Методическая разработка урока-обобщения по теме "Биосфера. Круговорот веществ. Гипотезы возникновения жизни на Земле" 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс)
Разработка содержит презентацию к уроку, конспект и технологическую карту урока. Кроме того, представлен дополнительный раздаточный материал и маршрутные листы(инструктивные карты) для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 1.07 МБ |
instruktivnaya_karta_1_k_uroku_9_klass.docx | 14.14 КБ |
instruktivnaya_karta_2_k_uroku_9_klass_-_kopiya.docx | 14.75 КБ |
instruktivnaya_karta_3_k_uroku_9_klass_-_kopiya.docx | 14.44 КБ |
konspekt_uroka.docx | 33.39 КБ |
razdatochnyy_material_dlya_uroka.docx | 647.06 КБ |
test.docx | 18.18 КБ |
tehnologicheskaya_karta.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Инструктивная карта (Ф.И)_____________________________________________
Урок-обобщение темы ______________________________________________________________________________
Цель урока________________________________________________________________________________________
Задачи урока______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
«Ничего не принимай на веру». Объясните, в чем суть главного научного принципа. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гипотезы происхождения жизни на Земле.
Задание 1. Гипотеза самозарождения жизни. Используя рисунок и знания, полученные на уроках, ответьте на вопросы (на работу 5 минут)
Что хотел проверить Ф. Реди своим опытом?________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Какой вывод можно сделать из данного эксперимента? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Задание №2. Круговорот азота. Используя предложенную схему круговорота азота, дополнительный материал по функциям живого вещества и полученные на уроках знания, выполните задание. Ответ запишите в инструктивную карту.
Какие функции живого вещества осуществляются с участием азота? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какими живыми организмами? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем особенность круговорота азота?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочный тест (вариант ___ ) _________________________________________________________
Оценка _______________
Вывод по уроку: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Инструктивная карта (Ф.И)_____________________________________________
Урок-обобщение темы ______________________________________________________________________________
Цель урока________________________________________________________________________________________
Задачи урока______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
«Ничего не принимай на веру». Объясните, в чем суть главного научного принципа. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гипотезы происхождения жизни на Земле.
Задание 1. Гипотеза самозарождения жизни. Используя рисунок и знания, полученные на уроках, ответьте на вопросы (на работу 5 минут)
В чем заключался опыт Луи Пастера?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К какому выводу он пришел? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Круговорот углерода. Используя предложенную схему круговорота углерода, дополнительный материал по функциям живого вещества и полученные на уроках знания, выполните задание. Ответ запишите в инструктивную карту.
Какие функции живого вещества осуществляются с участием углерода? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какими живыми организмами? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочный тест (вариант ___) _________________________________________________________
Оценка _______________
Вывод по уроку (что нового я узнал(а)? Был ли урок интересный, полезны? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Инструктивная карта (Ф.И)_____________________________________________
Урок-обобщение темы ______________________________________________________________________________
Цель урока________________________________________________________________________________________
Задачи урока______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
«Ничего не принимай на веру». Объясните, в чем суть главного научного принципа. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гипотезы происхождения жизни на Земле.
Задание 1. Гипотеза биохимической эволюции (экспериментальное подтверждение) используя рисунок и текст с дополнительной информацией, ответьте на вопросы (на работу 5 минут)
- Для чего была создана Миллером данная установка? В чем суть опыта?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что пытались доказать ученые, проводя опыты в данной установке?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Круговорот фосфора. Используя предложенную схему круговорота фосфора, дополнительный материал по функциям живого вещества и полученные на уроках знания, выполните задание. Ответ запишите в инструктивную карту.
- Какие функции живого вещества осуществляются с участием фосфора? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какими живыми организмами? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
- В чем особенность круговорота фосфора?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочный тест (вариант ___) _________________________________________________________
Оценка _______________
Вывод по уроку: (что я узнал(а) нового) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Тема: обобщение темы «Биосфера. Круговорот веществ. Гипотезы происхождения жизни на Земле»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Методы: словесно-наглядный.
Формы организации работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная, в парах, Формы контроля: взаимоконтроль(по критериям)
Дидактический материал: наглядные пособия, схемы.
