Конспект урока биологии в 6 классе "Систематика растений и ее значение для ботаники"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Кривошеева Наталья Александровна

Урок усвоения новых знаний, построен по всем требованиям ФГОС. Цель урока: содействовать формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Кривошеева Наталья Александровна

Тема

Систематика растений, ее значение для ботаники.

Цель учебного занятия

Содействовать формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений..

Основные задачи:

образовательные: познакомить обучающихся с основными систематическими группами  растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство,

развивающие: научить анализировать, делать выводы, работать с учебником; развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.

воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учёбе, осуществлять на уроке экологическое воспитание обучающихся.

Тип учебного занятия

Урок открытия новых знаний

Термины и понятия

Систематика растений, род, вид, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт, класс однодольные, класс двудольные

Специфическое сопровождение

Интерактивная доска, мультимедийный проектор

Планируемые результаты

Личностные

достигаются в течении всего занятия

Предметные

достигаются в течении всего занятия

- формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям;

- понимание заданных критериев успешности учебной деятельности

- умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий.

- определение значения систематики растений как процесса классификации растений видовому разнообразию

- ознакомление с основными таксономическими группами систематики растений.

Метапредметные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

- находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе;

 - понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию;

 - устанавливать причинно-следственные связи

- предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

 - осуществлять синтез, как составленное целого из частей;

–формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

 - продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение.

- формировать умения выражать свои мысли и идеи;

 - иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой);

 - иметь представления о правилах общения в классе;

 - иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и.т.п);

–формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

 - продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

 - продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта.

- принимать учебную задачу. соответствующую этапу обучения;

 - понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале;

 - оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(1 мин)

 (Учитель организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности)

Добрый день! Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам только положительные эмоции. Готовы к уроку? Проверьте все необходимое для урока на ваших партах.

– Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения.

(Мотивирует обучающихся к определению темы  и к постановке познавательной цели урока)

2. Постановка проблемы, целеполагание.

-Назовите все известные вам царства живых организмов.

-Назовите признаки царства растений? (автотрофы, неограниченный рост, отсутствие активного передвижения)

Существует огромное разнообразие растений, все они великолепны и уникальны. Мир растений разнообразен. В настоящее время на Земле насчитывается около 400 тыс. растений.

По каким признакам растения могут различаться между собой? (постановка проблемы)

 (размерам, срокам жизни, внешнему строению, местообитанию)

 Как же разобраться во всем этом разнообразии? По каким критериям мы можем это сделать?

(распределить, т.е. систематизировать, дети записывают тему урока)

Тема: Систематика растений, её значение для ботаники.

(слайд 5) Какова цель нашего урока? (дети сами определяют цель).

Цель: узнать и познакомиться с наукой систематикой, ее значением, и какие имеет систематические группы.

3.  Поиск решения проблемы.

(Учитель предлагает  обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления понятия систематики растений, их классификации, видовому разнообразию. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения)

Предположим, что вам необходимо дать краткую характеристику следующим организмам:  мышь, сова, клен, зебра, роза, сосна, мухомор,  обезьяна, кишечная палочка,  белый гриб.

Как вы поступите: опишите каждый организм или объедините сходные организмы в группы и составите характеристику каждой группы? В какие группы вы объедините названные организмы ? (дети отвечают)

Конечно, все эти организмы отличаются, чтобы выявить отличие нужно их классифицировать.

    Сегодня нам предстоит узнать по каким признакам можно классифицировать растения?

Для того чтобы разобраться в огромном разнообразии растений на Земле необходимо  разбить их на группы, то есть систематизировать.

(Записываем определения в тетрадь)

Систематизацией различных видов растений занимается наука систематика.

Систематика – это наука о классификации растений.

 Классификация – это объединение организмов в группы по степени их родства.

Особую роль в развитии науки систематики сыграл шведский ученый 18 века

 Карл Линней (1707-1778) – основоположник систематики растений.

Работа в малых группах.

 (Учитель предлагает  обучающимся вопросы и задания с целью выявления признаков растений по систематическим категориям. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение)

Задания для работы в парах:

  1. Перечислите основные систематические группы растений.
  2. Дайте определение понятиям:

Царство-

Вид-

  1. Что такое ареал? (область с определенными экологическими условиями)
  2. Из чего состоит видовое название растения? Чем оно отличается от родового?

