Реализация образовательных программ по биологии с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Бальжиева Марина Аранзаевна
Реализация образовательных программ по биологии с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_po_pdo_shkolnyy_kvantorium_biologiya.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к образовательной программе по предмету биология с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум»

5-9 класс ()

Составитель: учитель биологии Бальжиева М.А.

Данная рабочая программа по биологии для 5—9 классов с использованием оборудования «Школьного кванториума». На базе Школьного Кванториума обеспечивается реализация образовательных программ (ОП) естественно-научной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учётом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Биология». Образовательная программа  позволяет интегрировать реализуемые здесь подходы, структуру и содержание при организации обучения биологии в 5—9 классах, выстроенном на базе любого из доступных учебно-методических комплексов (УМК). Использование оборудования «Школьного кванториума» при реализации данной ОП позволяет создать условия: • для расширения содержания школьного биологического образования; • для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области; • для развития личности ребёнка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей; • для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности. Применяя цифровые лаборатории на уроках биологии, учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ и экспериментов по программе основной школы. Рассмотрим примеры. Биология растений Дыхание листьев. Дыхание корней. Поглощение воды корнями растений. Корневое давление. Испарение воды растениями. Фотосинтез. Дыхание семян. Условия прорастания семян. Теплолюбивые и холодостойкие растения Зоология Водные животные. Теплокровные и холоднокровные животные Человек и его здоровье Изучение кровообращения. Реакция ССС на дозированную нагрузку. Зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена. Газообмен в лёгких. Механизм лёгочного дыхания. Реакция ДС на физическую нагрузку. Жизненная ёмкость лёгких. Выделительная, дыхательная и терморегуляторная функция кожи. Действие ферментов на субстрат на примере каталазы. Приспособленность организмов к среде обитания. Общая биология Действие ферментов на субстрат на примере каталазы. Разложение Н2О2. Влияние рН среды на активность ферментов. Факторы, влияющие на скорость процесса фотосинтеза

Планируемые результаты обучения по курсу «Биология. 5—9 класс» Предметные результаты обучения биологии должны обеспечивать: 1. формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; понимание роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира;

2. умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития органического мира в его единстве с неживой природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствах эволюции; 3. владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование изученных терминов, понятий, теорий, законов и закономерностей для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов; 4. понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов; 5. умение характеризовать основные группы организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека; 6. умение объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим факторам; 7. умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека; 8. сформированность представлений о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков; 9. сформированность представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов; представление об антропогенном факторе; 10. сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способах их преодоления; 11. умение решать учебные задачи биологического содержания, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчёты, делать выводы на  основании полученных результатов; 12. умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы; 13. понимание вклада российских и зарубежных учёных в  развитие биологических наук; 14. владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в различной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её  достоверности; 15. умение планировать. под руководством наставника и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учётом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты; 16. умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов

17. сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих; 18. умение использовать приобретённые знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; неприятие вредных привычек и зависимостей; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья; 19. овладение приёмами оказания первой медицинской помощи, выращивания культурных растений и ухода за домашними животными

Содержание и форма организации учебных занятий по биологии в 5—9 классах Формы контроля Контроль результатов обучения в соответствии с данной ОП проводится в форме письменных и экспериментальных работ, предполагается проведение промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточная аттестация Для осуществления промежуточной аттестации используются контрольно-оценочные материалы, отбор  содержания которых  ориентирован на проверку усвоения системы знаний и умений — инвариантного ядра содержания действующих образовательной программы  по биологии для общеобразовательных организаций. Задания промежуточной аттестации включают материал основных разделов курса биологии. Пакет оценочных материалов и критерии оценивания по предмету «Биология» Контрольные измерительные материалы В данном разделе представляются контрольно-измерительные материалы, которые используются для определения уровня достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов в рамках организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. При организации текущего контроля успеваемости обучающихся следует учитывать требования ФГОС ООО к системе оценки достижения планируемых результатов ООП, которая должна предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические и лабораторные работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение, испытания и иное). Выбор указанных ниже типов и примеров контрольных измерительных материалов обусловлен педагогической и методической целесообразностью, с учётом предметных особенностей курса «Биология 5—9 класс». Тесты и задания разработаны в соответствии с форматом ЕГЭ и ГИА, что позволяет даже в рамках усвоение практической части программы отрабатывать общеучебные и предметные знания и умения. Перечень оценочных процедур должен быть оптимальным и достаточным для определения уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных результатов. Фиксация результатов текущего контроля успеваемости обучающихся осуществляется в соответствии с принятой в образовательной организации системой оценивания

