Методическая разработка "Урок обобщения и систематизации - 8 класс"
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)

Афанасьева Ирина Дмитриевна

Тема занятия: "Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования"

Цель занятия: Выявление уровня знаний учеников по теме «Начала программирования», формирование умения учащихся писать программы и создавать блок-схемы, «читать» готовые программы на языке «Паскаль»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx377.46 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Николаев Александр Борисович

Тип занятия

Урок обобщения и систематизации

Тема занятия

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования».

Цель занятия

Выявление уровня знаний учеников по теме «Начала программирования», формирование умения учащихся писать программы и создавать блок-схемы, «читать» готовые программы на языке «Паскаль»

Используемые технологии

  • Технология дифференцированного обучения.
  • Технология критического мышления.
  • Информационно-коммуникационные.
  • Здоровьесберегающие.
  • Личностно-ориентированные.

Теоретические сведения

Планируемый результат 

Предметные умения 

 Познавательные УУД: 

-умение сформулировать алгоритм решения задачи, умение -представить с помощью графической формы и на языке программирования,

- выявлять ошибки при составлении программ и обосновывать способы их исправления.

 Личностные УУД: 
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; 
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала; 
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. 

- знание правил техники безопасности на уроках информатики

- умение провести самооценку и организовать взаимооценку.
Регулятивные УУД: 
- определять и формулировать цель деятельности на уроке; 
- формулировать учебные задачи;
- прогнозировать свою деятельность на уроке;

- развивать умение взаимодействовать в группе;

- определять качество и уровень усвоения материала.

  Коммуникативные УУД: 
- слушать и понимать речь других; 
-определять общие для всех правила поведения; 

- уметь грамотно выражать свои мысли. 

Примечание

Урок по УМК Босовой Л.Л., Босовой А.Б. «Информатика, 8» завершает изучение последней главы учебника

Организация пространства 

Формы работы 

Ресурсы 

Фронтальная 
Работа в парах 
Работа в группах

Индивидуальная работа

Мультимедийная презентация

PascalABC

Карточки с заданием

Видеозарисовки  для физминутки

Краткое описание 

Занятие представлено в виде технологической карты, с опорой на системно-деятельностный подход.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИНФОРМАТИКИ

Этап урока

Время, в мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Использование

ЭОР

1. Организационно-мотивационный момент.

Эмоционально-позитивный настрой на урок.

1

Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку.

Учитель:

Эпиграфом нашего урока будет высказывание «Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать»

                              Стив Джобс

Согласны ли вы с этим?

Изначально учащиеся садятся по группам.

Настраиваются на деловой ритм урока.

Получают позитивный заряд, концентрируют внимание.

Анализируют высказывание, выражают свое отношение.  

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД:

самоопределяются, настраиваются на урок.

Регулятивные УУД:

Прогнозирование своей деятельности.

Презентация

2. Актуализация опорных знаний.

5

Устный фронтальный опрос.

 Что такое алгоритм?

 Какие алгоритмы называются линейными?

 Какие алгоритмы называются разветвляющимися?

 Какие виды ветвления вы знаете?

- В чем отличие каждого?

 Какие алгоритмы называются циклическими?

 Какие виды циклических алгоритмов вы знаете?

Повторение основных понятий языка программирования с помощью облака тегов.

Читают вопросы, быстро отвечают, корректируют ответы.

(Воспроизведение опорных знаний).

Познавательные УУД: умение использования знаково символических средств;

Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД: Формирование волевой саморегуляции в ситуации затруднения.

Презентация

3. Постановка темы, целей и задач урока.

5

Учитель: Перед вами облако тегов, которое подскажет вам, о чем пойдет речь на нашем уроке. Посмотрите внимательно на него и скажите – что вы видите? Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Вася Петров написал дома программу на языке Паскаль, но его маленькая сестренка в отсутствие брата разрезала ее на части. Помогите Васе восстановить программу.

 Что необходимо сделать, чтобы успешно выполнить эту работу?

- Какая цель нашего урока? Чем мы будем заниматься сегодня?

Учитель: помогите Васе восстановить программу.

[Приложение 1].

Итак, Цель сегодняшнего урока: управлять своими мыслями, учиться правильно, по шагам, продумывать ход выполнения работы, применять на практике ваши знания в области алгоритмизации, знать основные понятия этой темы.

Отвечают на вопросы.

Называют тему урока.

Высказывают предположения.

Постановка целей и задач урока.

