Выделение и его значение. Органы мочевыделительной системы
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Выделение и его значение. Органы мочевыделительной системы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vydelenie_8klass.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Выделение и его значение. Органы мочевыделечения», 8 класс
Цель урока: раскрыть связь строения почек с его функциями, раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выделения из организма, показать механизм мочеобразования.
Ход урока:
- Орг. Момент
- Повторение
Тест
по теме «Пищеварение»
Вариант 1.
1.Выберите среди перечисленных органы пищеварения:
а) трахея;
в) почки;
б) кишечник;
г) легкие
2.Определите последовательность отделов пищеварительной системы:
а) рот – пищевод – глотка – желудок - кишечник
б) рот - глотка – пищевод – желудок – кишечник
в) рот – глотка – желудок – пищевод – кишечник
г) рот – желудок – пищевод – кишечник – глотка
3.Чтобы человек не заболел гастритом, питание должно быть:
а) редким, обильным;
в) регулярным;
б) всухомятку;
г) быстрым.
4. Вещество, в виде которого в печени запасается глюкоза:
а) крахмал;
б) гликоген;
в) инсулин;
г) жир.
5.Какие вещества расщепляет фермент желудочного сока - пепсин?
а) белки;
б) жиры;
в) углеводы;
г) витамины.
Вариант-2
1. К какой системе органов относится кишечник?
а) нервная;
б) пищеварительная;
в) эндокринная;
г) дыхательная.
2. Как называется наружный слой зуба – самая твёрдая ткань в организме человека?
а) коронка;
б) шейка;
в) эмаль;
г) дентин.
3.Нельзя чередовать горячую и холодную пищу, так как это приводит к
а) выпадению зубов
б) появлению трещин на эмали зубов
в) расшатыванию зубов
г) простуде
4. Какую первую помощь нужно оказывать при пищевых отравлениях?
а) напоить кефиром;
б) наложить компресс;
в) вызвать рвоту;
г) дать анальгин.
5. Какие вещества образуются при расщеплении белков в пищеварительном тракте?
а) аминокислоты;
б) ферменты;
в) глюкоза;
г) крахмал.
Ответы
№ задания | Вариант -1 | Вариант -2 |
1 | б | б |
2 | б | в |
3 | в | б |
4 | б | в |
5 | а | а |
- Актуализация знаний.
Значение выделения / рассказ учителя с элементами беседы
Сегодня на уроке мы: изучим строение и функции органов мочевыделительной системы, узнаем, как образуется моча, чем отличается первичная моча от вторичной, сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.
В процессе обмена веществ образуются продукты распада. Часть этих продуктов используется организмом, другие удаляются из него. Через лёгкие выводится из организма углекислый газ, вода, летучие вещества. Кишечник выделяет некоторые соли, потовые железы – воду, соли, органические вещества. Основная роль в выделительных процессах принадлежит почкам. Почки выводят из организма воду, соли, аммиак, мочевину, мочевую кислоту. Через почки удаляются из организма многие чужеродные и ядовитые вещества, образующиеся в организме или принятые в виде лекарств.
Процесс выделения – это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений.
Выделение (экскреция) – это составная часть обмена веществ, удаление продуктов распада потребленных питательных веществ, обеспечивает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).
- Эволюция выделительной системы / беседа
У простейших продукты выделения выводятся путем диффузии или с помощью сократительных вакуолей. У многоклеточных организмов продуктов обмена веществ много, поэтому у них появляются специализированные органы, образующие выделительную систему.
- Чем представлена выделительная система у представленных животных?
Ракообразные- две зеленые железы
Насекомые и паукообразные – две трубочки, выросты кишечника.
Рыбы, земноводные, птицы, млекопитающие – парные почки, мочеточники, мочевой пузырь.
- Изучение нового материала.
В мочевыделительной системе выделяют:1. Мочеобразующие органы – почки;
2. Мочевыводящие органы: мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
Почки – Почки – парные органы, бобовидной формы, расположенные в брюшной полости. Масса почек – 320 граммов. Почки – биологический фильтр. Правая почка ниже левой т.к. под почками находится печень – самая большая железа нашего организма. Снаружи почка покрыта прочной эластичной капсулой.
Структурной единицей почки является нефрон. В каждой почке их около 1 млн. Нефрон образно можно сравнить с жемчужиной, россыпь которой образно хранит в себе почка или драгоценным фильтром, вложенным в простой мундштук. Сверху почка покрыта корковым слоем, а под ним находится мозговой слой. В нём находятся капсулы Шумлянского, похожие на рюмочки. В рюмочках находится капиллярный клубочек, который окружён капсулой Боумена, которая переходит в почечный каналец.
От почек отходят мочеточники.
Мочеточники – длина мочеточников – 30 см, диаметром 4-7 мм. Моча плавно по ним идёт в мочевой пузырь. Каждые 7 секунд из почек выходит очередная порция мочи. Мочевой пузырь – непарный орган, ёмкостью 300-500 мл. Выделение мочи происходит рефлекторно. Рефлекс этот вырабатывается к 2–3 годам.
Мочевой пузырь – непарный орган лежит в области таза. Стенки толстые мышечные, могут растягиваться и объем пузыря увеличивается до 500 (700)мл. при сокращении мышц стенок мочевого пузыря моча удаляется наружу через мочеиспускательный канал. Выход из мочевого пузыря в мочеиспускательный канал закрыт сильными мышцами – сфинктерами, которые открываются только в момент мочеиспускания.
