Факультативный курс по биологии "Удивительные животные", 7 класс
элективный курс по биологии (7 класс) по теме
Факультативный курс по биологии "Удивительные животные" для обучающихся 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_udivitelnye_zhivotnye.docx | 42.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на м/о учителей естественно-научного цикла Протокол №___ от «___»______________г. Руководитель м/о__________Е.А. Еремеева «____»______________20___г. | Согласовано заместитель директора по УВР ________________ С.В. Талалова «____»____________20__ г. | Утверждено на Педагогическом совете Протокол №___ от _____________________г. Директор школы ________________ С.В. Иванова «____»_____________20___ г. |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Троицко-Сунгурская средняя общеобразовательная школа
Новоспасского района Ульяновской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по биологии
«Удивительные животные»
7 класс
Учитель: Кривова Лилия Алексеевна
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Удивительные животные» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования, в рамках Президентской программы «Дети России», федеральной целевой, региональной, муниципальной и школьной программ «Одарённые дети» национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» «Система поддержки талантливых детей» и способствует их успешной реализации.
Факультативный курс составлен на основе Программы элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1/авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2007. – 176с.
Программа предусматривает развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности и интересы детей, обеспечивает научное, методическое и информационное сопровождение работы учителя со способными и одарёнными детьми.
Программа включает: пояснительную записку; учебный план, основное содержание курса, тематическое планирование с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки учащихся, ожидаемые результаты факультативного курса, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки, список литературы.
Курс «Удивительные животные» включает использование разнообразного демонстрационного материала.
Программа факультативных занятий, предполагает и самостоятельную работу учащихся с дополнительной литературой.
Занятия рассчитаны на 34 часа для учащихся 7 класса основной школы.
Срок проведения занятий с сентября по май.
Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу или через неделю по 2 часа.
Цель курса – формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника. Логика изучения животных основана на схеме: среда обитания, особенности строения, уникальные особенности строения, уникальные особенности поведения, значение в жизни человека (животные – символы). В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации (фильмы, экскурсии, книги, рассказы ученых и т.д.).
Задачи:
- сформировать у учащихся систему представлений о мире животных как родной страны, так и планеты в целом;
- развить познавательный интерес и любовь к животным;
- сформировать систему представлений об экологически грамотном взаимодействии между человеком и животными, о мерах по сохранению животного мира.
Успешность освоения курса изучается в процессе педагогического наблюдения за поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, ее интерпретацией и представлением. Актуальность поисковой деятельности может быть усилена предложением подготовить викторины, конкурсы, вопросы для олимпиад, биологические задачи на основании собранной информации. Эти творческие работы будут свидетельствовать о результативности освоения программы курса.
Курс способствует:
-развитию познавательных навыков учащихся, умений, самостоятельно конструировать знания и ориентироваться в информационном пространстве;
-развитию форм творческой, исследовательской активности учащихся;
-созданию творческой среды для проявления и реализации способностей каждого ребенка, стимулированию и выявлению достижений одаренных школьников.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Факультативные занятия предполагают, наряду с теоретическими уроками, широкое использование экскурсий, наблюдений, практических работ по определению животных и следов их обитания, а также проведение природоохранных мероприятий.
Главными целями факультативного курса являются:
- Воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих научных убеждений учащихся на основе осмысления ими этических норм и правил отношения к природе, человеку более широкому практическому применению биологических знаний как научной основы отдельных отраслей современного производства, рационального природопользования.
- Овладение умениями и навыками самостоятельного поиска, систематизации и комплексного анализа биологической информации;
- Формирование экологического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их целостной картины взаимосвязи человека и природы, сопоставлять различные версии и оценки последствий взаимодействия природы и общества, определять собственное, отношение к проблемам прошлого и современности; проявлять личное отношение к сохранению окружающей среды
- Воспитание у учащихся активной жизненной позиции любви к родному краю, к своей земле, к родному дому;
Ожидаемые результаты
Результаты изучения факультативного курса направлены на реализацию деятельностного и личностно - ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.
Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:
- Работать с дополнительной литературой;
- Самостоятельно готовить доклады и сообщения;
- Работать с определителем животных;
- Изготавливать гербарии;
- Подводить итоги и делать выводы.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 7 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во занятий | Из них: | ||
Теоретических занятий | Практических занятий | Экскурсий в том числе видео экскурсий | |||
1. | Среды жизни и их обитатели | 3 | 1 | 1 | 1 |
2. | Гиганты и карлики в мире животных | 4 | 3 | 1 | |
3. | Одетые в броню. Рождающие мел | 3 | 2 | 1 | |
4. | Ядовитые животные | 4 | 2 | 1 | 1 |
5. | Животные - рекордсмены | 3 | 2 | 1 | |
6. | Животные-строители | 2 | 1 | 1 | |
7. | Заботливые родители | 3 | 2 | 1 | |
8. | Язык животных | 3 | 1 | 1 | 1 |
9. | Животные - понятливые ученики | 3 | 1 | 1 | 1 |
10. | Животные - герои песен, сказок и легенд | 2 | 2 | ||
11. | Животные – символы | 2 | 1 | 1 | |
12. | Вымершие и самые редкие животные планеты | 3 | 1 | 1 | |
Итого: | 35 | 19 | 7 | 9 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 7 КЛАСС
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Методы обучения | Формы организации деятельности | Оборудование, ресурсы | Формы контроля | Дата |
Тема 1. Среды жизни и их обитатели (3 часа) | |||||||
1.1. | Среды жизни и их обитатели | 1 | Беседа, познавательная игра | Урок-викторина «Знаете ли вы животных?» | Карточки-задания | Фронтальный опрос | |
1.2. | Разнообразие форм животного мира | 1 | Работа с доп.литературой, беседа | Комбинированный урок | Таблицы, слайды, фотографии | Сообщения обучающихся | |
1.3. | Экскурсия «Среды жизни животных Ульяновской области»» | 1 | Наблюдение за объектами | Урок-экскурсия | Инструктивные карточки | Отчёт по экскурсии | |
Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных (4 часа) | |||||||
2.1. | Могучие крылья и плавники. Гиганты в мире животных. | 1 | Беседа, демонстрация | Урок-беседа | Презентация «Гиганты в мире животных» | Фронтальный опрос | |
2.2. | Гиганты моря. Акулы и киты. | 1 | Беседа, дискуссия, демонстрация | Комбинированный урок | Презентация «Гиганты в мире животных» | Тематический опрос | |
2.3. | Животные – карлики. Колибри, камышовая мышь, простейшие, насекомые | 1 | Работа с доп.литературой, рассказ | Урок обобщения | Наглядный материал | Сообщения обучающихся | |
2.4. | Видеоэкскурсия «Обитатели морей и океанов» | 1 | наглядный | Урок-видеоэкскурсия | Фильм «Обитатели морей и океанов» | Обсуждение видеофильма | |
Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел (3 часа) | |||||||
3.1. | Перья, иглы и броня. Значение разнообразия внешних покровов | 1 | Беседа, демонстрация | Урок-беседа | Презентация «Защитные покровы животных» | Фронтальный опрос | |
3.2. | Защитные покровы животных, относительность их защиты | 1 | Работа с доп.литературой, дискуссия | Проблемный урок | Презентация «Защитные покровы животных» | Сообщения обучающихся | |
3.3. | Видеоэкскурсия «Защитные покровы животных» | 1 | наглядный | Урок- видеоэкскурсия | Фильм | Обсуждение видеофильма | |
Тема 4. Ядовитые животные (4 часа) | |||||||
4.1. | Ядовитые и опасные животные планеты | 1 | Беседа, демонстрация | Комбинированный урок | Презентация «10 самых опасных животных планеты» | Самостоятельная работа | |
4.2. | Видеоэкскурсия «Самые опасные животные на планете» | 1 | наглядный | Урок-видеоэкскурсия | Фильмы «Самые опасные животные в мире», «Смертельно опасные животные» | Обсуждение видеофильма | |
4.3. | Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности | 1 | Работа с доп.литературой, демонстрация | Комбинированный урок | Таблицы, слайды, фотографии | Сообщения обучающихся | |
4.4. | Практическая работа №1 «Опасные и ядовитые животные Ульяновской области» | 1 | практический | Практическая работа | Фотографии, муляжи опасных и ядовитых животных Ульяновской области | отчёт по практической работе | |
Тема 5. Животные – рекордсмены (3 часа) | |||||||
5.1. | Самые сильные и быстрые животные планеты | 1 | Беседа, демонстрация | Урок-беседа | Слайды, фотографии | Сообщения обучающихся | |
