План-конспект урока «Разнообразие птиц», 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Дудурина Юлия Вячеславовна

УМК: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В. С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений-М.:  Вентана-Граф,2019.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc271 КБ
PDF icon prezentatsiya.pdf2.2 МБ
Файл prilozhenie_1.docx271.77 КБ
Файл prilozhenie_1.2.docx528.2 КБ
Файл prilozhenie_1.3.docx294.67 КБ
Файл prilozhenie_1.4.docx114.09 КБ
Файл prilozhenie_2.docx982.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: «Разнообразие птиц».

Предмет: Биология 7 класс.

УМК: 

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В. С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений-М.:  Вентана-Граф,2019.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация урока, карточки-задания для пар, индивидуальные листы для изучения нового материала, диск голоса птиц.

 Задачи:

1.Образовательные:

-развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, анализировать информацию и делать выводы.

- раскрыть особенности внешнего строения, питания, размножения птиц в связи  с приспособленностью к условиям различных экологических групп;

-узнавать изученных птиц в природе, на таблицах, рисунках.

2. Воспитательные: формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы.

3. Развивающие: развивать навыки самопознания живой природы

      Тип урока: комбинированный, урок – изучение нового материала.

      Форма урока: работа в парах.

Цели урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц; показать приспособленность птиц разных видов выживать в сходных местах обитания; отметить разнообразное значение птиц в природе, обосновать необходимость их охраны, воспитывать положительное отношение к знаниям, развивать умение работать в паре.

Формируемые УУД:

-коммуникативные – строить речевые высказывания в устной и письменной формах;

-регулятивные – находить и выдвигать необходимую информацию, выбирать средства достижения цели;

-познавательные – работать с различными источниками информации ; преобразовывать информацию из одного вида в другой; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы;

-личностные – формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, элементы экологической культуры, эстетическое восприятие объектов природы, осознавать значимость птиц в жизни человека.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные

-объяснять принципы классификации птиц.

-устанавливать систематическую принадлежность птиц, используя рисунки параграфа.

-называть признаки выделения экологических групп.

-приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания.

2. Метапредметные: представлять информацию в разных формах, организовывать работу в паре.

3. Личностные: повышение коммуникативной компетентности, уважительное отношение к мнению другого человека.

Содержание деятельности

Ход урока

(ключевые реплики и вопросы учителя - обычным шрифтом, возможные ответы обучающихся – курсивом)

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

1. Организационный момент (1-2 минуты)

Приветствие. Проверка готовности учащихся

Включение в учебную деятельность.

2. Актуализация ранее полученных знаний (8 минут).

Ребята, на ваших столах в файлах находятся интеллект-карты, достаньте их, пожалуйста, и распределите в правильном порядке органы внутреннего строения птиц в соответствии с их функциями.

Работа в парах  с интеллект-картами по пройденным ранее темам (особенности  внешнего и внутреннего строения птиц). В конце отведенного времени учитель проходит и проверяет правильность составления интеллект-карт.

Для детей работающих по основной образовательной программе (Приложение 1)

Для детей работающих по адаптированной образовательной программе (Приложение 2)

  • Побуждает к актуализации знаний обучающихся о внутреннем строении птиц.

Выставление отметок:

Разные критерии оценивания для детей работающих по основной образовательной программе и детей работающих по адаптированной образовательной программе (согласно положениям, разработанным в МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова)

  • Актуализируют свои знания  о птицах.

Регулятивные:

  • целеполагание,
  • планирование,
  • прогнозирование

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог,
  • участие в коллективном обсуждении проблем,
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
  • владение монологической и диалогической речью.

Познавательные

общеучебные:

  • самостоятельное выделение познавательной цели,
  • моделирование,
  • выбор оптимальных способов решения задач,
  • умение строить речевое высказывание.

3. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока и целеполагание (5 минут)

Учитель включает несколько аудиозаписей голосов птиц.

Голова каких птиц мы услышали? Как думаете, по каким признакам будут отличаться птицы, чьи голоса мы услышали?

Разных- лебедь, чайки, кукушка, тетерев, цапля, дятел и т.д. Эти птицы могут отличаться по месту обитания, по типу питания, по разным местам гнездования, по внешнему виду и т.д.

Основываясь на признаках, которые вы только что назвали, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока?

