Мастер-класс по теме "Бинарное внеклассное мероприятие – один из педагогических путей формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации внеурочной деятельности как требование ФГОС"
методическая разработка по английскому языку на тему

Бубенцова Инна Алексеевна

Данный мастер-класс был проведен в рамках районного семинара по теме "Пути формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации урочной и внеурочной деятельности как требование ФГОС".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx38 КБ

Предварительный просмотр:

(слайд 1) Тема мастер-класса и последующей презентации сегодня «Бинарное внеклассное мероприятие – один из педагогических путей формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации внеурочной деятельности как требование ФГОС».

В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать коммуникативными универсальными учебными действиями. Такие учебные действия (слайд 2) способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми на уроках и внеклассных мероприятиях. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический  климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.

Коммуникативные учебные действия трактуются как (слайд 3):

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением одноклассника — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

С целью повышения формирования более высокого уровня коммуникативных универсальных учебных действий эффективно проводить бинарные уроки и внеклассные мероприятия. Это совершенно новое, более прогрессивное и наиболее интересное явление в рамках интегрированной образовательной технологии.

Бинарные уроки (слайд 4)  – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов, предполагающая  использование сплава из различных педагогических технологий. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два педагога предметника.

Это новое явление в классно-урочной системе – это, скорее, исключение из правила. К ним прибегают не часто. Их трудно состыковать с учебной программой двух предметов, возникают сложности с расписанием. Да и времени для подготовки такой урок требует больше, чем обычный. Противопоказаниями в применении бинарных уроков является несогласованность, несовместимость педагогов.

Структура интегрированных уроков - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе урока, большая информативная емкость материала. Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования. Выдвигается проблема исследования, группа делится на творческие группы по интересам, которые занимаются поиском информации, фактов и аргументов, необходимых для проведения исследования и оформлением результатов.

Хотя и бинарные уроки являются разновидностью интегрированных,  у них есть существенные различия (слайд 5). Это:

  • Интегрированные уроки могут вести как 1 педагог, так и 2 или 3 педагога. Тогда как бинарные уроки ведут только два учителя-предметника.
  • На интегрированном уроке все-таки приоритетная сторона одного предмета и одного учителя, а второй предмет и второй учитель появляются на уроке как бы островками, вкраплениями. В отличии от него на бинарном уроке два учителя и два предмета, как в связанной вещи петелька за петелькой следуют друг за другом. Поэтому бинарный урок это тесное содружество, сотрудничество двух педагогов – предметников, двух предметов и  учащихся.

Такое полное единение, общая цель, совместимость, согласованность и взаимопонимание между нами (Сухановой Татьяной Васильевной и Бубенцовой Инной Алексеевной) помогли соединить казалось бы несовместимые предметы, такие как биология и английский язык. И сегодня нам предложили рассказать о нескольких открытых бинарных внеклассных мероприятиях, которые мы провели совместно, а затем представить вам презентацию одного из них, а именно заседание круглого стола.

(слайд 6) Итак,  16 октября 2013 года состоялось первое наше бинарное  внеклассное мероприятие - конференция в 8 классе по теме «Человек есть то, что он ест». Данное мероприятие потребовало очень большой подготовки, как учителей, так и учащихся. Мы высняли как люди питаются в разных странах и что же стало причиной появления  все большего количества людей с лишним весом, а также познакомились с наиболее актуальными на сегодняшний день заболеваниями особенно среди молодого поколения, такими как гастрит и язва.

Продолжением данной конференции явилось открытое бинарное внеклассное мероприятие – заседание круглого стола (слайд 7) в этом же классе 10 декабря 2014г.  в рамках районного  семинара для учителей английского языка по теме «Познание мира учащимися в процессе обучения английскому языку». На семинаре также присутствовали учителя биологии поселка Красково и Малаховка. Данное мероприятие связано с предыдущим общей тематикой. Подробнее о нем мы расскажем позже.

