технологическая карта урока Разнообразие корней. Корневые системы
учебно-методический материал по биологии (6 класс)
Урок биологии в 6 классе по теме "Разнообразие корней. Корневые системы" с использованием цифровых образовательных ресурсов и платформ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока\занятия
ФИО учителя Разуваева Ирина Михайловна
Образовательная организация МАОУ СОШ №22
Программа: ИН Пономарева, ВС Кучменко, ОА Корнилова, АГ Драгомилов, ТС Сухова
Кол-во часов в неделю 2
Урок № 13 (§ 7 )
Тема: Органы растений
Предмет: биология |
класс 6 |
|
Представленный урок - урок деятельностной направленности по целеполаганию, урок «открытия» нового знания - формирования способности обучающихся к новому способу действия. Выдержаны все этапы урока открытия нового знания. |
|
|
|
Предметные результаты: усвоение системы знаний корней и корневых систем, умение различать по внешнему виду, схемам и описаниям виды корней и типы корневых систем, их изображения, выявлять их отличительные признаки, сравнивать. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, умение устанавливать учебную проблему
Познавательные УУД: развитие умения систематизировать информацию, делать выводы, соотносить свои действия с планируемыми результатами, находить в тексте информацию о видах корней и типах корневых систем, сравнивание их, ориентирование в содержании текста, понимание целостного смысла текста, структурирование текста, определение понятия, обобщение, классификация, самостоятельный выбор основания и критерий для классификации, логическое рассуждение; владение основами самоконтроля, самооценки;
Коммуникативные УУД: организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками при работе в группе Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими обучающимися и достижение в нем взаимопонимания, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в группе, сохранение мотивации к учебной деятельности, чувства удовлетворенности от процесса получения новых знаний, проявление интереса.
|
№ п/п | Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Цифровые образовательные ресурсы и платформы (+ссылки на ресурсы) | Формы оценивания |
1 | Организационный момент 2 мин | Приветствие учащихся, создание благоприятной атмосферы урока, эмоционального и психологического климата учащимся для усвоения изучаемого материала | Подготовка к уроку, организация рабочего места, формирование групп, волевая саморегуляция | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог при работе в группе и достигать в нем взаимопонимания | ||
2 | Актуализация опорных знаний 3 мин | Беседа по вопросам: Какое царство мы изучаем? Назовите отделы этого царства. Назовите органы покрытосеменных растений. У растений какого отдела впервые появились корни? Чему способствовало появление корней у растений? | Ответы на вопросы, определение царства по ребусу | Личностные: формирование интереса к изучению темы, готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&skip=0&mode=0&slovo=%D0%C0%D1%D2%C5%CD%C8%DF | Прием «Побуждающий диалог» Оценка учителем учащихся по правильным ответам и активной работе каким-либо символом |
3 | Постановка познавательной задачи 2 мин | Увлекает и погружает учащихся в тему урока. При сильном ветре попробуйте удержать за ручку раскрытый зонтик. Он вырвется из рук и полетит по ветру. Во сколько раз крона столетнего дуба больше зонтика? Какая сила нужна, чтобы дуб с его толстыми стволами, сучьями и листьями удержать против ветра, урагана, бури? Кто обладает этой силой? | Ответы на вопросы | Личностные: стремление быть успешными Регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать тему и цель урока | http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&skip=0&mode=0&slovo=%CA%CE%D0%C5%CD%DC | Оценка учителем учащихся по правильным ответам и активной работе каким-либо символом |
4 | Создание проблемной ситуации 3 мин | Подводит учащихся к формированию темы и цели урока. Сегодня на уроке речь пойдет о корнях. Беседа по вопросам. Что мы можем узнать о корнях? Что такое корень? Каковы виды корней? Что такое корневая система? Каковы типы корневых систем? Какова роль корня в жизни растений? | Ответы на вопросы Формулируют тему и цели урока | Личностные: стремление быть успешными Регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать тему и цель урока | https://learningapps.org/view3989177 https://learningapps.org/view4210091 | Оценка учителем учащихся по правильным ответам и активной работе каким-либо символом |
5 | Открытие нового знания 15 мин | Послушайте стихотворение Ж. Жака и назовите главный вопрос стихотворения. Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут! Как ни тонок, ни приметен Под землею корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок! Посмотрите, на какие вопросы к новому параграфу 15 просят дать ответы и почему? Один ли корень у растения? Все ли корни растения одинаковы? Почему? Что дает быстрое развитие корней растению? Растение имеет корень или корневую систему? Почему? (Корневая система – это совокупность всех корней одного растения). Изучите виды корней и типы корневых систем. | Ответы на вопросы (Какова роль корней в жизни растений?) Используя свои знания и текст и слайд параграфа, составляют схему «Функции корня» (вывешивание схемы на доске от каждой группы – приложение №1). Обсуждение предложенных ответов. Формулируют определение корня, исходя из его роли в жизни растения (Корень – это вегетативный орган