Факультатив по биологии "Удивительный мир животных"
материал по биологии (7 класс)

7

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fak_po_biol_7_kl.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Оёрская средняя общеобразовательная школа»

    «Согласовано»                               «Согласовано»                                  «Согласовано»

Директор СОШ

                                                       

____/__Бадмаев Ю.Р/                     завуч  по УВР                      

               ФИО                                                                                            ___/_____________/

                                                      ______/_____________/                                  ФИО                    

«___» ___________                                         ФИО                                  

           201__г                                 «____»______________                   «____»___________

                                                                      201__г.                                                201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по факультативу

«Удивительный мир животных»

7 класс

                                                               

                                                           

учителя биологии

Машеева Ц.Д.

Пояснительная записка

К программе  « Удивительный  мир животных».

   Данная программа рассчитана на 34 часа, при 1 часе в неделю и ориентирована на обучающихся 7-х классов.

Цель: Расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания , и приспособлениях к изменениям  окружающей среды.

Задачи:1. Познакомить обучающихся с условиями существования и физиологическими особенностями животных .

              2. Формировать у учащихся знания об охране природы .

             3. Прививать бережное отношение к природным ресурсам родного края.

Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных детьми на уроке. В процессе занятий на основе знаний о разнообразных взаимосвязях животных с факторами живой и неживой природы представляется возможным заложить основу экологического воспитания, продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся. Система знаний о жизни животных в измененных человеком сообществах по сравнению с неизменными сообществами  позволит расширить представление о влиянии производственной деятельности и одомашнивания на состояние животного мира и отдельных видов, сформировать  понятие о сопряженном развитии природы и общества. Ознакомление с действующими законами, постановлениями об охране животного мира пополнит арсенал правовых знаний школьников. В данном курсе рассматриваются вопросы  охраны природы и животного мира Забайкальского края. Это поможет учащимся лучше познакомиться с местной фауной и узнать в каком состоянии она находится.

                                      Программа включает  4  темы:

  1. Условия существования животных. В данной теме рассматриваются вопросы расселения животных по территории Земли, способы защиты от факторов среды и других организмов. Окраска, запахи животных, поведение
  2. Жизнь животных. В данной теме рассматриваются интересные факты из жизни различных представителей животного мира.
  3. Животный мир Забайкальского края. В данном разделе рассматриваются вопросы об особой группе степных животных области, приспособленности к сезонным условиям жизни.
  4. Охрана природы. Данная тема затрагивает вопросы охраны природы. Знакомит учащихся с редкими животными области и путями сохранения видового состава.

 При изучении данного курса  предусмотрены: экскурсия в краеведческий музей, работа по составлению презентаций к темам урока, работа над проектами, обобщающие уроки и уроки-зачеты. Это способствует прочному усвоению учащимися знаний, овладению умениями обрабатывать материал  и применение его в своей жизни.

Формы контроля.

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью

  Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочей  программе связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культур сообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры.

    Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не только на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.  Система уроков сориентирована не столько на передачу « готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достойными навыками и психическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков  предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  1. Признаки животных и географическое расселение.
  2. Физиологические особенности животных в зависимости от условий существования.
  3. Особенности животных  своего края.
  4. Красную книгу, законодательные документы, касающиеся охраны природы.

Учащиеся должны уметь:

  1.  Объяснять:  усложнение строения тела у различных животных, значение различной терминологии.

  1. Распознавать и описывать: строение различных животных, представителей различных классов, различные процессы происходящие в организмах различных животных.

  1. Выделять: особенности строения отдельных классов животных ,особенности приспособлений  выработанных у животных к различным условиям существования.

Методическое обеспечение.

  1. Наумов Н.П., Экология животных. М.: высшая школа, 1963.
  2. Одум Ю. экология : в 2-х томах. М.: Мир, 1986.
  3. Пианка Э. Эволюционная экология. М.: Мир.1981.
  4. Тарасов А.О. Экология и охрана природы. Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та,1990.
  5. Экологические очерки о природе и человеке/ Под ред. Б. Гржимека. М.: Мир, 1988.
  6. Биологическое краеведение( учебное пособие)  В.Б Сельцер, Н.В. Дмитриева. КИЦ « Саратовтелефильм»- « Добродея» 2008.
  7. Происхождение животного мира. В.Гааке.М.: « Терра»-« Терра» 1996.

Литература для учащихся.

  1. Акимушкин И.И. мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. М.: Мысль, 1989.
  2. Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986.
  3. Сергеев Б.Ф. Жизнь океанских глубин. М.: Мысль,1990.
  4. Жизнь животных в 3-х томах  А.Э.Брем.М.: « Терра»-« Терра» 1992.
  5. Популярная энциклопедия животных. Ю.И. Смирнов. Санкт- Петербург « МиМ- Экспресс» 1997.

\

                               

      Перечень учебно- методического обеспечения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Кор

Наглядные пособия и технические средства

 Дата

Условия существования животных

14 ч

1

Признаки животных и зоогеографическое расселение животных.

Физическая карта, картинки с различными видами животных.

2

Способы перемещения животных.

Таблица.

3

Влияние климатических факторов на жизнь животных.

Проект:  «Тайны живой природы»

Природные зоны ( виды животных)

4

Окраска в жизни животных.

