Открытый урок в 8 классе "Выделение. Мочевыделительная система"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Христофорова Татьяна Витальевна

Тип урока - усвоение новых знаний. Необходимое оборудование для урока: компьютер, мультимедиа-проектор, экран. Для проведения урока имеется презентация и подробное описание по слайдам самого урока, что очень удобно. Материал изложен грамотно, в логической последовательности, подобраны интересные задания на закрепление материала,   используются игровые методы. Идеально подходит для проведения открытых уроков. Соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc97 КБ
Файл vydelitelnaya_sistema_8_kl.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Выделение. Мочевыделительная система»

8 класс

Урок разработан учителем биологии Христофоровой Т.В.

ЦЕЛИ УРОКА: раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма человека; сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы. Раскрыть механизм образования первичной и вторичной мочи; продолжить развитие понятия об организме как едином целом, постоянстве внутренней среды организма. Развивать общеучебные умения и навыки:

  • учебно-информационные: навык смыслового чтения, навыки свертывания и развертывания информации, умение анализировать текстовую и графическую информацию, высказывать суждения;
  • учебно-интеллектуальные: умение выделять главное, обобщать, сопоставлять, устанавливать аналогии;
  • учебно-коммуникативные: навык активного слушания; умение работать в команде.

ТИП УРОКА – урок усвоения новых знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация «Мочевыделительная система».

После изучения темы ученики должны

знать/понимать

  •  сущность биологических процессов: обмен веществ, выделение;

распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека (мочевыделительной системы);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболевания почек.

* – щелчок для анимации.

Слайд 1

Здравствуйте, ребята. Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему урока.

Слайд 2

Постановка задач урока.

Сегодня на уроке мы  

  • Повторим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке.
  •  Узнаем,  как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.
  • Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.  

Слайд 3

В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы. Проанализируйте таблицу.

Название органа

Вода

Углекислый газ

Твердые вещества

Кожа

700 – 900 г

4 – 6 л

7 – 9 г

Почки

1500 г

30 – 50 мл

60 – 65 г

Легкие

500 г

450 – 500 л

Нет

Можно ли говорить, что кожа, легкие и почки выполняют в организме выделительную функцию? (Да, они выводят продукты обмена веществ из организма)

- Какие вещества выделяются через легкие? (Углекислый газ и вода)

- Какова роль кожи в выделении веществ? (Избыток солей выводится с потом через кожу)

- Как вы считаете, какой орган наиболее активно выводит из организма воду и твердые вещества? (Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы).

Слайд 4

Строение мочевыделительной системы.

Составьте короткий рассказ по схеме.

Возможный ответ:

К органам мочевыделительной системы человека относятся:

1. Почки.

2. Мочеточники.

3. Мочевой пузырь

4. Мочеиспускательный канал

** Я щелкаю мышкой, ученик дополняет свой ответ:

Почки являются мочеобразующим органом, а мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал - мочевыводящими

Слайд 5

Давайте рассмотрим строение почки.

*Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани.

* Под оболочкой расположен корковый слой почек

*Ниже – мозговой слой, *состоящий из пирамидок

*Пирамидки открываются в малые почечные чашки

*Малые чашки впадают в большие почечные чашки

*А те открываются в почечную лоханку. Вспомните, что такое лохань? (Вид корыта). В лоханку поступает моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря.

Кровь для фильтрации *поступает в почки по почечной артерии, а очищенная кровь собирается в *почечную вену.

Слайд 6

Прочитайте заголовок слайда (Микростроение почки).

- Что означает этот заголовок? (Что мы будем рассматривать внутреннее строение почки под микроскопом)

Нефрон - структурно-функциональная единица почки.

- Как вы понимаете словосочетание «Структурно-функциональная единица»? (Структурная единица – это то, из чего строится орган, в нашем случае почка. Функциональная единица – это такая часть органа, которая  выполняет его функции, работу).

Дополняю: В каждой почке насчитывается около 1 млн. нефронов.

По ходу моего рассказа учащиеся записывают части нефрона в тетрадях:

Каждый нефрон начинается двухслойной капсулой .

