Конспект урока на тему: " Выделение. Мочевыделительная система".
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Куликова Наталья Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vydelit_s-ma_8_kl.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Выделение. Мочевыделительная система.

Цель. Сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы. Раскрыть значения выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их  выведения из организма человека.

План урока.

1 Организационный момент

2. Устная и письменная проверка знаний по теме «Обмен веществ и энергии».

3. Изучение новой темы.

4 Закрепление изученного материала

5. Д/з

Оборудование: листы, тесты, схема на доске, таблица «Выделительная система», магниты

Ход урока.

1 Организационный момент

На прошлом уроке мы завершили изучение темы «Обмен веществ и энергии». Вашим заданием на дом  было повторить 6,7,8,9  параграфы и 36, 37. Сегодня подведём итоги  и проверим  ваши знания. Рабочие тетради и учебники закрыты у всех.

2. Устная и письменная проверка знаний по теме «Обмен веществ и энергии».

Работа у доски.

На доске  опорные схемы (стр. 277, 278):

Схема1

1 Используя опорную схему1 дайте определение понятия обмена веществ в организме. Какова роль обмена веществ в организме?

2 Поясните смысл опорной1 схемы. В чём сущность подготовительного этапа? Чем завершается подготовительная стадия? Где она происходит?

Схема 2

3  Используя опорную схему2, расскажите об обмене белков.

 

4 Используя опорную схему2,  опишите углеводный обмен.

5 Используя опорную схему2, опишите жировой обмен.

Письменная проверочная работа.

Работу выполняем на листочках. Листы у вас на столах.

Листочки подписываем Ф И, класс. Тест. Слева проставляем номера заданий, справа записываем ответы. Выполняем только те задания, которые у вас обведены кружочком.

В заданиях ответов может быть несколько. Будьте внимательны.

Время на выполнение заданий 10 минут.

3. Изучение новой темы.

На доске

В рабочих тетрадях записываем число и тему урока. «Выделение. Мочевыделительная система». Праграф 42.Открываем учебники.

На доске

Цель изучения новой темы состоит в следующем:

1. Значение выделения

2.Анатомо-физиологические знания об особенностях мочевыделительной системы.

3  Пути выведения из организма продуктов обмена в-в.

-Назовите продукты окисления жиров, белков и углеводов.

(жиров и углеводов: СО2  , Н2О        белков: аммиак, мочевина, мочевая кислота, соли Na)

-Почему они должны быть выведены из организма?

(Токсичны для организма, не могут накапливаться в нём т. к. процесс метаболизма идёт без остановки.)

-Вспомните и назовите  какие органы у многоклеточных хордовых животных. выполняют выделительные функции?

Кожа – Н2О, мочевина, соли Na

Легкие -  Н2О и СО2

Мочевыделительная система: почки- орган мочеобразования и мочевыводящие органы-пути выведения.

На доске

Оформляем таблицу в тетради  «Мочевыделительная система»

Органы мочевыделительной системы

Функции

Строение

Почки

Мочеобразование

Парный орган, бобовидной формы, по бокам позвоночника поясничного отдела, сверху надпочечники. Правая почка на 1-1,5 см ниже расположена чем левая. (давит печень). Вес 300гр, снаружи покрыта прочной эластичной капсулой.

Мочеточники

Мочевыведение

Парные трубочки 30см, 4-7 мм в диаметре. Мышечные волокна сокращаются по спирали каждые 7 сек., продавливая свежую порцию мочи из почки в мочевой пузырь. Эпителиальная выстилка.

Мочевой пузырь

Мочевыведение

Непарный  мышечный орган. Стенки обильно снабжены нервами, состоят из гладких мышц: растягиваются, мышечные волокна плотно соединены. Эпителиальная выстилка. Объём 500-850 мл.  За сутки 1, 5 л мочи

Мочеиспускательный канал

Мочевыведение

Вход в мочеиспускательный канал из мочевого пузыря закрыт двумя сильными мышечными утолщениями,  они открываются при мочеиспускании, снабжены нервами.

Осмыслите факт: при нарушении работы обеих почек наступает сильное отравление организма и человек погибает через 5 дней. Почему?

На доске, в тетрадь

Функции почек:

Выделительная   (избыток воды,орг. и  неор.г в-в, продукты азотистого обмена)

Защитная (выведение токсических соединений)

Поддержание гомеостаза

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------На доске, в тетрадь  

Микроскопическое строение почки.

Структурная и функциональная единица почки - нефрон. В каждой почке их около1 млн. Собственно нефроны образуют тело почки.

 

Схема строения нефрона рис71 стр 215(разобрать устно)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Почка состоит из:

На доске, в тетрадь  схема

1-Наружного тёмного слоя (корковое вещ-во)- образовано капиллярными клубочками и капсулами нефронов.

2-Внутренний светлый слой ( мозговое вещество) – образованно канальцами, в мозговом веществе находятся пирамидки они состоят из тонких трубочек и заканчиваются сосочками.

3-Почечная лоханка

4-Приносящий сосуд - почечная артерия (крупнее) и выносящий сосуд - почечная вена.

5-Мочеточник.

Процесс образования мочи:

почечная артерия - капиллярные клубочки - капсула нефрона- почечный каналец - почечная лоханка- мочеточник – мочевой пузырь

 Мы уже путешествовали с вами  по пищеварительной системе как пищевой комок, по дыхательной как молекула кислорода, а теперь нам предстоит проделать путь продуктов обмена или токсического вещества по мочевыделительной системе .

Работа в парах. Ответ закодируйте в последовательности букв в тетрадях

1

2

3

4

5

6

7

8

д

а

в

е

б

з

г

ж

А) капиллярные клубочки

Б) почечная лоханка

В) капсула нефрона

Г) мочевой пузырь

Д) почечная артерия

Е) почечный каналец

Ж) мочеиспускательный канал

З) мочеточник

5. Закрепление. Прокомментируйте следующее стихотворение  стр. 288

6.Д./ параграф 42, подготовить сообщения о заболеваниях мочевыделительной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме Опорно-двигательная система

Конспект выполнен с учетом системно-деятельностного подхода...

Конспект урока на тему "Опорно - двиательная система" 8 класс

Технологическая карта урока с использованием цифрового микроскопа, задания с портала ЭОР....

Выделение. Мочевыделительная система

Изучение строения и функций органов мочевыделительной системы....

Конспект урока на тему: " Выделение. Мочевыделительная система".

Конспект урока на тему: " Выделение. Мочевыделительная система"....

Открытый урок в 8 классе "Выделение. Мочевыделительная система"

Тип урока - усвоение новых знаний. Необходимое оборудование для урока: компьютер, мультимедиа-проектор, экран. Для проведения урока имеется презентация и подробное описание по слайдам самого урока, чт...

План-конспект урока по теме «Эволюция пищеварительной системы у животных. Обмен веществ и энергии»

7 классТема Эволюция строения и функций органов и их систем.Учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А., М., Дрофа, 2014 гЦель урока:Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение...

Конспект урока на тему "Выделение причастного оборота запятыми".

Технологическая карта урока по русскому языкуТема:Выделение причастного оборота запятыми....