Рабочие программы по биолгии для 9класса.
рабочая программа по биологии (9 класс)

Рабочие прогаммы по биологии для 9 класса имеют пояснительную записку, в которй отражены цели, задачи, планируемые результаты освоения учебного предмета: предметные, метапредметные, личностные. Содержание. Задания и формы работы по формированию УУД. Тематическое планирование, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа для 9 класса.66.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «26» августа 2019 г.

Председатель МС

__________/ Румянцева Т. В.  

«Принята»  

педагогическим советом

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

«Утверждена»

приказом от 30 августа 2019 г. №  253/01 – 04

Директор

_________ / Безрученкова С. П.

Рабочая программа

основного общего образования

по биологии

для 9 А  класса

 «Согласована»

Заместитель директора

____________ / Мехадюк Т. А.

«28» августа 2019 г.

Составитель:

Шпакова Елена Васильевна,

учитель биологии

высшей квалификационной категории

 

                                                 

 пгт Верхнеднепровский

2019 год

Аннотация к рабочей программе по биологии для 9А   класса

Рабочая программа по биологии для  обучающихся 9 А класса составлена на основе:

                                 

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
  • Примерной программы основного общего образования по биологии. 5 – 9 классы,  В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов, М - Просвещение, 2013
  • Программы для общеобразовательных учреждений. В.В.Пасечник Биология, М.: Дрофа, 2014
  • Методических  рекомендаций  Рабочая программа учебного предмета  Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО,2019
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3  

 Рабочая программа ориентирована на использование УМК,  состоящего из следующих пособий

Учебник  В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов  Биология. Общие закономерности, М.:Дрофа 2017

Методическое пособие: О.Л.Ващенко  Биология

А.О.Рувинского, В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина Поурочные планы по учебникам Волгоград,: Учитель, 2017

  Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

     Курс биологии в 9А   классе рассчитан на 68 часов, (2 часа в неделю)

     Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год  

                                                                                                                                                                                                             

 Цели программы:

 Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

Задачи программы:

          Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

         воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;  уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.

Учитель Шпакова Е.В.

Рабочая программа по биологии для 9 А класса  

Рабочая программа по биологии для обучающихся 9 А класса составлена на основе:   

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
  • Примерной программы основного общего образования по биологии. 5 – 9 классы,  В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов, М - Просвещение, 2014
  • Программы для общеобразовательных учреждений. В.В.Пасечник Биология, М.: Дрофа, 2014
  • Методических  рекомендаций  Рабочая программа учебного предмета   Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО,2019
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3  

Рабочая программа ориентирована на использование УМК,  состоящего из следующих пособий:

  В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов  Биология. Общие закономерности, М.: Дрофа 2017

Методическое пособие: О.Л.Ващенко  Биология

А.О.Рувинского, В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина, Поурочные планы по учебникам, Волгоград: Учитель, 2017

  Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

Курс биологии в 9  классе рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

     Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год  

I.Планируемые результаты освоения учебного материала:

 

В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД:

                        Личностные результаты обучения формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, знание основных принципов и правил отношения к живой природе, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);

                             Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

                  Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования; совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.                 

               Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; признавать право каждого на собственное мнение;уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметные результаты обучения:

обучающийся научится понимать основные положения биологических теорий; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение; вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки  ;биологическую терминологию и символику. Уметь объяснять; роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы.

обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией; проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;                                                                                  

находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций; находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов; проводить исследовательскую и проектную работу.

Предметные результаты обучения:

обучающийся научится выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в  окружающей природе сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения,  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

          обучающийся получит возможность научиться выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма; родство человека с     млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

II.Содержание учебного предмета.

Введение. Биология наука  о живой природе

Предмет изучения биологии. Многообразие живого мира на земле.

Уровни организации живого, свойства живых организмов. Биология как комплексную наукА . Роль биологии в современном обществе.

Молекулярный уровень

Определения терминам Микроэлементы. Макроэлементы. Неорганические вещества клетки воды и

 ее свойства.Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. Нуклеотид.