5.2. | Спортивные рекорды животных | 1 | познавательная игра, дискуссия | Комбинированный урок | Слайды, фотографии | Фронтальный опрос | |
5.3. | Видеоэкскукрсия «Животные рекордсмены» | 1 | наглядный | Урок - видеоэкскурсия | Фильм «Рекорды животного мира» | Обсуждение видеофильма | |
Тема 6. Животные-строители (2 часа) | |||||||
6.1. | Животные строители, многообразие используемого материала | 1 | Беседа, видеометод, демонстрация | видеоурок | Фильм «Животные строители. Принципы архитектуры животных» | Фронтальный опрос | |
6.2. | Практическая работа №2 «Изучение свойств природного строительного материала животных» (воска, гнезд птиц, домика ручейников, плотины бобров и т. д.) с просмотром фильма | 1 | практический | Практическая работа | Фильм «Животные строители. Принципы архитектуры животных», природный строительный материал | Отчёт по практической работе | |
Тема 7. Заботливые родители (3 часа) | |||||||
7.1. | Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве | 1 | Беседа, иллюстрация | Урок-беседа | Слайды, таблицы, фотографии | Фронтальный опрос | |
7.2. | Забота о потомстве и плодовитость | 1 | Работа с доп.литературой, иллюстрация | Проблемный урок | Слайды, таблицы, фотографии | Сообщения обучающихся | |
7.3. | Видеоэкскурсия «Забота о потомстве у животных» | 1 | наглядный | Урок-видеоэкскурсия | Фильмы «Забота о потомстве», «Животные -родители» | Обсуждение видеофильма | |
Тема 8. Язык животных (3 часа) | |||||||
8.1. | Язык и общение животных. Способность животных к символизации | 1 | Комбинированный урок | Доп. литература, слайды | Тематический опрос | ||
8.2. | Видеоэкскурсия «Звуковая сигнализация в жизни животных» | 1 | наглядный | Урок-видеоэкскурсия | Фильмы «Язык животных», «Изучаем голоса животных» | Обсуждение видеофильма | |
8.3. | Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?» | 1 | Познавательная игра | Урок-викторина | Презентация «Изучаем голоса птиц» | Фронтальный опрос | |
Тема 9. Животные - понятливые ученики (3 часа) | |||||||
9.1. | Интеллект животных. Способность к обучению | 1 | Работа с доп.литературой, дискуссия | Комбинированный урок | Презентация «Приматы» | Сообщения обучающихся | |
9.2. | Практическая работа №3 «Исследование поведения животного» (кошки, собаки) | 1 | практический | Практическая работа | Методика изучения поведения | Отчёт по практической работе | |
9.3. | Видеоэкскурсия «Талантливые животные», «Сверхъестественные способности животных» | 1 | наглядный | Урок -видеоэкскурсия | Фильмы «Познакомьтесь с говорящей гориллой Коко», «Думают ли животные» | Обсуждение видеофильма | |
Тема 10. Животные - герои песен, сказок и легенд (2 часа) | |||||||
10.1. | Животные – герои народных сказок | 1 | Беседа, работа с доп.литературой | Урок-беседа | Доп.литература | Сообщения обучающихся | |
10.2. | Животные – герои песен и легенд | 1 | Беседа, работа с доп.литературой | Комбинированный урок | Доп.литература | Фронтальный опрос | |
Тема 11. Животные – символы (2 часа) | |||||||
11.1. | Животные на гербах и флагах стран мира | 1 | Рассказ, иллюстрация | Комбинированный урок | Презентация «Животные – символы стран мира» | Фронтальный опрос | |
11.2. | Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных | 1 | Познавательная игра | Игровой урок | Набор пословиц и поговорок | Фронтальный опрос | |
Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты (3 часа) | |||||||
12.1. | Видеоэкскурсия Вымершие животные нашей планеты | 1 | наглядный | Урок-видеоэкскурсия | Фильм «9 видов животных, вымерших за нашу жизнь» | Обсуждение видеофильма | |
12.2. | Видеоэкскурсия Самые редкие животные нашей планеты | 1 | наглядный | Урок- видеоэкскурсия | Фильм «Самые редкие животные нашей планеты» | Обсуждение видеофильма | |
12.3. | Итоговое занятие. Викторина «Удивительные животные» | 1 | Познавательная игра | Урок-викторина | Карточки-задания | Фронтальный опрос |
Содержание курса «Удивительные животные», 7 класс
Общее количество – 35 часов
Тема 1. Среды жизни и их обитатели (3 ч)
Обитатели водной, наземно–воздушной, почвенной сред. Разнообразие форм животного мира.
Викторина «Знаете ли вы животных?»