Часть1. Биология — наука о живом мире Часть 2. Многообразие живых организмов Часть 3. Жизнь организмов на планете земля Часть 4. Человек на планете Земля

Тематическое планирование материала в 7 классе «БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ: ЖИВОТНЫЕ» Часть 1. Общие сведения о мире животных Часть 2. Строение тела животных Часть 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные Часть 4 Подцарство Многоклеточные Часть 5 Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви Часть 6 Тип Моллюски Часть 7. Тип Членистоногие Часть 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы Часть 9. Класс Земноводные, или Амфибии Часть 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии Часть 11. Класс Птицы Часть 12. Класс Млекопитающие, или Звери Часть 13. Развитие животного мира на Земле

» Введение (2 ч.) Часть 1. Общий обзор организма человека Часть 2. Опорно-двигательная система Часть3. Кровь кровообращение Часть 4. Дыхание Часть 5. Пищеварение Часть 6. Обмен веществ Часть 7. Выделение Часть 8. Кожа Часть 9. Эндокринная система Часть 10. Нервная система Часть 11. Органы чувств. Анализаторы Часть 12. Поведение и психика Часть 13. Индивидуальное развитие организма

Тематическое планирование материала в 9 классе «Общие закономерности жизни» Часть 1. Общие закономерности жизни Часть 2. Закономерности жизни на клеточном уровне Часть 3. Закономерности жизни на организменном уровне Часть 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле Часть 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды

Описание материально-технической базы «Школьного кванториума», используемого для реализации образовательных программ в рамках преподавания биологии и экологии Материально-техническая база «Школьного кванториума» включает в себя цифровые лаборатории, микроскопическую технику, наборы классического оборудования для проведения биологического практикума, в том числе по работе с микроскопами. Учитывая практический опыт применения данного оборудования на уроках биологии и в проектноисследовательской деятельности, мы сделаем основной акцент на описании цифровых лабораторий и их возможностях. При этом цифровые лаборатории в комплектации «Биология», «Экология», «Физиология» содержат как индивидуальные датчики, так и повторяющиеся (табл. 1). Названия последних в приведенной таблице выделены курсивом. Наличие подобных повторяющихся датчиков расширяет возможности педагога по организации лабораторного практикума. Таблица 1 Датчики цифровых лабораторий по биологии, экологии и физиологии № п/п Биология Экология Физиология 1 Влажности воздуха Влажности воздуха Артериального давления 2 Электропроводимости Электропроводимости Пульса 3 Освещённости Освещённости  Освещённости 4 рН рН  рН 5 Температуры окружающей среды Температуры окружающей среды Температуры тела 6 Нитрат-ионов  Частоты дыхания 7 Хлорид-ионов Ускорения 8 Звука ЭКГ 9 Влажности почвы  Силы (эргометр) 10 Кислорода  11 Оптической плотности 525 нм (колориметр) 12 Оптической плотности 470 нм (колориметр) 13 Мутности (турбидиметр) 14 Окиси углерода

