Методическая разработка внеклассного занятия для 1-4 класса по окружающему миру
методическая разработка по биологии

Тема внеклассного занятия: Многообразие животных на Земле

Цели: Закрепить знания о животных, полученные на уроках окружающего мира. Поддерживать интерес у детей к животному миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного занятия для 2-3 класса по окружающему миру

Внеклассное занятие для учащихся 1-4 классов. Сценарий

Автор: Рамова Марина Ивановна, воспитатель ГПД, ГБОУ СОШ №467 СПб

Тема внеклассного занятия: Многообразие животных на Земле

Цели: Закрепить знания о животных, полученные на уроках окружающего мира. Поддерживать интерес у детей к животному миру.

Возраст детей: учащиеся 1 - 4 класса

Оборудование: магнитная доска с неполной схемой «Животный мир», карточки с недостающими для схемы понятиями, предметные картинки по теме «Животные», пластилин, природные материалы, у каждого ребёнка сигнальные карточки для обратной связи – семафоры.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Мотивация.

Прозвенел уже звонок,

Мы пойдём не на урок.

В путешествие пойдем,

В чудный мир мы попадем.

Вы готовы к увлекательному путешествию?

Давайте ещё раз проверим наше снаряжение: вам сегодня пригодятся семафоры (с красным и синим сигналами), конверты с заданием, пластилин, стеки, природный материал (шишки, жёлуди, семечки клёна и т.д.), спички без головок, дощечка-подставка.

В путешествии вам придётся не легко, но вместе можно справиться с любыми трудностями, поэтому сегодня вы будете работать в группах.

II. Ознакомление с темой и целью

Вам интересно узнать, куда мы совершим путешествие?

Тогда посмотрите на доску. Здесь написано предложение-определение, в котором пропущено первое слово.

Посоветуйтесь в группах и попробуйте догадаться, о ком идёт речь в предложении.

На доске:    ?  -  живые организмы, существа, обладающие способностью двигаться и питающиеся готовыми органическими соединениями.

Верно, это животные.

И совершим мы наше путешествие в удивительный мир животных.

Как вы думаете, зачем мы отправляемся в такое трудное путешествие?

(Чтобы больше узнать о животных, какую пользу они приносят, и какие опасности они представляют)

Правильно, сегодня вы постараетесь вспомнить, что знаете о многообразии животных на Земле, а я вам сообщу много нового и интересного. А в конце нашего путешествия вы выполните творческую работу.

III.  Информационная часть. Актуализация имеющихся знаний. Сообщение новых сведений.

1. Сообщение новых сведений

Рассмотрите карту Земли. Значками на ней обозначены представители животного мира. На карте мы не найдём свободного места, потому что животные на Земле живут повсюду: на Южном и на Северном полюсе, в пустынях и высоко в горах, в морях и океанах на больших глубинах, в дремучих лесах и в населённых городах. Кажется, нет такого места на Земле, где не жили бы животные.

До сих пор учёные точно не знают, сколько видов животных обитает на Земле, потому что продолжают открывать новые неизвестные ранее виды животных. Известно, что на нашей планете более миллиона видов животных.

Как вы думаете, это много или мало?

Конечно, это - очень много.

2. Восстановление схемы «Животный мир»

Чтобы не запутаться в многообразии животных учёные придумали их классификацию.

Мы уже познакомились с классификацией животных на уроках окружающего мира.

Сейчас вы вспомните основные группы животных и  дополните схему «Животный мир» недостающими словами и картинками, которые можете взять с магнитной доски. Работаем в группах.

На доске: схема «Животный мир», включающая в себя следующие понятия:

ЖИВОТНЫЕ

ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ  МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ

БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ ПОЗВОНОЧНЫЕ

Дополнительные карточки с недостающими понятиями к схеме: НАСЕКОМЫЕ  ПАУКИ   ЧЕРВИ   ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ   ЗЕМНОВОДНЫЕ  ЗВЕРИ  ПТИЦЫ  РЫБЫ

Дополнительные картинки – предметные картинки с изображением разных животных.

3. Игра «Семафор»

Схема готова, но все ли её хорошо понимают. Сейчас это проверим. Поиграем в игру «Семафор».

Я буду произносить разные высказывания, Если вы со мной согласны – показываете синий сигнал семафора, если не согласны - красный.

- Если тело животного состоит из одной клетки - это одноклеточное животное.

- У беспозвоночных животных есть позвоночник.

- Медведь – это беспозвоночное животное.

- Сом – это многоклеточное животное, его тело состоит из множества клеток.

- Одноклеточные животные не могут передвигаться, потому что они маленькие.

- К позвоночным животным относятся черви, пауки, белки.

- Амёба-это простейшее одноклеточное животное.

4. Интересные факты о животных.

Изучая животный мир, учёные выявили много интересных, иногда просто шокирующих фактов. Послушайте и посмотрите (слайды или картинки):

- Кpокодилы глотают камни, чтобы глyбже ныpнyть.

- У жирафа – самое большое сердце из всех наземных животных.

- Пингвин – единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Кроме того, это единственная птица, ходящая стоя.

- Муравей может поднимать и перемещать грузы, масса которых в 50 раз больше его собственного веса.

- Черная паучиха может съесть до 20 пауков в день.

- На Земле известны около 4000 видов лягушек и жаб.

- Пpи недостатке еды ленточный чеpвь может съесть до 95 пpоцентов веса своего тела - и ничего!

- Электрический угорь из Амазонки бьёт током с напряжением более 500 вольт. Местные жители перед тем, как ловить их, загоняют в реку стадо коров, чтобы угри истратили на них весь свой заряд.

- Чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков.

- Вес страусиного яйца может достигать 1,5 кг.

- Крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди.

- Змеи могут спать 3 года подряд, ничего не принимая в пищу.

5. Творческая работа «Зоопарк» в парах/тройках:

Наше путешествие подходит к концу.

Последний этап нашего путешествия – творческое задание.

Опираясь на знания о животном мире, вы создадите пластилиновый зоопарк.

Каждая группа будет выполнять свою часть задания.

На партах у вас лежит конверт с описанием одной из групп животных.

Достаньте и прочитайте его. Попробуйте понять, о какой группе животных идёт речь в описании. Вспомните, какие животные относятся к этой группе. Вылепите этих животных из пластилина. Приготовьтесь защитить свою творческую работу по плану.

На доске:

План

1.Прочитайте описание группы животных.

2.Дайте название этой группе.

3.Объясните свой ответ.

4.Расскажите, какие животные входят в группу, покажите поделки.

IV. Итог. Рефлексия.

Вам понравилось наше путешествие?

Что особенно вам понравилось?

Какую пользу для вас оно принесло сегодня?

Что вам хотелось бы ещё узнать о животных на следующих занятиях?

V.  Задание по желанию.

В справочной литературе найти новые интересные факты о животных и разместить их в рубрике «Это интересно» классного уголка.

Приложение

Задание для 1 группы:

Эти животные живут во влажных местах, вблизи водоёмов, чередуя своё пребывание на суше и в воде. Их второе название амфибии. Тело покрыто тонкой скользкой кожей. Питаются они в основном  насекомыми. Размножаются в воде, откладывая икру в тине. Зимой впадают в спячку.

Задание для 2 группы:

Эти животные являются предками динозавров. Их второе название рептилии. Они ползают, касаясь своим брюхом земли, пресмыкаются. У них толстая, грубая кожа, покрытая чешуйками. Питаются в основном мелкими животными. Потомство рептилий появляется из яиц.

Задание для 3 группы:

Эти животные живут повсюду. У них есть голова, которая срослась с грудью, брюшко и 8 ног.

На брюшке расположены паутинные бородавки, из них выходит липкая жидкость, которая, высыхая, превращается в паутину. Питаются в основном мелкими насекомыми, высасывая из них питательную жидкость.

Задание для 4 группы:

Основное место обитание этих животных почва, там они живут, проделывая длинные ходы. Питаются остатками растений и животных. У них длинное мускулистое тело без костей. Хотя у этих животных нет лапок, передвигаются они довольно ловко. Происходит движение за счёт сокращения мышц тела.

Задание для 5 группы:

Место обитания этих животных – вода. Они могут жить и в пресных, и в солёных водоёмах. Их тело имеет обтекаемую форму. Оно покрыто кожей с чешуёй. У них есть плавники. Дышат эти животные кислородом при помощи жабр. Их потомство появляется из икры.

Задание для 6 группы:

Эти животные живут на земле повсюду. Другое название этих животных млекопитающие. Их детёныши на свет появляются рождением, как у людей. Мать кормит детей молоком. Среди этих животных есть всеядные, травоядные и хищники.

Задание для 7 группы:

Это позвоночные животные. У них есть крылья, что даёт им возможность летать. Их тело покрыто перьями, поэтому этих животных часто называют пернатыми. Потомство выводят из яиц. Их жилищем являются гнёзда, которые они делают на деревьях, в траве, на скалах.

Задание для 8 группы:

Это многочисленная группа небольших по размеру животных. У них есть голова, грудь, брюшко и 6 ног. У некоторых их них есть крылья. Глаза расположены на голове по бокам, что позволяет им хорошо видеть всё вокруг себя. У них есть усики, которые, как антенны позволяют ориентироваться в пространстве. При полёте они издают разные звуки: жужжание, стрекот, писк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экология г.Братска и влияние окружающей среды на организм человека» (для 10-11 классов)

Большинство людей уверены, что об их здоровье должен заботиться врач. Такая позиция, по меньшей мере, наивна. Ни один врач и даже ни одна мать не могут сделать для другого человека того, что человек м...

Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству «Мир глазами художника» для учащихся 1 класса.

    С самого раннего возраста необходимо приучать детей работать с красками, знакомить их с богатством цветовой палитры, с разнообразием бесчисленных оттенков, получаемых при см...

Система работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» во 2 классе. Методическая разработка внеклассного занятия «Где найти витамины весной?»

Второй год в гимназии воспитателем в группе продленного дня Максимовой Ириной Николаевной проводятся внеурочные занятия с обучающимися 1 ступени образования по программе «Разговор о правильном питании...

Методическая разработка внеклассного занятия по истории Древнего мира в 6 классе. Игра- путешествие «Колесо истории».

Методическая разработка помогает выявить степень усвоения знаний по предмету история Древнего мира.  Развивает логическое мышление,  умение применять полученные знания на практике.  Во...

разработка урока "Невидимая сила" для 4 класса по окружающему миру

Урок разработан по методике проблемно- диалогического обучения.Цель: сформировать представление об электрическом токе, электризации, магнитизме.Задачи: познакомить учащихся с причинами возникновения и...

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для учащихся 6-7 классов школ 8 вида

План - конспект внеклассного занятия для учащихся старшего звена с целью проверки знаний по программе школ 8 вида...

Презентация "Методические рекомендации по исследовательской работе в начальных классах по окружающему миру

В данной презентации представлена информация по организации исследовательской работы с обучающимися начальных классов по окружающему миру...