Рабочие программы по биолгии для 8класса.
рабочая программа по биологии (8 класс)

Рабочие прогаммы по биологии для 8 класса имеют пояснительную записку, в которй отражены цели, задачи, планируемые результаты освоения учебного предмета: предметные, метапредметные, личностные. Содержание. Задания и формы работы по формированию УУД. Тематическое планирование, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по биологии.69.92 КБ

Предварительный просмотр:

+

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 «Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «26» августа 2019 г.

Председатель МС

__________/ Румянцева Т. В.  

«Принята»  

педагогическим советом

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

«Утверждена»

приказом от 30 августа 2019 г. №  ________

Директор

_________ / Безрученкова С. П.

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «26» августа 2019 г.

Председатель МС

__________/ Румянцева Т. В.  

«Принята»  

педагогическим советом

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

«Утверждена»

приказом от 30 августа 2019 г. №  253/01 - 04

Рабочая программа

основного общего образования

по биологии

для 8 А  класса

 «Согласована»

Заместитель директора

____________ / Мехадюк Т. А.

«28» августа 2019 г.

Составитель:

Шпакова Елена Васильевна,

учитель биологии

высшей квалификационной категории

 

пгт Верхнеднепровский

2019 г

Аннотация к рабочей программе по биологии для 8А  класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 А классf составлена на основе:

                                 

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
  • Примерной программы основного общего образования по биологии. 5 – 9 классы, М - Просвещение, 2014
  • Программы для общеобразовательных учреждений. Д.В. Колесова, Р.Д. Маш. Биология М- Просвещение, 2014
  • Методических  рекомендаций  Рабочая программа учебного предмета  Методическое пособие  Смоленск ГАУДПО СОИРО,2019
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская  СОШ № 3

Рабочая программа ориентирована на использование УМК,  состоящего из следующих пособий:

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс.- М.: Дрофа Вертикаль, 2015г

Методическое пособие: «Тематическое и поурочное планирование к учебнику» М.: Дрофа Вертикаль, 2014

Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс, М.:Дрофа, 2014

 Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

Курс биологии в 8 А- классе  рассчитан на 65 часов. (2 часа в неделю).

Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год

Цель программы:

Понимать  особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.тканей, органов и систем органов человеческого организма; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;

         вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины.

Задачи программы:

выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма; объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими ; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

знать причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; в системе моральных норм ценностей по отношениюк собственному здоровью и здоровью других людей;

проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

получать информацию об организме человека из разных источников.

Учитель Шпакова Е.В.

Рабочая программа по биологии для 8 А  класса 

Рабочая программа по биологии для обучающихся  8 А  класса составлена на основе:

                                 

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
  • Примерной программы основного общего образования по биологии. 5 – 9 классы, М- Просвещение, 2014
  • Программы для общеобразовательных учреждений. Д.В. Колесова, Р.Д. Маш. Биология М - Просвещение, 2014
  •  Методических  рекомендаций  Рабочая программа учебного предмета  Методическое пособие  Смоленск ГАУДПО СОИРО,2019
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская  СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3

Рабочая программа ориентирована на использование УМК,  состоящего из следующих пособий:

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс М.:Дрофа, Вертикаль, 2015

Методическое пособие: Тематическое и поурочное планирование к учебнику М.: Дрофа        ,          Вертикаль,     20

 14

Рабочая тетрадь. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс, М.: Дрофа, 2014

 Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

 Курс биологии в 8 А - классе рассчитан на 65 часов. (2 часа в неделю)

Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год

Корректировка авторской программы в связи с уменьшением количества часов на изучение материала в рабочей программе в соответствии с учебно – календарным графиком.

Название темы

Авторская программа(количество часов)

Рабочая программа(количество часов)

1

Иммунитет

2

1

2

Выделение

2

1

3

Повторение темы «Строение организма».

2

1

Изучение материала будет проведено за счет его уплотнения

   I.Планируемые  результаты освоения учебного предмета: 

 В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД:

Личностные результаты обучения формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, знание основных принципов и правил отношения к живой природе, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;формирование личностных представлений о целостности природы.

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования; совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. 

 Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

                     Метапредметные  результаты обучения:

обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией; проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов; находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека;  оформлять её в виде устных сообщений, докладов; рефератов;   

 обучающийся получит возможность научиться находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;проводить исследовательскую и проектную работу; аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД, наркомания, алкоголизм.

