Конспект урока. Формирование знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Технология развития критического мышления, ИКТ, моделирование схем, мини-исследование, проблемные задачи, «мозговой штурм», тестирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kalacheva_a._v.docx | 39.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Автор, разработчик: | Учитель биологии Калачева Анна Викторовна |
Предмет | Биология (рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой и ориентирована на использование учебника под ред. И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология. 6 класс») |
Класс | 6 класс |
Тип урока | Урок формирования знаний |
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке | Технология развития критического мышления, ИКТ, моделирование схем, мини-исследование, проблемные задачи, «мозговой штурм», тестирование. |
Тема | Систематика растений, и ее значение для ботаники |
Цель | Формирование знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений |
Задачи | Образовательная: - систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растений, о взаимосвязи всех процессов, происходящих в растении, со средой обитания; - выявить уровень сформированности умений выделять существенные признаки процессов, происходящих в растениях, применять знания на практике. Развивающая: - продолжить формирование умений сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работать с учебными схемами; - продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера. -формировать умение логически мыслить, и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; Воспитывающая: - формировать у учащихся основ научного мировоззрения; - воспитывать бережное отношение к растениям, показать необходимость защиты зелёных растений; - развивать умение слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей; - содействовать воспитанию интереса к биологии. |
Планируемые | Предметные результаты: В познавательной сфере: Иметь представление о систематике и классификациях растений. Знать систематические категории в соответствующем порядке. Овладение биологическими методами: развитие умений проводить наблюдения за биологическими объектами и явлениями; описывать основные свойства и характеристики объектов, проводить мини-исследования. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные УУД: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы. Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
Основные термины, понятия | Систематика, растений, род, вид, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт, класс однодольные, класс двудольные |
Образовательные | Учебник: И.Н. Пономарева «Биология. 6 класс», М., «Вентана-Граф», 2012. |
Оборудование | Мультимедиапроектор, ПК. |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация «Систематика растений и ее значение» Раздаточный материал: схема «Систематика растений», лист самооценки. |
Ход урока
- Организационный момент.
- Изучение новой темы.
- Вступительное слово учителя.
Мы прошли с вами большой раздел «Основные процессы жизнедеятельности растений».
Какие процессы, протекающие в растениях доказывают, что они живые организмы?
(питание, дыхание, размножение, рост, развитие, обмен веществ, смерть)
Все эти процессы были изучены нами в данном разделе. А теперь мы приступает к изучению нового раздела «Многообразие и развитие растительного мира». Давайте посмотрим, а что нового мы узнаем в этом разделе (учебник стр. 104).
Цель нашего урока познакомится с наукой систематика и выяснить ее значение для ботаники.
(Учитель предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления понятия систематики растений, их классификации, видовому разнообразию. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения)
Предположим, что вам необходимо дать краткую характеристику следующим организмам: мышь, сова, клен, зебра, роза, сосна, мухомор, обезьяна, кишечная палочка, белый гриб, как вы поступите: опишите каждый организм или объедините сходные организмы в группы и составите характеристику каждой группы? В какие группы вы объедините названные организмы? (дети отвечают)
Конечно, все эти организмы отличаются, чтобы выявить отличие нужно их классифицировать.
Сегодня нам предстоит узнать, по каким признакам можно классифицировать растения?
Для того чтобы разобраться в огромном разнообразии растений на Земле необходимо разбить их на группы, то есть систематизировать.
(Записываем определения в тетрадь)
Систематизацией различных видов растений занимается наука систематика.
Систематика – это наука о классификации растений.
Классификация – это объединение организмов в группы по степени их родства.
Особую роль в развитии науки систематики сыграл шведский ученый 18 века
Карл Линней (1707-1778) – основоположник систематики растений.
Не только великий талантливый ученый, но и человек удивительно интересной судьбы.
Я хочу передать слово вашим одноклассникам – Ангелине и Роксане, которые сегодня подготовили сообщения «Биография Карла Линнея» и «Научные труды Карла Линнея». А вам предлагаю слушать, задавать вопросы.
После сообщения вопрос Маше: Какие качества личности ученого обеспечили ему всемирное признание? Спасибо! Не забудь сдать лист самооценки сообщения.
Вопрос Насте: С какой целью ты готовила сообщение? Спасибо. Не забудь сдать лист самооценки сообщения.
Вывод:
К. Линней:
- упростил биологическую терминологию;
- создал систему распределения растений по группам;
- ввел двойные названия (бинарную номенклатуру);
- ввел латинские названия.
Итак, появляется понятие систематическая единица – таксон. Запишем определение в тетради.
Таксон – систематическая единица классификации живых организмов.
В систематике растений используют следующие таксоны:
Царство
Подцарство
Отдел
Класс
Порядок
Семейство
Род
Вид
Опорная схема записывается в тетрадь.
Динамическая пауза
Сейчас у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
ІІІ. Закрепление материала.
А. Игра. Раздать пяти ученикам таблички с надписями «Отдел», «Класс», «Семейство», «Род», «Вид» и предложить выстроить в необходимой последовательности.
Б. Предложить записать по памяти название отделов растений.
В. Тест на компьютере.
1. Наука о классификации организмов с учетом их родства:
а. систематика
б. генетика
в. ботаника
2. Сколько царств в живой природе?
а. три
б. четыре
в. шесть.
3. Группа организмов, которые имеют сходные внешние признаки и способы скрещивания между собой, передавая свои признаки потомству, называется…
а. популяция
б. организм
в. вид.
4. Сколько известно отделов растений.
а. пять
б. семь
в. четыре
5. Совокупность особей одного вида распространенных на одной территории.
а. семейство
б. популяция
в. вид.
ІV. Дифференцированное домашнее задание.
- Зарисовать по одному представителю растений из каждого отдела.
- Сделать классификацию цветковых растений.
- Творческое задание. Запишите все названия видов дикорастущих растений (можно на уровне рода), которые вы смогли вспомнить за 10 минут. Проанализируйте, какие группы растений представлены в вашем списке. Сделайте вывод о вашем уровне знаний растительного мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. 6 класс
Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.с. 201.- Что вы узнаете при изучении данной главы?- Чему вы научитесь?- Какие царства органического мира вы зн...
Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.
Разработка по биологии 6 класс к учебнику В.В.Пасечника....
Конспект урока тема: ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. РАБОТЫ Н. И. ВАВИЛОВА. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ.
Класс: 9 Предмет: биология ...
Тесты к урокам: Основы систематики растений, Деление Покрытосеменных растений на классы. К учебнику Пасечника ВВ 6 класс
Тесты даны к первым двум урокам По теме: " Классификация растений". К ПОсновам систнематики даны 2 варианта, а к теме Деление покрытосеменных растений 3 варианта. Приведены задания на выбор одно...
Урок биологии в 6 классе по теме "Характеристика основных экологических групп растений."
Это разработка урока биологии в 6 классе по теме "Характеристика основных экологических групп растений." На уроке идёт формирование УУД,работа в парах,заполнение таблиц,индивидуальная работ...
Технологическая карта урока "Основы систематики растений"
Вашему вниманию представляю разработанную технологическую карту урока по федеральным госудврственным образовательным стандартам нового поколения. Технологическая карта урока разработана для обучающихс...
Конспект урока биологии в 6 классе "Систематика растений и ее значение для ботаники"
Урок усвоения новых знаний, построен по всем требованиям ФГОС. Цель урока: содействовать формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений....
- Мне нравится (1)