Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.
Урок темы Дыхание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_znachenie_dyhaniya.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
Урок составлен по рабочей программе по биологии для 8 класса, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологи, авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.
Цель урока:
познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями.
Задачи урока:
- Образовательные:
- установить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
- усвоить значение дыхательного процесса;
- выяснить механизм голосообразования;
- выявить роль кислорода для организма.
- Развивающие:
- развивать умения выделять главное в изучаемом материале (путем составления таблицы);
- развивать навыки исследовательской работы анализировать наглядные фрагменты видеофильма;
- уметь работать с учебником.
- Воспитательные:
- формировать научное мировоззрение;
- формировать культуру учебного труда;
- привлечь внимание учащихся к вопросам гигиены голоса.
Тип урока: открытие новых знаний
Основные термины и понятия используемые на уроке:
- воздухоносные пути
- гортань
- трахея
- бронхи
- плевра
- альвеолы
- щитовидный хрящ
- голосовые связки
- надгортанник
Педагогические технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, коммуникативное обучение, информационно-коммуникативная технология, частично-поисковая.
Формируемые УУД:
Личностные: самооценка события, принятие правил здорового образа жизни, понимание ценности здоровья.
Коммуникативные: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Познавательные: умение структурировать знания, умение извлекать необходимую информацию, составление схем-опор, работа с таблицей, умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: взаимоконтроль, поиск и сбор информации.
Модули урока:
- Мотивационный модуль.
- Модуль освоения нового материала
- Модуль обобщения знаний
- Модуль домашнего задания
- Мотивационный модуль.
Активизация познавательной деятельности учащихся
I. Организационный момент (2 мин.)
Вступительное слово учителя.
II. Мотивация и подготовка к изучению нового материала (5 мин.)
Сегодня мы приступаем к изучению следующего раздела курса биологии “Дыхание”.
Начнем мы с выяснения значения дыхательного процесса и познакомимся с особенностями строения органов дыхания человека.
Запишите тему урока в тетрадь: Тема “ Тема урока: Дыхательная система человека.»
- Модуль освоения нового материала
III Новый материал
Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней (3 суток), без кислорода – не более 3х мин. Почему? (слайд 4).
Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к изучению строения органов дыхания.
1. Понятие дыхания.
Так что же такое дыхание?
– это обмен газов между клетками и окружающей средой.
Процесс дыхания состоитиз 4-х этапов:
- обмен газов между воздушной средой и легкими;
- обмен газов между легкими и кровью;
- транспорт газов кровью;
- газообмен в тканях.
Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.
Человек дышит при помощи легких – основного органа газообмена в нашем организме. Но воздух до них проходит определенный путь, который нам и предстоит изучить.
Выполняют задание: называем органы дыхания и определяем к верхним или нижним органам дыхания они относятся:
Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка.
Нижние дыхательные пути: гортань трахея, бронхи.
Задание номер 2: выполняем соотношение органов дыхания и их функции при обсуждении и рассказе учителя.
Готовая таблица:
Название органов | Выполняемые функции |
1. Носовая полость | 1. согревание воздуха 2. очищение воздуха 3. увлажнение воздуха 4. обезвреживание бактерий 5. орган обоняния |
2. Носоглотка | 6. проведение воздуха |
3. Гортань | 7. участвует в образовании звуков |
4. Трахея, 12 см | 8. прохождение воздуха в бронхи и дальнейшее его очищение |
5. Бронхи | 9. прохождение и очищение воздуха |
6. Легкие | 10. газообмен |
2. Носоглотка | 11. проведение воздуха |
3. Гортань | 12. участвует в образовании звуков |
4. Трахея, 12 см | 13. прохождение воздуха в бронхи и дальнейшее его очищение |
5. Бронхи | 14. прохождение и очищение воздуха |
Верхние дыхательные пути
При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия.
У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.
Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.
Носовая полость
Строение: состоит из нескольких извилистых носовых ходов. Внутренняя поверхность выстлана мерцательным эпителием. В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных капилляров.
Функции: согревание, увлажнение воздуха и очищение его от пыли; защита организма от вредных воздействий через воздух; восприятие запахов (орган обоняния).
Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в глотку, с которой сообщается ротовая полость. Из глотки воздух попадает в гортань.
Гортань – орган голосообразования.
Строение: широкая трубка, напоминающая воронку, состоит из хрящей. Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык. В узкой части гортани находятся голосовые связки. Вход в гортань защищает особый полуподвижный хрящ – надгортанник.
Функции: Защита воздухоносных путей от попадания в них пищи; образование звуков.
Из гортани воздух попадает в трахею.
Трахея и бронхи – органы нижних дыхательных путей.
Трахея
Строение: широкая трубка, состоящая и хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием.
Функции: свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку.
Бронхи
Строение: ветвящиеся трубки более мелкого диаметра. Состоят из хрящевых колец, которые защищают их от спадания во время вдоха.
Функции: Поступление воздуха к альвеолам легких.
Легкие
Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Общая поверхность легких 100 м2.
Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой.
Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра.
Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, которая заполнена тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.
Альвеолы густо оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров.
Образованы альвеолы эпителием, который выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолу.
Ее функции: уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; убивает микробов, проникших в легкие.
В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.
