Рабочая программа профильная подготовка по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

 Мокова Залина Ауладиновна

Профильная подготовка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарное планирование по курсу  биологии 11 класс.

Химико-биологический профиль

№ урока

Название темы

Количество часов

Дата проведения

Генетика и селекция

20

1

Основы генетики и селекции

1

2

Закономерности наследования признаков

1

3

Законы Г. Менделя. Первый закон Менделя. Решение генетических задач

1

4

Второй закон Менделя (закон расщепления) Решение генетических задач

1

5

Закон чистоты гамет.

1

6

Дигибридное и полигибридное скрещивание третий закон Менделя. Решение генетических задач

1

7

Закон независимого комбинирования. Хромосомная теория наследования. Сцепленное наследование признаков.

1

8

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

9

Закономерности  изменчивости. Наследственная изменчивость.

1

10

Мутации, их свойства

1

11

Зависимость проявления генов от условий внешней среды. Фенотипическая изменчивость.

1

12

Основы селекции.

1

13

Создание новых пород животных и сортов растений.

1

14

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

1

15

Методы селекции растений и животных.

1

16

Отбор и гибридизация

1

17

 Искусственный мутагенез.

1

18

Селекция микроорганизмов.

1

19

Достижения и основные направления современной селекции

1

20

Защита  индивидуальных работ по теме «Достижения и основные направления современной селекции»

1

21

Обобщение знаний по разделам «Наследственность и изменчивость» «Селекция»

1

Эволюция.

28

22

Учение  об эволюции органического мира

1

23

Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни

1

24

Система органической природы К. Линнея

1

25

Развитие эволюционных идей Ж.-Б. Ламарка

1

26

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

1

27-28

Экспедиционный материал Ч.Дарвина

2

29

Эволюционная теория Ч. Дарвина

1

30

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

1

31

Формы борьбы за существование и естественный отбор

1

32

 Видообразование

1

33

Микроэволюция. Вид, критерии и структура

1

34

Эволюционная роль мутаций

1

35

 Генетическая стабильность популяций

1

36

Генетические  процессы  в популяциях

1

37

Формы естественного отбора

1

38-39

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

40

Забота о потомстве

1

41

Физиологические адаптации

1

42

Видообразование как результат микроэволюции

1

43

Обобщающий урок  по разделу «Закономерности развития  живой природы». Тестовая проверка  знаний

1

44

Макроэволюция

2

45-46

Пути достижения биологического  прогресса

2

47-48

Основные закономерности биологической эволюции

2

49

Правила эволюции

1

Развитие жизни на Земле

7

50-51

Развитие жизни на Земле

2

52

Развитие жизни в архейской эре

1

53

 Развитие жизни в протерозойской эре

1

54

Развитие жизни в палеозойской эре

1

55

Развитие жизни в мезозойской эре

1

56

Развитие жизни в кайнозойской эре

1

Происхождение человека

5

57

Положение человека в системе органического мира

1

58

Эволюция приматов

1

59

Стадии эволюции человека

1

60

Современный этап эволюции человека

1

61

Обобщающий урок по разделам «Развитие жизни на Земле», «Происхождение человека». Тестовая проверка знаний

1

Биосфера

22

62

Взаимоотношения организма и среды

1

63

Биосфера, ее структура и функции

1

64

Круговорот веществ в природе

1

65

Жизнь в сообществах. Основы экологии

1

66

Биогеография. Основные биомы суши. Неарктическая область

1

67

Палеарктическая область

1

68

Восточная область

1

69

 Неотропическая область

1

70

Эфиопская область

1

71

Австралийская область

1

72

Взаимоотношения организмов и среды.

Биогеоценозы

1

73-74

Абиотические факторы среды

2

75

Взаимоотношение факторов среды.

1

76

Биотические факторы среды

1

77

Цепи питания. Экологическая пирамида

1

78-79

Взаимоотношения между организмами. Позитивные взаимоотношения- симбиоз

2

80-82

Антибиотические отношения.