полное название нуклеиновым кислотам ДНК иРНК.

виды молекул РНК и их функции; нуклеиновые кислоты – биополимеры. 

           Клеточный уровень

Клетки прокариот и эукариот.Структурные компоненты прокариотической клетки.

Особенности клеток бактерий. Примитивность строения прокариот.

Строение клеток растений, животных. 

          Организменный уровень

           Термины. Ассимиляция. Диссимиляция. Фермент. Метаболизм.

. Этапы обмена веществ в организме человека. Роль АТФ и ферментов в обмене веществ.

            Сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Размножение

. Основные формы размножения. Виды полового и бесполого размножения.

Способы вегетативного размножения. Причины наследственности и изменчивости.

          Эволюционное преимущество полового размножения.

                  Популяционно – видовой уровень 

     Понятия;  Популяция. Биоценоз. Экосистема.

Называть: Компоненты БГЦ. Признаки биологического объекта – популяции.

       Показатели структуры популяции. ( численность, плотность, соотношение по полу и возрасту).

Признаки и свойства экосистемы .      Характеризовать наземные и водные популяции.

          Экосистемный уровень

Экосистема. Называть типы взаимодействия организмов.

Примеры разных типов взаимодействия.

       Отдельные формы взаимоотношений из содержания текста и рисунков учебника.

             Биосферный уровень  Понятие  биосфера.

Признаки биосферы. Структурные компоненты и свойства биосферы.

       Вещество:биокосное, косное.

Вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

        Биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора.

Значение круговорота  веществ в экосистеме. Круговорот веществ и превращене энергии в экосистемах.

 Последствия  для нашей планеты исчезновения живых организмов.

Типовые задания  и формы  работы по формированию УУД.

Личностные: Формировать устойчивость, мотивацию к изучению нового. 

Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом.

Формы  работы: проекты, творческие задания, исследования. 

Устный ответ. Самостоятельная работа, контрольная работа

Познавательные: Формировать умение добывать, преобразовывать и представлять информацию.

 Элементы исследовательской работы

 Формы  работы:   работа с учебником, с дополнительной литературой, информацией из интернета.

  Решение и составление задач

  Регулятивные: Самостоятельно формулировать познавательную цель

 и строить план действия в соответствии с ней. Работа с текстом, с учебником                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Формы  работы:   задания на самопроверку,  творческие задания. Взаимопроверка

, цифровой диктант,

Коммуникативные:  Описывать содержание совершаемых действий

с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности.  

Формировать умение слушать, вступать в диалог, признавать свои ошибки.

 Умение работать в парах, группами.     

Формы  работы:   Фронтальные беседы, групповые задания, творческие игры.

 Конкурсы и викторины, творческие задания  Составление проектов.

 Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа.

Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.

                                

                          III.Тематическое планирование

Наименование  раздела

Количество часов

Тестирование

Лаб.р

Практ. р.

Экскурсия

№1

Введение Биология – наука о живой природе

3часа

№2

Молекулярный уровень.

13часов

1

1

№3

  Клеточный уровень

16часов

1

1

№4

 Организменный уровень1

12часов

1

1

№5

   Популяционно – видовой уровень.

13 часов

1

1

1

№6

Экосистемный уровень

6 часов

1

1

№7

Биосферный уровень.

5 часов

2

итого

68

7

3

2

1

             

                 VI.Календарно – тематическое планирование                      

 

№ темы

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

План.

Факт.

1

Биология – наука о живой природе.

1час

4.09

2

Методы исследования в биологии.

1 час

6.09

3

Сущность жизни и свойства живого.

1 час

11.09

4

Молекулярный уровень. Общая характеристика.

1 час

13.09

5

Элементарный состав клетки. Неорганические вещества.

1 час

18.09

6

Углеводы.

1 час

20.09

7

Липиды.

1 час

25.09

8

Состав и строение белков.

1 час

27.09

9

Функции белков.

1 час

2.10

10

Нуклеиновые кислоты

1 час

4.10

11

Решение задач.

1 час

9.10

12

Решение задач.

1 час

11.10

13

АТФ и другие органические соединения клетки.