От капсулы отходит извитой каналец, который делает петлю, а потом впадает в собирательную трубочку. Канальцев в почке очень много, их общая длина достигает 100 км. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. Очищенная кровь собирается в почечные вены.

Слайд 7

Задание № 1 «Уберите лишнее»

  1. Извитой каналец                                           1. Капиллярный клубочек
  2. Петля                                                              2. Мочеточник
  3. Лоханка                                                          3. Извитой каналец
  4. Собирательная трубочка                              4. Капсула

Ответы:* 3. лоханка, она не является частью нефрона *2 мочеточник, он не является частью нефрона

Оцениваем в 2 балла (если оба ответа правильные) или в 1 балл

Слайд 8

Задание № 2

Подберите к цифрам соответствующие буквы:

А) Извитой каналец

Б) Капиллярная сеть канальца

В) Почечная капсула

Г) Собирательная трубочка

Д) Капиллярный клубочек?

*Ответы: 1-Б, 2-А, 3-Д, 4-В, 5-Г.

Поднимите руку, у кого получилось так же? Кто допустил 1 ошибку?

Оцениваем в 2 балла, если нет ошибок, или 1 балл - допущена одна ошибка.

Беседа. В тетрадь пишем: Работа нефрона.

В связи с тем, что  приносящий кровеносный сосуд шире, чем выносящий, давление крови в капиллярном клубочке повышается. За счет разности давления происходит фильтрация веществ, находящихся в крови, в полость капсулы почечного тельца.

В тетрадь пишем: Кровь в капсуле находится под давлением. Плазма крови фильтруется через капсулу.

Дополняю: Через почечные клубочки фильтруется до 1500 л крови в сутки. Образуется первичная моча – плазма крови без белков. У человека образуется 150л первичной мочи в сутки.

Первичная моча поступает в канальцы нефронов, где происходит обратное всасывание в капилляры воды, некоторых солей, аминокислот, глюкозы и других ценных для организма веществ.

Мочевина, мочевая кислота, избыток солей обратно не всасываются, поэтому они накапливаются во вторичной моче, которая по почечным канальцам поступает в собирательные трубочки.

Сделайте общий вывод о работе нефрона (Ценные вещества возвращаются в кровь, а ненужные или лишние отфильтровываются из крови, собираются в собирательной трубочке и выводятся)

В тетрадь пишем:

В результате обратного всасывания у взрослого человека в мочевых канальцах образуется до 1,5— 2,5 л вторичной (конечной) мочи в сутки.

Слайд 9

Задание № 3

Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности.  

  1. Мочевой пузырь
  2. Мочеточники
  3. Лоханка
  4. Почечные  чашки
  5. Мочеиспускательный  канал

*Ответ: 4,3,2,1,5

(В почечные чашки, лоханку, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал)

Оцениваем в 2 балла, если нет ошибок, или 1 балл - допущена одна ошибка.

Слайд 10

Задание № 4

Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа?

1500 л  150 л 1,5 л

*Ответ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки; 150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной.

Оцениваем в 2 балла, за полный ответ.

Слайд 11

Задание № 5

Где указан состав первичной, а где вторичной мочи?

Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу.

(Первичная моча содержит полезные вещества: аминокислоты, витамины, глюкозу, часть солей и воды. Вторичная моча содержит то, что нужно удалить из организма).

Оцениваем в 2 балла, за полный ответ.

Слайд 12

Осмыслите следующий факт:

при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.

Объясните: 

а) какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из среды не поступали; б) какие функции выполняют почки?

Слайд 13

В ходе обсуждения формулируются и записываются в тетрадь основные функции почек:

1) выделительная (удаляют избыток воды, органических и неорганических веществ, продукты азотистого обмена);

2) защитная (обеспечивают выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ).

3) участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды организма.

Третий пункт учитель поясняет таким примером: почки удаляют не только продукты распада, но и излишки питательных веществ, способные нанести вред организму. Представьте, что некий сладкоежка съел целую банку варенья. Часть сахара задержала бы печень, но и после этого в кровь могло бы попасть слишком много сахара. Это привело бы к тому, что раствор плазмы крови, а потом и тканевая жидкость стали бы более концентрированными, чем растворы, содержащиеся в клетке. Вода из клеток начала бы выходить наружу, и обезвоженные клетки не смогли бы работать. Но этого не происходит, потому что почки удаляют избыток сахара с мочой. Так почки поддерживают постоянство внутренней среды организма, снижая количество воды, солей, питательных веществ и продуктов обмена до нормы.  