3

83

Нейтрализм

1

84

Биосфера и человек. Ноосфера

1

Природа и человек

11

85

 Природные ресурсы и их использование

1

86

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

1

87

Загрязнение воздуха

1

88

Загрязнение пресных вод

1

89

Загрязнение Мирового океана

1

90

 Антропогенные изменения почвы

1

91

 Влияние человека на растительный и животный мир

1

92

 Особо охраняемые территории

1

93

 Радиоактивное загрязнение биосферы

1

94-95

Защита презентаций на тему «Последствия хозяйственной деятельности человека на природу» Зачет

2

96-97

Охрана природы и перспективы рационального природопользования Индивидуальные проекты учащихся «Мои предложения по решению экологических проблем»

2

98-100

Бионика. Обобщающий урок по разделу «Охрана окружающей среды» Тестовая проверка знаний

3

101-102

Основные вехи в развитии биологии

2

Итого

102

Программа

 По биологии 11 класс. Биологический профиль

Генетика и селекция-  20 ч

Эволюция -28 ч

Развитие жизни на Земле – 7ч

Происхождение человека- 5ч

Биосфера- 22ч

Природа и человек-11ч

Охрана природы и основы рационального  природопользования- 2ч

Бионика – 3ч

Основные вехи в развитии биологии- 2ч

 Поурочное планирование по курсу биологии 11 класс. Биологический профиль

Название темы

Цели и задачи

Основное содержание

Домашнее задание

Дата прове

дения

1

Основы генетики и селекции

Ознакомить учащихся с основами генетики и селекции

1. Основные понятия генетики.

2. Наследственность и изменчивость.

3. Фенотип и генотип.

С.252-255

2

Закономерности наследования признаков

Ознакомить учащихся с закономерностями наследования признаков

1.Гибридалогический метод изучения наследования признаков.

2.Опыты Менделя.

С260-262

3

Законы Г. Менделя. Первый закон Менделя. Решение генетических задач

Ознакомить учащихся с  законами Г. Менделя, решением генетическим задач

1.Первый закон Менделя.

2.Моногибридное скрещивание.

3.Неполное доминирование.

4.Множественный аллелизм

263-268

4

Второй закон Менделя (закон расщепления) Решение генетических задач

Ознакомить учащихся со вторым законом Менделя, решение генетических задач по 2 закону  

1.Второй закон Менделя.

2.Решение генетических задач.

268-269

5

Закон чистоты гамет.

Ознакомить учащихся с законом чистоты гамет

1.Закон чистоты гамет.

2. Решение генетических задач.

269-272

6

Дигибридное и полигибридное скрещивание третий закон Менделя. Решение генетических задач

Ознакомить учащихся с решением задач на ди- и полигибридное скрещивание

1.Дигибридное и полигибридное скрещивание третий закон Менделя. 2.Решение генетических задач

272-277

7

Закон независимого комбинирования. Хромосомная теория наследования. Сцепленное наследование признаков.

Ознакомить учащихся с законом независимого комбинирования и хромосомной теорией наследственности

1.Анализирующее скрещивание.

2.Группы сцепления.

3.Закон Т. Моргана.

280-284

8

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Ознакомить учащихся с наследованием признаков, сцепленных с полом

1.Генетика пола.

2.Алтосомы

3.Наследование у человека гемофилии

285-288

9

Закономерности  изменчивости. Наследственная изменчивость.

Ознакомить учащихся с закономерностями изменчивости

1.Генотип как целостная система

2.Взаимодействие аллельных генов.

3.Мутационная изменчивость

300-304

10

Мутации, их свойства

Ознакомить учащихся с мутациями и их свойствами

1.Мутации.

2.Классификация и свойства мутаций.

304-307

11

Зависимость проявления генов от условий внешней среды. Фенотипическая изменчивость.

Ознакомить учащихся с зависимостью проявления генов от внешней среды

1.Фенотипическая изменчивость.

2.Изменение признаков под действием внешней среды.

310-313

12

Основы селекции.

Ознакомить учащихся с основами селекции

1.Селекция.

2.Методы селекции.

318-319

13

Создание новых пород животных и сортов растений.

Ознакомить учащихся с  методами создания новых пород животных и сортов растений

1.Разнообразие и продуктивность культурных растений.

2.Центры многообразия и просхожде6ния культурных растений.

319-322

14

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Ознакомить учащихся с законом гомологичных рядов Вавилова

1.Закон Н. И. Вавилова

2.Материал Вавилова

323-324

15

Методы селекции растений и животных.

Ознакомить учащихся с методами селекции растений и животных

1.Порода животных.

2.Сорт растений

3.Чистые линии.

325-327

16

Отбор и гибридизация

Ознакомить учащихся с  терминами «отбор» и «гибридизация»

1.Гибридизация

2.Гетерозис

327-329

17

 Искусственный мутагенез.

Ознакомить учащихся с сущностью искусственного мутагенеза

1.Мутация генов

2.Мутагенез

329-331

18

Селекция микроорганизмов.

Ознакомить учащихся с селекцией микроорганизмов

1.Селекция микроорганизмов.

