разработка урока "Невидимая сила" для 4 класса по окружающему миру
методическая разработка по естествознанию на тему
Урок разработан по методике проблемно- диалогического обучения.
Цель: сформировать представление об электрическом токе, электризации, магнитизме.
Задачи:
- познакомить учащихся с причинами возникновения и проявления электризации, магнетизма и электрического тока;
- показать взаимодействие двух наэлектризованных тел; уточнить и расширить представление учащихся о роли электрического тока в жизни людей;
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_nevidimaya_siladokument_microsoft_word.docx | 73.35 КБ |
Предварительный просмотр:
тема "Невидимая сила"
Цель: сформировать представление об электрическом токе, электризации, магнитизме.
Задачи:
- познакомить учащихся с причинами возникновения и проявления электризации, магнетизма и электрического тока;
- показать взаимодействие двух наэлектризованных тел; уточнить и расширить представление учащихся о роли электрического тока в жизни людей;
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Оборудование:
- Катушка, элемент питания, электростатический маятник, мандарин, шар, на группу – мини-лабораторию (лоток, в котором находятся: компас, магнит, проводники, электрическая лампочка, батарейка, бумажная полоска, две полиэтиленовые полоски, мелко нарезанные кусочки бумаги, линейка из оргстекла, синтетическая ткань (капрон), металлические скрепки, скобы)
Ход урока
I. Организационный момент
Эпиграф на доске
Не найдется такого человека,
кто хотя бы однажды не испытал воздействия невидимых сил или не был свидетелем необычного явления.
(захожу в кабинет и включаю свет, через несколько секунд выключаю)
У: Давайте наше общение начнём с того, что, подарим друг другу улыбки и пожелаем всего доброго. Здравствуйте!
Я рада нашей встрече,
Надеюсь, не заскучаем мы, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием выслушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок прошел не напрасно,-
Активно работать и слушать друг друга.
Тогда всё будет вам понятно!
II. Актуализация знаний
Вы изучаете предмет, на котором узнаёте многие законы и явления природы. Сегодня мы познакомимся с явлениями, с которыми сталкиваемся ежедневно и попытаемся их объяснить
(опыт с электростатическим маятником).
- Какой вопрос у вас возник? Где вы видите противоречие?
(выслушиваем вопросы и записываю вопросы на доске, который берём за основу)
Предполагаемый вопрос: Почему магниты в первом случае притянулись друг к другу, а во - 2- нет?
У: Ваши предполагаемые ответы, гипотезы на данный вопрос?
(на доске фиксирую ответы детей)
III. Открытие новых знаний.
1. Электризация.
У: Рассмотрите рисунок на стр. 108 учебника.
- Что умеет Лена? Почему у неё это получилось?
(демонстрация с шаром и стеной, к которой он притягивается).
У нас это тоже получилось.
Прочтём на стр. 108 учебника беседу Лены с Мишей (до электронов).
(на доске закрепляю карточки:
Тело,
Вещество,
Молекула,
Атом: (нейтрон, протон, электрон).
На доске: электрон
У: Что мы сделали, чтобы шарик притянулся к стене?
На доске: трение
2. Электрический ток.
У: Вокруг нас хаотично движутся электроны. Что же произойдет, если их поток упорядочить?
(читаем текст стр.109, абз. 2)
Направленное движение электронов по проводнику называется электрическим током.
На доске табличка- электрический ток
У: Что направляет поток электронов?
На доске рисую схему
У: Как вы думаете, причина этих трёх явлений (магнетизма, электризации и электрического тока) одинакова или разная? Какая(ие?)
1- магнитное поле
2- трение (электризация, электростатика)
3- электрическое поле
У: Давайте вернёмся к опыту с магнитами и прочитаем текст учебника, стр.109 абз. 3.
(демонстрирую магнитные свойства магнетита)
(работа с компасами)
Мы поражаемся удивительному свойству магнитов притягиваться или отталкиваться друг от друга. Почему? Не зная физики, мы не можем ответить на этот вопрос. Что есть в этих веществах, что заставляет их притягиваться или отталкиваться друг от друга? Земля- огромный магнит.... а природа в том, что движение заряженных частиц Земли образует круговой ток.... а далее этот ток создает магнитное поле.
Магнит - это объект, сделанный из железа,
(- Вспомните, каким свойством обладают некоторые металлы, которое используется в магните?)
обладающий способность притягивать металлические и стальные предметы, а также отталкивать некоторые тела благодаря магнитному полю. (Почему?)
1. У магнита есть два полюса, по которым проходят силовые линии. С южного полюса они входят, а выходят - с северного.
2. Условно их обозначают знаками плюс и минус. Одноименные(+ и + или – и -)- отталкиваются, а разноименные(+ и -)- притягиваются. Примерно, как пылесос засасывает пылинки или выдувает их.. .
У: Объясните, почему у … магниты притянулись, а у …- отталкивались?
Магнетизм — форма взаимодействия движущихся электрических зарядов, осуществляемая на расстоянии посредством магнитного поля.
На доске: магнетизм
3. Электричество и магнетизм
А) Провод приобретает свойства магнита, если по нему пропустить эл. ток.
(опыт с проводом и скрепками без напряжения и при пропускании эл. тока).
Б) Магнит можно заставить двигаться, если по нему пропустить эл. ток.
(опыт)
У.: В результате этого опыта мы получили не просто магнит, а электромагнит.
Электромагнит — устройство, создающее магнитное поле при прохождении электрического тока. Обычно электромагнит состоит из обмотки и ферромагнитного сердечника...
(вывешиваю карточку электромагнит на доску).
Таким образом люди научились с помощью магнита превращать движение электронов в различные виды работы:
вращать моторчики, нагревать воду, зажигать лампочки и т.д.
4. Получение электричества
(чтение учебника, стр.110 абз.1)
на доске карточка- генератор)
У: Но возникла проблема: Как передать эл. ток на расстояние? Как человек разрешил эту проблему?
(ответы детей)
У: А можно обойтись без проводов?
5. Батарейка- маленькая электростанция.
(чтение учебника, стр.111)
опыт
У: Соедините концы проволоки – проводника с батарейкой и лампочкой. Что вы наблюдаете?
Д: Лампочка загорелась! Значит, в батарейках действительно есть ток.
У: Действительно, батарейка – это маленькая электростанция, которая вырабатывает электрический ток.
6. Способы получения электричества
- статика (трение- из жизненного опыта, опыт с шариком)
- воздействие магнитом на катушку (электромагнитная индукция)
- электрохимический (батарейка, показываю опыт с мандарином)
- фотоэлектрический (солнечные батареи)
7. Электричество и магнетизм в природе
У: Вы сталкивались с рассматриваемыми явлениями в природе?
Д: Молния
Между заряженными телами возникает сила, которую учёные назвали электризацией (карточка- электризация на доску)
У: Попробуйте сами сформулировать, что такое электризация.
Д: Электризация – это невидимая сила, вызывающая притягивание или отталкивание заряженных тел.
У: Когда наэлектризованные тела с разными зарядами приближаются друг к другу на определённое расстояние, между ними возникает интересное явление- разряд.
У.: Это опасное явление?
Д: Да. От него человек может погибнуть, может случиться пожар.
У: Какие необходимо соблюдать правила безопасного поведения во время грозы?
Д: Нельзя стоять под деревом, нельзя купаться во время грозы…
У: Электрический разряд – это стихийное движение электронов. Учёные смогли обратить его силу на пользу человечества, заставив электроны стали двигаться в одном направлении по проводнику, получив эл. ток.
У: А теперь вспомните, что я сделала, когда зашла в класс на урок?
- Почему загорел свет, а затем погас?
Какую роль в этом явлении играет включатель?
(рассматриваем электрическую цепь)
Физминутка.
Представьте, что вы – электрончики. Под музыку электрончики – побежали на месте. (Музыка “Кукуруза”, дети повторяют движения за учителем)
У: Давайте подведём итог и определим тему урока
Во всех случаях, мы видели, чтобы в наблюдаемых явлениях прилагались наши усилия или какая- то дополнительная нагрузка?
Д: нет
Мы эту силу видели?
Д: нет. Как можно назвать силу, которая заставляла притягиваться или отталкиваться магниты, загораться лампочке, отклонять стрелку прибора, притягиваться шарику к стене?
Дети: НЕВИДИМАЯ СИЛА.
У: Это и есть тема урока. А сила, вызывающая эти явления, имеет одну причину?
Д: Нет
У: Значит, правильнее будет- НЕВИДИМЫЕ СИЛЫ.
слайд
IV. Обобщение и первичное закрепление изученного материала.
У: Давайте сделаем научные выводы.
Итак, Невидимая сила – это…
- магнитное поле
- электрическое поле
- трение (электризация, электростатика)
У: Где используется электрический ток?