Презентация( значение окраски для животных)

5

Звуки в жизни животных.

Презентация ( звуки издаваемые различными животными)

6

Поведение животных.

Презентация ( значение поведения для животных)

7

Запахи для жизни животных.

8

Фаунистические области.

Проект: « жизнь животных в различных природных условиях»

Презентация ( условия обитания различных животных в зависимости от среды обитания)

9

Обобщение по данной теме.

ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ.

10 ч

1

Интересные факты и особенности простейших.

Презентация ( различные виды простейших)

2

Интересные факты и особенности морских и наземных  животных.

Презентация ( различные виды морских животных)

3

Интересные факты из жизни рыб.

Презентация( удивительные виды рыб)

4

Интересные факты из жизни земноводных.

Презентация ( ядовитые виды земноводных)

5

Интересные факты из жизни пресмыкающихся.

Презентация ( древние и современные пресмыкающиеся)

6

Интересные факты из жизни птиц.

Презентация ( нелетающие птицы)

7

Интересные факты из жизни млекопитающих.

Презентация ( разумные действия животных)

8

Забавные и необычные животные.

Презентация (карлики и великаны )

9

Опасные и уродливые животные.

Проект: « Эволюционные преобразования животного мира».

Проект: « Животные геологических эр»

Презентация ( самые ядовитые животные мира)

10

Обобщение.

Зоовикторина по данной теме.

ЖИВОТНЫЙ МИР Республики Бурятия.

1

Животный мир лесов.

Презентация ( животные наших лесов)

2

Животный мир степей, лугов.

Презентация ( животные наших степей  и лугов )

3

Животный мир околоводной и водной среды.

Презентация ( рыбы наших водоемов)

4

Сельскохозяйственные животные, вредители и меры борьбы с ними.

Презентация ( вредители с/ х  культур)

5

Животные города.

Проект : « Мое любимое животное»

Презентация ( птицы нашего города)

ОХРАНА ПРИРОДЫ.

1

Красная книга Бурятии, законодательные документы, организации занимающиеся охраной природы.

Красная книга

2

Заповедные места и охраняемые объекты области.

Проект: « Охраняемые объекты области»

3

Исчезнувшие по вине человека животные.

Презентация « Вымершие животные»

4

Редкие и охраняемые виды животных.

Проект : « Осторожно! Охраняемое животное!»

Красная книга

5

Восстановленные и промысловые виды животных.

Проект: « Виды животных восстановленные человеком»

Учебно- тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Кор-ка

уроки

С.р

 Дата

Условия существования животных

14 ч

1

Признаки животных и зоогеографическое расселение животных.

1

2

Способы перемещения животных.

1

3

Влияние климатических факторов на жизнь животных.

1

4

Окраска в жизни животных.

1

5

Звуки в жизни животных.

1

6

Поведение животных.

1

7

Запахи для жизни животных.

1

8

Фаунистические области.

1

9

Обобщение по данной теме.

1

ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ.

10 ч

1

Интересные факты и особенности простейших.

1

2

Интересные факты и особенности морских и наземных  животных.

1

3

Интересные факты из жизни рыб.

1

4

Интересные факты из жизни земноводных.

1

5

Интересные факты из жизни пресмыкающихся.

1

6

Интересные факты из жизни птиц.

1

7

Интересные факты из жизни млекопитающих.

1

8

Забавные и необычные животные.

1

9

Опасные и уродливые животные.

1

10

Обобщение.

1

1

ЖИВОТНЫЙ МИР.

1

Животный мир лесов.

1

2

Животный мир степей, лугов.

1

3

Животный мир околоводной и водной среды.

1

4

Сельскохозяйственные животные, вредители и меры борьбы с ними.

1

5

Животные города.

1

ОХРАНА ПРИРОДЫ.

1

Красная книга , законодательные документы, организации занимающиеся охраной природы.

1

2

Заповедные места и охраняемые объекты области.

1

3

Исчезнувшие по вине человека животные.

1

4

Редкие и охраняемые виды животных.

1

5

Восстановленные и промысловые виды животных.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к игре по станциям "Удивительный мир животных".

Участники игры проходят 4 станции: "Птичий базар", "Наш пруд", " В мире зверей", " Загадки". Данная презентация относится к станции "Птичий базар"....

"Удивительный мир животных"

Урок на конкурс  "Учитель года" - на 20 минут.интегрированный урок - экскурсия, с элементами дискуссии, презентация.Межпредметные связи:  Биология, Литература, Искусство (живопись, музыка), ...

Факультативный курс по биологии "Удивительные животные", 7 класс

Факультативный курс  по биологии "Удивительные животные" для обучающихся  7 класса...

Брейн-ринг "Удивительный мир животных"

Вид мероприятия: игра-соревнование  (Брейн – ринг). Цели: способствовать развитию познавательного интереса школьников к предмету, выработка умений самостоятельно применять знания и  осу...

Сценарий интеллектуального конкурса «Удивительный мир животных» (7 – 9 классы)

Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жиз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по биологии «Удивительные животные»

Программа факультативного курса «Удивительные животные»  разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования, в рамках Презид...

Рабочая программа факультативного курса по биологии «Удивительные животные» в 7 классе

      В школьном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о живой природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся получа...