Технологическая карта урока
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Технологическая карта урока на тему: "Методы изучения наследственности человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_metody_izucheniya_nasledstvennosti_cheloveka.docx | 13.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: биология.
Класс: 9
Тема урока: Методы изучения наследственности человека.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: смешанный урок.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
сформировать познавательный интерес направленный на изучение дисциплины;
обеспечивать ценностно – смысловую ориентацию обучающихся.
Метапредметные:
учить выделять общее, анализировать, сравнивать;
включать общеучебные логические действия, действия постановки и решения проблемы;
обеспечить социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Предметные:
дать понятия методам изучения наследственности человека;
построение родословной;
решение генетических задач.
Дидактические средства: учебник, дополнительные источники информации, листы с заданиями для работы в парах.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока:
Этап урока | Вид работы, формы работы, приемы | Содержания педагогического взаимодействия | Формирования УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Мотивация к учебной деятельности | На слайде 1 изображена медико — генетическая консультация. | Приветствует ребят. Как вы думаете, что делают в медико — генетической консультации? | Ответное приветствие учителю. Ответы, предположения ребят. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; целеполагание, постановка учебной задачи. Регулятивные: оценивания зоны ближайшего развития. Коммуникативные: готовность получать необходимую информацию; отстаивание своей точки зрения. | Мотивация к учебной деятельности, пробуждение интереса к теме урока. |
Актуализация опорных знаний | Вопрос — ответ. | Для дальнейшей работы мне понадобятся помощники, ими выступят те, которые удачно справятся с поставленными вопросами и задачами. После каждого верного ответа учитель раздает детям белые халаты. 1. вопрос: какой объект взял для исследований Г. Мендель? Что выявил и как звучит 1 закон Г. Менделя? 2. вопрос: На каком объекте ставил свои исследования Т. Морган? 3 вопрос: Какой метод использовали выше упомянутые ученые?
| Растение — горох. Ответы детей. Плодовая мушка дрозофила. Гибридологический | Личностные: Планирование и прогнозирование. Социальная компетентность и учет мнения других людей. Регулятивные: выяснение целей и задач урока, осознание того, что знаем и что предстоит узнать на уроке. Коммуникативные: отстаивание своей точки зрения в диалоге. | Закрепление изученного ранее материала. Устанавливать взаимосвязь между объектом изучения и его характеристикой. Описывать характеристики объекта исследований Г. Менделя и Т. Моргана. |
Разработка плана по выходу из создавшихся затруднений. | Метод — дискуссия. Приходят к выводу о том, что для исследования наследственности человека существуют другие методы. | Почему нельзя использовать человека для опытов и исследований? | Ответы детей. | Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы. Коммуникативные: умение выдвигать свою гипотезу и доказывать ее. | Устанавливать взаимосвязь негуманного использования человека в опытах и исследованиях. |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. | Сформулировав тему урока, какая же будет цель урока? | Цель: Изучить методы наследственности человека. | Личностные: Целеполагание. Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения. Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать со своими партнерами. | Определять тему урока. | |
Открытие нового знания | Слайд 2. Изображены близнецы. Погружение в ситуацию учителем. В роддоме случайно перепутали близнецов, и дети попали в разные семьи и в разную среду существования, изменятся ли они? Презентация Слайд 3. Хромосомная карта человека. Презентация Слайд 4. Аминокислоты. Работа с текстом учебника. | Кто изображен на слайде? При этом метод называется ? Что можно определить по данному методу? Учебник стр. 83. найти. Приведите пример, факторов которые действуют на организмы? Один остался на севере, а второй переехал на юг, в жаркую страну? Изменятся ли они? Как называется метод? Что мы видим на слайде? Чей хромосомный набор? 22 пары одинаковые называются? 23ая пара называется?