Наш учитель биологии ежегодно проводит беседы с учащимися 2 классов о значении соблюдения правил личной гигиены. (слайды 8-10) В прошлом году у нас родилась идея провести бинарное внеклассное мероприятие – беседу по данной теме. Главной задачей было объяснить второклассникам отрицательное влияние несоблюдения основных гигиенических норм на физиологические процессы органов пищеварительной системы. Сначала показалось сложным связать такую сложную тему с английским языком, тем более что дети изучали английский язык на тот момент всего полгода. Но, как нам кажется, у нас все получилось. Например, Татьяна Васильевна рассказала учащимся о том, как важно регулярно мыть руки, правильно общаться с домашними животными, мыть овощи и фрукты. На столе лежали муляжи некоторых овощей и фруктов и я познакомила детей с их названиями на английском языке. Мы поиграли в различные игры (например, посчитали их, назвали цвета, поиграли в «What’s missing») для лучшего закрепления новых лексических единиц. А чтобы научиться правильно мыть руки мы слушали песенку на английском языке “Wash your hands”.

(слайд 11-13) Когда наши второклассники повзрослели и перешли в 3 класс, мы решили продолжить нашу совместную профилактическую работу в этом классе и 14 мая 2015 года состоялась бинарная конференция на тему «Здоровье – твое богатство. Правила личной гигиены – залог здоровья. Гельминтоз, педикулез, чесотка – опасные актуальные на сегодняшний день паразитарные заболевания. Их причины, источники заражения и профилактика». Татьяна Васильевна познакомила третьеклассников с паразитическими червями-гельминтами, паразитическими паукообразными – чесоточными клещами и насекомыми паразитами – вшами. Дети в игровой форме познакомились с частями своего тела на английском языке, а также с модальным глаголом should.

После того, как мы познакомили вас с нашими открытыми бинарными мероприятиями, давайте выясним, что же означает само понятие «бинарные уроки»? Я забегаю вперед, и хочу рассказать как мы объясняли это учащимся на первой бинарной конференции.

На первом этапе  Т.В. объявила название нашей встречи – конференция,  пояснила,  что она необычная и называется «бинарная». Затем учащимся было предложено попытаться объяснить, что означает понятие «бинарный». В помощь учащимся были заданы несколько вопросов на английском языке (слайд 14):

Сколько учителей ведут нашу встречу? (два)

Сколько предметов участвует? (два)

Сколько языков используется на конференции? (два)       

Затем вспомнили букву, которая занимает второе место в английском алфавите? (b)

После этого был сделан вывод (слайд 15): Приставка bi означает удвоение.

После того как мы выяснили, что озгачает понятие «бинарное», мы хотим вам представить открытое бинарное (биология и английский язык) внеклассное мероприятие – заседание круглого стола в 9а классе с элементами исследования, путешествия, сюжетно-ролевой игры, работы с географической картой, иллюстративно-дидактическим материалом, индивидуальными рабочими  листами, дидактическими карточками, муляжами желудка, поджелудочной железы с использованием мультимедиа, CD, микроскопов и микроприпаратов.  

Это заседание круглого стола как и все другие бинарные мероприятия проходили в рамках региональной акции «Здоровье – твое богатство» (слайд 16).  

Итак, тема нашего заседания круглого стола – «Человек есть то, что он ест и какие напитки употребляет» (слайд 17).

Основные цели заседания

  • Продолжать развивать представления учащихся о здоровом образе жизни.
  • Познакомить с результатами научных исследований, доказывающих отрицательное воздействие некоторых напитков (пепси, кола, спрайт, фанта и др.) на строение и физиологию органов пищеварительной системы.
  • Познакомить с наиболее распространенными в настоящее время среди молодого поколения заболеваниями, связанными с вредными привычками.
  • Поддерживать интерес к изучению английского языка и показать практическую пользу владением для общения с людьми разных национальностей.
  • Продолжать знакомить учащихся  с историей fast food в сочетании с употреблением  некоторых вредных для здоровья напитков с традициями их употребления разными народами мира.

Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у  учащихся  на нашем бинарном заседании круглого стола использовались следующие технологии обучения (слайд 18):

1. Технология интегрированного обучения.   Использование интегрированных технологий способствует повышению мотивации учащихся к обучению.  

2. Информационно-коммуникационная технология обучения.    На наш взгляд, активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет: учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся; повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.

3.  Метод проектов . Мы предлагали ученикам создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде презентаций. Создавая проекты, ученикам была предоставлена отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.

Бинарное заседание предусматривает интеграцию знаний обучающихся по двум дисциплинам : биология и английский язык. Мероприятие предполагает  обобщение, анализ, синтез и обработку информации по заданной теме, основанные на развитии творческих способностей обучающихся.

Заседание было построено с учетом реальных знаний, умений и подготовленности учеников по данным дисциплинам. Следует отметить, что учащиеся данной возрастной группы ответственно отнеслись к выполнению поставленных задач, проявили повышенный интерес и креативность. Каждый учащийся был задействован.

А сейчас, как же  проходило заседание круглого стола и все его этапы.

Заседание круглого стола проходило в кабинете биологии. Столы были расставлены по кругу.

В начале мы приветствовали гостей и учащихся 9 «А» класса и познакомили их друг с другом.

Затем вспомнили как называлась наша предыдущая встреча (слайд 19) – конференция. Уточнили, что это обмен мнениями, мыслями, опытом, знаниями и приобретение новых знаний.

Дальше Т.В. объявила, что данная наша встреча необычная и называется заседание круглого стола (слайд 20).

Т.В. сообщает, что как и на предыдущей встрече – конференции у нас есть помощники. Это представители исследовательской группы, вы их видите в белых халатах (слайд 21). Они провели исследование и познакомиливсех  с их результатами.

Наше заседание было еще и путешествие (слайд 22). Вы видите наших путешественников - волонтеров (они имеют нашейные косынки оранжевого цвета). Наши волонтеры совершили дальнее путешествие и рассказали о нем.

На данном мероприятии к исследователям и путешественникам присоединились представители информационно-статистического центра, которые представили результаты социологических опросов.

Из мы также представили учащимся и гостям. Они были легко узнаваемы в белых нарукавниках как настоящие статисты (слайд 23).

Затем мы вспомнили, что наша конференция  была бинарная (слайд 24) и Инна Алексеевна уточнила, что это означает и мы вспомнили тему «Человек есть то, что он ест» и о чем говорили (о правильной, здоровой еде). В конце конференции мы предложили учащимся подумать о чем еще можно говорить кроме продуктов питания и как продолжить данную тему. Для этого предварительно был проведен социологический опрос  и в помощь был предложен вариант темы «Человек есть то, что он ест и ……». (слайд 25). И эту тему нужно было завершить самостоятельно.

(слайд 26) Первый статист подвел итого данного социологического опроса. И объявил, что предложений было несколько. Но около 85% учащихся предложили вот такую тему «Человек есть то, что он ест и какие напитки употребляет» (слайд 27).

После выступления первого статиста Т.В. уточняет, что основная наша задача была выяснить какие напитки правильные, здоровые, а какие неправильные, нездоровые.

(слайд 28) И учащимся была предложена игра «Найди неправильный напиток». На слайде были изображения привильных и неправильных напитков, такие как молоко, морс, чистая вода, кефир, натуральный сок, квас, горячий чай, Пепси, Кока-кола, Спрайт, Фанта и Липтон Ти. (слайд 29) У нас было опасение, что учащиеся отнесут Липтон Ти к правильным и мы были приятно удивлены, что наши дети знают, что это не здоровый напиток.

После того, как  неправильные напитки были найдены, Т.В. объявила, что главная задача на данном этапе - выяснить почему эти напитки нездоровые и какое  отрицательное влияние они оказывают на организм человека.

На заседании у нас был девиз, который звучал как на русском так и на английском языке:

(слайд 30) «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать»

(слайд 31) Следующим этапом была фонетическая разминка - поговорки о правильном питании на английском и на русском языках. Задача учащихся была их соотнести.

Затем Т.В. вместе с учащимися вспомнили, знания каких наук понадобятся на данном заседании: анатомия, физиология, гигиена.

Далее прошла беседа о пищеварительной системе и ее функциях.

 (слайды 32)

(слайд 33-34) Предлагается работа с дидактическими карточками и индивидуальными  рабочими листами. Этот материал учащиеся видели впервые.

