Викторина по зоологии для учащихся 7-х классов «Эти удивительные животные»
методическая разработка по биологии (7 класс)

Малкина Ольга Вячеславовна

Данное мероприятие многократно использовалось при проведении предметных недель естественнонаучного направления. Викторина по зоологии для учащихся 7-х классов «Эти удивительные животные» участвовала в Общероссийском конкурсе «Лучший урок биологии I полугодия 2012 – 2013 учебного года», в номинации «Разработка внеклассного мероприятия» в  феврале 2013 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_zoologii_eti_udivitelnye_zhivotnye.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Малкина Ольга Вячеславовна учитель биологии

МБОУ МО город Нягань «СОШ №14» Ханты-Мансийский округ - Югра

Викторина по зоологии для учащихся 7-х классов «Эти удивительные животные»

Цели и задачи:

формировать научное мировоззрение учащихся, расширять знания детей по биологии, развивать интерес к изучению живой природы, воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе.

Оборудование: оценочные листы для жюри, карточки с заданиями для команд, бумага, ручки.

Литература: Биология. 6 – 7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания)/ сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 154 с.

Глава II Дидактические  материалы.

На подготовительном этапе командам из разных классов даётся задание придумать название команды и девиз, подготовить стихотворения о животных.

1.Вступительное слово учителя

Человек! Ты послушай

Царя терпеливых зверей,

И прости, что слова мои

Будут звучать не по-царски.

Я – последний из львов,

Но пускай за меня говорят –

Лань в объятьях капкана,

Ползучего смога громадность,

И дельфинья семья,

за которой неделю подряд

С вертолета охотился ты,

Чтоб развеялся малость.

Пусть тебе повстречается голубь,

хлебнувший отрав,

Муравейник сожженный,

Разрытые горы барсучьи,

Оглушенная семга,

Дрожащий от страха жираф,

И подстреленный лебедь,

И чайки по горло в мазуте.

Пусть они голосят,

Вопрошая карающий век,

Пусть они стороною обходят

Любую машину,

Ты – хозяин.

Мы спорить с тобой не хотим и не можем.

Но без нас –

Ты представь!

Разве будет землею земля?

Но без нас –

Ты пойми! –

Раве море останется морем?

Человечьи детеныши

Вспомнят о нас и заплачут…

Мы – пушистые глыбы тепла.

Мы – живое зверье,

Все твое на планете,

А нашего – нет ничего.

Может правда, что день ото дня

Мир становится злее?

2. Представление команд и жюри

3. Конкурс «Разминка» 

 Отгадайте загадки, за каждую -1 балл. Команды по очереди отгадывают загадки.

1- Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел. (змея)

2- Отгадайте, это кто ходит в костяном пальто? (черепаха)

3- Скачет зверушка - не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка. (лягушка)

4- Это старый наш знакомый - он живет на крыше дома,

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (аист)

5- Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков,

Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (воробей)

6- Он в своей лесной палате носит пестренький халатик.

Он деревья лечит - постучит и легче. (дятел)

7- Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.

Лепит домик под окном из травы и глины. (ласточка)

8- Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

9- Работящие зверьки строят дом среди реки.

Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход. (бобры)

10- Посмотрите-ка, какая - вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой. (лиса)

4. Конкурс «Математический»

Решите биологическую  задачу - кто быстрее. Команда, которая решила задачу первая, получает 5 баллов, вторая – 4 балла.

Задача для 1 команды:

Ежедневно стриж при кормлении птенцов прилетает к гнезду 34 раза. За один раз он приносит 400 мелких насекомых (корм обволакивается смолой и имеет вид «пакетиков»). Период выкармливания птенцов составляет 33 дня. Сколько насекомых уничтожает пара стрижей за период выкармливания птенцов?

400*34*33*2=897 600 насекомых

Задача для 2 команды:

Сойка запасает на зиму 4 кг желудей. За один полет она переносит 6 желудей. Масса одного желудя составляет 3,2 г. Сколько полётов должна совершить сойка, чтобы создать зимний запас желудей?

3,2*6=19,2г, 4000:19,2=208 полётов

5. Конкурс «Собери названия птиц»

В таблице зашифрованы названия птиц. Соберите слова. В каждом слове -9 букв, за каждое название - 1 балл.

аль

ьдш

неп

жав

нок

ель

тка

кур

бат

ост

опа

вал

оро

кор

рос

Ответы: альбатрос, жаворонок, вальдшнеп, куропатка, коростель.