1 час

16.10

14

Биологические катализаторы. Лаб.р. «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»

1 час

18.10

15

Вирусы.

1 час

23.10

16

Зачет по теме  «Молекулярный уровень».

1 час

25.10

17

Клеточный уровень. Общая характеристика.

1 час

6.11

18

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1 час

8.11

19

Эукариотическая клетка. Ядро.

1 час

13.11

20

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы.

1 час

15.11

21

Комплекс Гольджи, Лизосомы.

1 час

20.11

22

Митохондрия, пластиды, клеточный центр.

1 час

22.11

23

Особенности строения клеток прокариот и эукариот.

1 час

27.11

24

Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий.

1 час

29.11

25

Изучение клеток растений и животных. Лаб.р «Изучение клеток растений и животных под микроскопом»

1 час

4.12

26

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.Пластический обмен.

1 час

6.12

27

Фотосинтез  Стадии фотосинтеза.

1 час

11.12

28

Хемосинтез.

1 час

13.12

29

Организмы: автотрофы и гетеротрофы.

1 час

18.12

30

Биосинтез белков Процесс транскрипции..

1 час

20.12

31

 Биосинтез белков. Процесс трансляуции.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

1 час

25.12

32

Деление клеток.  Митоз.

1 час

27.12

33

Организменный уровень. Размножение организмов.

1 час

10.01

34

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1 час

15.01

35

Онтогенез.  Биогенетический закон.

1 час

17.01

36

Основные понятия генетики. Гибридологический метод. Аллельные гены. Моногибридное скрещивание.

1 час

22.01

37

Неполное доминирование .Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

1 час

24.01

38

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1 час

29.01

39

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1 час

31.01

40

Практическая работа: Решение задач.

1 час

5.02

41

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции.

1 час

7.02

42

Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость.

1 час

12.01

43

Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов.

1 час

14.02

44

Достижения и основные направления современной селекции.

1 час

19.02

45

Популяционно – видовой  уровень. .

 Общая характеристика. Лаб.р. «Изучение морфологического  критерия вида»

1  час

21.02

46

Экологические факторы.  Условия среды.

1 час

26.02

47

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений.

1 час

28.02

48

Популяция как элементарная еденица эволюции.

1 час

4.03

49

 Борьба за существование и естественный отбор.

1 час

6.03

50

Видообразование. Микроэволюция.

1 час

11.03

51

Макроэволюция.

1 час

13.03

52

Обобщающий урок.

1 час

18.03

53

Сообщество, экосистема, биогеоценз.

1 час

20.03

54

Состав и структура сообщества.

1 час

10.04

55

Межвидовые отношения организмов в экосистеме.

1 час

3.04

56

Прак.р.  «Составление схем передачи веществ и энергии и выводы к ней».

1 час

8.04

57

 Саморазвитие экосистемы. Биогеоценозы. Биоценозы. Видовое разнообразие.

1 час

10.04

58

Биосферный уровень. Биосфера. Структура биосферы

1 час

15.04

59

Круговорот веществ в природе. Роль человека в биосфере

1 час

17.04

60

Эволюция биосферы. Ноосфера.

1 час

21.04

61

Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни.

1 час

24.04

62

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей  и древней жизни.

1 час

28.04

63

Промежуточная аттестация (тестирование)

30.04

64

Развитие жизни на Земле. Развитие жизни в мезозе и кайнозое.

1 час

6.05

65

Повторение материала

1 час

8.05

66

Повторение материала

1 час

13.05

67

Повторение материала

1 час

15.05

68

Повторение материала

1 час

17.05

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «26» августа 2019 г.

Председатель МС

__________/ Румянцева Т. В.  

«Принята»  

педагогическим советом

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

«Утверждена»

приказом от 30 августа 2019 г. №  253/01 – 04

Директор

_________ / Безрученкова С. П.

Рабочая программа

основного общего образования

по биологии

для 9 Б  класса

 «Согласована»

Заместитель директора

____________ / Мехадюк Т. А.

«28» августа 2019 г.

