Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая культура" 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа предназначена для проведения занятий внеурочной деятельности в 8 классе "Экологическая культура".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vd_po_biologii_8_klass_ekologicheskaya_kultura_zhiltsov_a.v.docx | 40.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора от 30.08.2021 г. №141
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Экологическая культура»
8А класс
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Жильцов А.В., учитель биологии
высшей квалификационной категории
г.о. Воскресенск
2021 г.
Пояснительная записка
Программа по курсу внеурочной деятельности «Экологическая культура» для 8 класса разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577).
- Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ № 17».
- Демичева И.А. Экология. Рабочие программы. 6-9 классы. — М.: Вентана-Граф, 2020. – (Российский учебник).
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Экологическая культура» для 8 класса реализуется по УМК: автор Н.М. Чернова.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Экологическая культура» для 8 класса ориентирована на использование учебника: М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. Экология. Экология человека. Культура здоровья. 8 класс. — М.: Вентана-Граф, 2020. – (Российский учебник).
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 17» на изучение курса внеурочной деятельности в 8-м классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 1 ч резервное время).
Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности
Рабочая программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования по внеурочной деятельности:
Личностные результаты
1) осознание адекватного понимания причин успешности (не успешности) творческой деятельности;
2) проявление позитивного отношения к действительности;
3) формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей;
4) проявление устойчивого интереса к новым способам познания;
5) проявление готовности к сотрудничеству с другими людьми;
6) формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
7) проявление готовности выражать и отстаивать свою позицию;
8) критично относиться к своим поступкам;
9) формирование ответственности за окружающую природу как общечеловеческую ценность.
Метапредметные результаты
1. Познавательные УУД
- самостоятельно принимать и сохранять творческую задачу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
– объяснять живой мир с точки зрения биологии;
- использовать методы и приёмы эколого-биологической деятельности в творческом процессе и повседневной жизни;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
– осознание роли жизни;
– использовать биолого-экологические знания в быту
2. Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать биологическую проблему, определять цель творческой деятельности; - выдвигать версии решения творческой проблемы, осознавать конечный результат; - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- различать способ и результат действия;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
3. Коммуникативные УУД:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- задавать вопросы;
- работать в малых группах;
- взаимодействовать со сверстниками;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
1) оценивать состояние своего здоровья;
2) устанавливать связь между биосоциальными факторами среды и своим здоровьем;
3) соблюдать гигиенические правила для ведения здорового образа жизни;
4) проводить наблюдения и самонаблюдения;
5) основам экологической культуры человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
2) систематизировать и обобщать разные виды информации;
3) пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
4) устанавливать взаимосвязи здоровья человека и его образа жизни;
5) определять факторы, укрепляющие здоровье человека в процессе онтогенеза;
6) систематизировать основные условия сохранения здоровья человека;
7) осознавать необходимость своего участия в охране окружающей среды.
Содержание курса внеурочной деятельности
34 часа в год, 1 час в неделю
I. Введение (1 ч.)
Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно - научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.
II. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч.)
Что изучает экология человека. Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Экологические факторы. Здоровье и образ жизни. Связь природной и социальной среды со здоровьем человека. Образ жизни. История развития представлений о здоровом образе жизни. Из истории развития взаимоотношений человека с природой. Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях. Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды. Вредные привычки и здоровье человека.
Лабораторная работа № 1: «Оценка состояния физического здоровья».
Проектная деятельность. История возникновения отдельных экологических проблем. Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье.
III. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (21 ч.)
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека. Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы. Правильное дыхание. Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор. Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. Рациональное питание и культура здоровья. Воздействие солнечных лучей на кожу. Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Средства и способы закаливания. Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Стресс как негативный биосоциальный фактор. Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности. Биоритмы и причины их нарушения. Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни. Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешние воздействия на органы слуха и равновесия. Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. Проблема взросления и культура здоровья. Факторы риска внутриутробного развития. Гендерные роли. Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. Ответственное поведение как социальный фактор.
Лабораторные работы:
№ 2 «Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой»;
№3 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы»;
№ 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений»;
№ 5 «Оценка температурного режима помещений. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей»;
№ 6 «Острота слуха и шум».
Практическая работа № 1: «О чем может рассказать упаковка продукта».
Практическая работа № 2: «Реакция организма на изменение температуры окружающей среды».
Практическая работа № 3: «Развитие утомления».
Проектная деятельность:
№ 1 «История возникновения отдельных экологических проблем. Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье»;
№ 2 «Формирование навыков активного образа жизни»;
№ 3 «Здоровье как главная ценность для человека. Показатели состояния здоровья»;
№ 4 «Рациональное питание человека»;
№ 5 «Закаливание и уход за кожей»;
№ 6 «Бережное отношение к здоровью»;
IV. Репродуктивное здоровье (4 ч.)
Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. Проблема взросления и культура здоровья. Факторы риска внутриутробного развития. Гендерные роли. Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. Ответственное поведение как социальный фактор.
V. Заключение (1 ч)
Подведение итогов по элективному курсу «Экология человека. Культура здоровья». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.