2.Биотехнология и генная инженерия

333-335

19

Достижения и основные направления современной селекции

Ознакомить учащихся с достижениями современной селекции

1.Достижения современной селекции.

2.Селекционая работа И. В. Мичурина

336-338

20

Защита  индивидуальных работ по теме «Достижения и основные направления современной селекции»

Развивать способность к самостоятельным разработкам и к самостоятельному изучению природы

1.Защита работ

Защита работ

21

Обобщение знаний по разделам «Наследственность и изменчивость» «Селекция»

Обобщить и систематизировать знания по изученному разделу

1. Обобщение знаний

252-338

22

Учение  об эволюции органического мира

Ознакомить учащихся с эволюцией органического мира

1.Классификация животных и растений.

2.История представлений о развитии жизни на земле.

343-345

23

Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни

Ознакомить учащихся с античными представлениями о сущности и развитии жизни

1.Основоположники греческой философии.

2.Креационизм

345-347

24

Система органической природы К. Линнея

Ознакомить системой органического мира К. Линнея

1.Классификация К.Линнея

2.Трансформизм        

347-349

25

Развитие эволюционных идей Ж.-Б. Ламарка

Ознакомить учащихся с развитием эволюционных идей Ж_Б. Ламарка

1. Развитие эволюционных идей Ж.-Б. Ламарка

2.Теория катастроф

349-353

26

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

Ознакомить учащихся с предпосылками  возникновения теорий Ч.Дарвина

1.Геологичесские предпосылки

2.Достижения в области цитологии и эмбриологии.

356-358

27-28

Экспедиционный материал Ч.Дарвина

Ознакомить учащихся с экспедиционным  материалом  Ч. Дарвина

1.Биография Ч, Дарвина

2.Путешествия и экспедиционный материал.

358-360

29

Эволюционная теория Ч. Дарвина

Ознакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина

1.Основной труд Ч. Дарвина – «Происхождение видов путем естественного отбора»

361-367

30

Учение Ч. Дарвина об естественном отборе

Ознакомить учащихся с учением Ч. Дарвина об естественном отборе

1.Методический отбор.

2.Бессознательный отбор.

368-369

31

Формы борьбы за существование и естественный отбор

Ознакомить учащихся с  формами борьбы за существование и естественным отбором

1.Межвидрвая борьба.

2.Внутривидовая борьба

3.Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды.

370-371

32

 Видообразование

Ознакомить учащихся с  видообразованием

1.Образование новых видов

2.Дивергенция

372-375

33

Микроэволюция. Вид, критерии и структура

Ознакомить учащихся с  микроэволюцией, видом и его структурой

1.Вид

2.Кретерий и структура

3.Популяция

376-378

34

Эволюционная роль мутаций

Ознакомить учащихся с эволюционной ролью мутаций

1.Сущность мутационного процесса

2.Роль мутации

379-380

35

 Генетическая стабильность популяций

Ознакомить учащихся с генетической стабильностью популяций

1.Закон стабилизирующего скрещивания – закон Пирсона.

2.Закон Харди-Вайнберга

381-382

36

Генетические  процессы  в популяциях

Ознакомить учащихся с генетическими процессами в популяциях

1.Инбридинг

2.Аутбридинг

383-385

37

Формы естественного отбора

Ознакомить учащихся с  формами естественного отбора

1.Движущий отбор.

2.Половой отбор

3.Стабилизирующий отбор

386-391

38-39

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Ознакомить учащихся с  приспособленностью организмов к условиям внешней среды

1.Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

2.Покровительственная окраска

3.Мимикрия

392-399

40

Забота о потомстве

Ознакомить учащихся с выражением заботы о потомстве

1.Инстинкты

2.Забота о потомстве

400-402

41

Физиологические адаптации

Ознакомить учащихся с  физиологическими адаптациями

1.Физиологические адаптации

2.Относительный характер приспособленности организмов

402-405

42

Видообразование как результат микроэволюции

Ознакомить учащихся с  видообразованием

1.Аллопарическая видообразование

2.Симпатрическое видообразование

406-407

43

Обобщающий урок  по разделу «Закономерности развития  живой природы». Тестовая проверка  знаний

Обобщить и систематизировать знания по изученному разделу

1.Обобщить знания.

