Факультатив по биологии "Удивительный мир животных"
материал по биологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ « Оёрская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Директор СОШ
____/__Бадмаев Ю.Р/ завуч по УВР
ФИО ___/_____________/
______/_____________/ ФИО
«___» ___________ ФИО
201__г «____»______________ «____»___________
201__г. 201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативу
«Удивительный мир животных»
7 класс
учителя биологии
Машеева Ц.Д.
Пояснительная записка
К программе « Удивительный мир животных».
Данная программа рассчитана на 34 часа, при 1 часе в неделю и ориентирована на обучающихся 7-х классов.
Цель: Расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания , и приспособлениях к изменениям окружающей среды.
Задачи:1. Познакомить обучающихся с условиями существования и физиологическими особенностями животных .
2. Формировать у учащихся знания об охране природы .
3. Прививать бережное отношение к природным ресурсам родного края.
Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных детьми на уроке. В процессе занятий на основе знаний о разнообразных взаимосвязях животных с факторами живой и неживой природы представляется возможным заложить основу экологического воспитания, продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся. Система знаний о жизни животных в измененных человеком сообществах по сравнению с неизменными сообществами позволит расширить представление о влиянии производственной деятельности и одомашнивания на состояние животного мира и отдельных видов, сформировать понятие о сопряженном развитии природы и общества. Ознакомление с действующими законами, постановлениями об охране животного мира пополнит арсенал правовых знаний школьников. В данном курсе рассматриваются вопросы охраны природы и животного мира Забайкальского края. Это поможет учащимся лучше познакомиться с местной фауной и узнать в каком состоянии она находится.
Программа включает 4 темы:
- Условия существования животных. В данной теме рассматриваются вопросы расселения животных по территории Земли, способы защиты от факторов среды и других организмов. Окраска, запахи животных, поведение
- Жизнь животных. В данной теме рассматриваются интересные факты из жизни различных представителей животного мира.
- Животный мир Забайкальского края. В данном разделе рассматриваются вопросы об особой группе степных животных области, приспособленности к сезонным условиям жизни.
- Охрана природы. Данная тема затрагивает вопросы охраны природы. Знакомит учащихся с редкими животными области и путями сохранения видового состава.
При изучении данного курса предусмотрены: экскурсия в краеведческий музей, работа по составлению презентаций к темам урока, работа над проектами, обобщающие уроки и уроки-зачеты. Это способствует прочному усвоению учащимися знаний, овладению умениями обрабатывать материал и применение его в своей жизни.
Формы контроля.
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочей программе связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культур сообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры.
Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не только на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Система уроков сориентирована не столько на передачу « готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достойными навыками и психическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Признаки животных и географическое расселение.
- Физиологические особенности животных в зависимости от условий существования.
- Особенности животных своего края.
- Красную книгу, законодательные документы, касающиеся охраны природы.
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять: усложнение строения тела у различных животных, значение различной терминологии.
- Распознавать и описывать: строение различных животных, представителей различных классов, различные процессы происходящие в организмах различных животных.
- Выделять: особенности строения отдельных классов животных ,особенности приспособлений выработанных у животных к различным условиям существования.
Методическое обеспечение.
- Наумов Н.П., Экология животных. М.: высшая школа, 1963.
- Одум Ю. экология : в 2-х томах. М.: Мир, 1986.
- Пианка Э. Эволюционная экология. М.: Мир.1981.
- Тарасов А.О. Экология и охрана природы. Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та,1990.
- Экологические очерки о природе и человеке/ Под ред. Б. Гржимека. М.: Мир, 1988.
- Биологическое краеведение( учебное пособие) В.Б Сельцер, Н.В. Дмитриева. КИЦ « Саратовтелефильм»- « Добродея» 2008.
- Происхождение животного мира. В.Гааке.М.: « Терра»-« Терра» 1996.
Литература для учащихся.
- Акимушкин И.И. мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. М.: Мысль, 1989.
- Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986.
- Сергеев Б.Ф. Жизнь океанских глубин. М.: Мысль,1990.
- Жизнь животных в 3-х томах А.Э.Брем.М.: « Терра»-« Терра» 1992.
- Популярная энциклопедия животных. Ю.И. Смирнов. Санкт- Петербург « МиМ- Экспресс» 1997.