растения, обеспечивающий его минеральным питанием и укрепляющий в почве). Ответы на вопросы Сообщение учащегося – легенда о мудрой Дидоне из античной поэмы «Энеида» Работа в группах. Группа №1 работает по теме: «Стержневая корневая система» Группа №2 работает по теме: «Мочковатая корневая система» (приложение № 2) Составление ментальной карты (приложение № 3). Выполнение рисунка корневой системы. | Познавательные: умение выделять признаки видов корней и типов корневых систем, их сходство; сравнивать их; находить в тексте информацию о видах корней и типах корневых систем; ориентироваться в содержании текста, структурировать текст Коммуникативные: умение выделять общую точку зрения в дискуссии; организовывать учебное взаимодействие в группе | https://resh.edu.ru/subject/lesson/819/ | Оценка учителем учащихся по правильным ответам и активной работе каким-либо символом |
6 | Первичная проверка понимания 5 мин | Сегодня каждый из нас пытается сам понять и изучить новую тему урока. Охарактеризуйте типы корневых систем. А теперь работаем сообща: 1.Чем стержневая корневая система отличается от мочковатой? 2.Какая корневая система защищает почву от эрозии и почему? 3.Почему растения нельзя сажать близко друг к другу? 4.Вы поставили лист глоксинии в воду и через определенное время на черенке появились корни. Какие это корни? 5.Какую функцию мочковатая корневая система выполняет лучше стержневой? А) поглощение воды и минеральных солей Б) закрепление в почве В) запас питательных веществ Г) транспорт питательных веществ | Представитель каждой группы, заполняя часть ментальной карты по изучаемому типу корневых систем и рисунку, дает ей характеристику через описание внешнего вида, видов корней и отличительных признаков. Ответы на вопросы | Личностные: осознание необходимости новых знаний для ученика Познавательные: изложение полученной информации об отличительных признаках типов корневых систем; создание информационной модели в виде ментальной карты с выделением отличий типов корневых систем Коммуникативные: развитие умения вести монолог, выражать свои мысли | Прием «создание ситуации успеха» Оценка учителем учащихся по правильным ответам и активной работе каким-либо символом | |
7 | Проверка понимания. Лабораторная работа 5мин | Теперь попытаемся научиться распознавать типы корневых систем у растений | Выполнение лабораторной работы в парах при работе с гербарием с составлением таблицы (приложение № 4) Собрать пазл –подсказку для определения типов корневых систем | Познавательные: формулирование вывода на основе анализа самостоятельно полученных данных при определении типа корневой системы Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей | https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=190a62b7a460 | Прием «Взаимоконтроль» Взаимоконтроль по критериям: Каждое правильное определение видов корней - 2 балла Каждое правильное определение типа корневой системы - 1 балл |
8 | Включение нового знания в систему 5 мин | Проверьте свои знания, выполнив тестовые задания | Выполнение тестовых заданий, самопроверка | Регулятивные: умение проводить самооценку Познавательные: овладение приемами самоконтроля, сличение способов действий и его результата с заданным эталоном | Прием «Самоконтроль» Самоконтроль по критериям: Определил все 3 вида корней – 3 балла Определил 2 вида корней – 2 балла Определил 1 вид корней – 1 балл Определил 2 типа корневых систем – 2 балла Определил 1 тип корней – 1 балл | |
9 | Домашнее задание 1 мин | П. 7 пункт 1,3 Уметь описывать и сравнивать виды корней и типы корневых систем. Составить презентацию «Удивительные корни» | Записывают в дневник | Регулятивные: умение слушать в соответствии с поставленной целью | ||
10 | Подведение итогов. Оценивание 2 мин | Итак: 1. Растение не может жить без корней, т. к. … 2.Стержневую корневую систему можно отличить по … 3.Главный корень развивается из … 4.Боковые и придаточные корни находятся на … | Ответы учащихся | Коммуникативные: умение критически относиться к своему мнению Регулятивные: умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей | http://puzzlecup.com/?guess=D77A3196AA5CDC54 | Оценка учителем учащихся по правильным ответам и активной работе каким-либо символом |
11 | Рефлексия 2 мин | Сегодня на уроке: 1.Я узнал … 2.Мне было интересно … 3.Теперь я могу … 4.Мне не понравилось … 5.Оказывается … | Высказывания учащихся | Познавательные: умение строить свои рассуждения Коммуникативные: умение критически относиться к своему мнению Регулятивные: умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей | Чем вам запомнился урок? - lino (linoit.com) | Оценка учителем учащихся по правильным ответам и активной работе каким-либо символом |
Оцени урок и свою работу:
Урок | На уроке я |
Не понравился | Работал |
Понравился | Принимал ответы одноклассников и постоянно соглашался с ними |
Узнал много нового | Помогал другим |
Понял весь материал | |
Не все понятно, дома доработаю материал урока |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Схема «Функции корня»
симбиоз вегетативное размножение запас
питательных веществ
закрепление функции корня удерживание
растения в почве надземной
части растения
поглощение воды проведение воды
и минеральных веществ и минеральных веществ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Карточка-задание №1 «Стержневая корневая система»
1.Познакомьтесь с текстом параграфа 15 пункт 1, изучите рисунки 19-20, слайд «Виды корней» и «Типы корневых систем».
