Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству «Мир глазами художника» для учащихся 1 класса.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Бурова Анна Владимировна

 

      С самого раннего возраста необходимо приучать детей работать с красками, знакомить их с богатством цветовой палитры, с разнообразием бесчисленных оттенков, получаемых при смешивании различных цветов, так как живопись - это универсальная форма выражения внутреннего мира человека. Ведь именно живопись закладывает основы эмоционального восприятия у детей. Цель:  познакомить учащихся с профессией художника и научить работе гуашевыми красками. Занятие проводится в рамках кружковой работы. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного занятия

«Мир глазами художника»

по изобразительному искусству

для учащихся 1 класса.

Разработала: Бурова А.В.

учитель ИЗО и черчения

МБОУ «СОШ №80». г. Северск, Томской области

Цель:  познакомить учащихся с профессией художника и научить работе гуашевыми красками.

Задачи:

-дать первое представление о сказочном мире изобразительного искусства, о его роли в жизни людей;

- развивать умения пользоваться красками и получать новые цвета при их смешивании;

- формировать у детей положительное, эмоциональное отношение к изобразительной деятельности;

- воспитывать у детей уважение к труду художника;

- формировать навыки самостоятельной организации рабочего места.

Образовательные ресурсы:

  1. информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

  - Б.М. Неменский Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2010;

  - М.А. Качесова Сказки и краски Программа развития детей дошкольного возраста на основе изобразительной деятельности. – Томск, 2006.

- http://festival.1september.ru/articles;

- http://www.school.edu.ru/catalog.

  1. художественные материалы: - лист бумаги, кисти, краски гуашь, баночка с водой, палитра;
  2. зрительный ряд: В. Серов «Девочка с персиками», И.Репин «Портрет Нади Репиной», А. Герасимов «Портрет  балерины О.В. Лепешинской», И.И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Лесные дали», Ж.Б.Шарден «Атрибуты искусства», Н.Сапунов «Вазы, цветы и фрукты».
  3. действующие лица: Тюбик, королева Акварелька.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

Универсальные учебные действия.

   Регулятивные: создают рисунок, используя выразительные свойства художественного материала (гуашь), оценивают результат своего труда.

    Познавательные: эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребёнка: что ему напоминает каждая краска?

    Личностные: испытывают радость при работе с красками; формируют умения использовать цвет для достижения своего замысла; повышают культуру речевого общения, развивают способности к творческому самовыражению.

    Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждают индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть.

2. Введение в тему занятия.

3. Основные и составные цвета. Практическая деятельность учащихся.

4.Заключительная часть. Выставка работ детей. Обобщение полученных знаний, оценивание результатов работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть.

Учитель. - Здравствуйте, ребята!

Сегодня  мы познакомимся с удивительной профессией. А с какой, узнаете, если отгадаете загадку.

У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …

Ответы детей. Художник

- Правильно, ребята, это загадка про художника, молодцы!

 Посмотрите, к нам в гости сегодня пришёл житель сказочного Цветочного города.

Выходит Тюбик 

2. Введение в тему занятия.

Учитель. А кто ты такой, чем ты занимаешься?

Тюбик.

Все мы любим теплоту,

Создаём мы красоту,

Школьный дом, осенний сад,

Медвежаток и зайчат.

Землю мы преображаем,

К красоте всех призываем.

И уверен я, друзья,

Обойтись без нас нельзя.

Угадайте кто же я? (художник)

-Да ребята, я художник, а зовут меня Тюбик. Мы, художники, создаем произведения искусства. Труд художника приносит людям радость, вызывает чувство восхищения.

Ведь художник подобен волшебнику, он может запечатлеть на своих полотнах красоту окружающего мира, передать жизнь во всей её красоте и многообразии. Он замечает то, что не видят или не замечают другие.

-Представьте себе, что было бы, если б всё вокруг было одного цвета.

-Вас это огорчило или обрадовало? (рассуждения детей)

Ученик.

Мир привыкли видеть люди

Белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё вокруг нас будет

Удивительно прекрасным!

Учитель. - Посмотрите на картины известных художников. Расскажите, что вы на них видите.

Ученик.

Если видим, что с картины смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном, или, может, верхолаз,

Повар или балерина, или Вовка – твой сосед,

Знай, такая вот картина называется «портрет».