Слайд 14

Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения.

Класс делится на 5 групп. Тексты раздаются на парты. Каждая группа должна прокомментировать один столбик стихотворения. На обсуждение ответа 1 минута.

Стихотворение

Объяснения к нему

Они как два больших боба

На связках закрепились,        '
У позвоночного столба
Уютно разместились

Почки расположены по обе стороны позвоночника

Имеют бобовидную форму

Фильтруют почки нашу крови
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.

Почка – биологический фильтр

Выводит вредные и лишние вещества, тем самым обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды организма

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.

Нефрон – структурно – функциональная единица почки

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Кровь фильтруется через капсулу нефрона, полезные вещества возвращаются в кровь, а вредные собираются во вторичной моче

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.

Почки – главный орган выделительной системы. Если они не будут выполнять свои функции, то в организме накопятся продукты распада. Это приведет к самоотравлению и гибели организма.

Слайд 15

Ставим проблемный вопрос.

У человека больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы  и ангину.

Объясните, чем вызвана рекомендация врача?

Слайд 16

Обычно заболевание почек начинается после других заболеваний (ангина, скарлатина, болезни органов дыхания), а также из-за больных зубов  или миндалин. Микробы от больных органов через кровь проникают в отделы мочевыделительной системы и поражают их. В почки микробы могут проникнуть и через мочеиспускательный канал. Это происходит при несоблюдении правил личной гигиены. Развитию микробов способствует сильное переохлаждение тела, особенно поясничной его части. Характерными признаками заболевания почек служат боли в области поясницы (справа и слева от позвоночника). В этих случаях нужно срочно обратиться к врачу. Очень вредны для почек переедание, однообразное питание мясом, злоупотребление острой пищей. Особенно опасен алкоголь, поражающий все отделы мочевыделительной системы, нарушающий их работу. Причиной заболевания почек могут стать также ядовитые отходы соли свинца, ртути и другие выбросы промышленных производств, попавшие в питьевую воду. Вредят почкам также компоненты табачного дыма, некоторые лекарственные препараты.

Слайд 17

Дайте объяснения фактам

Каждый грамм почечной ткани потребляет в 8 раз больше кислорода, чем такое же количество мышечной ткани сердца.

Потребление кислорода почками равняется в среднем 1/11 всего потребления кислорода телом, хотя почки составляют лишь 1/112 веса тела. Следовательно, для образования мочи затрачивается очень большое количество энергии.

Вес почек у новорожденных по отношению веса тела вдвое больше, чем у взрослых

Для проверки здоровья человека и при многих заболеваниях людям делают анализ мочи.

Слайд 18

Подводим результат урока. Считаем баллы, выставляем оценки.

10 - 9 баллов  / оценка 5

8 – 7 баллов / оценка 4

6 баллов / оценка 3

5 и менее баллов / необходимо поработать дома с учебником.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок подготовлен учителем биологии МБОУ СОШ № 174 Христофоровой Т. В. Выделение. Мочевыделительная система

Слайд 2

Сегодня на уроке мы… Повторим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке. Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной. Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки. Закрепим наши знания, проделав задания подведем итоги.

Слайд 3

Выделение веществ за сутки из организма человека Название органа Вода Углекислый газ Твердые вещества Кожа 700 – 900 г 4 – 6 л 7 – 9 г Почки 1500 г 30 – 50 мл 60 – 65 г Легкие 500 г 450 – 500 л Нет

Слайд 4

Строение мочевыделительной системы ПОЧКИ МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ МОЧЕТОЧНИКИ МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ МОЧЕВЫВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ МОЧЕОБРАЗУЮЩИЙ ОРГАН

Слайд 5

Строение почки Плотная оболочка Пирамидки мозгового слоя Корковый слой Мозговой слой Малая почечная чашка Лоханка Большая почечная чашка Почечная артерия Почечная вена Мочеточник