Цель: обобщить и систематизировать знания о биосфере и процессах, происходящих в ней
Задачи:
- систематизировать знания о биосфере;
- найти взаимосвязь круговорота веществ и функций живого вещества биосферы;
- показать роль эксперимента в решении научных споров о происхождении жизни.
- продолжить формирование научного мировоззрения на вопросы связанные с происхождение жизни на Земле.
Ход урока
1.Организационный момент.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги
Приготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Перед вами на рабочих столах лежат инструктивные карты, в которых вы будете работать. Кроме того, на столах находится раздаточный материал для работы на уроке.
2.Актуализация знаний и мотивация учащихся.
- Перед вами на слайде перечислены термины. Посмотрите на них внимательно и попробуйте определить тему нашего урока. Слайд 1
- Обобщение темы «Биосфера». (Запишите тему урока в инструктивную карту)Слайд 2
- Как вы думаете, какая цель нашего урока и какие задачи мы можем поставить перед собой для достижения этой цели? Слайд 3
- Обобщить и систематизировать знания о биосфере и процессах, происходящих в ней. (запишите в карту)
Задачи: систематизировать знания о биосфере;
- найти взаимосвязь круговорота веществ и функций живого вещества биосферы;
- показать роль эксперимента в решении научных споров о происхождении жизни
Итак, проблемный вопрос: Какая существует взаимосвязь между функциями живого вещества, круговоротом веществ и эволюцией биосферы?
- Посмотрите небольшой видеосюжет( Слайд 4) Опыты Ф.Реди
- Перед вами на слайде главный принцип науки «Ничего не принимай на веру!» (Слайд 5) Как этот связано с тем, что вы только что видели в сюжете?
- Почему он актуален при изучении вопросов, связанных с происхождением жизни на Земле?
- Какие вы знаете гипотезы происхождения жизни на Земле?(Слайд 5)
- Предлагаю вспомнить более подробно гипотезы абиогенеза: самозарождения и биохимической эволюции.
- Начинаем работу в парах. Возьмите, пожалуйста, лист с заданием №1. В течении 5 минут вам необходимо изучить материал и ответить на вопросы к нему. Все ответы записывайте в инструктивную карту.
Всего получается 4 варианта задания №1.
Учитель: Ребята, время выполнения задания закончилось. Пожалуйста, озвучьте ваши ответы.
1) Гипотеза самозарождения – опыт Ф.Реди;(слайд 6)
2) Гипотеза самозарождения - опыт Л. Пастера;(слайд 7)
3) Гипотеза биохимической эволюции – Опарина-Холдейна; (слайд8)
(Доказательства гипотезы) Слайд 9
Учитель: Таким образом, современная наука признает только естественное происхождение жизни в результате развития материи и химических сил.
С появлением живых организмов на Земле, началось формирование биосферы.
- Что такое биосфера?(Слайд 10)
- Какие составляющие компоненты выделил Владимир Иванович Вернадский?(Слайд 10)
Учитель: Продолжим нашу работу в парах.
Учитель: Возьмите, пожалуйста, лист с заданием № 2. Перед вами схема круговорота одного из веществ – азота, углерода или фосфора. В течении 7-10 минут вам необходимо выполнить задание, используя инструкцию.
По очереди отвечают на вопросы к своим заданиям.
Круговорот азота (Слайд 11)
Круговорот углерода (Слайд 12)
Учитель: Возвращаемся к нашему проблемному вопросу Какая существует взаимосвязь между функциями живого вещества, круговоротом веществ и эволюцией биосферы? (Слайд 13)
Отвечают по очереди.
Учитель: Для закрепления результата вам необходимо выполнить небольшой тест. После выполнения теста, обменяйтесь работами и проверьте друг друга.
Проверочный тест по теме «Биосфера. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Круговорот веществ»
I вариант
Выпишите номера правильных ответов.
1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:
1) гидросфера; 2) литосфера; 3) атмосфера; 4) биосфера.
2. Учение о биосфере было создано:
1)Ж.-Б. Ламарком; 2) В.И. Вернадским; 3) Э.Зюссом; 4) Э.Леруа.
3. Живое вещество – это:
1) совокупность всех растений биосферы; 3) совокупность всех животных биосферы;
2) совокупность всех живых организмов биосферы; 4) нет правильного ответа.
4. К косному веществу биосферы относятся:
1) нефть, каменный уголь, известняк; 2) вода, почва; 3) гранит, базальт; 4) растения, животные, бактерии, грибы.
5. Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах
1) АТФ
2) солнечный свет
3) живые организмы
4) органические вещества
6. Благодаря круговороту веществ в биосфере, осуществляемому организмами,
1) сокращается число химических элементов в биосфере
2) увеличивается содержание вредных веществ в окружающей среде
3) одни и те же химические элементы используются многократно
4) накапливается содержание кислорода в атмосфере
Проверочный тест по теме «Биосфера. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Круговорот веществ»
Вариант 2
Выпишите номера правильных ответов.
1. Биосфера – это:
1) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
2) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
3) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
4) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.
2. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:
1) жизнь; 2) биомасса; 3) живое вещество; 4) правильного ответа нет.
3. К биокосному веществу биосферы относятся:
1) нефть, каменный уголь, известняк; 2) почва; 3) гранит, базальт; 4) растения, животные, бактерии, грибы.
4. В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвует
1) кислород 2) живое вещество 3) климат 4) тепло земных недр
5. Животные, участвуя в круговороте веществ в биосфере,
1) используют кислород атмосферы
2) способствуют накоплению кислорода в атмосфере
3) синтезируют на свету органические вещества из неорганических
4) способтвуют образованию торфа
6. Гипотеза о том, что жизнь занесена на нашу планету извне, называется
1) гипотеза панспермии
2) гипотеза самозарождения
3) гипотеза биохимической эволюции
4) креационизм
Ответы на тест (слайд 14)
I вариант II вариант
- 4 1. 4
- 2 2. 3
- 2 3. 2
- 3 4. 2
- 2 5. 1
- 3 6. 1
«5» - без ошибок
«4» – 1-2 ошибки
«3» - 3 ошибки
Больше 3-х ошибок – «2»
В качестве рефлексии в своих инструктивных картах напишите небольшой вывод по уроку (что нового я узнал(а)? был ли полезен урок?)
Домашнее задание: подготовить на следующий урок(по желанию) сообщения на тему Развитие жизни на Земле. Перечень тем будет размещен в СГО(слайд 15)
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
Круговорот углерода
Круговорот углерода начинается с процесса фотосинтеза, в результате которого углерод углекислого газа превращается в глюкозу, из которой в дальнейшем образуются все остальные вещества, входящие в состав живых организмов. Растения поедаются животными, в результате углерод перемещается в тела консументов. В процессе дыхания они выделяют углерод в форме углекислого газа, т. е. круг замыкается. Мертвые тела животных и растений и продукты их выделения служат пищей для редуцентов, которые завершают цикл, окисляя всю органику до углекислого газа.
Помимо этого основного кругооборота часть углерода откладывается некоторыми живыми организмами в виде скелетных и защитных образований, например раковин. Углекислый кальций этих образований далее образует осадочные породы, такие как мел, мрамор, известняк, ракушечник. В этой форме углерод может задерживаться десятки и сотни миллионов лет. Попадая на поверхность, эти породы подвергаются эрозии, в результате чего часть углерода возвращается в круговорот. Кроме того, некоторое количество углекислого газа выделяется при извержениях вулканов, а часть органического углерода превращается в СО2 в результате лесных пожаров.
Задание: Прочитайте текст. Какие функции живого вещества осуществляются с участием углерода?
Какими живыми организмами? Запишите ответ в инструктивную карту.
Круговорот азота.
В атмосфере содержится много азота (71 %) в форме молекулярного азота N2 . Он недоступен для большинства живых организмов. Только некоторые виды прокариот (клубеньковые бактерии, почвенные бактерии родов азотобактер и клостридиум, цианобактерии) могут превращать N2 в ионы аммония. В дальнейшем этот азот включается в аминокислоты и белки. После гибели этих организмов органические соединения азота снова превращают аммиак.
Почвенные бактерии окисляют аммоний в нитриты, а затем в нитраты. В почву в конечном счете попадают азотистые продукты обмена животных, которые также окисляются микроорганизмами. Нитраты и аммоний из почвы поглощается корнями растений. В растения происходит восстановление нитратов до аммония, который включается в аминокислоты и белки. Они служат пищей животным, которые частично используют их для создания собственных белков, а частично окисляются с образованием аммиака, мочевины, мочевой кислоты (в зависимости от группы животных), которые выводятся в окружающую среду. Часть аммония в почве определенной группой бактерий окисляется до N2.