               Предметные результаты обучения:

          обучающийся научится понимать  особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки; тканей; органов и систем органов человеческого организма; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость; регуляцию жизнедеятельности организма, раздражимость; заболевания систем органов, а также меры их профилактики; вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины.

           обучающийся получит возможность научиться  выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;  родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; получать информацию об организме человека из разных источников.

II.Содержание учебного предмета

Введение

 Биосоциальная природа человека и науки изучающие его.

Происхождение человека

Место человека в системе органического мира; доказательства происхождения человека от животных. Историческое прошлое людей, расы, взгляды  социал – дарвинистов, расистов на происхождение, будущее людей.

Строение организма

Уровня                            организации организма человека, план его строения, топография внутренних органов и полостях тела.

Опорно-двигательная система

Функции  опорно – двигательной системы; знания о строении и свойствах костей, их химическом строении, составе, о типах соединения, особенностях роста в длину, толщину. Значение физических упражнений на сохранение  здоровья человека.

Внутренняя среда организма

Внутренняя среда организма, характеристика ее состава, роль в организме, значение ее состава. Состав крови и ее функциях, роли процесса свертывания, виды иммунитета, особенности строения и функция белых клеток крови лейкоцитов. понятия «вакцина» «сыворотка», значение прививок  причины движения крови и лимфы по организму.

Дыхание

Сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека, строение органов дыхания в связи с их функциями, процесс образования голоса, меры профилактики заболеваний голосовых связок. Механизмы вдоха и выдоха, понятие «жизненная емкость легких». Нейрогуморальная  регуляция дыхания.

Пищеварение

Строение органов пищеварения, связь их строения с выполняемой функцией. Пищеварение в каждом отделе пищеварительного тракта, нервную и гуморальную регуляцию каждого процесса. Влияние алкоголя, никотина на процессы пищеварения, заболевания пищеварительного тракта, профилактика заболеваний. Гигиена питания.

Обмен веществ и энергии

Сущность обмена веществ как основной функции организма, значение пластического и энергетического обмена, их взаимосвязь, регуляцию обмена веществ. Витамины. Нормы питания. Энерготраты  человека и пищевой рацион.

Покровные органы

Знания о строении и функциях кожи.

Терморегуляция

Защита организма от перегревания и охлаждения, условия сохранения постоянной температуры тела, способами терморегуляции, рефлекторными механизмами, сущность закаливания организма, его формы, условия закаливания.

Выделение

Строение и функции органов выделения. Значение выделения из организма человека конечных продуктов распада.

Нервная система

Строении и функция нервной системы, нервной ткани, нейронах; умение работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения. Понятие о рефлексе, рефлекторной дуге, обратной связи, их значении для организма.

Анализаторы. Органы чувств

Понятия анализатор, функции и строении анализаторов их видах, о специфичности, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека. Взаимодействие анализаторов.

Высшая нервная деятельность

потребностя организма,  влияние физиологических и социальных потребностей на   поведение человека; роль работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности.

 Эндокринная система

Железы внутренней секреции, внешней и смешанной, о гормоны, их свойства, значении в жизнедеятельности организма.

Индивидуальное развитие  организма

Самовоспроизведение организмов, особенности полового размножения у человека, строением его половых желез и половых клеток; в связи с выполняемой функцией.

Типовые задания  и формы  работы по формированию УУД.

Личностные: Формировать устойчивость, мотивацию к изучению нового. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом.

Формы  работы: проекты, творческие задания, исследования. Устный ответ. Самостоятельная работа, контрольная работа

Познавательные: Формировать умение добывать, преобразовывать и представлять информацию. Элементы исследовательской работы

 Формы  работы:   работа с учебником, с дополнительной литературой, информацией из интернета.   Решение и составление задач

  Регулятивные: Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней. Работа с текстом, с учебником                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Формы  работы:   задания на самопроверку,  творческие задания. Взаимопроверка

, цифровой диктант,

Коммуникативные:  Описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности.  Формировать умение слушать, вступать в диалог, признавать свои ошибки. Умение работать в парах, группами.     

Формы  работы:   Фронтальные беседы, групповые задания, творческие игры. Конкурсы и викторины, творческие задания  Составление проектов.

      Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа. Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.

III. Тематическое планирование

.

Наименование  раздела

Количество часов

Тестирование

Лаб.р

Практ. р.

Сам.р.

№1

Введение.

2

№2

Происхождение человека.

3

1

№3

Строение организма.

5

1

1

№4

Опорно-двигательная система.

7

2

1

1

№5

Внутренняя среда организма  

4

3

1

№6

Дыхание

5

№7

Пищеварение

4

1

№8

Обмен веществ

6

1

№9

Покровные органы.

3

1

№10

Терморегуляция.

4

№11

Выделение.

5

№12

Нервная система

5

1

№13

Анализаторы. Органы чувств.

5

1

1

№14

Высшая нервная деятельность. Поведение, психика.

2

№15

Индивидуальное развитие организма

4

1

IV.Календарно – тематическое  планирование

№ темы

Тема урока

Количество часов

Дата.

План.

Факт.

1

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

        1 час.

2.09

2

Становление наук о человеке.

1 час.

5.09

3

Систематическое положение человека.

1 час.

9.09

4

Историческое прошлое людей.

1 час.

12.09

5

Расы человека.

1 час.

16.09

6

Общий обзор организма человека.

1 час.

19.09

7

Клеточное  строение организма.

1 час.

23.09

8

Ткани: Лаб. р. «Ткани организма человека».

         1 час.

26.09

9

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

1 час.

30.09

10

Значение опорно-двигательной системы ее состав. Лаб.р.«Микроскопическое строение кости».

1 час.

3.10

11

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей.

1 час.

7.10

12

Соединение костей

1 час.

10.10.

13

Строение мышц. Обзор мышц человека.  Пр.р. «Рассматривание групп мышц на карточках»

1 час.

14.10

14

Работа скелетных мышц и их регуляция.

1 час.

17.10

15

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Лаб.р. «Выявление нарушений осанки».

1 час.

21.10

16

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1 час.

24.10

17

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

1 час.

7.11

18

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1 час.

11.11

19

 Иммунология на службе здоровья.

1 час.

14.11

20

Транспортные системы организма.

1 час.

18.11

21

Круги кровообращения

Лаб. Р .«Функция венозных  клапанов»

1 час.

21.11

22

Строение и работа сердца.

1 час.

25.11

23

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лаб.р.  «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

1 час.

28.12

24

Гигиена сердечно – сосудистой системы. Лаб.р. «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку».

1 час.

2.12

25

Первая помощь при кровотечениях.

1 час.

5.12

26

Значение дыхания.

1 час.

9.12

27

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

1 час.

12.12

28

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Лаб. р. «Определение запылённости атмосферы в зимнее время».

 

1 час.

16.12

29

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.

1 час.

29.12

30

Питание и пищеварение.

1 час.

23.12

31

Пищеварение в ротовой полости.

1 час.

26.15

32

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Лаб.р. «Действие слюны на крахмал».

1 час.

9.01

33

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени.

1 час.

13.01

34

Регуляция пищеварения.

1 час.

16.01

35

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1 час.

20.01

36

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

1 час.

23.01

37

Витамины.

1 час.

27.01

38

Энерготраты человека. Лаб.р. «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

1 час.

30.01

39

Кожа – наружный покровный орган.

1 час.

3.02

40

Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

1 час.

6.02

41

Терморегуляция организма. Закаливание.

1 час.

10.02

42

Выделение.

1 час.

13.02

43

Значение нервной системы.

1 час.

17.02

44

Строение нервной системы. Спинной мозг.

1 час.

20.02

45

Строение головного мозга. Лаб. р. «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

1 час.

27.02

46

Функции переднего мозга.

1 час.

2.03

47

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

1 час.

5.03

48

Анализаторы.

1 час.

12.03

49

Зрительный анализатор. Лаб. р. «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»,               

1 час.

16.03

50

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1 час.

19.03

51

Слуховой анализатор.

1 час.

2.04

52

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

1 час.

6.04

53

Вклад отечественных учёных в разработку  учения о высшей нервной деятельности

1 час.

9.04

54

Врождённые и приобретённые программы поведения.

1 час.

13.04

55

Сон и сновидения.

1 час.

16.04

56

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

1 час.

20.04

57

Воля, эмоции, внимание.

1 час.

23.04

58

Роль эндокринной регуляции.

1 час.

27.04

59

Функция желёз внутренней секреции.

1 час.

30.04

60

Жизненные циклы. Размножение.

1 час.

7.05

61

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

1 час.

14.05

62

Промежуточная аттестация (тестирование)

18.05

63

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

1 час.

21.05

64

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.

1 час.

25.05


Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 «Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «26» августа 2019 г.

Председатель МС

__________/ Румянцева Т. В.  

«Принята»  

педагогическим советом

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

«Утверждена»

приказом от 30 августа 2019 г. №  ________

Директор

_________ / Безрученкова С. П.

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «26» августа 2019 г.

