Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Удивительные животные".
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа используется в работе по предмету биология. 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn._deyat._udivitelnye_zhivotnye_biologiya_7_kl._mineeva_e.g.docx | 229.24 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительные животные» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образованным стандартом начального общего образования, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015г, №1576, изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577, СанПин 2.4.2821-10, Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2» г. Николаевска и регламентирует порядок разработки реализации рабочей программы курсов внеурочной деятельности.
Цель программы:
Формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника.
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения – 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: подростки (7 класс).
2. Личностно и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
- При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
-умение работать с разными источниками информации;
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения данной программы являются:
формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами;формирование исследовательских умений.
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
приведение доказательств взаимосвязи человека и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты животного мира;
объяснение роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
выявление приспособлений растений к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы во время трудовых десантов.
4. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
3.Содержание курса внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 34 ч. (1ч. в неделю)
1. Среды жизни и их обитатели (2 ч).
Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред.
Занятие 1. Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: беседа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 2.Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к этим средам
Формы организации занятий внеурочной деятельности: беседа
Основные виды деятельности: групповая
2.Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч).
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи).
Занятие 3 Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 4. Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Активная лекция
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 5. Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 6. Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: групповая
3.Одетые в броню. Рождающие мел. (4 ч).
Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность и уязвимость защиты.
Занятие 7. Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Активная лекция
Основные виды деятельности: групповая
Занятие8. Раковины моллюсков.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 9. Панцири броненосцев и черепах.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 10. Панцири броненосцев и черепах.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 11. Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации. Проектная деятельность.
Основные виды деятельности: групповая
4.Ядовитые животные (6 ч).
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.
Занятие 12. Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие13. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие14. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации. Проектная деятельность.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 15. Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации. Проектная деятельность.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 16. Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи.
Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
5.Животные рекордсмены (2 ч).
Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Занятие 17 . Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
Занятие 18. Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
6.Животные -строители (2 ч).Пауки, пчелы, птицы, бобры.
Занятие 19. Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 20. Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
7.Заботливые родители(3 ч).
Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
Занятие 21. Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 22. Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 23. Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
8.Язык животных (4 ч).
Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Занятие 24. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 25.Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 26. Значение пения птиц, общение млекопитающих.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 27. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая
9.Животные – понятливые ученики. (2 ч).
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных
Занятие 28. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 29. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
10.Герои песен, сказок и легенд(2 ч).
Занятие 30. Животные – герои песен и сказок.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 31. Животные – герои легенд.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
11.Животные – символы (2 часа)
Занятие 32. Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 33. Животные символы.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
12.Бионика - перспективы развития (1 час)
Занятие 34. Бионика как наука
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
4.Календарно-тематическое планирование.
п/п Раздел/тема Кол-во часов Дата проведения Примечание план факт
1Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам
2Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к этим средам
3Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты.
4Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.
5Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи.
6Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги
7Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы.
8Раковины моллюсков.
9Панцири броненосцев и черепах.
10Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных.
11Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез.
12Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса.
13Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы.
14Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи.
15Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки.
16Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи.
Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека
17Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья.
18Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
19Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки.
20Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров.
21Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые.
22Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.
23Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих.
1
24Язык животных. Танец пчел, муравьев,
25Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.
26Значение пения птиц, общение млекопитающих.
27Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
28Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология.
29Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
30Животные – герои песен и сказок.
31Животные – герои легенд.
32Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др.
33Животные символы.
34Бионика как наука.
Всего: 34 ч
Информационно-техническое обеспечение
- Электронное приложение к учебнику (СD) «Биология. Живой организм» Просвещение 2007 г.
- Образовательный комплекс "Биология, 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).
- Образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Полный интерактивный курс биологии «Открытая биология» Физикон 2005 г
- Мультимедийное учебное пособие нового образца БИОЛОГИЯ. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс Просвещение- Медиа 2005
Ресурсы Интернета
1.http://bio.1september.ru
3. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
4. www.bio.nature.ru - научные новости биологии
5. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
6. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.
Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"
Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету. Проблема организации обучения иностранным язык...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Секреты русской орфографии"
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей с...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Магия бисера"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способно...