Таким образом, круговорот практически полностью осуществляется живыми организмами. Небольшое количество окислов азота, образующихся в атмосфере во время грозовых разрядов, не играет большой роли в круговороте.
Задание: Прочитайте текст. Какие функции живого вещества осуществляются с участием углерода?
Какими живыми организмами? В чем особенность круговорота азота?
Запишите ответ в инструктивную карту.
Круговорот фосфора.
В круговороте фосфора, в отличие от круговоротов углерода и азота, отсутствует газовая фаза.
Фосфор в природе в больших количествах содержится в таких минералах горных пород, как фосфориты и апатиты, и попадает в наземные экосистемы в процессе их разрушения. Выщелачивание фосфора осадками приводит к поступлению его в гидросферу и, соответственно, в водные экосистемы. Растения поглощают фосфор в виде растворимых фосфатов из водного или почвенного раствора и включают его в состав органических соединений — нуклеиновых кислот, нуклеотидов (АДФ, АТФ), в липиды клеточных мембран. Другие организмы получают фосфор по пищевым цепям.
В организмах позвоночных фосфор входит в состав костной ткани, дентина. В процессе клеточного дыхания происходит окисление органических соединений, содержащих фосфор, при этом образующиеся фосфаты поступают в окружающую среду.
Организмы-редуценты минерализуют органические вещества мертвых организмов, содержащие фосфор, в неорганические фосфаты, которые вновь могут быть использованы растениями. После неоднократного потребления фосфора организмами на суше и в водной среде в конечном итоге он выводится в донные осадки в виде нерастворимых фосфатов. B после поднятия осадочных пород над уровнем моря в ходе большого круговорота вновь начинают действовать процессы выщелачивания и биогенного разрушения.
Задание: Прочитайте текст. Какие функции живого вещества осуществляются с участием фосфора?
Какими живыми организмами? В чем особенность круговорота фосфора?
Запишите ответ в инструктивную карту.
Функции живого вещества
1. Энергетическая функция связана с запасанием энергии в процессе фотосинтеза, передачей её по цепям питания, рассеиванием.
Эта функция — одна из важнейших. В её основе лежит процесс фотосинтеза, в результате которого происходит аккумуляция солнечной энергии и её последующее перераспределение между компонентами биосферы.
Живые организмы не просто зависят от лучистой энергии Солнца, они выступают как гигантский аккумулятор (накопитель) и уникальный трансформатор (преобразователь) этой энергии.
Это происходит следующим образом. Растения-автотрофы (и микроорганизмы-хемотрофы) создают органическое вещество. Все остальные организмы планеты — гетеротрофы. Они используют созданное органическое вещество в пищу, что приводит к возникновению сложных последовательностей синтеза и распада органических веществ. Это-то и является основой биологического круговорота химических элементов в биосфере.
Стало быть, живые организмы есть важнейшая биохимическая сила, преобразующая земную кору.
Миграция и разделение химических элементов на земной поверхности, в почве, в осадочных породах, атмосфере и гидросфере осуществляются при непосредственном участии живого вещества. Поэтому в геологическом разрезе живое вещество, атмосфера, гидросфера и литосфера — это взаимосвязанные части единой, непрерывно развивающейся планетарной оболочки — биосферы.
2. Газовая функция — способность изменять и поддерживать определённый газовый состав среды обитания и атмосферы в целом.
Преобладающая масса газов на планете имеет биогенное происхождение.
Пример:
кислород атмосферы накоплен за счёт фотосинтеза. СО2 - в процессе дыхания, гниения.
3. Концентрационная функция — способность организмов концентрировать в своём теле рассеянные химические элементы, повышая их содержание по сравнению с окружающей организмы средой на несколько порядков.
Организмы накапливают в своих телах многие химические элементы.
Пример:
среди них на первом месте стоит углерод. Содержание углерода в углях по степени концентрации в тысячи раз больше, чем в среднем для земной коры. Нефть — концентратор углерода и водорода, так как имеет биогенное происхождение. Среди металлов по концентрации первое место занимает кальций. Целые горные хребты сложены из остатков животных с известковым скелетом. Концентраторами кремния являются диатомовые водоросли, радиолярии и некоторые губки, йода — водоросли ламинарии, железа и марганца — особые бактерии. Позвоночными животными накапливается фосфор, сосредотачиваясь в их костях.
