Технологическая карта урока
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Гоферберг Людмила Николаевна

Технологическая карта урока на тему: "Методы изучения наследственности человека"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: биология.

Класс: 9

Тема урока: Методы изучения наследственности человека.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: смешанный урок.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

сформировать познавательный интерес направленный на изучение дисциплины;

обеспечивать ценностно – смысловую ориентацию обучающихся.

Метапредметные:

учить выделять общее, анализировать, сравнивать;

включать общеучебные логические действия, действия постановки и решения проблемы;

обеспечить социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Предметные:

дать понятия методам изучения наследственности человека;

построение родословной;

решение генетических задач.

Дидактические средства: учебник, дополнительные источники информации, листы с заданиями для работы в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока:

Этап урока

Вид работы, формы работы, приемы

Содержания педагогического взаимодействия

Формирования УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

На слайде 1 изображена медико — генетическая консультация.

Приветствует ребят.

Как вы думаете, что делают в медико — генетической консультации?

Ответное приветствие учителю.

Ответы, предположения ребят.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности; целеполагание, постановка учебной задачи.

Регулятивные:

оценивания зоны ближайшего развития.

Коммуникативные: 

готовность получать необходимую информацию;

отстаивание своей точки зрения.

Мотивация к учебной деятельности, пробуждение интереса к теме урока.

Актуализация опорных знаний

Вопрос — ответ.

Для дальнейшей работы мне понадобятся помощники, ими выступят те, которые удачно справятся с поставленными вопросами и задачами. После каждого верного ответа учитель раздает детям белые халаты.

1. вопрос: какой объект взял для исследований Г. Мендель? Что выявил и как звучит 1 закон Г. Менделя?

2. вопрос: На каком объекте ставил свои исследования Т. Морган?

3 вопрос: Какой метод использовали выше упомянутые ученые?

 

Растение — горох.

Ответы детей.

Плодовая мушка дрозофила.

Гибридологический

Личностные:

Планирование и прогнозирование.

Социальная компетентность и учет мнения других людей.

Регулятивные:

выяснение целей и задач урока, осознание того, что знаем и что предстоит узнать на уроке.

Коммуникативные: 

отстаивание своей точки зрения в диалоге.

Закрепление изученного ранее материала.

Устанавливать взаимосвязь между объектом изучения и его характеристикой.

 Описывать характеристики объекта исследований Г. Менделя и Т. Моргана.

Разработка плана по выходу из создавшихся затруднений.

Метод — дискуссия.  

Приходят к выводу о том, что для исследования наследственности человека существуют другие методы.

Почему нельзя использовать человека для опытов и исследований?

Ответы детей.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать учебную проблему;

выдвигать версии решения проблемы.

Коммуникативные: 

умение выдвигать свою гипотезу и доказывать ее.

Устанавливать взаимосвязь негуманного использования человека в опытах и исследованиях.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Сформулировав тему урока, какая же будет цель урока?

Цель: Изучить методы наследственности человека.

Личностные: Целеполагание.

Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения.

Коммуникативные: 

продуктивно взаимодействовать со своими партнерами.

Определять тему урока.  

Открытие нового знания

Слайд 2. Изображены близнецы.

Погружение в ситуацию учителем. В роддоме случайно перепутали близнецов, и дети попали в разные семьи и в разную среду существования, изменятся ли они?

Презентация Слайд 3.

Хромосомная карта человека.

Презентация Слайд 4.

Аминокислоты.

Работа с текстом учебника.

Кто изображен на слайде?

При этом метод называется ?

Что можно определить по данному методу?

Учебник стр. 83. найти.

Приведите пример, факторов которые действуют на организмы?

Один остался на севере, а второй переехал на юг, в жаркую страну? Изменятся ли они?

Как называется метод?

Что мы видим на слайде?

Чей хромосомный набор?

22 пары одинаковые называются?

23ая пара называется?

 

Благодаря этому методу можно выявить такие заболевания , как Синдром Дауна, полидактелия, Синдром Патау.

Считает сколько изображено формул, получается 20. Что у нас состоит из 20 различных мономеров.

Аминокислоты являются мономерами чего?

Как называется данный метод?

Если одна аминокислота в белке, а именно глутаминовая кислота, заменится, то возникает заболевание серповидно — клеточная анемия

Ребята, найдите в учебнике, что это за заболевание?

Близнецы.

Близнецовый.

Дети ищут ответы в учебнике.