Работа в группах : восстановление структуры программы.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД: смыслообразование.

Презентация

4. Решение задач

9

Задание 1. Найти ошибки в программах.

[Приложение 2]

Задание 2. Работа в парах:

А) Определить значение переменной после выполнения программы:

Б) Определить значение переменной после выполнения алгоритма по блок-схеме

[Приложение 3]

Задание 3.

Решение разноуровневых задач, которые разделены на уровни: простой, средний и повышенный.

[Приложение 4].

Устная работа. Ученики находят ошибки в программах, обосновывают свой ответ.

Каждая группа учащихся получает карточку с задачами. Все обсуждают задачу и по одному человеку из группы отвечают на вопросы задач.

- решают задачи, выполняют взаимопроверку

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности Коммуникативные УУД: постановка вопросов, оценка действий партнера, умение слушать другого, умение точно и ясно выражать свои мысли.

Личностные УУД: смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и его мотивом.

Презентация

5. Физкультурная пауза

2

Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся за счет смены вида деятельности.

Учитель: А сейчас давайте немного отдохнем и подвигаемся!

Выполним двигательную гимнастику. Учитель: Заканчиваем физкультминутку

Нам всегда во всем везет!

Руки вверх, мы потянулись-

На урок опять вернулись.

Смена видов деятельности.

Выполнение упражнений.

Регулятивные УУД: переработка информации, соотнесение с движением.

Видеозарисовка с физминуткой

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

3

Учитель:

Предлагает группам представить результаты решения задач, выступить и проанализировать работу каждого участника. (Группы объясняют ход решения. Обсуждение решения фронтально. Определение правильности, внесение корректив, определение причин допущенных ошибок).

Представление результатов работы группы, обсуждение и коррекция ошибок.  

При необходимости сверка с образцом.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция и оценка.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов, оценка действий партнера, умение слушать другого, умение точно и ясно  выражать свои мысли.

Презентация

7. Компьютерный практикум

15

Учитель: Напишите программу на языке Паскаль по готовой блок-схеме.

[Приложение 5]

Работают за ПК: ввод программы в среде PascalABC.

Познавательные УУД: умение работать с источником информации, самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения.

Личностные УУД: смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и его мотивом.

PascalABC

8. Рефлексивно-оценочный этап,

4

Предлагает оценить факт достижения цели урока, высказать каждому учащемуся свое мнение в виде 1 фразы. В том числе назвать насколько полезной была тема урока

На уроке мне особенно запомнилось…

Самым трудным было...

Теперь я знаю…

Теперь я могу ...

Мне нужно ещё поработать над…

Учитель: оцените, как каждый из вас поработал сегодня на уроке. Впишите в таблицу самооценки отметку.

Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов. Делятся своим мнением.

Отвечают на вопросы.

Заполняют таблицы в раздаточном материале, подводят итоги урока.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные УУД: определять степень успешности выполненной работы.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Презентация

9. Постановка домашнего задания.  

1

Задает домашнее задание

Составить программу и блок-схему:

  1. Найти у, если
  2. Составить алгоритм вывода на экран всех чисел на отрезке [12;36] делящихся нацело на 3
  3. Найтиmax{min(a,b),min(c,d)}

Учащиеся записывают домашнее задание

Презентация

Библиографические ссылки

1. Борисова И.И. Современные образовательные технологии на уроках технологии, ОБЖ, ОПС и во внеурочной деятельности. Из опыта работы.

https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/01/20/ispolzovanie-sovremennykh-tekhnologiy

2. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе

http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic%20techniques/4899

3.«Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации»». http://oha-school1.ru/storage/app/uploads/public/58a/ccc/5a8/58accc5a8cd44513952512.pdf

4. Разработка урока информатики в 9 классе по теме: «Программирование на языке Паскаль»http://inf.na5bal.ru/doc/4177/index.html


Приложения

Приложение 1.

Program Z_2;

Var c: integer;

F: real;

Begin

begin

For c: = 15 to 30 do

f:= (c*1.8) +32;

writeln (c,’         ‘,f);

end;

End.


Приложение 2.


Приложение 3.


Приложение 4.

Приложение 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».  Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.Цели: 1)...

Методическая разработка урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»

В методической разработке урока представлены материалы для ученического и демонстрационного экспериментов, тестовые задания, вопросы для актуализации знаний и закрепления их по теме "Классы неорганиче...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"

Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС

Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...