Рабочие программы по биолгии для 8класса.
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочие прогаммы по биологии для 8 класса имеют пояснительную записку, в которй отражены цели, задачи, планируемые результаты освоения учебного предмета: предметные, метапредметные, личностные. Содержание. Задания и формы работы по формированию УУД. Тематическое планирование, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии. | 69.92 КБ |
Предварительный просмотр:
+
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «Утверждена» приказом от 30 августа 2019 г. № ________ Директор _________ / Безрученкова С. П. |
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «Утверждена» приказом от 30 августа 2019 г. № 253/01 - 04 |
Рабочая программа
основного общего образования
по биологии
для 8 А класса
«Согласована» Заместитель директора ____________ / Мехадюк Т. А. «28» августа 2019 г. |
Составитель: Шпакова Елена Васильевна, учитель биологии высшей квалификационной категории |
пгт Верхнеднепровский
2019 г
Аннотация к рабочей программе по биологии для 8А класс
Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 А классf составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
- Примерной программы основного общего образования по биологии. 5 – 9 классы, М - Просвещение, 2014
- Программы для общеобразовательных учреждений. Д.В. Колесова, Р.Д. Маш. Биология М- Просвещение, 2014
- Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО,2019
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Рабочая программа ориентирована на использование УМК, состоящего из следующих пособий:
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс.- М.: Дрофа Вертикаль, 2015г
Методическое пособие: «Тематическое и поурочное планирование к учебнику» М.: Дрофа Вертикаль, 2014
Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс, М.:Дрофа, 2014
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15
Курс биологии в 8 А- классе рассчитан на 65 часов. (2 часа в неделю).
Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год
Цель программы:
Понимать особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.тканей, органов и систем органов человеческого организма; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;
вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины.
Задачи программы:
выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма; объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими ; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
знать причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; в системе моральных норм ценностей по отношениюк собственному здоровью и здоровью других людей;
проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
получать информацию об организме человека из разных источников.
Учитель Шпакова Е.В.
Рабочая программа по биологии для 8 А класса
Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 А класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
- Примерной программы основного общего образования по биологии. 5 – 9 классы, М- Просвещение, 2014
- Программы для общеобразовательных учреждений. Д.В. Колесова, Р.Д. Маш. Биология М - Просвещение, 2014
- Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО,2019
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Рабочая программа ориентирована на использование УМК, состоящего из следующих пособий:
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс М.:Дрофа, Вертикаль, 2015
Методическое пособие: Тематическое и поурочное планирование к учебнику М.: Дрофа , Вертикаль, 20
14
Рабочая тетрадь. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс, М.: Дрофа, 2014
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15
Курс биологии в 8 А - классе рассчитан на 65 часов. (2 часа в неделю)
Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год
Корректировка авторской программы в связи с уменьшением количества часов на изучение материала в рабочей программе в соответствии с учебно – календарным графиком.
№ | Название темы | Авторская программа(количество часов) | Рабочая программа(количество часов) |
1 | Иммунитет | 2 | 1 |
2 | Выделение | 2 | 1 |
3 | Повторение темы «Строение организма». | 2 | 1 |
Изучение материала будет проведено за счет его уплотнения
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета:
В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД:
Личностные результаты обучения формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, знание основных принципов и правил отношения к живой природе, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;формирование личностных представлений о целостности природы.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования; совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Метапредметные результаты обучения:
обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией; проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов; находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека; оформлять её в виде устных сообщений, докладов; рефератов;
обучающийся получит возможность научиться находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;проводить исследовательскую и проектную работу; аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД, наркомания, алкоголизм.
Предметные результаты обучения:
обучающийся научится понимать особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки; тканей; органов и систем органов человеческого организма; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость; регуляцию жизнедеятельности организма, раздражимость; заболевания систем органов, а также меры их профилактики; вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины.