356-405

44

Макроэволюция

Ознакомить учащихся с процессом макроэволюции

1.Сущность макроэволюции

2.Прогресс и регресс

414-415

45-46

Пути достижения биологического  прогресса

Ознакомить учащихся с путями достижения биологического процесса

1.Арогенез

2.Аллогенез

3.Катагенез

416-422

47-48

Основные закономерности биологической эволюции

Ознакомить учащихся с закономерностями биологической эволюции

1.Дивергенция

2.Конвергенция

3.Параллелизм

422-426

49

Правила эволюции

Ознакомить учащихся с правилами эволюции

1.Правило необратимости эволюции

2.Правило чередования направленных эволюций

428-429

50-51

Развитие жизни на Земле

Ознакомить учащихся с  этапами развития жизни на Земле

1.История формирования жизни на земле в разные эпохи

434-441

52

Развитие жизни в архейской эре

Ознакомить учащихся с этапами развития жизни на Земле

1.История формирования жизни на земле в разные эпохи

442-443

53

 Развитие жизни в протерозойской эре

Ознакомить учащихся с   этапами развития жизни на Земле

1.История формирования жизни на земле в разные эпохи

444-445

54

Развитие жизни в палеозойской эре

Ознакомить учащихся  с  этапами развития жизни на Земле

1.История формирования жизни на земле в разные эпохи

446-450

55

Развитие жизни в мезозойской эре

Ознакомить учащихся с этапами развития жизни на Земле

1.История формирования жизни на земле в разные эпохи

450-453

56

Развитие жизни в кайнозойской эре

Ознакомить учащихся  с  этапами развития жизни на Земле

1.История формирования жизни на земле в разные эпохи

456-460

57

Положение человека в системе органического мира

Ознакомить учащихся  с этапами происхождения человека

1.Положение человека в системе органического мира

2.Особенности строения тела человека.

465-467

58

Эволюция приматов

Ознакомить учащихся с эволюцией приматов

1.Дриопитеки

2.Австралопитеки

3.Человек умелый

468-470

59

Стадии эволюции человека

Ознакомить учащихся со стадиями развития человека

1.Древнейшие люди

2.Древние люди

3.Современные люди

471-474

60

Современный этап эволюции человека

Ознакомить учащихся с  современным этапом эволюции человека

1.Основные стадии эволюции человека

2. Расы человека

474-478

61

Обобщающий урок по разделам «Развитие жизни на Земле», «Происхождение человека». Тестовая проверка знаний

Обобщить и систематизировать знания по изученному разделу

Обобщить и систематизировать  знания

405-478

62

Взаимоотношения организма и среды

Ознакомить учащихся со взаимоотношениями организма и среды

1.Вклад В.И. Вернадского

2. Взаимоотношения организма и среды

486-487

63

Биосфера, ее структура и функции

Ознакомить учащихся с биосферой и ее структурой

1 Биосфера, ее структура и функции

2. Косное и биокосное вещество

487-490

64

Круговорот веществ в природе

Ознакомить учащихся с круговоротом веществ в природе

1. Круговорот воды

2. Круговорот углерода

3. Круговорот азота

4. Круговорот серы

5. Круговорот фосфора

491-495

65

Жизнь в сообществах. Основы экологии

Ознакомить учащихся с основами экологии

1. Основы экологии

2. История формирования сообществ живых организмов

500-504

66

Биогеография. Основные биомы суши. Неарктическая область

Ознакомить учащихся с  основными биомами суши

1. Сущность биогеографии

2. Основные биомы суши и их характеристика

504-507

67

Палеарктическая область

Ознакомить учащихся с основными биомами суши

1. Сущность биогеографии

2. Основные биомы суши и их характеристика

507

68

Восточная область

Ознакомить учащихся с основными биомами суши

1. Сущность биогеографии

2. Основные биомы суши и их характеристика

508

69

 Неотропическая область

Ознакомить учащихся с основными биомами суши

1. Сущность биогеографии

2. Основные биомы суши и их характеристика

509

70

Эфиопская область

Ознакомить учащихся с основными биомами суши

1. Сущность биогеографии

2. Основные биомы суши и их характеристика

509-510

71

Австралийская область

Ознакомить учащихся с основными биомами суши

1. Сущность биогеографии

2. Основные биомы суши и их характеристика

510-511

72

Взаимоотношения организмов и среды.

Биогеоценозы

Ознакомить учащихся со взаимоотношениями организма и среды

1. Взаимоотношения организмов и среды.

2. Биогеоценозы

516-518

73-74

Абиотические факторы среды

Ознакомить учащихся с абиотическими факторами среды

1. Температура

2.Свет

3. Влажность

4. Ионизирующее излучение

5. Интенсивность действия факторов среды

519-528

75

Влияние факторов среды.

