Программа профильной смены "Юный биолог"
учебно-методический материал по биологии (5, 6, 7, 8 класс)
В современных условиях актуальной является проблема обеспечения личностной и социальной самореализации школьников. Ценность системы летнего отдыха заключается в том, что она создаёт условия для социальной самореализации учащихся в процессе участия в различных видах деятельности, способствует самосовершенствованию и развитию подрастающего поколения.
В условиях реализации ФГОС во внеурочной деятельности научная и исследовательская работа детей является очень важной частью их образования, а также помогает им развиваться, приобретать опыт, навыки исследовательской работы, расширяет кругозор, учит упорно трудиться и добиваться цели. Летние каникулы позволяют целенаправленно проводить исследовательскую работу в условиях полевой практики по биологии. К сожалению, учебная программа по предмету не может удовлетворить запросы учащихся в практической направленности. Учебно-исследовательские экскурсии в природу помогают соединить теоретическую и практическую стороны программного материала.
Программа профильной смены «Юный биолог» включает разнообразные учебные занятия (полевые экскурсии, анализ собранного материала, публичные выступления) и активные формы отдыха (игры, конкурсы, творческие задания). Программа профильной смены включает в себя работу над проектами, исследовательскую работу, проведение мастерской по основным способам размножения и выращивания растений, тематические лекции.
После практики обязательным этапом является обработка собранных материалов. Так у учащихся формируются первые навыки работы исследователя в практической деятельности, что помогает школьникам правильно сориентироваться в выборе будущей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ВР Директор школы _________В.Г. Достовалова ________ Н.Л. Коренькова «___» ___________2018 г. «___» ___________2018 г.
Программа летней профильной смены
«Юный биолог»
Сроки реализации: 9-20 июля 2018 года
Программу составила
Лазуткина Г.Э.,
учитель биологии
МАОШ СОШ № 4 г. Искитима
Искитим, 2018
Актуальность
В современных условиях актуальной является проблема обеспечения личностной и социальной самореализации школьников. Ценность системы летнего отдыха заключается в том, что она создаёт условия для социальной самореализации учащихся в процессе участия в различных видах деятельности, способствует самосовершенствованию и развитию подрастающего поколения.
В условиях реализации ФГОС во внеурочной деятельности научная и исследовательская работа детей является очень важной частью их образования, а также помогает им развиваться, приобретать опыт, навыки исследовательской работы, расширяет кругозор, учит упорно трудиться и добиваться цели. Летние каникулы позволяют целенаправленно проводить исследовательскую работу в условиях полевой практики по биологии. К сожалению, учебная программа по предмету не может удовлетворить запросы учащихся в практической направленности. Учебно-исследовательские экскурсии в природу помогают соединить теоретическую и практическую стороны программного материала.
Программа профильной смены «Юный биолог» включает разнообразные учебные занятия (полевые экскурсии, анализ собранного материала, публичные выступления) и активные формы отдыха (игры, конкурсы, творческие задания). Программа профильной смены включает в себя работу над проектами, исследовательскую работу, проведение мастерской по основным способам размножения и выращивания растений, тематические лекции.
После практики обязательным этапом является обработка собранных материалов. Так у учащихся формируются первые навыки работы исследователя в практической деятельности, что помогает школьникам правильно сориентироваться в выборе будущей профессии.
Цель - создание эффективных условий для развития личности, её самоопределения и самореализации во время летней социальной практики через занятия научно-исследовательской деятельностью по биологии.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Расширить круг знаний учащихся о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;
- Познакомить с методами исследования, обучить умению выбирать и использовать конкретные методы и методики;
Развивающие задачи:
- Формировать интересы, склонности учащихся к научно – исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
- Развивать способность аналитически мыслить, сравнивать, обобщать полученные материалы и делать грамотные итоговые сообщения.
Воспитательные задачи:
- Формировать экологически грамотное поведение в природе, заботливое, гуманное отношение ко всему живому;
- Формировать умения учащихся работать в команде;
- Развивать чувство товарищества и комфортный микроклимат в группе.
Программа рассчитана на 10 дневную смену в дни школьных летних каникул.
Целевая аудитория: учащиеся 6 - 7 класса.
Смена имеет естественно – научную направленность. Профильными предметами являются биология, экология.
Профильная смена работает на перспективу: учащиеся, интересующиеся биологией,
в будущем смогут принять участие в предметных олимпиадах, конкурсе исследовательских работ, городской научно-практической конференции школьников.
Ожидаемый результат:
1.Умение учащихся применять биологические знания в практической деятельности;
2. Приобретение навыков практической и научно-исследовательской деятельности;
3. Укрепление здоровья детей;
4. Самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках;
5. Адаптация к специфике предпрофильного обучения.
Возможные риски:
- Плохие погодные условия;
- Высокая активность клещей.
Формирование универсальных учебных действий:
Универсальные учебные действия | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Познавательные | Овладеть навыками сравнения разных систематических групп живых организмов, объяснять их значение в природе и жизни человека, объяснять значение терминов «экосистема», «биоценоз» | Овладеть приёмами работы с информацией: поиск, отбор и систематизация, научиться формулировать проблему, отвечать на поставленные задачи, освоить приёмы исследовательской деятельности | Появление мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению биологии |
Регулятивные | Описывать строение биологических объектов по морфологическому и этологическому критериям | Планировать алгоритм действий в результате исследования | Ставить учебную задачу, осуществлять учебные действия |
Коммуникативные | Понимать необходимость защиты окружающей среды, сохранения видового многообразия флоры и фауны изученных биоценозов | Овладеть коммуникативными умениями вести диалог, участвовать в дискуссии | Умение общаться в парах, группе |
Личностные | Демонстрация владения способами предъявления информации в различных формах: оформлять исследовательскую работу, делать презентацию, проявлять самостоятельность в предъявлении продукта | Пользоваться биологическими словарями, атласом-определителем, поисковыми системами Интернета. Видеть связь с другими науками, целостную картину мира. Умение делать свой выбор, расставлять жизненные приоритеты. | Оценивать себя во взаимоотношениях |
Занятие 1.