Приведите примеры.

5.Что такое сорт? Сорт – группа растений одного вида, обладающих определенными признаками и свойствами, созданные человеком для хозяйственной деятельности.

6. Назовите примеры сорта растений? (н-р: антоновка, белый налив)

7. Назовите самую крупную и самую мелкую систематическую единицу классификации растений?

8. Для чего используется систематика растений?

4.Динамическая пауза

(1 мин)

Сейчас у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (слайд14)

5. Первичная проверка понимания.

Учащиеся фронтально отвечают на поставленные вопросы, дополняют и корректируют ответы друг друга.

1. Перечислите основные систематические группы растений. (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид) – (просмотр видеоматериала)

2. Дайте определение понятиям: Царство-; Вид- . (слайд)

3.Что такое ареал? (область с определенными экологическими условиями)

4.Из чего состоит видовое название растения? Чем оно отличается от родового?

Приведите примеры.

5.Для чего в названии вида используют латинское название?

Что такое сорт? Сорт – группа растений одного вида, обладающих определенными признаками и свойствами, созданные человеком для хозяйственной деятельности.

6. Назовите примеры сорта растений? (н-р: антоновка, белый налив)

7. Назовите самую крупную и самую мелкую систематическую единицу классификации растений?

8. Для чего используется систематика растений?

6.Применение полученных знаний в новых условиях.

1. Расположите систематические группы в порядке убывания: вид, царство, род, отдел, семейство, класс, порядок.

2. Определите, сколько видов и родов растений названо в следующем списке: клевер луговой, василек луговой, клевер ползучий, василек синий, василек скабиоза, клевер шведский, лютик едкий.

3. Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) класс Двудольные                    2) отдел Покрытосеменные

3) род Шиповник                           4) царство Растения                          5) семейство Розоцветные.

4. Вставьте в тексте пропущенные термины:

___________  (А) растений – раздел биологии, в котором выявляется родство растений. Видовое название растения состоит из ________ (Б) слов. Бинарные названия видов ввел шведский ученый-натуралист _____________ (В). ______ (Г) – основная структурная единица классификации организмов, самая крупная - _____________ (Д).

1. царство

3. двух

5.Ч.Дарвин

7.К.Линней

2. одного

4. класс

6. вид

8. систематика

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(4-5 мин)

(Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения у учащихся, предложивших наиболее верные ответы)

Итак, вы изучили признаки и свойства покрытосеменных растений. Узнали как их систематизировать и классифицировать.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

(2-3 мин)

- С какой наукой мы познакомились сегодня на уроке?

Сегодня вы познакомились с наукой систематикой и научились классифицировать растения по группам и видовому родству.

Давайте вернемся к началу урока.

- Что нового вы узнали? Где вы можете применить полученные знания? (в каких областях своей жизни?)

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

2. Оценивает работу отдельных  обучающихся. Дает комментарии к домашнему заданию.

Д/з: § 19 (прочитать), ответить на вопросы после §, составить классификацию любого растения используя материалы сети интернет.

Задания для работы в парах:

Перечислите основные систематические группы растений.

Дайте определение понятиям:

Царство-

Вид-

Что такое ареал?

Из чего состоит видовое название растения? Чем оно отличается от родового?

Приведите примеры.

5. Что такое сорт?

6. Назовите примеры сорта растений?

7. Назовите самую крупную и самую мелкую систематическую единицу классификации растений?

8. Для чего используется систематика растений?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии "Значение опорно-двигательной системы. Строение и рост костей"

Цель: выяснить роль ОДС человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Познакомить учащихся с классификацией костей и выяснить, за счет чего происходит рост костей....

конспект урока биологии по теме "Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика."

Урок изучения нового материала, первичное закрепление знаний в игровой форме, работа с тестом. Изучение нового материала организовано с использованием учебника и дополнительной литературы. Обучающиеся...

Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"

Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...

Урок биологии 5 класс "Многообразие, распространение и значение растений"

Делюсь опытом по проектированию уроков в условиях реализации ФГОС ООО. Урок составлен с учётом требований образовательного стандарта и реализован на базе  МБОУ "Рыбно-Слободская сош№2" учителем в...

конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока

      На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...

Конспект урока биологии по теме "Сон и его значение"

Конспект урока биологии по теме "Сон и его значение"...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...