Экскурсия «Среды жизни животных Ульяновской области»
Тема 2. Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч)
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи, страусы, белуга). Коловратки, жук-водолюб, жук-олень, жук-носорог, уссурийский усач, дальневосточные кальмары. Животные –карлики: простейшие, колибри, королек, камышовая мышь, насекомые.
Видеоэкскурсия «Обитатели морей и океанов».
Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел (3 ч)
Перья, иглы и броня. Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Значение разнообразных внешних покровов. Надежность и уязвимость защиты.
Видеоэкскурсия «Защитные покровы животных».
Тема 4. Ядовитые животные (4 ч)
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности.
Видеоэкскурсия «Самые опасные животные на планете».
Практическая работа №1 «Опасные и ядовитые животные Ульяновской области».
Тема 5. Животные – рекордсмены (3 ч)
Самые сильные и быстрые животные планеты. Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Видеоэкскурсия «Животные – рекордсмены»
Тема 6. Животные – строители (2 ч)
Многообразие используемого животными строительного материала. Пауки, пчелы, птицы, бобры.
Практическая работа №2 «Изучение свойств природного строительного материала животных»
Тема 7. Заботливые родители (3 ч)
Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве. Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости. Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
Видеоэкскурсия «Забота о потомстве у животных»
Тема 8. Язык животных (3 ч)
Язык и общение животных. Способность животных к символизации. Язык животных и методы его изучения. Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Видеоэкскурсия «Звуковая сигнализация в жизни животных».
Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?».
Тема 9. Животные – понятливые ученики (3 ч)
Интеллект животных. Способность к обучению. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
Практическая работа №3 «Исследование поведения у домашних животных. Выработка условного рефлекса».
Видеоэкскурсия «Талантливые животные», «Сверхъестественные способности у животных».
Тема 10. Герои песен, сказок и легенд (2 ч)
Животные – герои народных сказок. Животные – герои легенд и русско-народных песен.
Тема 11. Животные – символы (2 ч)
Изображение животных на гербах и флагах стран мира.
Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных.
Презентация «Животные – символы стран»
Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты (3ч)
Вымершие и редкие животные нашей планеты, причины сокращения численности и вымирания животных. Государственная политики по охране животных. Красная книга МСОП.
Итоговое занятие, заслушивание докладов и сообщений.
Список литературы
1. Гричик, В. В. Осенняя экологическая экскурсия в сосновый лес для учащихся 7 класса / В. В. Гричик, М. А. Джус, М. Ю. Немчинов // Бiялогiя: праблемы выкладання. – 2008. – № 4. – С. 44–54.
2. В. Калашников. Загадки живой природы. Животный мир.- М.: Белый город, 2011г. – 189с.
3. Козлов, М. А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных / М. А. Козлов, И. М. Олигер. – М.: Просвещение, 1991.
4. Конюшко, В. С. Страницы экологического краеведения / В. С. Конюшко, А. А. Лешко, С. В. Чубаро. – Минск: НИО, 2009.
5. Тихонов А.В. Животные мира. Красная книга. Евразия. Млекопитающие. Птицы/ А.В. Тихонов – Москва: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012г.- 176с.
9. Экологические игры от АПБ / сост. А. Е. Винчевский [и др.]. – Минск : ЭкоЛоджик, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс в 9 классе.
Тема: «Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике». Количество часов в неделю – 1; количество часов в год – 34.Автор программы: В. Н. Студенецкая, Л. С. Сагателова, И.Н. Данкова, М. Е....
Факультативный курс в 8 классе
Тема: «Алгебра модуля».Количество часов в неделю – 1; количество часов в год – 34.Автор программы: В. Н. Студенецкая, Л. С. Сагателова, М. Е. Козина....
факультативное занятие в 6 классе по теме "Уравнения и неравенства с модулем"
Содержание программы факультативного курса включает углубление тем базовой общеобразовательной программы, а так же расширение по отдельным темам. Данное занятие, которое включает теоретический м...
Программа факультативного курса "Жизнь животных"
Задачи факультатива состоят в расширении и углублении знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли ж...
Рабочая программа факультативного курса «Информатика» 6 класс
Цели и задачи курсапознакомить учащихся с широким спектром разноплановых задач, где эффективно может применяться компьютерная технология.формировать интерес к изучению программирования. дать ученику в...
Планирование факультативных занятий в 10 классе
Планирование факультативов по математике в 10 классе...
Факультативное занятие в 5 классе
Цель: учить составлять рассказ, выделять главную мысль, подчинять текст раскрытию темы, соблюдать связь предложений в тексте; разввивать образное представление, расширять словарный запас;к...