Слайд 6

Микростроение почки

Слайд 7

«Уберите лишнее» Извитой каналец Петля Генле Лоханка Собирательная трубочка Капиллярный клубочек Мочеточник Извитой каналец Капсула Задание № 1

Слайд 8

А) Извитой каналец Б) Капиллярная сеть канальца В) Почечная капсула Г) Собирательная трубочка Д) Капиллярный клубочек Подберите к цифрам соответствующие буквы 5 1 4 3 2 ОТВЕТЫ: 1-Б, 2-А, 3-Д, 4-В, 5-Г Задание № 2

Слайд 9

Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности. Мочевой пузырь Мочеточники Лоханка Почечные чашки Мочеиспускательный канал ОТВЕТ:4,3,2,1,5 Задание № 3

Слайд 10

Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа? 1500 литров 150 литров 1,5 литра ОТВЕТ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки; 150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной . Задание № 4

Слайд 11

Аминокислоты Вода Соли Аммиак Мочевина Глюкоза Витамины Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу . Вода Соли Аммиак Мочевина Задание № 5

Слайд 12

Осмыслите факт и объясните При нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней. Какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, если никакие яды в организм из окружающей среды не поступали? Какие функции выполняют почки?

Слайд 13

Функции почек Выделительная (выводят избыток воды, солей, продукты метаболизма). Защитная (выведение токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ). Участвуют в поддержании гомеостаза.

Слайд 14

Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения Они как два больших боба На связках закрепились, У позвоночного столба Уютно разместились. Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство. Нефрон содержит капсулы, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки. Проходит кровь через нефрон, Каналец здесь решает, Чему вернуться в организм, А что он удаляет. Мы смолоду должны учесть Что нам всего дороже: Беречь должны не только честь, Но наши почки тоже.

Слайд 15

У человека больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача ?

Слайд 16

Причины заболеваний почек Осложнение после ангины, гриппа, скарлатины, кариеса Восходящие инфекции при несоблюдении правил гигиены Переохлаждение (особенно поясничной части) Переедание; мясо, острые продукты, алкоголь Ядовитые вещества (в т.ч. алкоголь, компоненты табачного дыма, некоторые лекарственные препараты и др.)

Слайд 17

Дайте объяснения фактам Каждый грамм почечной ткани потребляет в 8 раз больше кислорода, чем такое же количество мышечной ткани сердца. Почки составляют всего 1/112 веса тела, но потребляют кислорода в среднем 1/11 от всего потребления кислорода телом. Вес почек у новорожденных по отношению к весу тела вдвое больше, чем у взрослых. Для проверки здоровья человека и при многих заболеваниях людям делают анализ мочи.

Слайд 18

Подведение итогов Баллы Оценка 10 - 9 5 8 - 7 4 6 3 5 и менее Учи параграф

Слайд 19

Всем спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по теме Термодинамическая система. Внутренняя энергия

презентация урока по теме " термодинамическая система. вунутренняя энергия" в 10 классе профильного обучения по учебнику автора А.В.Грачев...

конспект открытого урока по теме: Опорные системы животных 6 класс по программе Н.И.Сонин

Открытый урок биологии 6 класс по программе Н.И. Сонин с использованием  системно-деятельностного подхода в обучении биологии...

Открытый урок в группе "Автоматизированные системы управления" 4 курс

В материале представлена профессиональная лексика по специальности "Автоматизированные системы управления", тематический кроссворд....

Презентация для открытого урока на тему "пищеварительная система"

Презентация для открытого урока по биологии на тему "пищеварительная система"...

открытый урок : "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

Открытый урок: "Гигиена сердечно-сосудистой системы человека."  Тип урока: изучение нового материала с элементами проектной деятельности....

Презентация к открытому уроку "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

Презентация к открытому уроку "Гигиена сердечно-сосудистой системы" в 8 классе...

Открытый урок по теме "Эндокринная система. Роль эндокринной регуляции", 8 класс.

Материалы для проведения открытого урока по теме: "Эндокринная система. Роль эндокринной регуляции" включают в себя план-конспект открытого урока и в качестве приложегний: компьютерную презентацию, ма...