Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Хляпова Наталия Григорьевна

Разработка урока по теме "Пищеварение и питание" в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pishcharenie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок с использованием ТРКМ

Тема: «Пищеварение в ротовой полости»

Приемы: «кластер», «инсерт», «синквейн».

Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости; роль ферментов; показать вред курения и алкоголя на пищеварение в ротовой полости; сформулировать правила ухода за ротовой полостью и зубами.

Литература: Н. И. Сонин, М. Р. Сапин «Человек. 8 кл.», энциклопедия для детей «Человек». «Аванта»., И.Д. Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека», Л.Г. Воронин, Р.Д. Маш «Опыты и наблюдения в курсе анатомии, физиологии и гигиене человека».

Автор: учитель биологии высшей категории Хляпова Н. Г.

Оборудование: таблицы «Зубы», «Пищеварительная система», «Слюноотделительные рефлексы», «Вред никотина и алкоголя»; лабораторное оборудование.

Ход урока

1. Стадия вызова.

И.П. Павлов, знаменитый физиолог, писал: «Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела. Кроме основной линии учреждений, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы для соответственной обработки сырого материала».

-О чем говорил И.П. Павлов? Что имел в виду под «основной линией учреждений» и «боковыми химическими фабриками»?

Пищеварительная система: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.

Первый орган пищеварительного тракта - ротовая полость.

- Вспомним, какие питательные вещества поступают в ротовую полость вместе с пищей и, какое значение они имеют?

Один из учеников заполняет схему на доске.        

Питательные вещества

неорганические        органические

вещества        вещества

минеральные        вода        белки        жиры        углеводы

соли

-Почему в подростковом возрасте белковое голодание особенно опасно?

-Почему, если подопытному животному ввести молоко в вену, оно погибает, а если через пищеварительную систему, то этого не происходит?

-Какие функции выполняет пищеварительная система?

2. Стадия осмысления.

-О чем должны говорить сегодня, изучая пищеварение в ротовой полости?

-Значение слюнных желез.

-Нервно- гуморальная регуляция пищеварения.

-Строение и функции зубов.

-Правила ухода за ротовой полостью и зубами.

Опыт по изучению воздействия слюны на крахмал.

Учащиеся смачивают ватную палочку слюной, пишут первую букву своего имени на накрахмаленном бинте и помещают кусочек бинта в слабый раствор йода. Бинт синеет, а буква остается светлой.

Ребятам предлагается объяснить результаты опыта. Они предполагают, что слюна содержит вещества, расщепляющие крахмал.

Для того чтобы понять, как осуществляется пищеварение в ротовой полости,

ребята изучают текст учебника, используя прием «Инсерт». Для этого применяются следующие обозначения:

 «  »- знаю,

«+»- новое,

        «-«- думал иначе,

«?»- не понятно.

  • Слюнные железы- с. 153 (1 ряд)

Заполнить схему:

        

*Строение и функции зубов-с.152(2 ряд)

- Ответьте на вопрос: «Почему люди с поврежденными зубами часто страдают заболеваниями желудка?»

* Язык, глотка, пищевод- с.153(3 ряд)

- Прокомментируйте пословицу «Когда я ем, я глух и нем».

Далее учащиеся слушают сообщения своих товарищей о работах И. П. Павлова по изучению слюноотделительных рефлексов у животных и о воздействии курения и алкоголя на пищеварение в ротовой полости.

3. Стадия рефлексии.

Учащиеся разрабатывают правила ухода за ротовой полостью и зубами и обосновывают их (работа проводится в парах).

Далее ребята составляют «Синквейн» со словом «фермент».

Домашнее задание: с. 152- 155 учебника, № 123, № 125 в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Пищеварение в ротовой полости"

План- конспект урока " Пищеварение в ротовой полости" биология 8 класс...

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

конспект и презентация к уроку "Пищеварение в ротовой полости"

Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли фермен...

Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости".

Презентация к уроку биологии, 8 класс на тему " Пищеварение в ротовой полости"...

методическая разработка урока в 8 классе "Пищеварение в ротовой полости""

Данный урок является вводным при изучении темы "Пищеварение в организме Человека". Урок разработан с применением современных требований по формированию УУД. К уроку прилагается презентация....

Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)

Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...