обучающийся получит возможность научиться выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; получать информацию об организме человека из разных источников.
II.Содержание учебного предмета
Введение
Биосоциальная природа человека и науки изучающие его.
Происхождение человека
Место человека в системе органического мира; доказательства происхождения человека от животных. Историческое прошлое людей, расы, взгляды социал – дарвинистов, расистов на происхождение, будущее людей.
Строение организма
Уровня организации организма человека, план его строения, топография внутренних органов и полостях тела.
Опорно-двигательная система
Функции опорно – двигательной системы; знания о строении и свойствах костей, их химическом строении, составе, о типах соединения, особенностях роста в длину, толщину. Значение физических упражнений на сохранение здоровья человека.
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма, характеристика ее состава, роль в организме, значение ее состава. Состав крови и ее функциях, роли процесса свертывания, виды иммунитета, особенности строения и функция белых клеток крови лейкоцитов. понятия «вакцина» «сыворотка», значение прививок причины движения крови и лимфы по организму.
Дыхание
Сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека, строение органов дыхания в связи с их функциями, процесс образования голоса, меры профилактики заболеваний голосовых связок. Механизмы вдоха и выдоха, понятие «жизненная емкость легких». Нейрогуморальная регуляция дыхания.
Пищеварение
Строение органов пищеварения, связь их строения с выполняемой функцией. Пищеварение в каждом отделе пищеварительного тракта, нервную и гуморальную регуляцию каждого процесса. Влияние алкоголя, никотина на процессы пищеварения, заболевания пищеварительного тракта, профилактика заболеваний. Гигиена питания.
Обмен веществ и энергии
Сущность обмена веществ как основной функции организма, значение пластического и энергетического обмена, их взаимосвязь, регуляцию обмена веществ. Витамины. Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион.
Покровные органы
Знания о строении и функциях кожи.
Терморегуляция
Защита организма от перегревания и охлаждения, условия сохранения постоянной температуры тела, способами терморегуляции, рефлекторными механизмами, сущность закаливания организма, его формы, условия закаливания.
Выделение
Строение и функции органов выделения. Значение выделения из организма человека конечных продуктов распада.
Нервная система
Строении и функция нервной системы, нервной ткани, нейронах; умение работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения. Понятие о рефлексе, рефлекторной дуге, обратной связи, их значении для организма.
Анализаторы. Органы чувств
Понятия анализатор, функции и строении анализаторов их видах, о специфичности, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека. Взаимодействие анализаторов.
Высшая нервная деятельность
потребностя организма, влияние физиологических и социальных потребностей на поведение человека; роль работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности.
Эндокринная система
Железы внутренней секреции, внешней и смешанной, о гормоны, их свойства, значении в жизнедеятельности организма.
Индивидуальное развитие организма
Самовоспроизведение организмов, особенности полового размножения у человека, строением его половых желез и половых клеток; в связи с выполняемой функцией.
Типовые задания и формы работы по формированию УУД.
Личностные: Формировать устойчивость, мотивацию к изучению нового. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом.
Формы работы: проекты, творческие задания, исследования. Устный ответ. Самостоятельная работа, контрольная работа
Познавательные: Формировать умение добывать, преобразовывать и представлять информацию. Элементы исследовательской работы
Формы работы: работа с учебником, с дополнительной литературой, информацией из интернета. Решение и составление задач
Регулятивные: Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней. Работа с текстом, с учебником
Формы работы: задания на самопроверку, творческие задания. Взаимопроверка
, цифровой диктант,
Коммуникативные: Описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности. Формировать умение слушать, вступать в диалог, признавать свои ошибки. Умение работать в парах, группами.
Формы работы: Фронтальные беседы, групповые задания, творческие игры. Конкурсы и викторины, творческие задания Составление проектов.
Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа. Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.
III. Тематическое планирование
.
