Конспект урока на тему: " Выделение. Мочевыделительная система".
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Конспект урока на тему: " Выделение. Мочевыделительная система".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vydelit_s-ma_8_kl.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Выделение. Мочевыделительная система.
Цель. Сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы. Раскрыть значения выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма человека.
План урока.
1 Организационный момент
2. Устная и письменная проверка знаний по теме «Обмен веществ и энергии».
3. Изучение новой темы.
4 Закрепление изученного материала
5. Д/з
Оборудование: листы, тесты, схема на доске, таблица «Выделительная система», магниты
Ход урока.
1 Организационный момент
На прошлом уроке мы завершили изучение темы «Обмен веществ и энергии». Вашим заданием на дом было повторить 6,7,8,9 параграфы и 36, 37. Сегодня подведём итоги и проверим ваши знания. Рабочие тетради и учебники закрыты у всех.
2. Устная и письменная проверка знаний по теме «Обмен веществ и энергии».
Работа у доски.
На доске опорные схемы (стр. 277, 278):
Схема1
1 Используя опорную схему1 дайте определение понятия обмена веществ в организме. Какова роль обмена веществ в организме?
2 Поясните смысл опорной1 схемы. В чём сущность подготовительного этапа? Чем завершается подготовительная стадия? Где она происходит?
Схема 2
3 Используя опорную схему2, расскажите об обмене белков.
4 Используя опорную схему2, опишите углеводный обмен.
5 Используя опорную схему2, опишите жировой обмен.
Письменная проверочная работа.
Работу выполняем на листочках. Листы у вас на столах.
Листочки подписываем Ф И, класс. Тест. Слева проставляем номера заданий, справа записываем ответы. Выполняем только те задания, которые у вас обведены кружочком.
В заданиях ответов может быть несколько. Будьте внимательны.
Время на выполнение заданий 10 минут.
3. Изучение новой темы.
На доске
В рабочих тетрадях записываем число и тему урока. «Выделение. Мочевыделительная система». Праграф 42.Открываем учебники.
На доске
Цель изучения новой темы состоит в следующем:
1. Значение выделения
2.Анатомо-физиологические знания об особенностях мочевыделительной системы.
3 Пути выведения из организма продуктов обмена в-в.
-Назовите продукты окисления жиров, белков и углеводов.
(жиров и углеводов: СО2 , Н2О белков: аммиак, мочевина, мочевая кислота, соли Na)
-Почему они должны быть выведены из организма?
(Токсичны для организма, не могут накапливаться в нём т. к. процесс метаболизма идёт без остановки.)
-Вспомните и назовите какие органы у многоклеточных хордовых животных. выполняют выделительные функции?
Кожа – Н2О, мочевина, соли Na
Легкие - Н2О и СО2
Мочевыделительная система: почки- орган мочеобразования и мочевыводящие органы-пути выведения.
На доске
Оформляем таблицу в тетради «Мочевыделительная система»
Органы мочевыделительной системы | Функции | Строение |
Почки | Мочеобразование | Парный орган, бобовидной формы, по бокам позвоночника поясничного отдела, сверху надпочечники. Правая почка на 1-1,5 см ниже расположена чем левая. (давит печень). Вес 300гр, снаружи покрыта прочной эластичной капсулой. |
Мочеточники | Мочевыведение | Парные трубочки 30см, 4-7 мм в диаметре. Мышечные волокна сокращаются по спирали каждые 7 сек., продавливая свежую порцию мочи из почки в мочевой пузырь. Эпителиальная выстилка. |
Мочевой пузырь | Мочевыведение | Непарный мышечный орган. Стенки обильно снабжены нервами, состоят из гладких мышц: растягиваются, мышечные волокна плотно соединены. Эпителиальная выстилка. Объём 500-850 мл. За сутки 1, 5 л мочи |
Мочеиспускательный канал | Мочевыведение | Вход в мочеиспускательный канал из мочевого пузыря закрыт двумя сильными мышечными утолщениями, они открываются при мочеиспускании, снабжены нервами. |
Осмыслите факт: при нарушении работы обеих почек наступает сильное отравление организма и человек погибает через 5 дней. Почему?
На доске, в тетрадь
Функции почек:
Выделительная (избыток воды,орг. и неор.г в-в, продукты азотистого обмена)
Защитная (выведение токсических соединений)
Поддержание гомеостаза
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------На доске, в тетрадь
Микроскопическое строение почки.
Структурная и функциональная единица почки - нефрон. В каждой почке их около1 млн. Собственно нефроны образуют тело почки.
Схема строения нефрона рис71 стр 215(разобрать устно)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Почка состоит из:
На доске, в тетрадь схема
1-Наружного тёмного слоя (корковое вещ-во)- образовано капиллярными клубочками и капсулами нефронов.
2-Внутренний светлый слой ( мозговое вещество) – образованно канальцами, в мозговом веществе находятся пирамидки они состоят из тонких трубочек и заканчиваются сосочками.
3-Почечная лоханка
4-Приносящий сосуд - почечная артерия (крупнее) и выносящий сосуд - почечная вена.
5-Мочеточник.
Процесс образования мочи:
почечная артерия - капиллярные клубочки - капсула нефрона- почечный каналец - почечная лоханка- мочеточник – мочевой пузырь
Мы уже путешествовали с вами по пищеварительной системе как пищевой комок, по дыхательной как молекула кислорода, а теперь нам предстоит проделать путь продуктов обмена или токсического вещества по мочевыделительной системе .
Работа в парах. Ответ закодируйте в последовательности букв в тетрадях
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
д | а | в | е | б | з | г | ж |
А) капиллярные клубочки
Б) почечная лоханка
В) капсула нефрона
Г) мочевой пузырь
Д) почечная артерия
Е) почечный каналец
Ж) мочеиспускательный канал
З) мочеточник
5. Закрепление. Прокомментируйте следующее стихотворение стр. 288
6.Д./ параграф 42, подготовить сообщения о заболеваниях мочевыделительной системы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме Опорно-двигательная система
Конспект выполнен с учетом системно-деятельностного подхода...
Конспект урока на тему "Опорно - двиательная система" 8 класс
Технологическая карта урока с использованием цифрового микроскопа, задания с портала ЭОР....
Выделение. Мочевыделительная система
Изучение строения и функций органов мочевыделительной системы....
Открытый урок в 8 классе "Выделение. Мочевыделительная система"
Тип урока - усвоение новых знаний. Необходимое оборудование для урока: компьютер, мультимедиа-проектор, экран. Для проведения урока имеется презентация и подробное описание по слайдам самого урока, чт...
План-конспект урока по теме «Эволюция пищеварительной системы у животных. Обмен веществ и энергии»
7 классТема Эволюция строения и функций органов и их систем.Учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А., М., Дрофа, 2014 гЦель урока:Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение...
Конспект урока на тему "Выделение причастного оборота запятыми".
Технологическая карта урока по русскому языкуТема:Выделение причастного оборота запятыми....