Результат концентрационной деятельности — залежи горючих ископаемых, известняки, рудные месторождения и т. п.
4. Окислительно-восстановительная функция связана с интенсификацией под влиянием живого вещества процессов как окисления благодаря обогащению среды кислородом, так и восстановления прежде всего в тех случаях, когда идёт разложение органических веществ при дефиците кислорода.
Пример:
восстановительные процессы обычно сопровождаются образованием и накоплением сероводорода, а также метана. Это, в частности, делает практически безжизненными глубинные слои болот, а также значительные придонные толщи воды (например, в Чёрном море).
Подземные горючие газы являются продуктами разложения органических веществ растительного происхождения, захороненных ранее в осадочных толщах.
5. Деструктивная функция — разрушение организмами и продуктами их жизнедеятельности как самих остатков органического вещества, так и косных веществ.
Основной механизм этой функции связан с круговоротом веществ. Наиболее существенную роль в этом отношении выполняют низшие формы жизни — грибы, бактерии (деструкторы, редуценты).
6. Транспортная функция — перенос вещества и энергии в результате активной формы движения организмов.
Часто такой перенос осуществляется на колоссальные расстояния, например, при миграциях и кочёвках животных. С транспортной функцией в значительной мере связана концентрационная роль сообществ организмов, например в местах их скопления (птичьи базары и другие колониальные поселения).
Гипотеза биохимической эволюции Опарина–Холдейна (гипотеза абиогенеза)
Возникновение жизни на нашей планете произошло в несколько этапов эволюции:
- Абиогенный синтез простых органических соединений.
- Образование биополимеров.
- Установление связей между биополимерами — образование коацерватов.
- Возникновение мембран, отделяющих первые подобия живых организмов — протобионтов — от окружающей среды.
- Возникновение обмена веществ и энергии с окружающей средой.
- Появление способности к самовоспроизведению.
Американские исследователи Стэнли Миллер и Гарольд Юри в 1953 году в экспериментах показали, как в далеком прошлом могли появляться биологически важные химические соединения. Они подобрали разные газы в соотношении, близком к составу древней атмосферы, и пропускали через эту смесь искровые разряды. В результате получались такие биологически важные соединения, как муравьиная и молочная кислоты, мочевина и аминокислоты (глицин, аланин, глутаминовая кислота, аспарагиновая кислота). Миллер и Юри основывались в своих экспериментах на представлениях 1950-х гг. о возможном составе земной атмосферы.
Собранный аппарат представлял собой две колбы, соединённые стеклянными трубками в цикл. Заполнявший систему газ представлял собой смесь из метана (CH4), аммиака (NH3), водорода (H2) и монооксида углерода (CO). Одна колба была наполовину заполнена водой, которая при нагревании испарялась, и водные пары попадали в верхнюю колбу, куда с помощью электродов подавались электрические разряды, имитирующие разряды молний на ранней Земле. По охлаждаемой трубке конденсировавшийся пар возвращался в нижнюю колбу, обеспечивая постоянную циркуляцию.
Слабая сторона гипотезы Опарина-Холдейна заключается в том, что не удалось объяснить главную проблему: как произошел качественный скачек от неживого к живому. Пробионты или проклетки до сих пор не были получены экспериментальным путём. Поэтому до конца непонятно, как возник генетический код и примитивное скопление биополимеров смогло перейти от неживого пребывания в бульоне к воспроизводству, питанию и дыханию.
Гипотеза самозарождения
Опыт Франческо Реди
Он положил в четыре сосуда мясо змеи, рыбы, угря и кусок говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре других аналогичных сосуда он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми.
Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых сосудах, появились личинки мух. В закрытых горшках, куда мухи попасть не могли, никаких личинок обнаружено не было
Гипотеза биохимической эволюции.
Рассмотрите рисунок, прочитайте описание опыта и выполните задание.
В XIX в. учёный Луи Пастер налил в колбу бульон, затем оттянул и изогнул носик колбы так, чтобы воздух в колбу попадал, но больше ничего проникнуть в колбу не могло. Затем он прокипятил колбу. В колбе несколько недель ничего не происходило. Затем он отбил носик колбы, и уже через несколько дней в колбе стало видно помутнение бульона.