6. Конкурс «Слова играют в прятки»

Авторы стихов – животные  спрятали свои имена в первой строчке стихотворения. Назовите авторов стихов. На выполнение задания даётся 5 минут. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1        - Была гроза. Я целый час

Не открывал от страха глаз.

2        - Гуляю в роще, но к пруду

      Через болото не пойду.

3 - Притих камыш, мелькнула птица,

       Всё спит, никто не шевелится.

4        - Смотрите! Лён около ив,

         Как голубой ковёр красив!

5        - Знакома рыбам тень моя,

         Над гладью рек танцую я!

6        - Меня пронырой совы дразнят,

         Нырять и плавать плохо разве?

7        - Внутри снопа, укрыт от глаз,

       Спокойно спал я целый час,

8 - Вдали зарница-пляска света:

     Гроза шумит, наверно, где-то.

9        - Высоко летает стриж,

         Но со мною не сравнишь!

10        - Среди кустов царит покой,

            Здесь хорошо бродить одной.

Ответы: заяц, щенок, шмель, теленок, комар, выдра, паук, цапля, сокол, овца.

Пример: Следы костра у самой пальмы,

                Кора в ожогах...Факт печальный.

                Насос сосёт речную воду,

                 И шланг протянут к огороду.

 7. Конкурс «Кто тут лишний?»

Исключите из списка животных лишнее, объясните, почему именно это животное исключили. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1 - осетр, белуга, щука, стерлядь, севрюга.

2 - белая акула, акула-молот, скат электрический, сельдь.

3 - лягушка остромордая, саламандра пятнистая, жаба - повитуха, кобра.

4 - полоз амурский, змея гремучая, уж обыкновенный, тритон гребенчатый.

5 -скопа, ястреб-перепелятник, филин, орлан - белохвост.

6 - лебедь-шипун, кряква, серый гусь, тетерев.

7 - нутрия, бобр, белка обыкновенная, крот.

8 - морж, тюлень, синий кит, морской лев.

8. Конкурс «Отгадай, кто это?»

Капитаны выходят к доске, получают карточку с названием животного. Им нужно изобразить   животных  молча, команда должна отгадать, кто это.

Лягушка,  кошка.

9. Конкурс «Поэтический»

Представители от каждой команды читают стихотворения о животных. Оценивается количество стихов  и выразительность чтения.

10. Конкурс «Что, где, когда?»

Ответьте на вопросы, за правильный ответ - 1 балл. Команды по очереди отвечают на вопросы.

1) Самое крупное млекопитающее на Земле?

2) Самая маленькая птица?

3) У какого животного 8 глаз?

4) Кто дышит кожей?

5) Какая птица выводит птенцов в феврале?

6) Самое быстрое животное на земле?

7) Эта птица не летает, а плавает.

8) Эта птица подкидывает свои яйца в чужие гнёзда.

9) У этих животных передние зубы растут всю жизнь.

10) У этих млекопитающих отсутствует шерсть.

11. Конкурс « Кто больше?»

Напишите за одну минуту как можно больше названий животных на каждую букву слова: ВОЛК.

12. Подведение итогов, награждение команд.

Задания для команд.

Конкурс «Математический»

Ежедневно стриж при кормлении птенцов прилетает к гнезду 34 раза. За один раз он приносит 400 мелких насекомых (корм обволакивается смолой и имеет вид «пакетиков»). Период выкармливания птенцов составляет 33 дня. Сколько насекомых уничтожает пара стрижей за период выкармливания птенцов?

Конкурс «Математический»

Сойка запасает на зиму 4 кг желудей. За один полет она переносит 6 желудей. Масса одного желудя составляет 3,2 г. Сколько полётов должна совершить сойка, чтобы создать зимний запас желудей?

Конкурс «Собери названия птиц»

аль

ьдш

неп

жав

нок

ель

тка

кур

бат

ост

опа

вал

оро

кор

рос

Конкурс «Собери названия птиц»

аль

ьдш

неп

жав

нок

ель

тка

кур

бат

ост

опа

вал

оро

кор

рос

Конкурс «Слова играют в прятки»

Пример: Следы костра у самой пальмы,

                Кора в ожогах...Факт печальный.

                Насос сосёт речную воду,

                 И шланг протянут к огороду.

1        - Была гроза. Я целый час

Не открывал от страха глаз.

2        - Гуляю в роще, но к пруду

      Через болото не пойду.

3 - Притих камыш, мелькнула птица,

       Всё спит, никто не шевелится.

4        - Смотрите! Лён около ив,

         Как голубой ковёр красив!

5        - Знакома рыбам тень моя,

         Над гладью рек танцую я!