Ознакомить учащихся с влиянием факторов окружающей среды

1. Закон Ю. Либиха

2.Ограничивающий фактор

529-532

76

Биотические факторы среды

Ознакомить учащихся с биотическими факторами среды

1. Видовое разнообразие биоценозов

2. Пищевые отношения

535-537

77

Цепи питания. Экологическая пирамида

Ознакомить учащихся с экологическими пирамидами и цепями питания

1. Цепи питания

2.Правила экологической эволюции

3. Смена биоценозов

537-542

78-79

Взаимоотношения между организмами. Позитивные взаимоотношения- симбиоз

Ознакомить учащихся с позитивными взаимоотношениями организмов

1. Взаимоотношения между организмами. Позитивные взаимоотношения- симбиоз

2. Кооперация

3. Мутуализм

4. Комменсализм

546-550

80-82

Антибиотические отношения.

Ознакомить учащихся с антибиотическими отношениями  

1.Антибиотические отношения.

2.Хищничество

3. Паразитизм

4. Конкуренция

551-566

83

Нейтрализм

Ознакомить учащихся с  нейтрализмом

1.Антибиотические отношения.

2. Нейтрализм

567-568

84

Биосфера и человек. Ноосфера

Ознакомить учащихся с ноосферой

  1. Ноосфера
  2.  Палеолит
  3.  Неолит
  4. Антропология

573-574

85

 Природные ресурсы и их использование

Ознакомить учащихся с природными ресурсами и их использованием

1. Неисчерпаемые ресурсы

2. Исчерпаемые ресурсы

575-578

86

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Ознакомить учащихся с последствиями хозяйственной деятельности человека для среды

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

578-579

87

Загрязнение воздуха

Ознакомить учащихся с  загрязнителями воздуха

1. Загрязнение воздуха

2. Основные загрязнители

579-580

88

Загрязнение пресных вод

Ознакомить учащихся с загрязнением пресных вод и путями решения этой проблемы

1. Загрязнение пресных вод

2. Основные загрязнители

580-581

89

Загрязнение Мирового океана

Ознакомить учащихся с загрязнением Мирового океана и путями решения этой проблемы

1. Загрязнение Мирового океана

2. Основные загрязнители

581-582

90

 Антропогенные изменения почвы

Ознакомить учащихся с антропогенными изменениями в почве

1. Состав и структура почвы

2. Эрозия почвы

582-583

91

 Влияние человека на растительный и животный мир

Ознакомить учащихся с влиянием человека на растительный и животный мир

 1.Влияние человека на растительный и животный мир

2. Последствия деятельности человека

583-585

92

 Особо охраняемые территории

Ознакомить учащихся с особо охраняемыми территориями

  1. Заповедники
  2.  Заказники

3 Национальные парки

4. Памятники природы

Допол-ная литература

93

 Радиоактивное загрязнение биосферы

Ознакомить учащихся с радиоактивным загрязнением биосферы

1. Проблема радиоактивного загрязнения биосферы

585-586

94-95

Защита презентаций на тему «Последствия хозяйственной деятельности человека на природу» Зачет

Развивать способность к самостоятельным разработкам и к самостоятельному изучению природы

Разработки презентаций и их защита

Защита работ

96-97

Охрана природы и перспективы рационального природопользования Индивидуальные проекты учащихся «Мои предложения по решению экологических проблем»

Ознакомить учащихся с перспективами рационального природопользования

Охрана природы и перспективы рационального природопользования

587-590

98-100

Бионика. Обобщающий урок по разделу «Охрана окружающей среды» тестовая проверка знаний

Ввести понятие «бионика», обобщить и систематизировать знания по разделу

1. Сущность и значение бионики

2. Современные достижения бионики

595-605

101-102

Основные вехи в развитии биологии

Систематизировать полученные знания и сделать выводы

1. 1. Хронология событий в изучении биология.

2. Систематизация и обобщение знаний, полученных в ходе изучения курса «Биология 11 класс»

610-613


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профильного уровня по биологии 10 класс

Рабочая программа профильного уровня по биологии....

Рабочая программа "Психологическая подготовка" 10-11 класс

Рабочая программа курса "Психологическая подготовка" для обучающихся 10-11 классов "Пожарный кадет"....

Рабочая программа профильного обучения по биологии (10-11 класс)

Курс биологии на ступени среднего общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее  системной организации и эволюции, поэт...

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» профильный уровень для 10, 11 класса

Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы и составлена на основе Федерального компонента государствен...

Рабочая программа трудовой подготовки в 10 классе школы 8 вида

При планировании работы по трудовой подготовки старшеклаасников, особенно учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вызывает интерес опыт, накопленный коллегами. Иногда, если вы ре...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный биолог" класс по ФГОС

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситу...