Открытый урок в 8 классе "Выделение. Мочевыделительная система"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Тип урока - усвоение новых знаний. Необходимое оборудование для урока: компьютер, мультимедиа-проектор, экран. Для проведения урока имеется презентация и подробное описание по слайдам самого урока, что очень удобно. Материал изложен грамотно, в логической последовательности, подобраны интересные задания на закрепление материала, используются игровые методы. Идеально подходит для проведения открытых уроков. Соответствует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 97 КБ |
vydelitelnaya_sistema_8_kl.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Выделение. Мочевыделительная система»
8 класс
Урок разработан учителем биологии Христофоровой Т.В.
ЦЕЛИ УРОКА: раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма человека; сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы. Раскрыть механизм образования первичной и вторичной мочи; продолжить развитие понятия об организме как едином целом, постоянстве внутренней среды организма. Развивать общеучебные умения и навыки:
- учебно-информационные: навык смыслового чтения, навыки свертывания и развертывания информации, умение анализировать текстовую и графическую информацию, высказывать суждения;
- учебно-интеллектуальные: умение выделять главное, обобщать, сопоставлять, устанавливать аналогии;
- учебно-коммуникативные: навык активного слушания; умение работать в команде.
ТИП УРОКА – урок усвоения новых знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация «Мочевыделительная система».
После изучения темы ученики должны
знать/понимать
• сущность биологических процессов: обмен веществ, выделение;
• распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека (мочевыделительной системы);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболевания почек.
* – щелчок для анимации.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня на уроке мы… Повторим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке. Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной. Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки. Закрепим наши знания, проделав задания подведем итоги.
Выделение веществ за сутки из организма человека Название органа Вода Углекислый газ Твердые вещества Кожа 700 – 900 г 4 – 6 л 7 – 9 г Почки 1500 г 30 – 50 мл 60 – 65 г Легкие 500 г 450 – 500 л Нет
Строение мочевыделительной системы ПОЧКИ МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ МОЧЕТОЧНИКИ МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ МОЧЕВЫВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ МОЧЕОБРАЗУЮЩИЙ ОРГАН
Строение почки Плотная оболочка Пирамидки мозгового слоя Корковый слой Мозговой слой Малая почечная чашка Лоханка Большая почечная чашка Почечная артерия Почечная вена Мочеточник
Микростроение почки
«Уберите лишнее» Извитой каналец Петля Генле Лоханка Собирательная трубочка Капиллярный клубочек Мочеточник Извитой каналец Капсула Задание № 1
А) Извитой каналец Б) Капиллярная сеть канальца В) Почечная капсула Г) Собирательная трубочка Д) Капиллярный клубочек Подберите к цифрам соответствующие буквы 5 1 4 3 2 ОТВЕТЫ: 1-Б, 2-А, 3-Д, 4-В, 5-Г Задание № 2
Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности. Мочевой пузырь Мочеточники Лоханка Почечные чашки Мочеиспускательный канал ОТВЕТ:4,3,2,1,5 Задание № 3
Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа? 1500 литров 150 литров 1,5 литра ОТВЕТ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки; 150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной . Задание № 4
Аминокислоты Вода Соли Аммиак Мочевина Глюкоза Витамины Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу . Вода Соли Аммиак Мочевина Задание № 5
Осмыслите факт и объясните При нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней. Какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, если никакие яды в организм из окружающей среды не поступали? Какие функции выполняют почки?
Функции почек Выделительная (выводят избыток воды, солей, продукты метаболизма). Защитная (выведение токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ). Участвуют в поддержании гомеостаза.
Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения Они как два больших боба На связках закрепились, У позвоночного столба Уютно разместились. Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство. Нефрон содержит капсулы, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки. Проходит кровь через нефрон, Каналец здесь решает, Чему вернуться в организм, А что он удаляет. Мы смолоду должны учесть Что нам всего дороже: Беречь должны не только честь, Но наши почки тоже.
У человека больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача ?
Причины заболеваний почек Осложнение после ангины, гриппа, скарлатины, кариеса Восходящие инфекции при несоблюдении правил гигиены Переохлаждение (особенно поясничной части) Переедание; мясо, острые продукты, алкоголь Ядовитые вещества (в т.ч. алкоголь, компоненты табачного дыма, некоторые лекарственные препараты и др.)
Дайте объяснения фактам Каждый грамм почечной ткани потребляет в 8 раз больше кислорода, чем такое же количество мышечной ткани сердца. Почки составляют всего 1/112 веса тела, но потребляют кислорода в среднем 1/11 от всего потребления кислорода телом. Вес почек у новорожденных по отношению к весу тела вдвое больше, чем у взрослых. Для проверки здоровья человека и при многих заболеваниях людям делают анализ мочи.
Подведение итогов Баллы Оценка 10 - 9 5 8 - 7 4 6 3 5 и менее Учи параграф
Всем спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по теме Термодинамическая система. Внутренняя энергия
презентация урока по теме " термодинамическая система. вунутренняя энергия" в 10 классе профильного обучения по учебнику автора А.В.Грачев...
конспект открытого урока по теме: Опорные системы животных 6 класс по программе Н.И.Сонин
Открытый урок биологии 6 класс по программе Н.И. Сонин с использованием системно-деятельностного подхода в обучении биологии...
Открытый урок в группе "Автоматизированные системы управления" 4 курс
В материале представлена профессиональная лексика по специальности "Автоматизированные системы управления", тематический кроссворд....
Презентация для открытого урока на тему "пищеварительная система"
Презентация для открытого урока по биологии на тему "пищеварительная система"...
открытый урок : "Гигиена сердечно-сосудистой системы"
Открытый урок: "Гигиена сердечно-сосудистой системы человека." Тип урока: изучение нового материала с элементами проектной деятельности....
Презентация к открытому уроку "Гигиена сердечно-сосудистой системы"
Презентация к открытому уроку "Гигиена сердечно-сосудистой системы" в 8 классе...
Открытый урок по теме "Эндокринная система. Роль эндокринной регуляции", 8 класс.
Материалы для проведения открытого урока по теме: "Эндокринная система. Роль эндокринной регуляции" включают в себя план-конспект открытого урока и в качестве приложегний: компьютерную презентацию, ма...