Формы организации занятий
- создание отчета экскурсии в устной и письменной форме;
- рисование картин по выбранной теме;
- оформление альбомов с рисунками и гербариями;
- создание сообщений;
-мини-исследования; - практические работы;
- экскурсии;
- познавательные коллективные игры;
- выставка творческих работ.
Виды деятельности
- игровая;
- познавательная;
- поисково-исследовательская;
- проектная;
- проблемно-ценностное общение.
Основные методы и технологии
- игровые технологии;
- развивающие обучение;
- саморазвитие личности;
- проектное обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- информационно-коммуникативные технологии.
Тематическое планирование
№ | тема | Количество часов | в том числе | |
лабораторные работы | практические работы | |||
1 | Введение | 1 | - | - |
2 | Окружающая среда и здоровье человека | 7 | 1 | - |
3 | Влияние факторов среды на функционирование систем органов | 21 | 5 | 3 |
4 | Репродуктивное здоровье | 4 | - | - |
5 | Заключение | 1 | ||
Итого за год | 34 | 6 | 3 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение (1 ч) | ||||
1 | 1 | Что изучает экология человека. | 01.09- 06.09 | |
Глава 1 Окружающая среда и здоровье человека (6 ч) | ||||
2 | 1 | Здоровье и образ жизни. Л. Р. № 1 «Оценка состояния своего физического здоровья». | 07.09- 13.09 | |
3 | 2 | История развития представлений о здоровом образе жизни. | 14.09- 20.09 | |
4 | 3 | Из истории развития взаимоотношений человека с природой. | 21.09- 27.09 | |
5 | 4 | Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях. Проектная деятельность № 1 «История возникновения отдельных экологических проблем. Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье». | 28.09- 04.10 | |
6 | 5 | Влияние климатических факторов на здоровье. | 12.10- 18.10 | |
7 | 6 | Экстремальные факторы среды. | 19.10- 25.10 | |
Глава 2 Влияние факторов среды на функционирование систем органов (21 ч.) | ||||
8 | 1 | Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия). | 26.10- 01.11 | |
9 | 2 | Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Л. Р. № 2 «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой». | 02.11-08.11 | |
10 | 3 | Воздействие двигательной активности на организм человека. Проектная деятельность № 2 «Формирование навыков активного образа жизни». | 09.11- 15.11 | |
11 | 4 | Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. | 30.11- 06.12 | |
12 | 5 | Иммунитет и здоровье. Л. Р. № 3 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета». | 07.12- 13.12 | |
13 | 6 | Условия полноценного развития системы кровообращения. Л. Р. № 4 «Реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузки». | 14.12- 20.12 | |
14 | 7 | Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы. Л. Р. № 5 «Определение стрессоустойчивости с/с системы». Проектная деятельность № 3 «Здоровье как главная ценность для человека. Показатели состояния здоровья». | 21.12- 27.12 | |
15 | 8 | Правильное дыхание. Л. Р. №6 «Влияние холода на частоту дыхательных движений» | 28.12-31.12 | |
16 | 9 | Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор. П. Р.№ 1 «О чем может рассказать упаковка». | 11.01- 17.01 | |
17 | 10 | Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. | 18.01- 24.01 | |
18 | 11 | Рациональное питание и культуры здоровья. Проектная деятельность №. 4 «Рациональное питание человека». | 25.01- 31.01 | |
19 | 12 | Воздействие солнечных лучей на кожу. | 01.02-07.02 | |
20 | 13 | Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. П. Р. № 2 «Реакция организма на изменение температуры окружающей среды». | 08.02- 15.02 | |
21 | 14 | Закаливание. Средства и способы закаливания. Проектная деятельность № 5 «Закаливание и уход за кожей». | 22.02- 28.02 | |
22 | 15 | Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. П. Р. № 3 «Развитие утомления». | 01.03- 07.03 | |
23 | 16 | Условия нормального функционирования зрительного анализатора. | 08.03-14.03 | |
24 | 17 | Внешние воздействия на органы слуха и равновесия. | 15.03- 21.03 | |
25 | 18 | Стресс как негативный биосоциальный фактор. | 22.03- 28.03 | |
26 | 19 | Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности. | 12.04- 18.04 | |
27 | 20 | Биоритмы и причины их нарушений. | 19.04- 25.04 | |
28 | 21 | Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни. | 26.04- 02.05 | |
29 | 22 | Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. Проектная деятельность № 6 «Бережное отношение к здоровью». | 03.05- 09.05 | |
Глава 3 Репродуктивное здоровье (4 ч.) | ||||
30 | 1 | Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. Проблемы взросления и культура здоровья. | 10.05- 16.05 | |
31 | 2 | Факторы риска внутриутробного развития. | 17.05- 23.05 | |
32 | 3 | Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путём | 23.05-27.05 | |
33 | 4 | Гендерные роли. Ответственное поведение как социальный фактор. | 23.05-27.05 | |
Резервное время (1 ч) | ||||
34 | 1 | Резервное время. Круглый стол «Здоровье как одна из главных ценностей человека». | 28.05-29.05 |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/ /
«______» ______________ 2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...