№ | Наименование раздела | Количество часов | Тестирование | Лаб.р | Практ. р. | Сам.р. |
№1 | Введение. | 2 | ||||
№2 | Происхождение человека. | 3 | 1 | |||
№3 | Строение организма. | 5 | 1 | 1 | ||
№4 | Опорно-двигательная система. | 7 | 2 | 1 | 1 | |
№5 | Внутренняя среда организма | 4 | 3 | 1 | ||
№6 | Дыхание | 5 | ||||
№7 | Пищеварение | 4 | 1 | |||
№8 | Обмен веществ | 6 | 1 | |||
№9 | Покровные органы. | 3 | 1 | |||
№10 | Терморегуляция. | 4 | ||||
№11 | Выделение. | 5 | ||||
№12 | Нервная система | 5 | 1 | |||
№13 | Анализаторы. Органы чувств. | 5 | 1 | 1 | ||
№14 | Высшая нервная деятельность. Поведение, психика. | 2 | ||||
№15 | Индивидуальное развитие организма | 4 | 1 |
IV.Календарно – тематическое планирование
№ темы | Тема урока | Количество часов | Дата. | |
План. | Факт. | |||
1 | Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. | 1 час. | 2.09 | |
2 | Становление наук о человеке. | 1 час. | 5.09 | |
3 | Систематическое положение человека. | 1 час. | 9.09 | |
4 | Историческое прошлое людей. | 1 час. | 12.09 | |
5 | Расы человека. | 1 час. | 16.09 | |
6 | Общий обзор организма человека. | 1 час. | 19.09 | |
7 | Клеточное строение организма. | 1 час. | 23.09 | |
8 | Ткани: Лаб. р. «Ткани организма человека». | 1 час. | 26.09 | |
9 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. | 1 час. | 30.09 | |
10 | Значение опорно-двигательной системы ее состав. Лаб.р.«Микроскопическое строение кости». | 1 час. | 3.10 | |
11 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. | 1 час. | 7.10 | |
12 | Соединение костей | 1 час. | 10.10. | |
13 | Строение мышц. Обзор мышц человека. Пр.р. «Рассматривание групп мышц на карточках» | 1 час. | 14.10 | |
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция. | 1 час. | 17.10 | |
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лаб.р. «Выявление нарушений осанки». | 1 час. | 21.10 | |
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 1 час. | 24.10 | |
17 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | 1 час. | 7.11 | |
18 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 1 час. | 11.11 | |
19 | Иммунология на службе здоровья. | 1 час. | 14.11 | |
20 | Транспортные системы организма. | 1 час. | 18.11 | |
21 | Круги кровообращения Лаб. Р .«Функция венозных клапанов» | 1 час. | 21.11 | |
22 | Строение и работа сердца. | 1 час. | 25.11 | |
23 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лаб.р. «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». | 1 час. | 28.12 | |
24 | Гигиена сердечно – сосудистой системы. Лаб.р. «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку». | 1 час. | 2.12 | |
25 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 час. | 5.12 | |
26 | Значение дыхания. | 1 час. | 9.12 | |
27 | Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. | 1 час. | 12.12 | |
28 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Лаб. р. «Определение запылённости атмосферы в зимнее время».