Председатель МС

__________/ Румянцева Т. В.  

«Принята»  

педагогическим советом

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

«Утверждена»

приказом от 30 августа 2019 г.   №  253/01 - 04

Рабочая программа

основного общего образования

по биологии

для 8 Б  класса

 «Согласована»

Заместитель директора

____________ / Мехадюк Т. А.

«28» августа 2019 г.

Составитель:

Шпакова Елена Васильевна,

учитель биологии

высшей квалификационной категории

 

пгт Верхнеднепровский

2019 г

Аннотация к рабочей программе по биологии для 8 Б  класса

Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 Б класса составлена на основе:

                                 

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
  • Примерной программы основного общего образования по биологии. 5 – 9 классы, М - Просвещение, 2014
  • Программы для общеобразовательных учреждений. Д.В. Колесова, Р.Д. Маш. Биология М- Просвещение, 2014
  •  Методических  рекомендаций  Рабочая программа учебного предмета  Методическое пособие  Смоленск ГАУДПО СОИРО,2019
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская  СОШ № 3

Рабочая программа ориентирована на использование УМК,  состоящего из следующих пособий:

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс.- М.: Дрофа Вертикаль, 2015г

Методическое пособие: «Тематическое и поурочное планирование к учебнику» М.: Дрофа Вертикаль, 2014

Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс, М.:Дрофа, 2014

 Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

Курс биологии в 8 Б - классе  рассчитан на 64 часа. (2 часа в неделю).

Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год

Цель программы:

Понимать  особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.тканей, органов и систем органов человеческого организма; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;

         вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины.

Задачи программы:

выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма; объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими ; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

знать причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; в системе моральных норм ценностей по отношениюк собственному здоровью и здоровью других людей;

проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

получать информацию об организме человека из разных источников.

Учитель Шпакова Е.В.

Рабочая программа по биологии для 8 Б класса 

Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 Б класса составлена на основе:

                                 

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
  • Примерной программы основного общего образования по биологии. 5 – 9 классы, М  Просвещение, 2014
  • Программы для общеобразовательных учреждений. Д.В. Колесова, Р.Д. Маш. Биология М - Просвещение, 2014
  • Методических  рекомендаций  Рабочая программа учебного предмета  Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО,2019
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3

Рабочая программа ориентирована на использование УМК,  состоящего из следующих пособий:

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс, М.: Дрофа, Вертикаль, 2015

Методическое пособие: Тематическое и поурочное планирование к учебнику М.: Дрофа, Вертикаль, 2014

Рабочая тетрадь. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс, М.:Дрофа, 2014

 Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

 Курс биологии в 8 Б - классе рассчитан на 64 часов. (2 часа в неделю).

Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год

Корректировка авторской программы

Корректировка авторской программы в связи с уменьшением количества часов на изучение материала в рабочей программе в соответствии с учебно – календарным графиком.

Название темы

Авторская программа(количество часов)

Рабочая программа(количество часов)

1

Повторение темы «Строение организма».

2

1

2

Повторение темы «Строение организма».

2

1

Изучение материала будет проведено за счет его уплотнения

                  I.Планируемые  результаты освоения учебного предмета: 

 В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД:

Личностные результаты обучения: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, знание основных принципов и правил отношения к живой природе, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;формирование личностных представлений о целостности природы.

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования; совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. 

 Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

 Метапредметные результаты обучения:

 обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;  проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов; находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

обучающийся получит возможность научиться находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;проводить исследовательскую и проектную работу; аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД, наркомания, алкоголизм.

               Предметные результаты обучения:

обучающийся научится понимать  особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки, тканей, органов и систем органов человеческого организма; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляцию жизнедеятельности организма, раздражимость, заболевания систем органов, а также меры их профилактики; вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины.

обучающийся получит возможность научиться  выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости; проявления наследственных заболеваний, иммунитета к собственному здоровью и здоровью других людей; проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты,  получать информацию об организме человека из разных источников. 

II.Содержание учебного предмета Введение

 Биосоциальная природа человека и науки изучающие его.

Происхождение человека

Место человека в системе органического мира; доказательства происхождения человека от животных. Историческое прошлое людей, расы, взгляды  социал – дарвинистов, расистов на происхождение, будущее людей.

Строение организма

Уровня организации организма человека, план его строения, топография внутренних органов и полостях тела.

Опорно-двигательная система

Функции  опорно – двигательной системы; знания о строении и свойствах костей, их химическом строении, составе, о типах соединения, особенностях роста в длину, толщину. Значение физических упражнений на сохранение  здоровья человека.

Внутренняя среда организма

Внутренняя среда организма, характеристика ее состава, роль в организме, значение ее состава. Состав крови и ее функциях, роли процесса свертывания, виды иммунитета, особенности строения и функция белых клеток крови лейкоцитов. понятия «вакцина» «сыворотка», значение прививок  причины движения крови и лимфы по организму.

Дыхание

Сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека, строение органов дыхания в связи с их функциями, процесс образования голоса, меры профилактики заболеваний голосовых связок. Механизмы вдоха и выдоха, понятие «жизненная емкость легких». Нейрогуморальная  регуляция дыхания.

Пищеварение

Строение органов пищеварения, связь их строения с выполняемой функцией. Пищеварение в каждом отделе пищеварительного тракта, нервную и гуморальную регуляцию каждого процесса. Влияние алкоголя, никотина на процессы пищеварения, заболевания пищеварительного тракта, профилактика заболеваний. Гигиена питания.

Обмен веществ и энергии

Сущность обмена веществ как основной функции организма, значение пластического и энергетического обмена, их взаимосвязь, регуляцию обмена веществ. Витамины. Нормы питания. Энерготраты  человека и пищевой рацион.

Покровные органы

Знания о строении и функциях кожи.

Терморегуляция

Защита организма от перегревания и охлаждения, условия сохранения постоянной температуры тела, способами терморегуляции, рефлекторными механизмами, сущность закаливания организма, его формы, условия закаливания.

Выделение

Строение и функции органов выделения. Значение выделения из организма человека конечных продуктов распада.

Нервная система

Строении и функция нервной системы, нервной ткани, нейронах; умение работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения. Понятие о рефлексе, рефлекторной дуге, обратной связи, их значении для организма.

Анализаторы. Органы чувств

Понятия анализатор, функции и строении анализаторов их видах, о специфичности, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека. Взаимодействие анализаторов.

Высшая нервная деятельность

потребностя организма,  влияние физиологических и социальных потребностей на   поведение человека; роль работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности.

 Эндокринная система

Железы внутренней секреции, внешней и смешанной, о гормоны, их свойства, значении в жизнедеятельности организма.

Индивидуальное развитие  организма

Самовоспроизведение организмов, особенности полового размножения у человека, строением его половых желез и половых клеток; в связи с выполняемой функцией.

Типовые задания  и формы  работы по формированию УУД.

Личностные: Формировать устойчивость, мотивацию к изучению нового. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом.

Формы  работы: проекты, творческие задания, исследования. Устный ответ. Самостоятельная работа, контрольная работа

Познавательные: Формировать умение добывать, преобразовывать и представлять информацию. Элементы исследовательской работы

 Формы  работы:   работа с учебником, с дополнительной литературой, информацией из интернета.   Решение и составление задач

  Регулятивные: Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней. Работа с текстом, с учебником                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Формы  работы:   задания на самопроверку,  творческие задания. Взаимопроверка

, цифровой диктант,

Коммуникативные:  Описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности.  Формировать умение слушать, вступать в диалог, признавать свои ошибки. Умение работать в парах, группами.     

Формы  работы:   Фронтальные беседы, групповые задания, творческие игры. Конкурсы и викторины, творческие задания  Составление проектов.

      Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа. Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.

III. Тематическое планирование

.

Наименование  раздела

Количество часов

Тестирование

Лаб.р

Практ. р.

Сам.р.

№1

Введение.

2

№2

Происхождение человека.

3

1

№3

Строение организма.

5

1

1

№4

Опорно-двигательная система.

7

2

1

1

№5

Внутренняя среда организма  

4

3

1

№6

Дыхание

5

№7

Пищеварение

4

1

№8

Обмен веществ

6

1

№9

Покровные органы.

3

1

№10

Терморегуляция.

4

№11

Выделение.

5

№12

Нервная система

5

1

№13

Анализаторы. Органы чувств.

5

1

1

№14

Высшая нервная деятельность. Поведение, психика.

2

№15

Индивидуальное развитие организма

4

1

VI.Календарно – тематическое планирование

№ темы

Тема урока

Количество часов

Дата.

План.

Факт.

1

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

        1 час.

2.09

2

Становление наук о человеке.

1 час.

6.09

3

Систематическое положение человека.

1 час.

9.09

4

Историческое прошлое людей.

1 час.

13.09

5

Расы человека.

1 час.

16.09

6

Общий обзор организма человека.

1 час.

20.09

7

Клеточное  строение организма.

1 час.

23.09

8

Ткани:. Лаб. р.«Ткани организма человека».

         1 час.

27.09

9

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

1 час.

30.10

10

Значение опорно-двигательной системы ее состав. Лаб.р.«Микроскопическое строение кости».

1 час.

4.10

11

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей.

1 час.

7.10

12

Соединение костей

1 час.

11.10

13

Строение мышц. Обзор мышц человека. Пр.р. «Рассматривание групп мышц на карточках»

1 час.

14.10

14

Работа скелетных мышц и их регуляция.

1 час.

18.10

15

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Лаб.р.«Выявление нарушений осанки».

1 час.

21.10

16

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1 час.

25.10

17

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

1 час.

8.11

18

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1 час.

11.11

19

 Иммунология на службе здоровья.

1 час.

15.11

20

Транспортные системы организма.

1 час.

18.11

21

Круги кровообращения

Лаб. р.«Функция венозных  клапанов»

1 час.

22.11

22

Строение и работа сердца.

1 час.

25.11

23

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лаб.р.  «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

1 час.

29.11

24

Гигиена сердечно – сосудистой системы.Лаб.р. «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку».

1 час.

2.12

25

Первая помощь при кровотечениях.

1 час.

6.12

26

Значение дыхания.

1 час.

9.12

27

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

1 час.

13.12

28

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Лаб. р. «Определение запылённости атмосферы в зимнее время».

1 час.

16.12

29

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.

1 час.

20.12

30

Питание и пищеварение.

1 час.

23.12

31

Пищеварение в ротовой полости.

1 час.

27.12

32

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Лаб.р.«Действие слюны на крахмал».

1 час.

10.01

33

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени.

1 час.

13.01

34

Регуляция пищеварения.

1 час.

17.01

35

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1 час.

20.01

36

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

1 час.

24.01

37

Витамины.

1 час.

27.01

38

Энерготраты человека. Лаб.р. «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

1 час.

31.01

39

Кожа – наружный покровный орган.

1 час.

3.02

40

Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Сам. р. «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки».

1 час.

7.02

41

Терморегуляция организма. Закаливание.

1 час.

10.02

42

Выделение.

1 час.

14.02

43

Значение нервной системы.

1 час.

17.02

44

Строение нервной системы. Спинной мозг.

1 час.

21.01

45

Строение головного мозга. Лаб. р. «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

1 час.

28.02

46

Функции переднего мозга.

1 час.

2.03

47

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

1 час.

6.03

48

Анализаторы.

1 час.

13.03

49

Зрительный анализатор. Лаб. р.«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»,               

1 час.

16.03

50

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1 час.

20.03

51

Слуховой анализатор.

1 час.

3.04

52

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

1 час.

6.04

53

Вклад отечественных учёных в разработку  учения о высшей нервной деятельности

1 час.

10.04

54

Врождённые и приобретённые программы поведения.

1 час.

13.04

55

Сон и сновидения.

1 час.

17.04

56

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

1 час.

20.04

57

Воля, эмоции, внимание.

1 час.

24.04

58

Роль эндокринной регуляции.

1 час.

27.04

59

Функция желёз внутренней секреции.

1 час.

8.05

60

Жизненные циклы. Размножение.

1 час.

15.05

61

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

1 час.

18.05

62

Промежуточная аттестация (тестирование)

22.05

63

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

1 час.

25.05

64

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.

1 час.

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 8класса

Рабочая программа по математике для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего...

Рабочая программа по биолгии 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс составлена в соответствии с авторской программой В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Программаосновного общего образования. Биологии. 5-9 классы.  Сборник прогр...

Рабочая программа по русскому языку. 8класс

Рабочая программа по учебнику Л.А.Тростенцовой.Расчитана на 105ч....

Рабочая программа по технологии 5-8классы

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных школ по технологии Н.В Синица, П.С Самородский М.: Вентана-Граф, 2015.-112с. ...

Рабочая программа по бурятскому языку 8класс

Рабочая программа по бурятскому языку в 8классе...

Рабочие программы по биолгии для 9класса.

Рабочие прогаммы по биологии для 9 класса имеют пояснительную записку, в которй отражены цели, задачи, планируемые результаты освоения учебного предмета: предметные, метапредметные, личностные. Содерж...