Предварительный просмотр:
Проверочный тест по теме «Биосфера. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Круговорот веществ»
I вариант
Выпишите номера правильных ответов.
1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:
1) гидросфера; 2) литосфера; 3) атмосфера; 4) биосфера.
2. Учение о биосфере было создано:
1)Ж.-Б. Ламарком; 2) В.И. Вернадским; 3) Э.Зюссом; 4) Э.Леруа.
3. Живое вещество – это:
1) совокупность всех растений биосферы; 3) совокупность всех животных биосферы;
2) совокупность всех живых организмов биосферы; 4) нет правильного ответа.
4. К косному веществу биосферы относятся:
1) нефть, каменный уголь, известняк; 2) вода, почва; 3) гранит, базальт; 4) растения, животные, бактерии, грибы.
5. Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах
1) АТФ
2) солнечный свет
3) живые организмы
4) органические вещества
6. Благодаря круговороту веществ в биосфере, осуществляемому организмами,
1) сокращается число химических элементов в биосфере
2) увеличивается содержание вредных веществ в окружающей среде
3) одни и те же химические элементы используются многократно
4) накапливается содержание кислорода в атмосфере
Проверочный тест по теме «Биосфера. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Круговорот веществ»
Вариант 2
Выпишите номера правильных ответов.
1. Биосфера – это:
1) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
2) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
3) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
4) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.
2. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:
1) жизнь; 2) биомасса; 3) живое вещество; 4) правильного ответа нет.
3. К биокосному веществу биосферы относятся:
1) нефть, каменный уголь, известняк; 2) почва; 3) гранит, базальт; 4) растения, животные, бактерии, грибы.
4. В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвует
1) кислород 2) живое вещество 3) климат 4) тепло земных недр
5. Животные, участвуя в круговороте веществ в биосфере,
1) используют кислород атмосферы
2) способствуют накоплению кислорода в атмосфере
3) синтезируют на свету органические вещества из неорганических
4) способствуют образованию торфа
6. Гипотеза о том, что жизнь занесена на нашу планету извне, называется
1) гипотеза панспермии
2) гипотеза самозарождения
3) гипотеза биохимической эволюции
4) креационизм
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Предмет: биология
Учитель: Солодкова И.В.
Класс: 9а
УМК: Пасечник В.В.
Тема: Обобщение темы «Биосфера. Круговорот веществ. Гипотезы происхождения жизни на Земле»
Урок входит в состав раздела “Биосферный уровень организации жизни”.
Тип урока: Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Методы: словесно-наглядный.
Формы организации работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Формы контроля: взаимоконтроль(по критериям),устный (беседа)
Дидактический материал: наглядные пособия, схемы
Цель: обобщить и систематизировать знания о биосфере и процессах, происходящих в ней
Задачи:
- систематизировать знания о биосфере;
- найти взаимосвязь круговорота веществ и функций живого вещества биосферы;
- показать роль эксперимента в решении научных споров о происхождении жизни.
- продолжить формирование научного мировоззрения на вопросы связанные с происхождение жизни на Земле.