| 1 час. | 16.12 | |
29 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. | 1 час. | 29.12 | |
30 | Питание и пищеварение. | 1 час. | 23.12 | |
31 | Пищеварение в ротовой полости. | 1 час. | 26.15 | |
32 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Лаб.р. «Действие слюны на крахмал». | 1 час. | 9.01 | |
33 | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. | 1 час. | 13.01 | |
34 | Регуляция пищеварения. | 1 час. | 16.01 | |
35 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 1 час. | 20.01 | |
36 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | 1 час. | 23.01 | |
37 | Витамины. | 1 час. | 27.01 | |
38 | Энерготраты человека. Лаб.р. «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена». | 1 час. | 30.01 | |
39 | Кожа – наружный покровный орган. | 1 час. | 3.02 | |
40 | Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | 1 час. | 6.02 | |
41 | Терморегуляция организма. Закаливание. | 1 час. | 10.02 | |
42 | Выделение. | 1 час. | 13.02 | |
43 | Значение нервной системы. | 1 час. | 17.02 | |
44 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | 1 час. | 20.02 | |
45 | Строение головного мозга. Лаб. р. «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». | 1 час. | 27.02 | |
46 | Функции переднего мозга. | 1 час. | 2.03 | |
47 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | 1 час. | 5.03 | |
48 | Анализаторы. | 1 час. | 12.03 | |
49 | Зрительный анализатор. Лаб. р. «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», | 1 час. | 16.03 | |
50 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | 1 час. | 19.03 | |
51 | Слуховой анализатор. | 1 час. | 2.04 | |
52 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 1 час. | 6.04 | |
53 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 час. | 9.04 | |
54 | Врождённые и приобретённые программы поведения. | 1 час. | 13.04 | |
55 | Сон и сновидения. | 1 час. | 16.04 | |
56 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 час. | 20.04 | |
57 | Воля, эмоции, внимание. | 1 час. | 23.04 | |
58 | Роль эндокринной регуляции. | 1 час. | 27.04 | |
59 | Функция желёз внутренней секреции. | 1 час. | 30.04 | |
60 | Жизненные циклы. Размножение. | 1 час. | 7.05 | |
61 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | 1 час. | 14.05 | |
62 | Промежуточная аттестация (тестирование) | 18.05 | ||
63 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. | 1 час. | 21.05 | |
64 | Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. | 1 час. | 25.05 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «Утверждена» приказом от 30 августа 2019 г. № ________ Директор _________ / Безрученкова С. П. |
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «Утверждена» приказом от 30 августа 2019 г. № 253/01 - 04 |
Рабочая программа
основного общего образования
по биологии
для 8 Б класса
«Согласована» Заместитель директора ____________ / Мехадюк Т. А. «28» августа 2019 г. |
Составитель: Шпакова Елена Васильевна, учитель биологии высшей квалификационной категории |
пгт Верхнеднепровский
2019 г
Аннотация к рабочей программе по биологии для 8 Б класса
Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 Б класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
- Примерной программы основного общего образования по биологии. 5 – 9 классы, М - Просвещение, 2014
- Программы для общеобразовательных учреждений. Д.В. Колесова, Р.Д. Маш. Биология М- Просвещение, 2014
- Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО,2019
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Рабочая программа ориентирована на использование УМК, состоящего из следующих пособий:
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс.- М.: Дрофа Вертикаль, 2015г
Методическое пособие: «Тематическое и поурочное планирование к учебнику» М.: Дрофа Вертикаль, 2014
Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс, М.:Дрофа, 2014
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15
Курс биологии в 8 Б - классе рассчитан на 64 часа. (2 часа в неделю).
Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год
Цель программы:
Понимать особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.тканей, органов и систем органов человеческого организма; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;
вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины.
Задачи программы:
выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма; объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими ; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
знать причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; в системе моральных норм ценностей по отношениюк собственному здоровью и здоровью других людей;
проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
получать информацию об организме человека из разных источников.
Учитель Шпакова Е.В.
Рабочая программа по биологии для 8 Б класса
Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 Б класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
- Примерной программы основного общего образования по биологии. 5 – 9 классы, М Просвещение, 2014
- Программы для общеобразовательных учреждений. Д.В. Колесова, Р.Д. Маш. Биология М - Просвещение, 2014
- Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО,2019
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Рабочая программа ориентирована на использование УМК, состоящего из следующих пособий:
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс, М.: Дрофа, Вертикаль, 2015
Методическое пособие: Тематическое и поурочное планирование к учебнику М.: Дрофа, Вертикаль, 2014
Рабочая тетрадь. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс, М.:Дрофа, 2014
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15
Курс биологии в 8 Б - классе рассчитан на 64 часов. (2 часа в неделю).
Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год
Корректировка авторской программы
Корректировка авторской программы в связи с уменьшением количества часов на изучение материала в рабочей программе в соответствии с учебно – календарным графиком.
№ | Название темы | Авторская программа(количество часов) | Рабочая программа(количество часов) |
1 | Повторение темы «Строение организма». | 2 | 1 |
2 | Повторение темы «Строение организма». | 2 | 1 |
Изучение материала будет проведено за счет его уплотнения
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета:
В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД:
Личностные результаты обучения: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, знание основных принципов и правил отношения к живой природе, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;формирование личностных представлений о целостности природы.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования; совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Метапредметные результаты обучения:
обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией; проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов; находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
обучающийся получит возможность научиться находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;проводить исследовательскую и проектную работу; аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД, наркомания, алкоголизм.
Предметные результаты обучения:
обучающийся научится понимать особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки, тканей, органов и систем органов человеческого организма; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляцию жизнедеятельности организма, раздражимость, заболевания систем органов, а также меры их профилактики; вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины.
обучающийся получит возможность научиться выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости; проявления наследственных заболеваний, иммунитета к собственному здоровью и здоровью других людей; проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, получать информацию об организме человека из разных источников.
II.Содержание учебного предмета Введение
Биосоциальная природа человека и науки изучающие его.
Происхождение человека
Место человека в системе органического мира; доказательства происхождения человека от животных. Историческое прошлое людей, расы, взгляды социал – дарвинистов, расистов на происхождение, будущее людей.
Строение организма
Уровня организации организма человека, план его строения, топография внутренних органов и полостях тела.
Опорно-двигательная система
Функции опорно – двигательной системы; знания о строении и свойствах костей, их химическом строении, составе, о типах соединения, особенностях роста в длину, толщину. Значение физических упражнений на сохранение здоровья человека.
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма, характеристика ее состава, роль в организме, значение ее состава. Состав крови и ее функциях, роли процесса свертывания, виды иммунитета, особенности строения и функция белых клеток крови лейкоцитов. понятия «вакцина» «сыворотка», значение прививок причины движения крови и лимфы по организму.
Дыхание
Сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека, строение органов дыхания в связи с их функциями, процесс образования голоса, меры профилактики заболеваний голосовых связок. Механизмы вдоха и выдоха, понятие «жизненная емкость легких». Нейрогуморальная регуляция дыхания.
Пищеварение
Строение органов пищеварения, связь их строения с выполняемой функцией. Пищеварение в каждом отделе пищеварительного тракта, нервную и гуморальную регуляцию каждого процесса. Влияние алкоголя, никотина на процессы пищеварения, заболевания пищеварительного тракта, профилактика заболеваний. Гигиена питания.
Обмен веществ и энергии
Сущность обмена веществ как основной функции организма, значение пластического и энергетического обмена, их взаимосвязь, регуляцию обмена веществ. Витамины. Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион.
Покровные органы
Знания о строении и функциях кожи.
Терморегуляция
Защита организма от перегревания и охлаждения, условия сохранения постоянной температуры тела, способами терморегуляции, рефлекторными механизмами, сущность закаливания организма, его формы, условия закаливания.
Выделение
Строение и функции органов выделения. Значение выделения из организма человека конечных продуктов распада.
Нервная система
Строении и функция нервной системы, нервной ткани, нейронах; умение работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения. Понятие о рефлексе, рефлекторной дуге, обратной связи, их значении для организма.
Анализаторы. Органы чувств
Понятия анализатор, функции и строении анализаторов их видах, о специфичности, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека. Взаимодействие анализаторов.
Высшая нервная деятельность
потребностя организма, влияние физиологических и социальных потребностей на поведение человека; роль работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности.
Эндокринная система
Железы внутренней секреции, внешней и смешанной, о гормоны, их свойства, значении в жизнедеятельности организма.
Индивидуальное развитие организма
Самовоспроизведение организмов, особенности полового размножения у человека, строением его половых желез и половых клеток; в связи с выполняемой функцией.
Типовые задания и формы работы по формированию УУД.
Личностные: Формировать устойчивость, мотивацию к изучению нового. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом.
Формы работы: проекты, творческие задания, исследования. Устный ответ. Самостоятельная работа, контрольная работа
Познавательные: Формировать умение добывать, преобразовывать и представлять информацию. Элементы исследовательской работы
Формы работы: работа с учебником, с дополнительной литературой, информацией из интернета. Решение и составление задач
Регулятивные: Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней. Работа с текстом, с учебником
Формы работы: задания на самопроверку, творческие задания. Взаимопроверка
, цифровой диктант,
Коммуникативные: Описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности. Формировать умение слушать, вступать в диалог, признавать свои ошибки. Умение работать в парах, группами.
Формы работы: Фронтальные беседы, групповые задания, творческие игры. Конкурсы и викторины, творческие задания Составление проектов.
Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа. Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.
III. Тематическое планирование
.
№ | Наименование раздела | Количество часов | Тестирование | Лаб.р | Практ. р. | Сам.р. |
№1 | Введение. | 2 | ||||
№2 | Происхождение человека. | 3 | 1 | |||
№3 | Строение организма. | 5 | 1 | 1 | ||
№4 | Опорно-двигательная система. | 7 | 2 | 1 | 1 | |
№5 | Внутренняя среда организма | 4 | 3 | 1 | ||
№6 | Дыхание | 5 | ||||
№7 | Пищеварение | 4 | 1 | |||
№8 | Обмен веществ | 6 | 1 | |||
№9 | Покровные органы. | 3 | 1 | |||
№10 | Терморегуляция. | 4 | ||||
№11 | Выделение. | 5 | ||||
№12 | Нервная система | 5 | 1 | |||
№13 | Анализаторы. Органы чувств. | 5 | 1 | 1 | ||
№14 | Высшая нервная деятельность. Поведение, психика. | 2 | ||||
№15 | Индивидуальное развитие организма | 4 | 1 |
VI.Календарно – тематическое планирование
№ темы | Тема урока | Количество часов | Дата. | |
План. | Факт. | |||
1 | Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. | 1 час. | 2.09 | |
2 | Становление наук о человеке. | 1 час. | 6.09 | |
3 | Систематическое положение человека. | 1 час. | 9.09 | |
4 | Историческое прошлое людей. | 1 час. | 13.09 | |
5 | Расы человека. | 1 час. | 16.09 | |
6 | Общий обзор организма человека. | 1 час. | 20.09 | |
7 | Клеточное строение организма. | 1 час. | 23.09 | |
8 | Ткани:. Лаб. р.«Ткани организма человека». | 1 час. | 27.09 | |
9 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. | 1 час. | 30.10 | |
10 | Значение опорно-двигательной системы ее состав. Лаб.р.«Микроскопическое строение кости». | 1 час. | 4.10 | |
11 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. | 1 час. | 7.10 | |
12 | Соединение костей | 1 час. | 11.10 | |
13 | Строение мышц. Обзор мышц человека. Пр.р. «Рассматривание групп мышц на карточках» | 1 час. | 14.10 | |
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция. | 1 час. | 18.10 | |
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лаб.р.«Выявление нарушений осанки». | 1 час. | 21.10 | |
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 1 час. | 25.10 | |
17 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | 1 час. | 8.11 | |
18 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 1 час. | 11.11 | |
19 | Иммунология на службе здоровья. | 1 час. | 15.11 | |
20 | Транспортные системы организма. | 1 час. | 18.11 | |
21 | Круги кровообращения Лаб. р.«Функция венозных клапанов» | 1 час. | 22.11 | |
22 | Строение и работа сердца. | 1 час. | 25.11 | |
23 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лаб.р. «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». | 1 час. | 29.11 | |
24 | Гигиена сердечно – сосудистой системы.Лаб.р. «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку». | 1 час. | 2.12 | |