- Образование мочи. / рассказ учителя
- Каким образом органы выделения осуществляют «отбор» продуктов обмена, подлежащих выведению во внешнюю среду?
Почки в нашем организме работают с огромной нагрузкой. За 1 мин. Через них проходит 1000-1200 мл крови, а за сутки вся кровь организма пройдет через почки около 200 раз. Поступающая в почки кровь проходит две сети капилляров. Сначала почечная артерия распадается на капилляры в клубочке нефрона, затем снова собирается в артерию и опять распадается на капилляры в системе канальцев, а потом собирается в вену. Эта особенность позволяет организму быстро избавляться от ненужных и вредных продуктов распада. Процесс мочеобразования проходит в нефронах в две стадии: первая - образование первичной мочи и вторая - образование вторичной или конечной мочи. При мочеобразовании протекают следующие процессы: фильтрация, реабсорбция (обратное всасывание), секреция. Первая стадия - фильтрационная, протекает в капсуле: первичная моча фильтруется из капилляров клубочка в полость капсулы, фильтрация осуществляется за счет разницы давления в сосудах и капсуле. Кровь поступает по почечным артериям под большим давлением (давление в клубочках равно 70-90 мм рт. ст.). в сутки образуется до 150 л первичной мочи. Первичная моча отличается от плазмы крови отсутствием молекул белка. В первичной моче содержатся: продукты распада, составные части плазмы, питательные вещества (глюкоза, витамины, аминокислоты, минеральные соли). Формирование вторичной мочи происходит по мере прохождения фильтрата по выводящим канальцам. Клетки, выстилающие стенки извитых канальцев, активно всасывают обратно (реабсорбция) воду, сахар, аминокислоты и некоторые соли. Вещества, всосавшиеся из первичной мочи, поступают в венозную часть капилляров, оплетающих извитые канальцы. В сутки образуется 1,5 л вторичной мочи, в ее состав входят: 95% воды и 5% различных веществ (мочевина, мочевая кислота, креатинин, креатин). Конечная моча по своему составу отличается от первичной: в ней нет сахара, аминокислот, некоторых солей, однако резко повышена концентрация других веществ, например, мочевины т.е. веществ, подлежащих удалению из организма. Интенсивность мочеобразования колеблется в течение суток: днем ее образуется больше, чем - ночью. При длительной физической нагрузке количество выделяемой мочи снижается. Моча представляет собой прозрачную жидкость светло-желтого цвета, из которой через некоторое время выпадает осадок из солей и слизи. Реакция мочи непостоянна: при питании белковой пищей ее реакция кислая, а при потреблении растительной пищи - реакция мочи нейтральная или даже щелочная. В среднем за сутки с мочой выделяется до 60 г солей. В нормальной моче белка не содержится, если белок появляется в моче, то это говорит о заболевании почек (воспаление или в результате патологических изменений проницаемости стенок капилляров). Белок может появиться в моче и у здоровых людей при большой физической нагрузке. Появление белка в моче называется альбуминурией.
- Регуляция работы выделительной системы. / самостоятельная работа учащихся со схемой
Регуляция работы выделительной системы осуществляется нейро - гуморальным путем. Центр мочеиспускания находится в спинном мозге и работает под контролем коры больших полушарий .Симпатический отдел нервной системы сужает сосуды почек, что снижает фильтрацию. Парасимпатичекая н.с. усиливает реабсорбцию. В гуморальной регуляции принимает участие гормон гипофиза – вазопрессин, он усиливает реабсорбцию.
- Закрепление материала.
- Что обозначено номерами 1-6 на рисунке А? (1.корковый слой 2.мозговой слой, 3.почечная лоханка,4.почечная артерия,5.почечная вена,6.мочеточник)
- Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения.
- Какое отношение к теме нашего урока имеют изображенные предметы: лохань, пирамида, чашка, почки растений?
Выберите все верные утверждения
- почки расположены в грудной области
- нефрон - структурная и функциональная единица почки
- почки подразделяются на почечные капсулы
- на вогнутом крае расположена почечная лоханка
- почки удаляют из организма избыток солей
- почки удаляют из организма мочевину
- почки поддерживают постоянство внутренней среды организма
- кровь в почки поступает через почечную вену
- в капсуле нефрона формируется вторичная моча
- в капсуле нефрона расположен капиллярный клубочек
- в капиллярах, оплетающих извитые канальца, формируется вторичная моча
- капсулы расположены в корковом слое
- из почечной лоханки моча поступает в мочеиспускательный канал
- при излишнем потреблении воды может наступить водное отравление
- вода из открытых источников полезна для организма
Ответы: 2,4, 5, 6, 7, 10, 11,12, 14.
- Задание на дом.
- Изучить п.33;
- Заполнить таблицу:
орган | строение | функции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....
Выделение. Мочевыделительная система
Изучение строения и функций органов мочевыделительной системы....
Конспект урока на тему: " Выделение. Мочевыделительная система".
Конспект урока на тему: " Выделение. Мочевыделительная система"....
Открытый урок в 8 классе "Выделение. Мочевыделительная система"
Тип урока - усвоение новых знаний. Необходимое оборудование для урока: компьютер, мультимедиа-проектор, экран. Для проведения урока имеется презентация и подробное описание по слайдам самого урока, чт...
Органы мочевыделительной системы, их строения и функции. Гигиена органов выделения.
Презентация к уроку...
Конспект урока «Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.»
Урок по биологии по теме «Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.» в 8 классе . Обучение биологии ведеться по об...