Многообразие  (разнообразие) птиц. 1слайд

Какую цель мы поставим себе на урок? 2 слайд

- изучить особенности отрядов птиц.

Предположим, вы хотите  узнать об этих птицах все.

Что вы хотели бы о них узнать? Чему научиться?

- Раскрыть особенности строения птиц, связанные с образом жизни.

- Узнать особенности их обитания.

- Научиться отличать представителей отрядов птиц друг от друга.

- Уметь находить известных птиц на рисунках, фотографиях, таблицах, находить необходимую информацию в тексте.

Какими способами будем достигать поставленные нами  задачи?

  • Рассматривать строение птиц  на рисунках, слайдах. Выделять общие признаки и различия.
  • Делать необходимые записи в тетради.
  • Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках.
  • Изучать новые понятия.
  • Задавать вопросы учителю.
  • Размышлять, высказывать предположения, делать выводы. 3 слайд
  • Создает проблемную ситуацию для осмысления и формулировки темы урока.
  • Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым биологическим объектам.
  • Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока.
  • Создает учебную ситуацию целеполагания.
  • Побуждает обучающихся формулировать цели урока.
  • Структурирует предложенные формулировки.
  • Определяют тему урока.
  • В результате возникшей проблемной ситуации предлагают свои варианты формулировки темы урока.
  • Формулируют цели урока.
  • Предлагают пути их достижения.

4. Изучение новой темы (20 мин)

Индивидуальное заполнение подготовленного шаблона конспекта урока.

В классе Птицы объединены три систематические группы, обладающие отличительными признаками: Страусовые, Пингвины и Типичные птицы. 4 слайд

Угадайте, какая это группа птиц? 5 слайд
По внешнему виду очень своеобразны.  Все тело покрыто перьями, передние конечности видоизменены в крылья - ласты, ноги сдвинуты назад, короткий хвост. Передвигаются в вертикальном направлении.

Пингвины. 6 слайд

С чем связаны видоизменения крыльев?

С местом обитания и охоты, им нужны ласты для плавания в воде.

А это кто такие? 7 слайд
Самые крупные современные птицы, не способны к полету, так как крылья редуцированы, небольшая грудина лишена киля, небольшая голова высоко поднята. Умеют бегать, развивая скорость до 70 км/ч.

Страусовые 8 слайд

Какую функцию выполняет киль? Почему грудина лишена его? Почему голова высоко поднята?

К килю прикрепляются мышцы,участвующие в полете. Киля нет, так ка они не летают. Голова высоко поднята потому что обитают на открытых пространствах и нужно видеть далеко, чтобы предотвратить опасность.

 Третья группа – это Типичные птицы 9 слайд
Обладают всеми типичными признаками птиц, летающие птицы разной окраски, клюв различной формы. Распространены по всему земному шару

Глядя на различных птиц, мы очень часто безошибочно можем сказать, в каких условиях они живут. Невозможно спутать древесных и водоплавающих,  лесных и степных птиц. Потому, в каких местообитаниях живут птицы и чем питаются, они объединяются в экологические группы. 10 слайд

Что называют экологической группой животных?

Экологические группы – группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения.  11 слайд

Учащиеся записывают определение в на листе с конспектом.

Давайте выясним: по каким признакам птиц объединяют в экологические группы?

Рассказ учителя с наводящими вопросами (почему именно эти признаки помогли приспособиться к данным местам обитания и таким типам питания?)

Птицы леса: укороченные закруглённые крылья, длинные хвосты. 12 слайд

Птицы открытых пространств: сильные ноги, длинная шея, выводковые птенцы. 13 слайд
Водоплавающие: лодкообразное тело, перепонки на лапах, хорошо развита копчиковая железа. 14 слайд
Птицы побережий водоёмов и болот: длинные тонкие ноги и шея, большой клюв, морские образуют птичьи базары. 15 слайд

По типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные, падалееды. 16-20 слайд

- Создает учебную ситуацию, связанную с изучением строения представителей отрядов птиц в процессе групповой работы.

- Побуждает обучающихся выделять существенные признаки объекта при описании.

- Создает учебную ситуацию моделирования строения представителей отрядов птиц на основе их образа жизни.

 

- Рассматривают представителя отряда птиц, анализируют его строение, описывают существенные признаки.

- Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации.

- Моделируют строения представителей отрядов птиц на основе их образа жизни.