(слайд 35). После данной работы исследователь Саида у модели пищеварительной системы рассказала о строении ротовой полости и ферментативном процессе (назвав некоторые понятия на английском языке).

(слайды 36-40) Затем наши исследователи на английском языке в виде презентации продолжили нас знакомить с результатами своего исследования и помогли нам разобраться и понять, почему некоторые напитки являются нездоровыми, неправильными и какое негативное влияние они оказывают на организм человека.

(слайд 41-43) Но в быту Coca-Cola может даже помочь. О волшебных свойствах этого напитка нам рассказал еще один исследователь 

(слайд 44) На следующем этапе нам предстояло выяснить, когда и откуда пришли к нам эти напитки. Этот вопрос выяснили наши путешественники-волонтеры.

(слайд 45) Затем учащиеся работали с рабочим листом №2 и называли вспомогательные органы пищеварения.

(слайды 46-47) После работы с рабочим листом №2 учащимся предстояло познакомиться с новой, очень интересной поучительной научной информацией о поджелудочной железе, которую подготовили наши исследователи.

После такой тяжелой работы учащимся было предложено немного отдохнуть и послушать песню о чае. А после прослушивания ученики отвечали на вопросы, чтобы понять, как хорошо они поняли текст песни.

(слайд 48) В конце нашего заседания слово опять было предоставлено еще одному статисту, который представил результаты еще одного опроса, который был проведен заранее. Вот на эти вопросы отвечали наши ученики (слайд 49):

Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?

Едите ли Вы на ночь?

Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты (творог, сыр, кефир, творожные сырки)?

Пьете ли вы газированные напитки (такие как Coca Cola, Pepsi, Fanta) чаще, чем 1-2 раза в неделю?

Вы выпиваете за день около 2 литров воды?

Пьете ли вы молоко 2-3 раза в неделю?

Считаете ли вы напитки, которые вы пьете, полезными?

Пьете ли вы энергетические напитки?

Вот такие результаты мы получили:

78% учеников завтракают.

53% едят поздно вечером.

74% употребляют молочные продукты.

83% пьют сладкие газированные напитки (например, Кока-Кола, Пепси, фанта) чаще, чем 1-2 раза в неделю.

Только 8% выпивают около 2 литров воды в день.

Всего 35 % пьют молоко 2-3 раза в неделю.

Но большинство учащихся считают напитки, которые они пьют полезными.

И наконец, к сожалению, 7 % признались, что они пьют энергетические напитки),

После выступления второго статиста мы предложили учащимся и гостям выразить свое настроение и отношение к проведенному заседанию с помощью смайликов (слайд 50).

Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на наших бинарных внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС, мы использовали следующие приемы (слайд 51):

  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для одноклассников.
  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Мы считаем, что наши бинарные внеклассные мероприятия  наглядно показывают, что приемы, применяемые нами на конференциях, на заседании круглого стола,  эффективны и действенны. Мы стараемся вовлекать учащихся в учебный процесс, мотивировать их на добывание знаний, чтобы процесс учения заинтересовывал и побуждал к действию.

Таким образом, на наших мероприятиях мы интегрировали знания из разных областей для решения одной проблемы,  дали возможность применить полученные знания на практике. (слайд 52) Так как главная цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, дать учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Итак,  бинарные уроки способствуют тому, чтобы знания представали перед школьниками целостными и взаимосвязанными, формируют деятельностный подход в обучении, о котором в настоящее время много говорят в связи с переходом на ФГОС второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация внеурочной деятельности как требования ФГОС при изготовлении "флексагона – открытки".

Занятия внеурочной деятельности в объединении «Ручное творчество с элементами проектирования» Флексагон – это уникальный сплав математики и оригами....

«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»

«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»...

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР «Евангелие в шедеврах русской живописи»

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР ...

Формирование личностных и метапредметных результатов в процессе реализации внеурочной деятельности

Рассмотрены основные задачи организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО, методические особенности программ ВД и специфика оценки личностных и метапредметных результатов....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб &l...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШАГ ЗА ШАГОМ В ПРОФЕССИЮ» В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Представляемая практика направлена на расширение возможностей осознанного выбора будущей образовательной и профессиональной траекторий учащихся за счет привлечения к участию в программе наставничества...