Вводное.
Цель: научиться выявлять в многообразии природы отдельные экосистемы как основные объекты для дальнейшего изучения.
- Познакомить учащихся с новыми для них биологическими понятиями
(флора, растительность, экологические факторы, климатические факторы, экологические группы растений, экосистема, экологическая ниша)
- Знакомство с экскурсионным снаряжением.
- Знакомство с методиками сбора способами фиксации полевого материала.
Экскурсия в городской парк.
Занятие 2.
Экскурсия в смешанный лес.
- Оценка состояния древостоя смешанного леса с использованием простейшей шкалы.
- Составление паспорта площадки смешанного леса.
«Описание участка смешанного леса»
1. Закладка площадки 10х10 м. Углы отмечаются газетами, флажками и т.д.
2. Составление списка растений: для этого надо двигаться по периметру и в заключение – по диагонали площадки.
3. Разделение растений на жизненные формы: ярусы, определение доминирующих видов в каждом ярусе.
4. Подсчёт числа деревьев на участке (т.е. густота древостоя), характеристика 5-8 деревьев по параметрам – высота, диаметр ствола.
5. Влияние деятельности человека на данный участок леса.
6. Сбор травянистых растений для гербария.
Занятие 3.
Исследование животного мира биогеоценоза леса.
1 Наблюдения за животными.
2. Изучение следов пребывания животных.
3. Составление пищевой цепи.
Занятие 4.
Обработка собранного материала.
Занятие 5 - 6.
Исследование биогеоценоза луга.
- Составление бланка описания биогеоценоза луга.
- Описание фитоценоза.
- Изучение многообразия насекомых луга.
- Составление паспорта площадки биогеоценоза луга.
«Изучение растительности луга»
1. Тип и геоморфологическое положение луга.
2. Закладка площадки 10 x 10м, углы отмечают флажками, ветками и т.д
3. Видовой состав – составление списка растений, для этого надо двигаться по периметру и в заключение по диагонали площадки.
4. Деление описанных растений на фракции:
- злаки
- бобовые
- осоки
- разнотравные
5. Определение доминирующих видов, из которых складываем название луга.
6. Влияние деятельности человека на обследуемый участок луга. Практическое значение луга в жизни людей.
7. Сбор растений для гербария.
Занятие 7-8.
Экскурсия к водоёму.
- Экологическая характеристика водоёма.
- Изучение растительности водоёмов.
- Приспособления водных растений.
- Отборы зообентоса.
- Обработка собранного материала.
Занятие 9.
Типы нарушения фитоценозов под действием природных и антропогенных факторов.
Количественный маршрутный учёт антропогенных воздействий на местность.
- Методика маршрутного учёта
- Перечень объектов маршрутного учёта антропогенных воздействий и экологических условий местности.
- Обработка результатов учёта.
Занятие 10.
Оформление фотоальбома или презентации по итогам летней практики.
Итоговое мероприятие профильной смены «Юный биолог».
Также в программу профильной смены «Юный биолог» включены различные мероприятия активного отдыха:
9.07. Профилактическая беседа «Осторожно: клещи!» Игровая программа «Во саду ли, в огороде» | 10.07. День Здоровья | 11.07. Флэш-моб «Всемирный день Шоколада!» | 12.07. Песенный круг «Дружба крепкая не сломается» | 13.07. Эко-проект «Насекомые – санитары садов и огородов» |
16.07. Беседа по предупреждению правонарушений «Закон и подросток» Игра на местности «Следопыт» | 17.07. Спортивная программа «Весёлые джунгли» | 18.07. Конкурс рисунков «Заповедной тропой» Кругосветка «Безопасность и здоровье – в жизни главное условие» | 19.07. Музыкальная гостиная «Музыка дождя и солнца» | 20.07. Заочное историческое путешествие по старому Искитиму «Земли родной минувшая судьба» Посещение библиотеки. Подведение итогов. Награждение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-165982-1459061387.jpg)
Рабочая программа профильного уровня по биологии 10 класс
Рабочая программа профильного уровня по биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/11/picture-665615-1441958284.jpg)
Рабочая программа ФКГОС по биологии на уровень среднего общего образования (профильный уровень)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/19/picture-868246-1482129520.jpg)
Рабочая программа профильного обучения по биологии (10-11 класс)
Курс биологии на ступени среднего общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэт...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/13/picture-994319-1684002715.jpg)
Рабочая программа учебного предмета «Биология» на ступень среднего общего образования профильный уровень (10 - 11 класс)
Рабочая программа по биологии для 10-х– 11-х классов составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы, профильный уровень автор В. Б. ...
Рабочая программа углублённого изучения биологии профильный уровень 10 класс
Автор: Черепанова Татьяна ВячеславовнаУчитель биологии МОУ СШ№3 Города Тутаева Ярославской областиРабочая программа соответствует ребованиям ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1088356-1547219628.jpg)
Рабочая программа по курсу биология для 10 «А» классa профильный уровень.
Представлена рабочая программа по курсу биология для 10 классa профильный уровень....