Курс Эти удивительные животные 7 класс
элективный курс по биологии
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Эти удивительные животные» для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
• Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
•Программа факультативных занятий по биологии для 7-х классов. "За страницами учебника биологии" / авт.-сост. И. А. Дунаева. М.: Дрофа, 2009
• Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Самолюбовской ОШ;
• Положение о рабочей программе учебных предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Самолюбовской ОШ
• Учебный план МБОУ Самолюбовской ОШ
На изучение курса в 7 классе отводится 34 часа
Срок реализации программы 2019-2020 ученый год.
Форма итоговой аттестации – зачёт.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и жизнедеятельности растений
• называть значение растений в природе и жизни человека
• характеризовать растения своей местности, их состояние, охраняемые растениями
• описывать основные принципы построения простейшего эксперимента, правила оформления и представления исследовательской работы.
Ученик получит возможность научиться:
•характеризовать растения и процессы их жизнедеятельности
•проводить элементарные опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений
•пользоваться лабораторным оборудованием,
•находить необходимую информацию в литературных источниках, интернете;
•прогнозировать, сравнивать, анализировать, оценивать свою деятельность и делать соответствующие выводы
Содержание
Вводное занятие (1 час)
Удивительный мир растений. Гиганты и пигмеи. Эксклюзивные экземпляры.
Тема 1. Многообразие растений ( 4 часа).
Разновидности растений по внешнему виду, месту произрастания, условиям существования, одноклеточные и многоклеточные растения, светолюбивые и теневыносливые, цветковые, культурные и дикорастущие. Флора. Растительность.
Признаки царства растений.
Роль растений в природе и жизни человека.
Растения своей местности; охраняемые растения.
Экскурсия в природу «Многообразие растений своего города и территории, прилегающей к нему»
Тема 2. Особенности строения растений (5 часов)
Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. Гомологичные органы.
Видоизменения органов и их значение в жизни растений.
Тема 3. Процессы в жизни растения (14 часов).
Процессы жизнедеятельности в растительном организме.
Газообмен. Транспирация.
Растения и вода. Растения морей и пресных водоёмов.
Особенности питания. Автотрофы и гетеротрофы.
Рост и развитие растений.
Растения - паразиты. Растения - хищники. Симбиоз в растительном мире
Выделение. Рождение солнечного камня. "Слышат" ли растения?
Движение у растений. Цветочные часы.
Половое и бесполое размножение.
Расселение растений.
Лабораторные работы.
11.Наблюдение процессов дыхания и фотосинтеза.
12.Наблюдение процессов транспирации.
13.Наблюдение процессов передвижения органических и неорганических веществ по стеблю в листья и обратно.
Тема 4. Времена года и растения (4 часа)
Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.
Весенние первоцветы. Влияние абиотических факторов на растения.
Осенние явления. Период покоя в жизни растений.
Экскурсия в природу «Сезонные явления в природе»
Тема 5. Правда и вымысел о растениях (5 часов)
Легенды и предания о растениях.
Живые барометры.
Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях.
Почему их так назвали?
Симметрия в мире растений.
Растения в символах, гербах, флагах.
Зачёт (1 час)
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | № урока по теме | Тема урока | Дата | |
по плану | по факту | |||
Введение (1 ч) | ||||
1 | 1 | Вводное занятие | 04.09 | |
Многообразие растений (4 часа) | ||||
2 | 1 | Разновидности растений по разным признакам. Флора | 11.09 | |
3 | 2 | Признаки царства растений. Роль растений в природе и жизни человека. | 18.09 | |
4 | 3 | Растения своей местности; охраняемые растения. Красная книга Смоленской области | 25.09 | |
5 | 4 | Экскурсия в природу «Многообразие растений своей местности» | 02.10 | |
Особенности строения растений (5 часов) | ||||
6 | 1 | Высшие и низшие растения. | 09.10 | |
7 | 2 | Вегетативные и генеративные органы растения. | 16.10 | |
8 | 3 | Особенности строения органов и их роль в жизни растения. | 23.10 | |
9 | 4 | Гомологичные органы. | 30.10 | |
10 | 5 | Видоизменения органов и их значение в жизни растений | 13.11 | |
Процессы в жизни растений (14 часов) | ||||
11 | 1 | Процессы жизнедеятельности в растительном организме. | 20.11 | |
12 | 2 | Газообмен. Транспирация. Растения и вода. | 27.11 | |
13 | 3 | Лабораторная работа «Наблюдение процессов дыхания и фотосинтеза» | 04.12 | |
14 | 4 | Лабораторная работа «Наблюдение процессов транспирации» | 11.12 | |
15 | 5 | Лабораторная работа «Наблюдение процессов передвижения органических и неорганических веществ по стеблю в листья и обратно» | 18.12 | |
16 | 6 | Особенности питания. Автотрофы и гетеротрофы. | 25.12 | |
17 | 7 | Растения - паразиты. | 15.01 | |
18 | 8 | Растения - хищники. | 22.01 | |
19 | 9 | Симбиоз в растительном мире | 29.01 | |
20 | 10 | Рост и развитие растений. | 05.02 | |
21 | 11 | Выделение. Рождение солнечного камня. "Слышат" ли растения? | 12.02 | |
22 | 12 | Движение у растений. Цветочные часы. | 19.02 | |
23 | 13 | Половое и бесполое размножение. | 26.02 | |
24 | 14 | Расселение растений. | 04.03 | |
Времена года и растения (4 часа) | ||||
25 | 1 | Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения. Весенние первоцветы. | 11.03 | |
26 | 2 | Влияние абиотических факторов на растения | 25.03 | |
27 | 3 | Осенние явления. Период покоя в жизни растений | 01.04 | |
28 | 4 | Экскурсия в природу «Сезонные явления в природе» | 08.04 | |
Правда и вымысел о растениях (6 часов) | ||||
29 | 1 | Легенды и предания о растениях. | 15.04 | |
30 | 2 | Живые барометры. | 22.04 | |
31 | 3 | Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях. | 29.04 | |
32 | 4 | Почему их так назвали? Симметрия в мире растений. | 06.05 | |
33 | 5 | Растения в символах, гербах, флагах. | 13.05 | |
34 | 6 | Зачёт | 20.05 | |
35 | 7 | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему Удивительные животные. УМК биболетовой 6 класс
Презентация к уроку по теме Животные. Содержит красочный и увлекательный материал и вопросы в конце просмотра....
Викторина по зоологии для учащихся 7-х классов «Эти удивительные животные»
Данное мероприятие многократно использовалось при проведении предметных недель естественнонаучного направления. Викторина по зоологии для учащихся 7-х классов «Эти удивительные животные» у...
Факультативный курс по биологии "Удивительные животные", 7 класс
Факультативный курс по биологии "Удивительные животные" для обучающихся 7 класса...
Программа курса "Удивительные животные" 7 класс
35 часов (1 час в неделю)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по биологии «Удивительные животные»
Программа факультативного курса «Удивительные животные» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования, в рамках Презид...
Рабочая программа факультативного курса по биологии «Удивительные животные» в 7 классе
В школьном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о живой природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся получа...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Удивительные животные".
Рабочая программа используется в работе по предмету биология. 7 класс....