\
Перечень учебно- методического обеспечения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Кор | Наглядные пособия и технические средства | Дата |
Условия существования животных | 14 ч | ||||
1 | Признаки животных и зоогеографическое расселение животных. | 1ч | Физическая карта, картинки с различными видами животных. | ||
2 | Способы перемещения животных. | 1ч | Таблица. | ||
3 | Влияние климатических факторов на жизнь животных. Проект: «Тайны живой природы» | 1ч | Природные зоны ( виды животных) | ||
4 | Окраска в жизни животных. | 1ч | Презентация( значение окраски для животных) | ||
5 | Звуки в жизни животных. | 1ч | Презентация ( звуки издаваемые различными животными) | ||
6 | Поведение животных. | 1ч | Презентация ( значение поведения для животных) | ||
7 | Запахи для жизни животных. | 1ч | |||
8 | Фаунистические области. Проект: « жизнь животных в различных природных условиях» | 6ч | Презентация ( условия обитания различных животных в зависимости от среды обитания) | ||
9 | Обобщение по данной теме. | 1ч | |||
ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ. | 10 ч | ||||
1 | Интересные факты и особенности простейших. | 1ч | Презентация ( различные виды простейших) | ||
2 | Интересные факты и особенности морских и наземных животных. | 1ч | Презентация ( различные виды морских животных) | ||
3 | Интересные факты из жизни рыб. | 1ч | Презентация( удивительные виды рыб) | ||
4 | Интересные факты из жизни земноводных. | 1ч | Презентация ( ядовитые виды земноводных) | ||
5 | Интересные факты из жизни пресмыкающихся. | 1ч | Презентация ( древние и современные пресмыкающиеся) | ||
6 | Интересные факты из жизни птиц. | 1ч | Презентация ( нелетающие птицы) | ||
7 | Интересные факты из жизни млекопитающих. | 1ч | Презентация ( разумные действия животных) | ||
8 | Забавные и необычные животные. | 1ч | Презентация (карлики и великаны ) | ||
9 | Опасные и уродливые животные. Проект: « Эволюционные преобразования животного мира». Проект: « Животные геологических эр» | 1ч | Презентация ( самые ядовитые животные мира) | ||
10 | Обобщение. | 1ч | Зоовикторина по данной теме. | ||
ЖИВОТНЫЙ МИР Республики Бурятия. | 5ч | ||||
1 | Животный мир лесов. | 1ч | Презентация ( животные наших лесов) | ||
2 | Животный мир степей, лугов. | 1ч | Презентация ( животные наших степей и лугов ) | ||
3 | Животный мир околоводной и водной среды. | 1ч | Презентация ( рыбы наших водоемов) | ||
4 | Сельскохозяйственные животные, вредители и меры борьбы с ними. | 1ч | Презентация ( вредители с/ х культур) | ||
5 | Животные города. Проект : « Мое любимое животное» | 1ч | Презентация ( птицы нашего города) | ||
ОХРАНА ПРИРОДЫ. | 5ч | ||||
1 | Красная книга Бурятии, законодательные документы, организации занимающиеся охраной природы. | 1ч | Красная книга | ||
2 | Заповедные места и охраняемые объекты области. Проект: « Охраняемые объекты области» | 1ч | |||
3 | Исчезнувшие по вине человека животные. | 1ч | Презентация « Вымершие животные» | ||
4 | Редкие и охраняемые виды животных. Проект : « Осторожно! Охраняемое животное!» | 1ч | Красная книга | ||
5 | Восстановленные и промысловые виды животных. Проект: « Виды животных восстановленные человеком» | 1ч |
Учебно- тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Кор-ка | уроки | С.р | Дата |
Условия существования животных | 14 ч | |||||
1 | Признаки животных и зоогеографическое расселение животных. | 1 | ||||
2 | Способы перемещения животных. | 1 | ||||
3 | Влияние климатических факторов на жизнь животных. | 1 | ||||
4 | Окраска в жизни животных. | 1 | ||||
5 | Звуки в жизни животных. | 1 | ||||
6 | Поведение животных. | 1 | ||||
7 | Запахи для жизни животных. | 1 | ||||
8 | Фаунистические области. | 6ч | 1 | |||
9 | Обобщение по данной теме. | 1ч | 1 | |||
ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ. | 10 ч | |||||
1 | Интересные факты и особенности простейших. | 1 | ||||
2 | Интересные факты и особенности морских и наземных животных. | 1 | ||||
3 | Интересные факты из жизни рыб. | 1 | ||||
4 | Интересные факты из жизни земноводных. | 1 | ||||
5 | Интересные факты из жизни пресмыкающихся. | 1 | ||||
6 | Интересные факты из жизни птиц. | 1 | ||||
7 | Интересные факты из жизни млекопитающих. | 1 | ||||
8 | Забавные и необычные животные. | 1 | ||||
9 | Опасные и уродливые животные. | 1 | ||||
10 | Обобщение. | 1 | 1 | |||
ЖИВОТНЫЙ МИР. | 5ч | |||||
1 | Животный мир лесов. | 1 | ||||
2 | Животный мир степей, лугов. | 1 | ||||
3 | Животный мир околоводной и водной среды. | 1 | ||||
4 | Сельскохозяйственные животные, вредители и меры борьбы с ними. | 1 | ||||
5 | Животные города. | 1 | ||||
ОХРАНА ПРИРОДЫ. | 5ч | |||||
1 | Красная книга , законодательные документы, организации занимающиеся охраной природы. | 1 | ||||
2 | Заповедные места и охраняемые объекты области. | 1 | ||||
3 | Исчезнувшие по вине человека животные. | 1 | ||||
4 | Редкие и охраняемые виды животных. | 1 | ||||
5 | Восстановленные и промысловые виды животных. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-124562-1350222672.jpg)
Презентация к игре по станциям "Удивительный мир животных".
Участники игры проходят 4 станции: "Птичий базар", "Наш пруд", " В мире зверей", " Загадки". Данная презентация относится к станции "Птичий базар"....
"Удивительный мир животных"
Урок на конкурс "Учитель года" - на 20 минут.интегрированный урок - экскурсия, с элементами дискуссии, презентация.Межпредметные связи: Биология, Литература, Искусство (живопись, музыка), ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/12/picture-41140.jpg)
Факультативный курс по биологии "Удивительные животные", 7 класс
Факультативный курс по биологии "Удивительные животные" для обучающихся 7 класса...
Брейн-ринг "Удивительный мир животных"
Вид мероприятия: игра-соревнование (Брейн – ринг). Цели: способствовать развитию познавательного интереса школьников к предмету, выработка умений самостоятельно применять знания и осу...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/25/picture-451283-1401026915.jpg)
Сценарий интеллектуального конкурса «Удивительный мир животных» (7 – 9 классы)
Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жиз...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/03/picture-1211630-1580750129.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по биологии «Удивительные животные»
Программа факультативного курса «Удивительные животные» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования, в рамках Презид...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/02/picture-1350866-1633201035.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по биологии «Удивительные животные» в 7 классе
В школьном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о живой природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся получа...