Урок онлайн. Корни. Корневые системы
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Содержание урока:
1. Функции корня
2. Виды корней
3. Типы корневых систем
4. Зоны корня
5. Видоизменения корней
1. Функции корня
1. Как и всякий орган, корень растения выполняет несколько важных функций. Прежде всего он удерживает растение в почве. Трудно в сильный ветер удержать в руках зонтик. В сотни раз большие усилия должны выдерживать корни, чтобы дерево в бурю не свалилось.
2. Его вторая важная роль — это всасывание и передача в побег воды с растворенными минеральными веществами. Корни всасывают и передают в побег необходимую для жизни растения воду и минеральные соли. У некоторых растений скорость движения воды в древесине достигает десятков метров в час.
3. У некоторых растений корни дают приют микроорганизмам, которые делятся с растением-хозяином ценными минеральными веществами. У клевера, гороха и их родственников в корневых клубеньках обитают почвенные бактерии, вырабатывающие необходимые растению соединения азота.
4. Часто корень служит хранилищем запасов.
5. Иногда корень может служить для размножения. У некоторых растений, например у тополей, серой ольхи от корней могут отрастать побеги. Такой способ размножения помогает им быстро захватывать территорию.
6. Гораздо реже можно встретиться с корнями-присосками растений-паразитов, дыхательными корнями некоторых растений болот, корнями-подпорками, которые развиваются на ветвях некоторых тропических деревьев. Корни-подпорки фикусов-баньянов похожи на стволы. Целая роща в несколько гектар может оказаться одним растением.
Дыхательные корни таксодиума или болотного кипариса поднимаются над поверхностью почвы. Их задача — проведение воздуха к глубже лежащим корням.
Функции корней | |||
Почвенное питание | Закрепление | Накопление веществ | Вегетативное размножение |
Корень обеспечивает почвенное питание, растение получает воду и растворённые в ней минеральные вещества. | Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его. | В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества (например, корнеплоды). | Корни могут выполнять функцию вегетативного размножения (например, корнеотпрысковые растения). |
2. Виды корней
- Корень, развивающийся из зародышевого корешка семени, называется главным.
- От главного корня отходят боковые корни, способные к ветвлению.
- Корни могут формироваться также на надземных частях растений — стеблях или листьях; такие корни называются придаточными.
Совокупность всех корней растения составляет корневую систему.
3. Типы корневых систем
Различают два основных типа корневых систем:
- стержневую, имеющую хорошо развитый главный корень, который длиннее и толще других;
- мочковатую, в которой главный корень отсутствует или не выделяется среди многочисленных придаточных корней.
Стержневая корневая система характерна главным образом для двудольных растений, мочковатая — для большинства однодольных.
4. Зоны корня
Зона корня | Рабочая ткань | Особенности участка корня и его клеток | Функции |
Корневой чехлик | Покровная ткань | Живые клетки, которые постоянно обновляются. Клетки выделяют слизь, она покрывает поверхность молодого корня. |
|
Зона деления | Образовательая ткань — меристема | Клетки зоны деления тонкостенные и заполнены цитоплазмой, вакуоли отсутствуют. Зону деления можно отличить на живом корешке по желтоватой окраске, длина её около 1 мм. | Обеспечивает рост корня.
|
Зона роста | Образовательная ткань | Клетки зоны роста уже не делятся, но способны растягиваться в продольном направлении, проталкивая корневое окончание вглубь почвы. Клетки вытягиваются за счет увеличения вакуоли. | Обеспечивает рост корня растяжением. В пределах зоны роста происходит разделение клеток на ткани.Закладываются элементы первичной ксилемы. |
Зона всасывания (зона корневых волосков) | Покровная ткань | Длина зоны от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. В отличие от зоны роста участки этой зоны уже не смещаются относительно частиц почвы. Корневые волоски — это выросты клеток поверхностной ткани поглощающей зоны корня растения.Они содержат слой протоплазмы, ядро, крупную вакуоль; их тонкие, легко проницаемые для воды, оболочки плотно склеиваются с комочками почвы. Корневые волоски выделяют в почву различные вещества. Длина варьируется у разных видов растений от 0,06 до 10 мм. С увеличением влажности почвы образование замедляется; не образуются они и в очень сухой почве. По прошествии определённого времени корневой волосок отмирает. Продолжительность его жизни не превышает 10-20 дней | Участвует в поглощении воды и минеральных веществ. Основную массу воды и питательных веществ молодые корни всасывают с помощью корневых волосков. |
Зона проведения | Проводящая ткань | В состав проводящих тканей этой зоны корня входят:
| Проведение поглощенных веществ в надземную часть |
5. Видоизменения корней
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока «Виды корней и типы корневых систем»
Технологическая карта для самостоятельной работы учащихся....
Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем"
Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем" в 6 классе к учебнику В.В. Пасечника. Урок комбинированный, включает задания разного уровня сложности на всех этапах урока....
Презентация "Строение корня. Корневые системы"
Данную презентацию можно использовать при изучении темы "Корень. Строения корня" биология 6 класс....
Урок-презентацияпо теме:" Корни. Корневые системы"
Урок изучения новой темы...
Урок биологии в 7 классе КОУ "Виды корней. Корневые системы. "
Данный урок имеет практическую напраленность, новоя тема кратко изложена с помощью опорного конспекта. Для закрепления использован прием смыслового просмотра и обсуждения видеофр...
технологическая карта урока Разнообразие корней. Корневые системы
Урок биологии в 6 классе по теме "Разнообразие корней. Корневые системы" с использованием цифровых образовательных ресурсов и платформ...
Урок биологии "Корень. Корневые системы", 6 класс
Урок биологии по теме "Корень. Корневые системы" , урок-исследование с применением поисковых методов обчения...