25 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 час. | 6.12 | |
26 | Значение дыхания. | 1 час. | 9.12 | |
27 | Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. | 1 час. | 13.12 | |
28 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Лаб. р. «Определение запылённости атмосферы в зимнее время». | 1 час. | 16.12 | |
29 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. | 1 час. | 20.12 | |
30 | Питание и пищеварение. | 1 час. | 23.12 | |
31 | Пищеварение в ротовой полости. | 1 час. | 27.12 | |
32 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Лаб.р.«Действие слюны на крахмал». | 1 час. | 10.01 | |
33 | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. | 1 час. | 13.01 | |
34 | Регуляция пищеварения. | 1 час. | 17.01 | |
35 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 1 час. | 20.01 | |
36 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | 1 час. | 24.01 | |
37 | Витамины. | 1 час. | 27.01 | |
38 | Энерготраты человека. Лаб.р. «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена». | 1 час. | 31.01 | |
39 | Кожа – наружный покровный орган. | 1 час. | 3.02 | |
40 | Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Сам. р. «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки». | 1 час. | 7.02 | |
41 | Терморегуляция организма. Закаливание. | 1 час. | 10.02 | |
42 | Выделение. | 1 час. | 14.02 | |
43 | Значение нервной системы. | 1 час. | 17.02 | |
44 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | 1 час. | 21.01 | |
45 | Строение головного мозга. Лаб. р. «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». | 1 час. | 28.02 | |
46 | Функции переднего мозга. | 1 час. | 2.03 | |
47 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | 1 час. | 6.03 | |
48 | Анализаторы. | 1 час. | 13.03 | |
49 | Зрительный анализатор. Лаб. р.«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», | 1 час. | 16.03 | |
50 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | 1 час. | 20.03 | |
51 | Слуховой анализатор. | 1 час. | 3.04 | |
52 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 1 час. | 6.04 | |
53 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 час. | 10.04 | |
54 | Врождённые и приобретённые программы поведения. | 1 час. | 13.04 | |
55 | Сон и сновидения. | 1 час. | 17.04 | |
56 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 час. | 20.04 | |
57 | Воля, эмоции, внимание. | 1 час. | 24.04 | |
58 | Роль эндокринной регуляции. | 1 час. | 27.04 | |
59 | Функция желёз внутренней секреции. | 1 час. | 8.05 | |
60 | Жизненные циклы. Размножение. | 1 час. | 15.05 | |
61 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | 1 час. | 18.05 | |
62 | Промежуточная аттестация (тестирование) | 22.05 | ||
63 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. | 1 час. | 25.05 | |
64 | Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. | 1 час. | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 8класса
Рабочая программа по математике для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего...
Рабочая программа по литературе для 8класса. ( Г.И.Беленький. Базовый уровень).
Литература 8кл. Г.И.Беленький. Базовый уровень....
Рабочая программа по биолгии 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс составлена в соответствии с авторской программой В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Программаосновного общего образования. Биологии. 5-9 классы. Сборник прогр...
Рабочая программа по русскому языку. 8класс
Рабочая программа по учебнику Л.А.Тростенцовой.Расчитана на 105ч....
Рабочая программа по технологии 5-8классы
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных школ по технологии Н.В Синица, П.С Самородский М.: Вентана-Граф, 2015.-112с. ...
Рабочая программа по бурятскому языку 8класс
Рабочая программа по бурятскому языку в 8классе...
Рабочие программы по биолгии для 9класса.
Рабочие прогаммы по биологии для 9 класса имеют пояснительную записку, в которй отражены цели, задачи, планируемые результаты освоения учебного предмета: предметные, метапредметные, личностные. Содерж...