Учитель. Рисование человека – это жанр изобразительного искусства портрет. А художник – портретист, он рисует лицо человека или изображает его во весь рост. Художник передаёт черты лица и характер человека. (Демонстрация картин В. Серов «Девочка с персиками», И.Репин «Портрет Нади Репиной», А. Герасимов «Портрет  балерины О.В. Лепешинской»)

Ученик.          

Если видишь на картине поле, речку, лес и луг

Иль заснеженные дали да с берёзками вокруг.

Иль пустынную равнину, или море, или пляж.

Знай: такая вот картина называется «пейзаж»!

Учитель. - Картина, на которой изображают природу, называют пейзаж

    Пейзажист - это художник, который любит рисовать уголки природы, разные времена года. (Демонстрация картин И.И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Лесные дали»)

Ученик.

Если видишь на картине чашку чая на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или фрукты, или торт,

Или все предметы сразу, знай: что это «натюрморт».

Учитель. Изображение красивых вещей и предметов – жанр изобразительного искусства натюрморт. (Демонстрация картин Ж.Б.Шарден «Атрибуты искусства», Н.Сапунов «Вазы, цветы и фрукты»)

Тюбик

-Ребята, помогите мне собрать предметы, которые нужны каждому художнику.

Игра «Подумай-угадай»

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.

А сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (Краски и кисть.)

Он признался ножу:

«Без работы я лежу,

Построгай меня, дружок,

Чтобы я работать мог». (Карандаш.)

Я-чёрный, красный, жёлтый, синий

С начинкой твёрдой в середине.

Я с острым ножиком дружу

И что хочу - изображу. (Цветной карандаш.)

                                                                                          Если ей работу дашь –

                                                                                         Зря трудился карандаш. (Резинка.)

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисточка.)

                                                                                   Начало – пенье птицы,

                                                                                    Конец – на дне пруда,

                                                                                    А целое – в музее

                                                                                   Найдёте без труда. (Картина.)

Тюбик. - Молодцы ребята. Я очень рад, что вы знаете принадлежности любого художника.

Физкультминутка “Юные волшебники”.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Будем дружно рисовать,
И картины создавать.

3. Основные и составные цвета. Практическая деятельность учащихся.

(Тук – тук - тук)

-Кто пришёл к нам в гости?

Акварелька.

-Здравствуйте, ребята!

-Я узнала, что вы знакомитесь с профессией художник. Но без меня не может обойтись, ни один художник. Я королева сказочного - города красок.

Тюбик.

-Уважаемая королева Акварелька, расскажите, пожалуйста, ребятам удивительную историю, которая приключилась в вашем городе.

Акварелька.

-Хорошо. Ребята, усаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

Удивительная история.

  Жили-были на свете краски: Желтая, Красная, Синяя. Оказывается, краски, как и люди, любят наряжаться, ходить друг к другу в гости, танцевать. У них есть друзья и враги, краски могут быть веселыми и озорными, добрыми и ласковыми.
Краски очень дружили. Любили играть, петь песенки. Однажды с ними приключилась вот такая история. Давайте откроем коробку и войдем в Сказочно-красочный город.
В этом городе есть три самые главные краски. Какие это краски?
 

     Самые важные подданные – это принцессы: Красная краска, Синяя краска. Жёлтая краска. (Иллюстрации принцесс в Красной, Синей,  Жёлтой одеждах.)

– Познакомьтесь – эту принцессу зовут Красная краска.

Красная краска.- Я очень люблю бегать, прыгать, озорничать. Характер у меня веселый, жизнерадостный.

Учитель. Ребята, нарисуйте Красную принцессу в виде капельки на левой половине листа.

Акварелька. И вот однажды решила Красная краска сходить в гости к Желтой краске. Желтая краска очень веселая, ласковая, как солнышко.

Желтая краска.- Я всем стараюсь помочь и всех обогреть.

Учитель. Нарисуйте Жёлтую принцессу в виде капельки под красной капелькой.

Акварелька. Подошла Красная принцесса к небольшому желтому домику, позвонила в дверь. Желтая краска впустила Красную к себе в дом. Но случилась беда – в доме погас свет. Краски стали бегать, суетиться и нечаянно столкнулись друг с другом. Да так сильно, что не заметили, как перемешались. А когда свет включили, они увидели, что из двух красок получилась третья – оранжевая. Желтая и Красная краски очень обрадовались: ведь теперь у них появилась еще одна яркая, красивая подружка – Оранжевая краска.

