Программа курса "Удивительные животные" 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Новикова Наталья Михайловна

35 часов (1 час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_udivitelnye_zhivotnye.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»

«Согласовано»

на заседании МО

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол №___от «__» ____2018

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Гимназия №80»

                      /О.Н.Гуляева

                            /А.Н.Скрипникова

/А.А. Миронов

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Дата            «_____»______2018

Дата            «_____»________2018

Приказ  №_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предметного курса  «Удивительные животные»

7 «А Б В Г» класс основного общего образования

Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

                                                                                  Разработчик рабочей программы:

                                                                          Новикова Наталья Михайловна,

                                                                                       учитель биологии

                                                         высшей категории

г. Барнаул

                                                    Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе ООП основного общего образования    

МБОУ « Гимназия №80», в соответствии с ФГОС ООО,   программы элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1/авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2007. – 176с. Курс «Удивительные животные» включает использование разнообразного демонстрационного материала.

Программа  занятий, предполагает самостоятельную работу учащихся с дополнительной литературой.

Занятия рассчитаны на 35 часа для учащихся 7 класса основной школы.

Срок проведения занятий с сентября по май.

Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу .

Планируемые результаты усвоения учебного предмета

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

многообразии животного мира их приспособленности к условиям среды

Учащиеся должны уметь:

работать с определителем животных

определять сходство и различие между растительными и животными организмами;

-объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на земле ,для разведения редких охраняемых животных.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

работать с дополнительной литературой;

самостоятельно готовить доклады и сообщения;

классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;

наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

использовать знания по зоологии в повседневной жизни;

Личностные результаты обучения

-знания и применение учащимися правил поведения в природе;

-понимание основных факторов, определяющих взаимоотнощения человека и природы;

-умения реализовать теоретические познания природы на практике;

Содержание учебного материала

Общее количество – 35 часов

Тема 1. Среды жизни и их обитатели (3 ч)

Обитатели водной, наземно–воздушной, почвенной сред. Разнообразие форм животного мира.

Викторина «Знаете ли вы животных?»

Экскурсия «Среды жизни животных Алтайского края»

Тема 2. Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч)

Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи, страусы, белуга). Коловратки, жук-водолюб, жук-олень, жук-носорог, уссурийский усач, дальневосточные кальмары. Животные –карлики: простейшие, колибри,  королек, камышовая мышь, насекомые.

Видеоэкскурсия «Обитатели морей и океанов».

Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел (3 ч)

Перья, иглы и броня. Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Значение разнообразных внешних покровов.  Надежность и уязвимость защиты.

Видеоэкскурсия «Защитные покровы животных».

Тема 4. Ядовитые животные (4 ч)

Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности.

Видеоэкскурсия «Самые опасные животные на планете».

Практическая работа №1 «Опасные и ядовитые животные Алтайского края ».

Тема 5. Животные – рекордсмены (3 ч)

Самые сильные  и быстрые животные планеты. Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении  с рекордами животных.

Видеоэкскурсия «Животные – рекордсмены»

Тема 6.  Животные – строители (2 ч)

Многообразие используемого животными строительного материала. Пауки, пчелы, птицы, бобры.

Практическая работа №2 «Изучение свойств природного строительного материала животных»

Тема 7. Заботливые родители (3 ч)

Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве. Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости. Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства  птиц и млекопитающих.

Видеоэкскурсия «Забота о потомстве у животных»

Тема 8. Язык животных (3 ч)

Язык и общение животных. Способность животных к символизации. Язык животных и методы его изучения. Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц,  общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.

Видеоэкскурсия «Звуковая сигнализация в жизни животных».

Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?».

Тема 9. Животные – понятливые ученики (3 ч)

Интеллект животных. Способность к обучению. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.

Практическая работа №3 «Исследование поведения у домашних животных. Выработка условного рефлекса».

Видеоэкскурсия «Талантливые животные», «Сверхъестественные способности у животных».

Тема 10.  Герои песен, сказок и легенд (2 ч)

Животные – герои народных сказок. Животные – герои легенд и русско-народных песен.