2.Опишите стержневую корневую систему, отвечая на вопросы:
- какая корневая система называется стержневой?
- для покрытосеменных растений какого класса она характерна?
- какие корни образуют стержневую корневую систему?
- из чего развивается главный корень?
- где образуются придаточные корни?
- от каких корней отходят боковые корни?
- каковы отличительные признаки стержневой корневой системы?
Карточка-задание №2 «Мочковатая корневая система»
1.Познакомьтесь с текстом параграфа 15 пункт 1, изучите рисунки 19-20, слайд «Виды корней» и «Типы корневых систем».
2.Опишите мочковатую корневую систему, отвечая на вопросы:
- какая корневая система называется мочковатой?
- для покрытосеменных растений какого класса она характерна?
- какие корни образуют стержневую корневую систему?
- что происходит с главным корнем у растений с мочковатой корневой системой?
- от каких корней отходят боковые корни в мочковатой корневой системе?
- каковы отличительные признаки стержневой корневой системы?
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Ментальная карта
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Инструктивная карточка для лабораторной работы «Типы корневых систем»
Цель: научиться распознавать типы корневых систем у растений
Оборудование: гербарий растений
Ход работы
1.Рассмотрите корневые системы на гербарных экземплярах растений (5 примеров растений).
2.Определите типы корневых систем.
3.Данные занесите в таблицу:
Название растения | Тип корневой системы | Виды корней |
4.Сформулируйте вывод, ответив на вопрос: по каким признакам вы определяли тип корневой системы?
Критерии взаимоконтроля:
Каждое правильное определение видов корней - 2 балла (максимально – 10 баллов)
Каждое правильное определение типа корневой системы - 1 балл (максимально 5 баллов)
14-15 баллов – отлично
12-13 баллов – хорошо
10-11 баллов - удовлетворительно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока «Виды корней и типы корневых систем»
Технологическая карта для самостоятельной работы учащихся....
Урок онлайн. Корни. Корневые системы
Содержание урока:1. Функции корня2. Виды корней3. Типы корневых систем4. Зоны корня5. Видоизменения корней 1. Функции корня1. Как и всякий орган, корень растения выполняет несколько важных функци...
Технологическая карта урока для 6 класса. Системы объектов. Состав и структура системы.
Технологическая карта урока для 6 класса. Системы объектов. Состав и структура системы....
Технологическая карта урока "Разнообразие живого"
Класс: 5 УМК: Сонин Н.И., Плешаков А.А.Предмет: БиологияТема: Разнообразие живогоТип урока: Урок «Открытия» нового знания...
Технологическая карта урока Разнообразие форм рельефа Земли 7 класс
Технологическая карта урока для 7 класса на тему "Разнообразие форм рельефа Земли"...
Технологическая карта урока "Квадратные корни."
Тема: Квадратные корни.Класс: 8 Предмет: алгебраУМК: учебник Ю.Н. Макарычев Алгебра 8 класс «Просвещение 2014»Тип урока: Обобщение и систематизация знанийЦели: Личностные: - ясно выражать ...
Технологическая карта урока "Разнообразие природы Южной Америки"
Разнообразие природы Южной Америки...