Познавательные

общеучебные:

  • поиск информации.
  • моделирование.
  • умение строить речевое высказывание.
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  • смысловое чтение.

логические:

  • анализ.
  • синтез.
  • сравнение.
  • подведение под понятия.
  • установление причинно-следственных связей.
  • доказательство.

Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками.
  • участие в коллективном обсуждении проблем,
  • умение слушать и вступать в диалог,
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
  • владение монологической и диалогической речью.

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция.

5.РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (5 минут)

Чему, как правило, посвящена заключительная часть урока?

- Проверить, достигнуты ли результаты и оценить их.

Вернемся к целям урока (показаны на слайде). Все ли цели достигнуты теперь? Это результаты нашей совместной работы.

Вопросы для обсуждения: 21 слайд

- Итак,  с чем связано такое многообразие птиц?

- Как приспособлены птицы к местам обитания?

- Что такое экологические группы?

Ответы детей.

Теперь необходимо оценить качество достижения результатов.          Тест 

Выберите один правильный ответ

1. Особенность класса Птицы наличие -

А) молочных желез

Б) перьевого покрова

В) трех камерного сердца

Г) многочисленных кожных желез

2. Отличительная черта отряда Дневные хищники –

А) длинные ноги, гибкая длинная шея, маленькая голова

Б) на ногах первый палец обращен назад

В) крылья короткие, широкие; летают тяжело

Г) ноги умеренной длины с острыми когтями, клюв крючковидный

3. Отличительная черта отряда Аистообразные –

А) длинные ноги, гибкая длинная шея, маленькая голова

Б) на ногах первый палец обращен назад

В) крылья короткие, широкие; летают тяжело

Г) ноги умеренной длины с острыми когтями, клюв крючковидный

Взаимоконтроль: поменяйтесь тетрадью с соседом, проверяем, называя вместе верные ответы, каждый верных ответов оцениваем в 1 балл.

-проверили

Поставьте набранные баллы на полях.

Работа по карточкам в парах.

Дайте характеристику надотряда по рисунку страуса.

Где живут пингвины, и каковы их особенности?

Каково значение особенностей строения серой цапли?

https://urok.1sept.ru/articles/637417/Image10334.gif

https://urok.1sept.ru/articles/637417/Image10335.gif

https://urok.1sept.ru/articles/637417/Image10336.gif

Домашнее задание: Изучить § 49, задание по желанию,

зарисовать понравившуюся вам птицу, уметь объяснять ее особенность, собрать интересные факты из жизни птиц. Слайд 22. 

Я благодарю вас за активность на уроке. Сегодня мне особенно понравилось с вами работать!

  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.
  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов,  эмоционального состояния.
  • Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений.

Выставление отметок:

Разные критерии оценивания для детей работающих по основной образовательной программе и детей работающих по адаптированной образовательной программе (согласно положениям, разработанным в МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова)

  • Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока).
  • Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы и взаимоконтроля.
  • Осуществляют рефлексию учебной деятельности.

Регулятивные:

  • оценка достижения планируемых результатов
  • коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой
  • волевая саморегуляция.

Познавательные:

  • рефлексия способов и условий действий
  • контроль и оценка способов и результатов действий.

Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками
  • участие в коллективном обсуждении проблем,
  • умение слушать и вступать в диалог,
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

- владение монологической и диалогической речью.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://biologia8.adu.by/book/45/img/new3/%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B%20%D0%B4%D1%8B%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8.png



Предварительный просмотр:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0c3c/0005636b-5747ee72/img4.jpg



Предварительный просмотр:

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/g/gLuFe0BCSqmWMjNI1dAnZyVQYEpw8fxJzK6X3t/slide-70.jpg



Предварительный просмотр:

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/k/ki29hK08cUYQyZngBPtrCN7u6ORezHxbFIdMVv3fW/slide-26.jpg

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/k/ki29hK08cUYQyZngBPtrCN7u6ORezHxbFIdMVv3fW/slide-26.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение 2

http://biologia8.adu.by/book/45/img/new/%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8.png

Приложение 2.2.

C:\Users\Майнова\Desktop\внутреннее строение подписи.png

Приложение 2.3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"

Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».

Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова,  организовать их первичную тренировку, ...

План-конспект открытого урока в 6 классе «Миногонты дзырдарæзт фалхат кæныны урок.»

laquo;Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæдæр у Мад!»                                         ...