Конкурс «Слова играют в прятки»

Пример: Следы костра у самой пальмы,

                Кора в ожогах...Факт печальный.

                Насос сосёт речную воду,

                 И шланг протянут к огороду.

6        - Меня пронырой совы дразнят,

         Нырять и плавать плохо разве?

7        - Внутри снопа, укрыт от глаз,

       Спокойно спал я целый час,

8 - Вдали зарница-пляска света:

     Гроза шумит, наверно, где-то.

9        - Высоко летает стриж,

         Но со мною не сравнишь!

10        - Среди кустов царит покой,

Конкурс «Кто тут лишний?»

1 - осетр, белуга, щука, стерлядь, севрюга.

2 - белая акула, акула-молот, скат электрический, сельдь.

3 - лягушка остромордая, саламандра пятнистая, жаба - повитуха, кобра.

4 - полоз амурский, змея гремучая, уж обыкновенный, тритон гребенчатый.

Конкурс «Кто тут лишний?»

5 -скопа, ястреб-перепелятник, филин, орлан - белохвост.

6 - лебедь-шипун, кряква, серый гусь, тетерев.

7 - нутрия, бобр, белка обыкновенная, крот.

8 - морж, тюлень, синий кит, морской лев.

Конкурс «Отгадай, кто это?»                                Конкурс «Отгадай, кто это?»

Лягушка.                                                                                   Кошка.

Конкурс « Кто больше?»                                             Конкурс « Кто больше?»

ВОЛК.                                                                                                             ВОЛК.

Оценочный лист для жюри.

Задание

Ответы

Максимальный балл

Баллы

Представление команд

5 баллов

Конкурс «Разминка»

Змея, черепаха, лягушка, аист, воробей, дятел, ласточка, белка, бобры, лиса

За каждый ответ- 1 балл, максимум 5 б

Конкурс «Математический»

400*34*33*2=897 600 насекомых

3,2*6=19,2г, 4000:19,2=208 полётов

5 баллов

Конкурс «Собери названия птиц»

Альбатрос, жаворонок, вальдшнеп, куропатка, коростель.

5 баллов

Конкурс «Слова играют в прятки»

 Заяц, щенок, шмель, теленок, комар, выдра, паук, цапля, сокол, овца.

5 баллов

 Конкурс «Кто тут лишний?»

Щука – не Осетровая рыба

Сельдь – не Хрящевая рыба

Кобра – не Земноводное

Тритон – не Пресмыкающееся

Филин – не Дневной хищник

Тетерев – не Гусеобразные

Крот – не Грызун

Синий кит – не Ластоногое

5 баллов

Конкурс «Отгадай, кто это?»

Лягушка

 Кошка

5 баллов

Конкурс «Поэтический»

5 баллов

Конкурс «Что, где, когда?»

Синий кит, колибри, паук, лягушка, клёст, гепард, пингвин, кукушка, грызуны, кит.

5 баллов

Конкурс « Кто больше?»

5 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по литературе для учащихся 9 - 11 классов "Самый умный".

Внеклассно мероприятие по литературе для выявления самого начитанного учащегося старшей ступени обучения....

ПРОГРАММА «Юные зоологи» для учащихся 5-7 классов

Программа составлена на основе элективного курса В.Н.Семенцовой «Юные зоологи» («Программы элективных курсов. Биология.6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1», авторы-составители В.И.Сив...

Игры – викторины: «Музыкальный глобус» для учащихся 8-ых классов."Евразия" для учащихся 7 класса.

Пример внеклассных мероприятий, которыевызывают положительную мотивацию в овладении учащимися географическими знаниями, повышать интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки....

Технологическая карта "открытого" урока английского языка в 4Е классе "Эти удивительные животные"

Данный материал может быть использован при любом УМК по теме "Животные"...

Разработка урока в 5 классе "Мир удивительных животных"

Технологическая карта урока разработана для учащихся 5 класса по УМК "Английский в фокусе" (Spotlight 5) Данный урок является комбинированным уроком открытия нового знания с использованием и...

презентация к уроку немецкого языка в 5 классе "Этот удивительный животный мир"

Цель урока: Научить использовать приобретенные лексические и грамматические знания в устной речиЗадачи: • Учебные: формирование лексической базы по теме «Животные», развитие навыков у...

Интерактивная игра по биологии для 7 класса "Эти удивительные животные"

Интересная интерактивная игра для учащихся 7 классов позволит в непринужденной форме проверить и закрепить знания учащихся по теме "Тип Хордовые"...