Перечень тем учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников Раздел «Растения и экология» 1. Влияние «живой» и «мёртвой» воды на рост и развитие растений. 2. Адаптация растений к высоким температурам. 3. Биология. Разновидности мохообразных. 4. В мире лишайников. 5. Взаимное влияние растений. 6. Взаимные приспособления растений и насекомых. 7. Видовой состав и особенности распространения водных растений озера. 8. Видовой состав растительности моего района. 9. Видовой состав травянистых растений, произрастающих около родников моего района. 10. Влияние Луны на рост и развитие растений. 11. Влияние азотных удобрений на рост и развитие растений. 12. Влияние азотных удобрений на формирование зелёной массы. 13. Влияние антибиотиков на всхожесть и рост растений. 14. Влияние гидрогеля на скорость прорастания семян растений разного вегетационного периода. 15. Влияние запасных питательных веществ семядолей на рост и развитие проростка. 16. Влияние ионов Pb2+, Cu2+ и Н+ на рост и развитие растений. 17. Влияние магнитной воды на жизнедеятельность растений. 18. Влияние мочевины на прорастание семян и последующий рост проростков. 19. Влияние музыки на рост и развитие растений. 20. Влияние освещённости на рост и развитие растений. 21. Влияние питательных элементов на ростовые процессы растений. 22. Влияние почвы на рост и развитие растений. 23. Влияние продолжительности освещения на движение листьев кислицы (Oxalex acetosella). 24. Влияние различных биостимуляторов на всхожесть садовых растений. 25. Влияние различных видов почв на развитие растений. 26. Влияние света, тепла и воды на рост и развитие растений. 27. Влияние серебряной воды на растения. 28. Влияние слов и музыки на рост и развитие растений. 29. Влияние солнечного света и качества почвы на рост и развитие растений. 30. Влияние солнечного света на процесс фотосинтеза в растениях. 31. Влияние табачного дыма на рост растений. 32. Водные растения озера. 33. Возьми под защиту. Редкие растения. 34. Волшебные рубахи из крапивы — сказка или реальность? 35. Дикорастущие растения в нашем питании. 36. Дурман — растение-убийца? 37. Значение минерального питания для растений. 38. Изучение видового многообразия растений моего посёлка. 39. Изучение видового разнообразия травянистых дикорастущих растений пришкольного участка. 40. Изучение влияния пирамид на прорастание семян, рост и развитие растений. 41. Изучение влияния света на растения. 42. Изучение длительного влияния электромагнитного излучения высоковольтной линии электропередач на кострец безостый и пырей ползучий. Раздел «Человек и экология» 1. Пищеварение. 2. Пищеварительная система и современное питание школьников. 3. Происхождение человека. 4. Сердечно-сосудистые заболевания. 5. Сердце и влияние на него химических препаратов. 6. Сердце человека. Строение сердца. 7. Физика сердца. 8. Сиамские близнецы. 9. Скелет человека. 10. Совершенство человеческой руки. 11. Сон человека. 12. Сравнительная характеристика работы сердца человека и животных методом ЭКГ. 13. Старение человека и возможность бессмертия. 14. Строение и свойства костей. 15. Строение и функции клеток. 16. Строение скелета человека. Кости. 17. Тайна красных ушей. 18. Химические элементы в организме человека. 19. Проблемы современной экологии. Заболевания неинфекционной природы, связанные с влиянием факторов окружающей среды. 20. Проблемы современной эндокринологии. Заболевания эндокринной системы. Структура и распространённость, профилактика. 21. Рациональное питание. Диетотерапия. 22. Сестринской дело в медицине. 23. Современная история медицины. Медицина нашего региона. 24. Спорт высоких достижений и его влияние на здоровье. 25. Формирование здоровье сберегающей среды в системе образования. 26. Формирование системы знаний о здоровом образе жизни у одноклассников. 27. Школа — остров безопасности. 28. Шум и его влияние на организм человека. 29. Изучение мёдоносных растений окрестностей города