Составитель:

Шпакова Елена Васильевна,

учитель биологии

высшей квалификационной категории

 

                                                  пгт Верхнеднепровский

2019 год

Аннотация к рабочей программе по биологии для 9Б   класса

Рабочая программа по биологии для  обучающихся 9 Б класса составлена на основе:

                                 

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
  • Примерной программы основного общего образования по биологии. 5 – 9 классы,  В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов, М - Просвещение, 2013
  • Программы для общеобразовательных учреждений. В.В.Пасечник Биология, М.: Дрофа, 2014
  • Методических  рекомендаций  Рабочая программа учебного предмета  Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО,2019
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3  

 Рабочая программа ориентирована на использование УМК,  состоящего из следующих пособий

Учебник  В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов  Биология. Общие закономерности, М.:Дрофа 2017

Методическое пособие: О.Л.Ващенко  Биология

А.О.Рувинского, В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина Поурочные планы по учебникам Волгоград,: Учитель, 2017

  Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

     Курс биологии в 9 Б классе рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю)

     Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год  

                                                                                                                                                                                                             

 Цели программы:

 Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

Задачи программы:

          Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

         воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;  уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.

Учитель Шпакова Е.В.

Рабочая программа по биологии для 9 Б класса  

  • Рабочая программа по биологии для 9 Б класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
  • Примерной программы основного общего образования по биологии. 5 – 9 классы,  В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов, М - Просвещение, 2014
  • Программы для общеобразовательных учреждений. В.В.Пасечник Биология, М.: Дрофа, 2014
  •  Методических  рекомендаций  Рабочая программа учебного предмета  Методическое пособие Смоленск ГАУДПО  СОИРО,2019
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3  

Рабочая программа ориентирована на использование УМК,  состоящего из следующих пособий:

 Учебник  В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов  Биология. Общие закономерности:  М.:Дрофа, 2017

Методическое пособие: О.Л.Ващенко  Биология. А.О.Рувинского, В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина, Поурочные планы Волгоград, Учитель, 2017

Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

Курс биологии в 9  классе рассчитан на 68 часа (2 часа в неделю)

     Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020  

 

I.Планируемые результаты освоения учебного материала:

В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД:

                        Личностные результаты обучения: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, знание основных принципов и правил отношения к живой природе, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);

                        Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

                       Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования; совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.                 

                       Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме;

 признавать право каждого на собственное мнение;уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметные результаты обучения

обучающийся научится понимать основные положения биологических теорий; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов;  сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение; биологическую терминологию и символику; единство живой и неживой природы; родство организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций. 

     обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией; проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов; находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций.

Предметные результаты обучения

         обучающийся научится выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники  мутагенов в  окружающей природе,сравнивать биологические объекты, зародыши человека и других млекопитающих; процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения,  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

          обучающийся получит возможность научиться  выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;  родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

II.Содержание учебного предмета.

Введение. Биология наука  о живой природе

Предмет изучения биологии. Многообразие живого мира на земле.

Уровни организации живого, свойства живых организмов. Биология как комплексную наукА . Роль биологии в современном обществе.

Молекулярный уровень

Определения терминам Микроэлементы. Макроэлементы. Неорганические вещества клетки воды и

 ее свойства.Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. Нуклеотид.

полное название нуклеиновым кислотам ДНК иРНК.

виды молекул РНК и их функции; нуклеиновые кислоты – биополимеры. 

           Клеточный уровень

Клетки прокариот и эукариот.Структурные компоненты прокариотической клетки.

Особенности клеток бактерий. Примитивность строения прокариот.

Строение клеток растений, животных. 

          Организменный уровень

           Термины. Ассимиляция. Диссимиляция. Фермент. Метаболизм.

. Этапы обмена веществ в организме человека. Роль АТФ и ферментов в обмене веществ.

            Сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Размножение

. Основные формы размножения. Виды полового и бесполого размножения.

Способы вегетативного размножения. Причины наследственности и изменчивости.

          Эволюционное преимущество полового размножения.

                  Популяционно – видовой уровень 

     Понятия;  Популяция. Биоценоз. Экосистема.