Учитель. Ребята, нарисуйте Оранжевую капельку между Красной и Жёлтой принцессами.

А пока хозяева и гости пили чай, в Сказочно-красочном городе произошла еще одна история. На улице разразилась большая буря. Все краски побежали домой. Лишь Синяя краска и младшая сестричка Желтая краски не успели никуда спрятаться.
Пришлось Синей и Желтой краскам вместе пережидать грозу под раскидистым дубом. Но дождь был очень сильный, и краски промокли от кончиков ушей до самых пяток. Они нечаянно смешались и после очередного громового раската увидели, что рядом с ними стоит еще кто-то.

Синяя и Желтая краски. - Кто ты такая?

Зеленая краска. Я появилась, когда вы смешались между собой.

Учитель. Нарисуйте Синюю принцессу в виде капельки ниже под красной и жёлтой капелькой, а Зелёную между Жёлтой и Синей принцессами.

Акварелька. Синяя краска так обрадовалась появлению еще одной краски, что, не дожидаясь, пока закончится дождик, побежала рассказать своим сёстрам принцессам о таком событии. Тем временем Желтая краска, напоив своих друзей лимонным чаем, предложила поиграть в домино. Но Красная краска отказалась и стала собираться домой. Когда она стояла на пороге и прощалась с подружками, дверь неожиданно распахнулась, и в дом, не заметив на пороге Красную краску, ворвалась Синяя, чтобы сообщить свою радостную новость. Красная и Синяя краски столкнулись в двери. И жители Сказочного городка получили в подарок еще одну новую жительницу – Фиолетовую краску.

Учитель. Нарисуйте Фиолетовую капельку рядом с Синей принцессой.
Так на свете появились Оранжевая, Фиолетовая и Зеленая краски.

Акварелька. Это событие – чудесное для всех жителей сказочного города красок. Теперь, когда появляются эти краски вместе, то на небе возникает чудо! 

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать?  (Радуга)

Учитель. Ребята, сколько цветов у радуги? (семь) А в Сказочно-красочном городе пока только шесть цветов.

Акварелька. Не хватает голубой краски. Была ещё одна история с Синей принцессой. Однажды зимой начался сильный снегопад, а Синяя принцесса очень захотела покататься на санках. Когда он вышла на улицу, белый снег перемешался с синей краской, и появился новый житель страны голубая капелька.

Учитель. Нарисуйте Голубую капельку рядом с Синей принцессой.

Тюбик. Все семь цветов превращаются в радугу. Вы видели, когда-нибудь радугу? Это удивительное явление природы происходит только летом после дождя, когда на небе появляется солнце.

Акварелька. - Я вам помогу расположить цвета по порядку. Для того чтобы легче запомнить последовательность цветов в радуге, запомните такое предложение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в котором первая буква каждого слова обозначает цвет.

2.Практическая часть.

Учитель. - Нарисуем радугу. У вас на палитре уже есть смешанные цвета. 

Учитель контролирует правильность приёмов работы с красками, кистью, оказывает в случае необходимости практическую помощь детям в применении технических навыков.

Тюбик

-Спасибо Акварелька за замечательную историю.

-Ребята, а вам понравилась история?

-Вы хотите стать художниками?

4.Заключительная часть. Выставка работ детей. Обобщение полученных знаний, оценивание результатов работы.

Краски сегодня ужасно устали –
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке:
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия по изобразительному искусству в современной образовательной технологии «живые» квесты « Романтизм, реализм, импрессионизм и символизм русских художников XIX века"

Методическая разработка расчитана на на возрастную категорию учащихся 6-7 классов, в зависимрости от уровня подготовленности. Данная разработка позволяет в увлекательной современной образовательной те...

Внеклассное занятие по изобразительному искусству "Художники импрессионисты-«живописцы счастья"

Знакомство с искусством импрессионистов. Не только увидеть произведения искусства, но и постараться понять, в чем ценность того или иного произведения искусства, выявить суть направления....

Методическая разработка интегрированного занятия по изобразительному искусству и логопедии

Методическая разработка интегрированного занятия по изобразительному искусству и логопедииТема: «Путешествие в страну розовой феи»...

Методическая разработка внеурочного занятия по изобразительному искусству "Праздники и традиции русского народа"

Тема занятия: «Праздники и традиции русского народа».Направление внеурочной деятельности: общекультурное.Название кружка: «Художественная мастерская».Возраст обучающихся: 11-12...