Находят ответ — зачитывают.

Метод позволяет определить направленность действия факторов окружающей среды.

Близнецы будут отличатся, например, по цвету кожи.

Записывают метод — Близнецовый в тетрадь и пишут характеристику.

Ответы детей.

Метод цитогенетический.

Хромосомы

человека

аутосомы

половые хромосомы

ХХ — женская особь;

ХУ — мужская особь.

Это аминокислоты.

Белки

Биохимический метод

Записывают в тетрадь.

Находят ответ на поставленный вопрос в учебнике.  Записывают.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

фиксировать результаты наблюдения и делать выводы;

умение планировать и регулировать свою деятельность.

Коммуникативные: 

использовать информационные ресурсы.

Описывать особенности однояйцевых и разнояйцевых близнецов.

Определение гомозигот и гетерозигот.

Анализировать хромосомный набор человека, уметь правильно определять пол человека по хромосомной карте.

Первичное закрепление нового знания

Слайд 5. На слайде супружеская пара, и женщина и мужчина темнокожие, ребенок рождается белокожий.  Помощь ассистентов (из числа обучающихся)

Пара пришла на консультацию, что вы им можете посоветовать?

Зачитывается текст из источников СМИ.

В июле 2010 года в семье британцев родилась белокожая, голубоглазая малышка , врачи подтвердили, что девочка не альбинос, а значит с точки зрения генетики у ее родителей должны были быть белые предки.

Каким методом можно воспользоваться и узнать наследственности предтечи признаков?

Ответы детей.

Генеалогическим методом.

Записывают в тетрадь.  

Личностные:

осознавать единство и целостность окружающего мира.

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей и задач.

Коммуникативные: 

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Разъяснять свои предположения, основываясь на знаниях генетики, а именно что такое генотип и фенотип.

Самостоятельная работа и проверка по эталону

Презентация Слайд 6

Построение родословного древа.

Что бы построить свое генеалогическое древо, что мы должны знать?  

Изображаем символы у себя в тетради.

Родственников и и символы построения.

Записывают символы в тетради.

Личностные:

выстраивание собственного целостного мировоззрения.

Регулятивные:

выделение и осознание обучающимися, что уже усвоено и что предстоит усвоить.

Коммуникативные: 

владение монологической и диалогической формами речи.

Умение устанавливать аналоги между поколениями своей родословной.

Умение создавать схемы для решения учебных задач.

Включение знаний и умений в систему

Построение родословной.

Работа с учебником.

Пользуясь полученными знаниями (символы) строим каждый свою родословную.

Что можно определить по родословной?

Если признак передается из поколения в поколение и признак передается только по женской линии, какой можно сделать вывод?

 

Откройте страницу 84, посмотрите какие признаки доминантные, а какие являются рецессивные.

В тетрадях используя символы построения строят родословную.

Ответы детей.

Признак, который передается из поколения в поколение или через поколение, можно определить болезнь и т. д.

Признак доминантный и сцеплен с полом.

Работают с учебником.

Личностные:

осознавать единство и целостность окружающего мира.

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей и задач.

Коммуникативные: 

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Умение использовать символы для построения родословной.

Рефлексия

Решение задач.

Работа в парах.

Происходит взаимопроверка.

Словесное оценивания результатов.

Работа в парах.

Каждой паре дается задание, после выполнение которого, они подходят к ассистентам (ряд обучающихся, помощников) и консультируются по выполнению задания.

Какая была тема урока?

Один обучающийся из пары дает характеристику метода, а второй называет что это за метод.

Можем ли мы уменьшить риск какого либо  заболевания?

Работают в парах, решают генетические задачи. После выполнения подходят и озвучивают свой ответ, получая плюс напротив своей фамилии.

Методы изучения наследственности человека.

Работа в парах. Закрепление изученного материала.

Да, во время обращаться в медицинское учреждение, вести здоровый образ жизни и другие.

Личностные:

осознавать потребность к самообразованию;

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранение своего здоровья.

Регулятивные:

осознавать конечный результат

Коммуникативные: 

продуктивно взаимодействовать со своими партнерами.

Умение решать генетические задачи, задачи на сцепленное наследование с полом. Повтор понятий по генетике: гомозигота, гетерозигота, генотип, фенотип, аллельные гены, альтернативные признаки.  

Домашнее задание

Доделать родословную и по возможности указать род занятий своих родственников.

Записывают домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...