Называть: Компоненты БГЦ. Признаки биологического объекта – популяции.

       Показатели структуры популяции. ( численность, плотность, соотношение по полу и возрасту).

Признаки и свойства экосистемы .      Характеризовать наземные и водные популяции.

          Экосистемный уровень

Экосистема. Называть типы взаимодействия организмов.

Примеры разных типов взаимодействия.

       Отдельные формы взаимоотношений из содержания текста и рисунков учебника.             

           Биосферный уровень  Понятие  биосфера.

Признаки биосферы. Структурные компоненты и свойства биосферы.

       Вещество:биокосное, косное.

Вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

        Биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора.

Значение круговорота  веществ в экосистеме. Круговорот веществ и превращене энергии в экосистемах.

 Последствия  для нашей планеты исчезновения живых организмов.

Типовые задания  и формы  работы по формированию УУД.

Личностные: Формировать устойчивость, мотивацию к изучению нового. 

Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом.

Формы  работы: проекты, творческие задания, исследования. 

Устный ответ. Самостоятельная работа, контрольная работа

Познавательные: Формировать умение добывать, преобразовывать и представлять информацию.

 Элементы исследовательской работы

 Формы  работы:   работа с учебником, с дополнительной литературой, информацией из интернета.

  Решение и составление задач

  Регулятивные: Самостоятельно формулировать познавательную цель

 и строить план действия в соответствии с ней. Работа с текстом, с учебником                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Формы  работы:   задания на самопроверку,  творческие задания. Взаимопроверка

, цифровой диктант,

Коммуникативные:  Описывать содержание совершаемых действий

с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности.  

Формировать умение слушать, вступать в диалог, признавать свои ошибки.

 Умение работать в парах, группами.     

Формы  работы:   Фронтальные беседы, групповые задания, творческие игры.

 Конкурсы и викторины, творческие задания  Составление проектов.

 Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа.

Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.

                              III.Тематическое планирование

Наименование  раздела

Количество часов

Тестирование

Лаб.р

Практ. р.

Экскурсия

№1

Введение Биология – наука о живой природе

3часа

№2

Молекулярный уровень.

13часов

1

1

№3

  Клеточный уровень

16часов

1

1

№4

 Организменный уровень1

12часов

1

1

№5

   Популяционно – видовой уровень.

13 часов

1

1

1

№6

Экосистемный уровень

6 часов

1

1

№7

Биосферный уровень.

5 часов

2

итого

68

7

3

2

1

                        VI.Календарно – тематическое планирование

 

№ темы

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

План.

Факт.

1

Биология – наука о живой природе.

1час

4.09

2

Методы исследования в биологии.

1 час

6.09

3

Сущность жизни и свойства живого.

1 час

11.09

4

Молекулярный уровень. Общая характеристика.

1 час

13.09

5

Элементарный состав клетки. Неорганические вещества.

1 час

18.09

6

Углеводы.

1 час

20.09

7

Липиды.

1 час

25.09

8

Состав и строение белков.

1 час

27.09

9

Функции белков.

1 час

2.10

10

Нуклеиновые кислоты

1 час

4.10

11

Решение задач.

1 час

9.10

12

Решение задач.

1 час

11.10

13

АТФ и другие органические соединения клетки.

1 час

16.10

14

Биологические катализаторы. Лаб.р. «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»

1 час

18.10

15

Вирусы.

1 час

23.10

16

Зачет по теме  «Молекулярный уровень».

1 час

25.10

17

Клеточный уровень. Общая характеристика.

1 час

6.11

18

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1 час

8.11

19

Эукариотическая клетка. Ядро.

1 час

13.11

20

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы.

1 час

15.11

21

Комплекс Гольджи, Лизосомы.

1 час

20.11

22

Митохондрия, пластиды, клеточный центр.

1 час

22.11

23

Особенности строения клеток прокариот и эукариот.

1 час

27.11

24

Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий.

1 час

29.11

25

Изучение клеток растений и животных. Лаб.р «Изучение клеток растений и животных под микроскопом»

1 час

4.12

26

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.Пластический обмен.