Биологическое значение дыхания:
Первоначально студенты самостоятельно сообщают о значении дыхании.( 5 мин)
Потом озвучивается и студенты дописывают то что они не назвали:
- Обеспечение организма кислородом
- удаление углекислого газа
- окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности
- удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)
Гигиена дыхательных путей:
Болезни дыхательной системы. Наряду с кратковременно протекающими болезнями, например гриппом, ангиной, существуют хронические заболевания дыхательной системы. Наиболее грозными является туберкулез и рак лёгкого. Они начинаются незаметно, и несколько месяцев или даже лет человек о них может и не подозревать. Между тем лечение наиболее успешно в начальной стадии болезни. Флюорография – это исследование грудной клетки путем фотографирования изображения со светящегося рентгеновского экрана, за которым находится обследуемый. Отснятые пленки исследуют специалисты. Если они обнаруживают отклонения от нормы, больного приглашают в соответствующее учреждение для более детального обследования.
Туберкулез и рак лёгких. Возбудитель туберкулеза – палочка Коха. Она может попасть в организм через дыхательные пути, а также вместе и пищей, например с непрокипяченным молоком, полученным от больной туберкулезом коровы. В неблагоприятных условиях болезнетворные микробы активизируются. Они проникают в лёгкие (чаще) или другие органы и там размножаются, что ведет к заболеванию. Флюорография позволяет вовремя выявить и рак лёгкого. Это заболевание наиболее часто встречается у курящих людей. Болезнь начинается с того, что эпителиальная ткань некоторых бронхов перерождается и начинает разрастаться. Опухоль оказывает угнетающее влияние на жизнедеятельность организма, ведет к его крайнему истощению, а затем к смерти. Флюорография должен проходить каждый человек хотя бы раз в два года. Лицам, работа которых связана с людьми, а также учащимся флюорографию необходимо проходить ежегодно.
Какое воздействие оказывает курение на легкие?
История про табак и его влияние на легкие
Контроль знаний( ответы)
1)
1 – Е
2 – З
3 – Д
4 – А
5 – И
6 – Б
7 – Ж
8 – В
9 – Г
2)
Ответы
По горизонтали: 1 – дифтерия; 3 – гортань; 4 – миндалины; 8 – туберкулез; 9 – бронхи; 11 – флюорография; 12 – носоглотка; 13 – рак
По вертикали: 2 – тонзиллит; 3 – гайморит; 5 – трахея; 6 – альвеола; 7 – плевра; 10 – глотка .
- Модуль обобщения знаний
Соотнесите органы с их функцией:
Функции | Орган |
1. Не пропускает пищу в гортань. | А) слизистая оболочка |
2. Не дают трахее сужаться. | Б) легкие |
3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его. | В) бронхи |
4. Поверхностный слой воздухоносных путей. | Г) трахея |
5. Выстилает наружную поверхность легких. | Д) носовая полость |
6. Основной орган дыхания человека. | Е) надгортанник |
7. Внутри содержит голосовые связки. | Ж) гортань |
8. Самая длинная часть воздухоносного пути. | З) хрящевидные полукольца |
9. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов. | И) плевра |
Ответ:
По горизонтали:
1. Детская инфекционная болезнь;
3. Орган, в котором располагаются голосовые связки;
4. Лимфатические образования глотки;
8. Инфекционная болезнь лёгких;
9. Дыхательные пути, ведущие в лёгкие;
11. Рентгеновское обследование лёгких;
12. Часть верхних дыхательных путей, соединяющих носовую полость с глоткой;
13. Болезнь лёгких, чаще встречающаяся у курильщиков.
По вертикали:
2. Заболевание глоточных миндалин;
3. Воспаление гайморовых пазух;
5. Орган, соединяющий гортань с главными бронхами;
6. Лёгочный пузырёк;
7. Лёгочная или пристеночная оболочка;
10. Верхние дыхательные пути, пересекающиеся с органами пищеварения.
- Модуль домашнего задания
- Соотнесите органы дыхательной системы с их функциями:
- Учить записи в тетради
- Параграф 26, читать
Название органов | Выполняемые функции |
1. Носовая полость 2. Носоглотка 3. Гортань 4. Трахея, 12 см 5. Бронхи 6. Легкие 2. Носоглотка 3. Гортань 4. Трахея, 12 см 5. Бронхи | 1. прохождение и очищение воздуха 2. очищение воздуха 3. газообмен 4. участвует в образовании звуков 5. орган обоняния 6. участвует в образовании звуков 7. обезвреживание бактерий 8. прохождение воздуха в бронхи и дальнейшее его очищение 9. прохождение и очищение воздуха 10. увлажнение воздуха 11. прохождение воздуха в бронхи и дальнейшее его очищение 12. проведение воздуха 13. проведение воздуха 14. согревание воздуха |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...
Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" 8 класс
Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" первый в теме "Дыхательная система, поэтому тип урока- открытие новых знаний и их первичное закрепление.Фо...
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы.
Конспект урока биологии в 9 классе по теме "Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы" и презентация по этой же теме. Эти материалы подойдут учителям биологии, работающим по УМК ...
Презентация к уроку по теме: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей."
Цели: Раскрыть биологическую сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; показать функциональную связь ...
Урок по теме "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"
1. Цель для учителя: создание условий для изучения и осознания блока новой учебной информации (органы дыхательной системы человека), осмысление связей и отношений в объектах изучения средствами ...
Открытый урок по биологии в 8 классе на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"
Урок биологии на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"...
Разработка урока "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."
Методическая разработка связана с важнейшим жизненным процессом – процессом дыхания. Обучающиеся на уроке выясняют значение процесса дыхания для организма, изучают органы дыхания. Урок способств...