Д.: Дома: утюг, телевизор, компьютер, микроволновая печь, стиральная машина работают от электричества. На предприятиях, в магазинах.
У: Какие вы знаете правила безопасного поведения при пользовании электрическим током?
Д: Нельзя в розетку толкать различные вещи, нельзя браться за провод или вилку электроприборов мокрыми руками, нельзя оставлять включенными электроприборы.
Работа с рабочей тетрадью- стр.42.
У: Попробуйте определить, в каком случае лампочка загорится и почему?
(техника безопасности и домашнее задание для любознательных)
Давайте выполним тест
1. Из-за какой частицы возникает явление электризации?
а) электрон
б) песчинка
в) капелька
2. Притяжение и отталкивание наэлектризованных тел – это…
а) цивилизация
б) электризация
в) классификация
3. Что такое электрический ток?
а) скопление электронов
б) движение электронов
в) торможение электронов
4. Устройство, создающее магнитное поле при прохождении электрического тока, это:
а) электромагнит
б) магнит
в) компас
5. С помощью какого действия возникает явление электризации?
а) охлаждение
б) нагревание
в) трение
6. Во время грозы нельзя:
1. Купаться
2. разговаривать
3. учить уроки
7. Самый сильный природный электрический разряд?
а) взрыв
б) гром
в) молния
Проверка.
У: Посмотрите, на доске образовался ряд слов, с которыми вы познакомились сегодня:
- Электрон
- Электризация
- Электрический ток
- Электромагнит
Кто заметил что-нибудь интересное?
Д.: Это все однокоренные слова. У них общая часть электр-.
V. Итог урока. Рефлексия.
У.: Ребята, вам понравился урок?
После нашего урока вы сможете удивить своих друзей и близких такими опытами? Чем?
Выскажите своё мнение, опираясь на фразы:
- “Мне понравилось…”
- “Я даже не думал(а), что…”
- “Я узнал(а)…”
- “Мне бы хотелось сейчас…”
VI. Домашнее задание.
У.: Настоящие учёные не останавливаются на достигнутом. В природе существуют и другие виды невидимой силы, с которыми вы познакомитесь в старших классах.
- Я предлагаю вам дома проделать опыты по выявлению невидимой силы вместе с родителями. А на следующем уроке рассказать, что у вас получилось.
Тест
1. Из-за какой частицы возникает явление электризации?
а) электрон
б) песчинка
в) капелька
2. Притяжение и отталкивание наэлектризованных тел – это…
а) цивилизация
б) электризация
в) классификация
3. Что такое электрический ток?
а) скопление электронов
б) движение электронов
в) торможение электронов
4. Устройство, создающее магнитное поле при прохождении электрического тока, это:
а) электромагнит
б) магнит
в) компас
5. С помощью какого действия возникает явление электризации?
а) охлаждение
б) нагревание
в) трение
6. Во время грозы нельзя:
1. Купаться
2. разговаривать
3. учить уроки
7. Самый сильный природный электрический разряд?
а) взрыв
б) гром
в) молния
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Великая война и великая победа"
Дается подробный конспект урока окружающего мира в 4ом классе. Тема урока "Великая война и великая победа!"...
Разработка интегрированного урок по окружающему миру и математике.
Цель: Обобщить знания учащихся об исторических событиях через арифметические действия....
Разработка учебно-дидактического материала для проведение интегрированного урока по Окружающему миру в начальной школе. Тема:"Изготовление инструкционных карт" направленна на реализацию проекта"100% детей ОВЗ,включенных в систему дистанционного обучения"
Разработка учебно-дидактического материала для проведение интегрированного урока по Окружающиму миру в начальной школе. Тема: "Изготовление инструкционных карт" направленна на реализ...
Подбор и разработка заданий, направленных на проверку наличия у младших школьников умения при изучении окружающего мира
Подбор и разработка заданий, направленных на проверку наличия у младших школьников умения при изучении окружающего мира...
Разработка заданий, направленных на проверку наличия у младших школьников умения при изучении окружающего мира
Умение пользоваться коспасом...
разработка урока по окружающему миру "кто во что верит"
разработка по фгос...
Разработка плана-конспекта урока по изобразительному искусству и окружающему миру 4 класс. по теме: "Образ культуры Древней Греции"
Цель данного урока: сформировать представление о своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры Древней Греции . Целостность культуры-также важнейший элемент содержания урока. Представление о х...