Выступление на ШМО. «Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии».
материал по экологии на тему
«Природа- это уникальная книга.
Ее тираж- один экземпляр! Только один!
И потому, читая ее, нужно беречь каждую страницу.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kultury_shkolnikov_na_urokah_biologii.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 10»
г.Сергиев Посад
Выступление на ШМО.
«Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии».
Докладчик : Березина Галина Васильевна
учитель биологии 1 категории
03.11.2015 г
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
«Природа- это уникальная книга. Ее тираж- один экземпляр! Только один! И потому, читая ее, нужно беречь каждую страницу.»
На международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро ее участники свою тревогу за будущее Планеты выразили в двух словах – БИОСФЕРА В ОПАСНОСТИ! От экологической катастрофы человечество отделяют какие-то 30-40 лет.
Осознание первопричины такого состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая техноцивилизацию, вошла в противоречие с законами природы – потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное.
Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и жизнь Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношении с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления и эгоизму.
Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияния семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и даже стихийного воспитания.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна .Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат жизненные ценности, которые в свою очередь покоятся на фундаменте вечных общечеловеческих ценностей. Сделать эти ценности достоянием личности - задача воспитания.
Сегодня волнуют проблемы экологии , резкого роста заболеваний, исчезновения степей и лесов с их обитателями, загрязнения рек, морей и Мирового океана. И проблемы встают не где-то далеко, а у нас дома- в России.
Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе, наносимом природе и обществу, незнание и несоблюдение правовых норм, крайняя заниженность нравственных ценностей, рост жестокости в детской среде и числа молодых людей, ставшими жертвами наркоалкогольного и криминального бизнеса, - это и многое другое служит показателем крайне низкой общей и собственно экологической культуры взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях – добре, самоограничении, созидании.
Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие учащихся на уроках и внеурочное время, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой.
Содержание термина «экология» понимается так широко, что оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому, к природе.
Весь окружающий детей мир разнообразен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики, техники, мир вещей, слов, мимики, жестов, и наконец, мир самого ребенка.
Школа, урок берет на себя основную нагрузку по экологическому воспитанию учащихся, приобщая их к новой культуре взаимоотношений со средой обитания, формируя потребности, развивая чувства отзывчивости и сопереживания в детях, привлекая их к практическому участию в решении экологических проблем.
Хочется привести слова первого президента Римского клуба А.Печчеи:
«Если мы хотим изменить мир, сначала предстоит изменить человека, систему его качеств и ценностей».
Отсюда наиболее существенным моментом в воспитании экологической культуры является перевод их сознания в другую ипостась - из природопотребительской в природосберегающую.
И суть состоит в том, чтобы довести до сознания воспитанников мысль о том, что человек часть природы и поэтому зависит от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее симметрии, гармонии, ритму, целесообразности.
В этом отношении наибольший воспитательный потенциал заключает в себе семья - ее образ и стиль жизни, социокультурные ориентации, межличностные отношения и психологический климат, наличие совместной значимой для всех ее членов деятельности, режим, культура питания и отдыха.
Практика экологического образования в школе показывает, что основной упор в нем делается на усвоение экологических знаний в процессе изучения биологии, географии, химии. И задача учителя и состоит в том, чтобы использовать различные современные технологии для повышения интереса к изучению проблем экологии.
На своих уроках я стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы он позволил подвести учащихся к творческому решению поставленных на уроке познавательных задач и обеспечивать высокий интерес учащихся при изучении биологии.
Познавательный интерес является важным компонентом эмоционального отношения учащихся к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности процесса.
Познавательный интерес – это глубокий внутренний мотив учения, который вызывает чувство удовольствия и радости познания, он стимулирует волю и внимание, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса, повышает работоспособность.
Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых дней его жизни, а формирование представлений о предмете, устанавливается связью между знаниями об окружающей среде, развивается интерес к изучению природы с первых уроков естествознания в пятом классе. Дети пришли после начальной школы с большим желанием узнать много нового и принесли знания, которыми хотят поделиться.При подготовке к уроку я стараюсь подобрать такой материал, который не оставил бы ребят равнодушными, способствовал их интеллектуальному развитию, создавал соответствующий эмоциональный настрой. У меня каждый урок с ними – это восторг от их энергии. Поэтому я стараюсь каждый урок сделать интересным, познавательным. Стараюсь проводить их в игровой форме, используя при объяснении материала литературную страничку.
Например, при объяснении материала по теме «Вселенная» мы высказываем слова восхищения Солнцу – источнику света и тепла:
«Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету! (Я.Аким)
И тянет медом с луга,-
Твоя, конечно, доброта…
Но и моя заслуга.
При изучении курса биологии в 6, 7 ,8 классах стараюсь больше уделять внимания практической части урока (работа с гербариями, коллекциями, живым материалом на лабораторных занятиях), провожу экскурсии в природу; в 10-11 классах провожу обобщающие уроки .
Занятия по курсу анатомии, физиологии и гигиены человека, по вопросам истории развития медицины, о влиянии курения и алкоголя на организм; при изучении темы « Иммунитет» - опираюсь на материал «СПИД и его профилактика».
Данные уроки дают большой воспитательный и познавательный эффект. После данных уроков очень важно узнать мнение детей, их отношение к изученному материалу. Поэтому контрольно-обобщающие уроки я люблю проводить по двум направлениям: «Я узнал, что….», «Меня удивило…».
Экологические проблемы современности, их значение для сохранения и развития здоровья людей обуславливают необходимость создания комплексного научного направления – Экология человека.
ЧЕЛОВЕК – единственное на земле существо, которое стало сознательно и целеустремленно изменять и подчинять себе окружающую среду. С расширением сферы хозяйственной и производственной деятельности необычайно раздвинулись границы его обитания. Новые производственные и природные условия нередко оказывали и оказывают неблагоприятное влияние на здоровье настоящего и будущего поколения людей.
Примером тому может служить катастрофа в Чернобыле, трагедия Аральского моря, загрязнения почвы, воды, воздуха бытовыми отходами.
Наибольший интерес у учащихся вызывают темы:
«Экологически опасные факторы»,
«Стресс и здоровье человека»,
«Биологический возраст человека».
Мы делаем сообщения, проводим уроки здоровья и, конечно, делаем выводы.
Наука экология показывает нам,
Что в мире все завязано по 4 углам:
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек.
Земля в круг солнца вертится,
И жизнь идет по кругу,
А «стол» наш тем и держится,
Что мы «едим» друг друга.
Чтоб в мире не было беды,
Не рви больших кусков,
Ты – царь природы,
И один из четырех углов!
В экологическом образовании наиболее полно осуществляется формирование сознательного и ответственного отношения к миру.
Все это позволит в диалоге с учащимися развивать мыслительную, познавательную и творческую деятельность. Все дает свои результаты - у детей появляется интерес, стремление оберегать природу.
Учащиеся должны знать: планета Земля - наш большой дом; Солнце - источник жизни на Земле; человек - существо природное и социальное; разносторонне связано с окружающей природной средой.
Учащиеся должны уметь выполнять правила экологического поведения в природе.
Обогащая духовный мир ребенка, прививая любовь к природе, к животным, растениям, человеку, вселяя в сердца учащихся добро и милосердие, тем самым формируя его как личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры школьников на уроках географии
Как, какими методами и формами реализуется формирование экокультуры на уроках географии. как привить учащимся экомышления. Этот материал может использоваться учителем как тема самообразования по геогр...
Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии
Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии...
Методический семинар: «Формирование экологической культуры обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Каждый должен понять, что только в гармонии с природой возможно да...
Статья на тему "Формирование экологического мышления школьников на уроках биологии"
Статья позволит раскрыть цели экологического образования для реализации концепции ФГОС на уроках биологии....
"Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии"
В статье указывается, какими методами можно сформировать экологическую культуру у школьников на уроках биологии....
Методическая разработка: Формирования экологической культуры школьников на уроках ОБЖ.
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, приспосабливается к среде обитания. Экологические знания становятся основой экологического воспитан...
Формирование экологической культуры школьников на уроках изобразительного искусства.
В работе обоснована необходимость экологического воспитания школьников, роль общего образования, в частности уроков эстетического цикла на формирование экологической культуры, здоровьесбережение и дух...