1 час

6.12

27

Фотосинтез  Стадии фотосинтеза.

1 час

11.12

28

Хемосинтез.

1 час

13.12

29

Организмы: автотрофы и гетеротрофы.

1 час

18.12

30

Биосинтез белков Процесс транскрипции..

1 час

20.12

31

 Биосинтез белков. Процесс трансляуции.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

1 час

25.12

32

Деление клеток.  Митоз.

1 час

27.12

33

Организменный уровень. Размножение организмов.

1 час

10.01

34

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1 час

15.01

35

Онтогенез.  Биогенетический закон.

1 час

17.01

36

Основные понятия генетики. Гибридологический метод. Аллельные гены. Моногибридное скрещивание.

1 час

22.01

37

Неполное доминирование .Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

1 час

24.01

38

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1 час

29.01

39

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1 час

31.01

40

Практическая работа: Решение задач.

1 час

5.02

41

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции.

1 час

7.02

42

Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость.

1 час

12.01

43

Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов.

1 час

14.02

44

Достижения и основные направления современной селекции.

1 час

19.02

45

Популяционно – видовой  уровень. .

 Общая характеристика. Лаб.р. «Изучение морфологического  критерия вида»

1  час

21.02

46

Экологические факторы.  Условия среды.

1 час

26.02

47

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений.

1 час

28.02

48

Популяция как элементарная еденица эволюции.

1 час

4.03

49

 Борьба за существование и естественный отбор.

1 час

6.03

50

Видообразование. Микроэволюция.

1 час

11.03

51

Макроэволюция.

1 час

13.03

52

Обобщающий урок.

1 час

18.03

53

Сообщество, экосистема, биогеоценз.

1 час

20.03

54

Состав и структура сообщества.

1 час

10.04

55

Межвидовые отношения организмов в экосистеме.

1 час

3.04

56

Прак.р.  «Составление схем передачи веществ и энергии и выводы к ней».

1 час

8.04

57

 Саморазвитие экосистемы. Биогеоценозы. Биоценозы. Видовое разнообразие.

1 час

10.04

58

Биосферный уровень. Биосфера. Структура биосферы

1 час

15.04

59

Круговорот веществ в природе. Роль человека в биосфере

1 час

17.04

60

Эволюция биосферы. Ноосфера.

1 час

21.04

61

Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни.

1 час

24.04

62

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей  и древней жизни.

1 час

28.04

63

Промежуточная аттестация (тестирование)

30.04

64

Развитие жизни на Земле. Развитие жизни в мезозе и кайнозое.

1 час

6.05

65

Повторение материала

1 час

8.05

66

Повторение материала

1 час

13.05

67

Повторение материала

1 час

15.05

68

Повторение материала

1 час

17.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8-9класс.

Содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование....

рабочая программа по математике 7-9класс

Здесь размещена рабочая программа по математике для 7, 8, 9 классов изучающих математику по УМК Макарычев Ю.Н. и Атанасян Л.С....

Рабочая программа и КТП алгебра 9класс Мордкович102 ч.

Рабочая программа по алгебре 9 класса составлена  на основе программы для общеобразовательных учреждений: Математика. 5-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009...

Рабочая программа и КТП алгебра 9класс Мордкович102 ч.

Рабочая программа по алгебре 9 класса составлена  на основе программы для общеобразовательных учреждений: Математика. 5-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009...

Рабочая программа по курсу информатики (9класс Н.Д. Угринович)

Рабочая программа составлена для модульного типа обучения (модуль - 1,5 часа) и включает: пояснительную записку, содержание программы, требования к уровню подготовки, контрольные работы, источники инф...

Рабочая программа по биолгии 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс составлена в соответствии с авторской программой В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Программаосновного общего образования. Биологии. 5-9 классы.  Сборник прогр...

Рабочие программы по биолгии для 8класса.

Рабочие прогаммы по биологии для 8 класса имеют пояснительную записку, в которй отражены цели, задачи, планируемые результаты освоения учебного предмета: предметные, метапредметные, личностные. Содерж...