Тема 11.  Животные – символы (2 ч)

Изображение животных на гербах и флагах стран мира.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных.

Презентация «Животные – символы стран»

Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты  (3ч)

        Вымершие и редкие животные нашей планеты, причины сокращения численности и вымирания животных. Государственная политики по охране животных.  Красная книга МСОП.

Итоговое занятие, заслушивание докладов и сообщений.

Формы  организации учебных занятий и основных видов деятельности.

 Занятия предполагают, наряду с теоретическими уроками, широкое использование экскурсий, наблюдений, практических работ по определению животных и следов их обитания, а также проведение природоохранных мероприятий.

                                  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Наименование разделов и общих тем

Всего часов

1

Среды жизни и  их обитатели 

3

2

Гиганты и карлики в мире животных 

4

3

Одетые в броню. Рождающие мел 

3

4

Ядовитые животные 

4

5

Животные – рекордсмены 

3

6

Животные -строители

2

7

Заботливые родители 

3

8

Язык животных 

3

9

Животные - понятливые ученики

3

10

Животные - герои песен, сказок и легенд 

2

11

Животные – символы

2

12

Вымершие и редкие животные планеты 

3

35


                                                            КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Наименование раздела программы и тема урока

Дата

По плану

Вид контроля

Среды жизни и  их обитатели (3 часа)

1

Среды жизни и  их обитатели. ИТБ №87

1.09

2

Разнообразие форм животного мира

8.09

3

Экскурсия   «Среды жизни животных Алтайского края»»ИТБ№83

15.09

Гиганты и карлики в мире животных (4 часа)

4

Могучие крылья и плавники. Гиганты в мире животных.

22.09

5

Гиганты моря. Акулы и киты.

29.09

6

 Животные – карлики. Колибри, камышовая мышь, простейшие,  насекомые

6.10

7

Видеоэкскурсия «Обитатели морей и океанов»

13.10

Одетые в броню. Рождающие мел (3 часа)

8

 Перья, иглы и броня. Значение разнообразия внешних покровов

20.10

9

Защитные покровы животных, относительность их защиты

27.10

10

Видеоэкскурсия «Защитные покровы животных»

Ядовитые животные (4 часа)

11

 Ядовитые и опасные животные планеты

12

Видеоэкскурсия «Самые опасные животные на планете»

13

Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности

14

Практическая работа 1 «Опасные и ядовитые животные  «Алтайского края »

Животные – рекордсмены (3 часа)

15

Самые сильные и быстрые  животные планеты

16

Спортивные рекорды животных

17

Видеоэкскукрсия «Животные рекордсмены»

Животные-строители (2 часа)

18

Животные строители, многообразие используемого материала

19

Практическая  работа 2 «Изучение свойств природного

строительного материала животных»  (воска, гнезд птиц, домика 

ручейников, плотины бобров и т. д.) с просмотром фильма

Заботливые родители (3 часа)

20

Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве

21

Забота о потомстве и плодовитость

22

Видеоэкскурсия «Забота о потомстве у животных»

Язык животных (3 часа)

23

Язык и общение животных. Способность животных к символизации

24

Видеоэкскурсия «Звуковая сигнализация в жизни животных»

25

Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос

Животные - понятливые ученики (3 часа)

26

Интеллект животных. Способность к обучению

27

Практическая работа 3 «Исследование поведения животного» (кошки, собаки)

28

Видеоэкскурсия «Талантливые животные», «Сверхъестественные способности животных»

Животные - герои песен, сказок и легенд (2 часа)

29

Животные – герои народных сказок

30

Животные – герои песен и легенд

Животные – символы (2 часа)

31

Животные на гербах и флагах стран мира

32

Конкурс знатоков пословиц и поговорокс упоминанием животных

Вымершие и редкие животные планеты (3 часа)

33

Видеоэкскурсия  Вымершие животные нашей планеты

34

Видеоэкскурсия Самые редкие животные нашей планеты

35

Итоговое занятие. Викторина «Удивительные животные»


ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель    Новикова Н.М

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в 7 Бклассе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в 7 Вклассе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...