удивительные животные" для обучающихся 7 класса...
Рабочая программа курса английского языка для 7класса общеобразовательных учреждений к УМК " Английский язык " О.В. Афанасьева , И.В. Михеева
Рабочая программа составлена по ФГОСТ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Фантазия" 6-7класс
Дополнительная общеобразовательная программа по конструированию и моделированиюодежды «Фантазия» социально-педагогического направления разработана на основе: примернойпрограммы внеурочной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по биологии «Удивительные животные»
Программа факультативного курса «Удивительные животные» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования, в рамках Презид...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Важное о важном" 7класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Важное о важном» (во внеурочной деятельности есть следующие направления: духовно-нравственное, социальное) рассчитана на один год, ор...
Рабочая программа курса по физике 7класс «Практикум по решению задач»
Рабочая программа курса по физике 7класс «Практикум по решению задач»...