Благодаря этому методу можно выявить такие заболевания , как Синдром Дауна, полидактелия, Синдром Патау. Считает сколько изображено формул, получается 20. Что у нас состоит из 20 различных мономеров. Аминокислоты являются мономерами чего? Как называется данный метод? Если одна аминокислота в белке, а именно глутаминовая кислота, заменится, то возникает заболевание серповидно — клеточная анемия Ребята, найдите в учебнике, что это за заболевание? | Близнецы. Близнецовый. Дети ищут ответы в учебнике. Находят ответ — зачитывают. Метод позволяет определить направленность действия факторов окружающей среды. Близнецы будут отличатся, например, по цвету кожи. Записывают метод — Близнецовый в тетрадь и пишут характеристику. Ответы детей. Метод цитогенетический. Хромосомы человека аутосомы половые хромосомы ХХ — женская особь; ХУ — мужская особь. Это аминокислоты. Белки Биохимический метод Записывают в тетрадь. Находят ответ на поставленный вопрос в учебнике. Записывают. | Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: фиксировать результаты наблюдения и делать выводы; умение планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: использовать информационные ресурсы. | Описывать особенности однояйцевых и разнояйцевых близнецов. Определение гомозигот и гетерозигот. Анализировать хромосомный набор человека, уметь правильно определять пол человека по хромосомной карте. |
Первичное закрепление нового знания | Слайд 5. На слайде супружеская пара, и женщина и мужчина темнокожие, ребенок рождается белокожий. Помощь ассистентов (из числа обучающихся) | Пара пришла на консультацию, что вы им можете посоветовать? Зачитывается текст из источников СМИ. В июле 2010 года в семье британцев родилась белокожая, голубоглазая малышка , врачи подтвердили, что девочка не альбинос, а значит с точки зрения генетики у ее родителей должны были быть белые предки. Каким методом можно воспользоваться и узнать наследственности предтечи признаков? | Ответы детей. Генеалогическим методом. Записывают в тетрадь. | Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей и задач. Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Разъяснять свои предположения, основываясь на знаниях генетики, а именно что такое генотип и фенотип. |
Самостоятельная работа и проверка по эталону | Презентация Слайд 6 Построение родословного древа. | Что бы построить свое генеалогическое древо, что мы должны знать? Изображаем символы у себя в тетради. | Родственников и и символы построения. Записывают символы в тетради. | Личностные: выстраивание собственного целостного мировоззрения. Регулятивные: выделение и осознание обучающимися, что уже усвоено и что предстоит усвоить. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи. | Умение устанавливать аналоги между поколениями своей родословной. Умение создавать схемы для решения учебных задач. |
Включение знаний и умений в систему | Построение родословной. Работа с учебником. | Пользуясь полученными знаниями (символы) строим каждый свою родословную. Что можно определить по родословной? Если признак передается из поколения в поколение и признак передается только по женской линии, какой можно сделать вывод?
Откройте страницу 84, посмотрите какие признаки доминантные, а какие являются рецессивные. | В тетрадях используя символы построения строят родословную. Ответы детей. Признак, который передается из поколения в поколение или через поколение, можно определить болезнь и т. д. Признак доминантный и сцеплен с полом. Работают с учебником. | Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей и задач. Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Умение использовать символы для построения родословной. |
Рефлексия | Решение задач. Работа в парах. Происходит взаимопроверка. Словесное оценивания результатов. Работа в парах. | Каждой паре дается задание, после выполнение которого, они подходят к ассистентам (ряд обучающихся, помощников) и консультируются по выполнению задания. Какая была тема урока? Один обучающийся из пары дает характеристику метода, а второй называет что это за метод. Можем ли мы уменьшить риск какого либо заболевания? | Работают в парах, решают генетические задачи. После выполнения подходят и озвучивают свой ответ, получая плюс напротив своей фамилии. Методы изучения наследственности человека. Работа в парах. Закрепление изученного материала. Да, во время обращаться в медицинское учреждение, вести здоровый образ жизни и другие. | Личностные: осознавать потребность к самообразованию; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранение своего здоровья. Регулятивные: осознавать конечный результат Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать со своими партнерами. | Умение решать генетические задачи, задачи на сцепленное наследование с полом. Повтор понятий по генетике: гомозигота, гетерозигота, генотип, фенотип, аллельные гены, альтернативные признаки. |
Домашнее задание | Доделать родословную и по возможности указать род занятий своих родственников. | Записывают домашнее задание. |
| |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...