Перечень доступных источников информации В разделе представлен список книг и ссылок на сайты, в которых более подробно освящены различные аспекты рассматриваемых вопросов. Их можно рекомендовать как учителю, так и обучаемым, проявивших интерес к изучаемой теме. 1. Воронина Г. А., Иванова Т. В., Калинова Г. С. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5—9 классы. Пособие для учителей общеобразоват. организаций / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2017. 2. Гапонюк З. Г. Биология. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5—6 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / З. Г. Гапонюк. — М.: Просвещение, 2017. 3. Жеребцова Е. Л. ЕГЭ. Биология: теоретические материалы. — СПб.: Тригон, 2009. — 336 с. 4. Калинина А. А. Поурочные разработки по биологии «Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс. — М.: ВАКО, 2005. 5. Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации- 2009: учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Легион, 2009. — 176 с. 6. Латюшин В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя. — М.: Дрофа, 2004.— 160 с. 7. Латюшин В. В., Уфинцева Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные»: пособие для учителя. — М.: Дрофа 2003. — 192 с. 8. Никишов А. И. Как обучать биологии: Животные: 7 кл. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 200 с. 9. Никишов А. И., Петросова Р. А. и др. Биология в таблицах. — М.: «ИЛЕКСА», 1998. 10. Никишов А. И., Теремов А. В. Дидактический материал по зоологии. — М.: РАУБ «Цитадель», 1996. — 174 с. 11. Пасечник В. В. Биология. Методика индивидуально-групповой деятельности. — М.: Просвещение, 2016. 12. Пасечник В. В. Биология. Индивидуально-групповая деятельность. Поурочные разработки. 5—6 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. В. Пасечник. — М.: Просвещение, 2017. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. Уроки биологии. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. В. В. Пасечника. — М.: Просвещение, 2014. 13. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С., Гапонюк З. Г. Уроки биологии. 5—6 классы: пособие для учителей общеобразоват организаций / под ред. В. В. Пасечника. — М.: Просвещение, 2014. 14. Теремов А. В., Рохлов В. С. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТ - ПРЕСС, 1999. — 258 с.: ил. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. — М.: Дрофа, 2004 — 272 с. 15. Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности [Электронный ресурс]: — URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlyaotsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 10. 05. 2021). 16. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog (дата обращения: 10.05.2021). 17. Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2021). 18. Цифровые лаборатории Releon [Электронный ресурс]: — URL: https://rl.ru/ (дата обращения: 10.05.2021). 19. Круглый стол: Цифровые лаборатории в современной школе [Электронный ресурс]: — URL: https://www.youtube.com/watch?v=qBj-tolw2N4 (дата обращения: 10. 05. 2021). 20. Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс]: — URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 10. 05. 2021). 21. Электронная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]: — URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 10. 05. 2021). 22. Научная электронная библиотека «Elibrary.ru» [Электронный ресурс]: — URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 10. 05. 2021). 23. Образовательный портал для подготовки к ВПР [Электронный ресурс]: — URL: https://bio6-vpr.sdamgia.ru/ (дата обращения: 10. 05. 2021). Авторами был использован иллюстративный материал с сайтов: https:// LibTime.ru; https:// Pikabu.ru; https:// Схемо.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень учебного оборудования (оснащения), необходимого образовательным учреждениям для реализации образовательных программ начального профессионального образования по профессии "Мастер производства молочной продукции"

Сборник содержит перечень обязательного и рекомендуемого оснащения учебных кабинетов и предназначен для проведения экспертизы при аккредитации и лицензировании образовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование (сетевая форма реализации образовательных программ на дому с использованием дистанционных образовательных технологий) 6 класс

Календарно-тематическое планирование (сетевая форма реализации образовательных программ на дому с использованием дистанционных образовательных технологий) 6 класс...

Календарно-тематическое планирование (сетевая форма реализации образовательных программ на дому с использованием дистанционных образовательных технологий) 6 класс

Календарно-тематическое планирование (сетевая форма реализации образовательных программ на дому с использованием дистанционных образовательных технологий) 6 класс по учебнику Кузовлева...

Календарно-тематическое планирование (сетевая форма реализации образовательных программ на дому с использованием дистанционных образовательных технологий) 5 класс

Календарно-тематическое планирование (сетевая форма реализации образовательных программ на дому с использованием дистанционных образовательных технологий) 5 класс по учебнику Кузовлева...

Применение новых технологий для реализации образовательных программ по биологии

В презентации уделяется внимание использованию   на уроках биологии ИКТ технологии. Информационные технологии делают занятия более наглядными, обеспечивают учебный процесс новыми, ранее недо...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...