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Формирование представлений об основных гипотезах происхождения жизни на Земле; Формировать представление о роль живого вещества в эволюции Земли; | Регулятивные: составлять план и последовательность действий; вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения с эталоном; Познавательные: выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; устанавливать причинно-следственные связи, выбирать основные критерии для сравнения; Коммуникативные: брать на себя инициативу в организации совместного действия; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, структурировать знания. | Формировать : стремление осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе; положительное отношение к учению, познавательной деятельности,; умение слушать и слышать других, оценивать себя и одноклассников |
Технология:
Этап | Учебная ситуация | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Время | |
Учебная задача | Организация деятельности обучающихся | ||||
1.Мотивационный этап | Настроить учащихся на работу | Определить свое эмоциональное состояние | Готовятся к работе | 1 мин | |
2. Введение в тему | Вызвать у учащихся интерес к содержанию урока Сформулировать тему урока | Перед вами на слайде перечислены термины. Посмотрите на них внимательно и попробуйте определить тему нашего урока Называют тему урока | Смотрят слайд Отвечают на поставленные вопросы. Запись темы | 2 мин | |
3. Постановка целей урока | Сформулировать цель урока Обозначить задачи для достижения цели | . Как вы думаете, какая цель нашего урока и какие задачи мы можем поставить перед собой для достижения этой цели? Обобщить и систематизировать знания о биосфере и процессах, происходящих в ней. Обозначить проблему Какая существует взаимосвязь между функциями живого вещества, круговоротом веществ и эволюцией биосферы? | Запись цели урока Проблемы в тетрадь. | 2 мин | |
Результат: постановка цели, темы и проблемы обучения | |||||
2. Актуализация знаний | Посмотрите небольшой видеосюжет. Перед вами на слайде главный принцип науки «Ничего не принимай на веру!» - Как вы можете его объяснить? - Почему он актуален при изучении вопросов, связанных с происхождением жизни на Земле? - Какие вы знаете гипотезы происхождения жизни на Земле? | Просмотр видео Отвечают на вопросы. | 5 мин | ||
2. Работа с заданиями | Выполнить предложенные задания | Начинаем работу в парах. Возьмите, пожалуйста, лист с заданием №1. В течении 5 минут вам необходимо изучить материал и ответить на вопросы к нему. Все ответы записывайте в инструктивную карту. Продолжим нашу работу в парах. - Возьмите, пожалуйста, лист с заданием № 2. Перед вами схема круговорота одного из веществ – азота, углерода или фосфора. В течении 7-10 минут вам необходимо выполнить задание, используя инструкцию. | Выполняют полученные задания. Работа осуществляется в парах. Заполняют инструктивную карту. Готовятся к выступлениям. Выполняют полученные задания. Работа осуществляется в парах. Заполняют инструктивную карту. Готовятся к выступлениям. | 5 мин 7мин | |
. | |||||
Выступление участников групп | Выступить и ответить на вопросы других групп | Выполняют задание | По 1- 2 мин | ||
Результат: работать в группе, делать выводы, находить информацию | |||||
4. Подведение итогов занятия | Рефлексия по планируемым результатам | Сделать выводы после работы | Предлагаю учащимся вернуться к проблеме в начале урока и высказать свое мнение, ответив на вопросы: Какая существует взаимосвязь между функциями живого вещества, круговоротом веществ и эволюцией биосферы? | Высказывается по 1 человеку от каждой группы | 5 мин |
Рефлексия по способам деятельности | Выполнение теста | Вам предстоит выполнить небольшой тест для закрепления результатов. Время выполнения – 5 минут. Далее обмениваетесь тестами и проводите взаимопроверку по критериям. Выставляете отметки. | Выполняют тест Осуществляют взаимопроверку по критериям Выставляют отметки друг другу в парах | 7 мин | |
Рефлексия(по настроению) | Предлагаю вам написать в инструктивных картах небольшой вывод по уроку (что нового я узнал(а)? был ли полезен урок?) | ||||
Домашнее задание | Опережающее задание параграф – подготовить сообщения-презентации к следующему уроку по теме «Развитие жизни на Земле». Список тем будет размещен в СГО | 1 мин | |||
Результат: умение оценивать свою работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".
Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...
Методическая разработка урока-обобщения по информатике в 10 классе в форме командных соревнований «Клуб любителей информатики»
Представленный урок можно проводить в 10 классе после изучения темы: «Информация», «Кодирование информации», «Аппаратная реализация компьютера», «Программное обеспечение», «Основы логики». Длительност...
Методическая разработка урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»
В методической разработке урока представлены материалы для ученического и демонстрационного экспериментов, тестовые задания, вопросы для актуализации знаний и закрепления их по теме "Классы неорганиче...
Методическая разработка урока обобщения и повторения грамматических времен.
На уроке применяются ИКТ. Игра- презентация в виде теста по грамматике на сравнение двух видовременных форм....
Методическая разработка. Урок: Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц.
Представленный материал помогает систематизировать информацию о типах химических реакций и видах реагирующих частиц. Составленные задания позволят закрепить знания по классификации и номенклатуре...
Методическая разработка урока обобщения по теме "Тригонометрические формулы"
Методическая разработка урока обобшения по теме "Тригонометрические формулы" предназначена для обучающихся 1-го курса кеолледжей или 10 класса школ...
Методическая разработка "Урок обобщения и систематизации - 8 класс"
Тема занятия: "Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования"Цель занятия: Выявление уровня знаний учеников по теме «Начала программирования», ф...