Рабочая программа по биологии для 10 класса.
рабочая программа по биологии (11 класс)
Рабочая программа для 10 класса содержит пояснительную записку, в которой отражены цели, задачи, планируемые результаты освоения учебного предмета:предметные результаты. Содержание, задачи и формы работы по формированию УУД, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_11kl.docx | 38.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «Утверждена» приказом от 30 августа 2019 г. № ________ Директор _________ / Безрученкова С. П. |
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «Утверждена» приказом от 30 августа 2019 г. № 253/01 - 04 |
Рабочая программа
среднего общего образования
по биологии
для 11 класса
«Согласована» Заместитель директора ____________ / Мехадюк Т. А. «28» августа 2019 г. |
Составитель: Шпакова Елена Васильевна, учитель биологии высшей квалификационной категории |
пгт Верхнеднепровский
2019 г
Аннотация к рабочей программе по биологии для обучающихся 11 класса
Рабочая программа по биологии для обучающихся 11 класса составлена на основе:
- Федерального образовательного стандарта среднего общего образования (2012 г)
- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. Автор-составитель Г.М. Пальдяева – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014
- Примерной программы по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2017
- Методических рекомендаций по составлению рабочих программ по биологии, И.Б.Морзунова, Г.М.Пальдяева. 10 – 11 классы - ФГОС. Москва, 2014
- Примерной программы среднего общего образования по биологии по программе: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2008
- Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета. Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Рабочая программа ориентирована на использование УМК, состоящего из следующих пособий:
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. 10-11 классы М.: Дрофа, 2013
Поурочные планы по учебникам А.О.Рувинского, В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина-Волгоград: Учитель,2014
Методическое пособие: ФГОС. Рекомендации по составлению рабочих программ, М.:Дрофа,
2014 (с изменениями)
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15
Данный курс рассчитан 28 часов (1 час в неделю).
Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год
Цели программы: освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
Задачи программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе
Учитель Шпакова Е.В.
Рабочая программа по биологии для 11 класса
- Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2012 г.)
- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. Автор-составитель Г.М. Пальдяева – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014
- Примерной программы по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2017
- Методических рекомендаций по составлению рабочих программ по биологии, И.Б.Морзунова, Г.М.Пальдяева. 10 – 11 классы - ФГОС. Москва, 2014
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии по программе: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2008
- Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Рабочая программа ориентирована на использование УМК, состоящего из следующих пособий:
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. 10-11 классы М.: Дрофа, 2014
Поурочные планы по учебникам А.О.Рувинского, В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина-Волгоград: Учитель,2014
Методическое пособие: ФГОС. Рекомендации по составлению рабочих программ, М.-Дрофа,
2014 (с изменениями)
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15
Данный курс рассчитан на 28 часов (1 час в неделю)
Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год Корректировка авторской программы в связи с уменьшением количества часов на изучение материала в рабочей программе в соответствии с учебно – календарным графиком.
№ | Название темы | Авторская программа (количество часов) | Рабочая программа (количество часов) |
1 | Основы учения об эволюции. Ч. Дарвина. Чарльз Дарвин и основные положения его теории. | 2 | 1 |
2 | Современное состояние и перспективы биотехнологии | 2 | 1 |
3 | . Основы экологии. Среда обитания организмов и её факторы. | 2 | 1 |
Изучение материала будет проведено за счет его уплотнения
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД:
Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, знание основных принципов и правил отношения к живой природе, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования; совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; уметь выделять эстетические достоинства человеческого тела; следить за соблюдением правил поведения в природе; понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; признавать право каждого на собственное мнение; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметные результаты:
обучающийся научится
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; познакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
обучающийся получит возможность научиться формированию умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений в учебной и познавательной деятельности формированию и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметные результаты:
обучающийся научится
Классифицировать — определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; выделять существенные признаки биологических объектов; объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различать на живых объектах и таблицах наиболее распространенных, опасных для человека растений; сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
обучающийся получит возможность научиться
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье челека; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.
II.Содержание учебного предмета
Основы учения об эволюции. Ч. Дарвина
Развитие эволюционных идей в додарвиновский период, вклад К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина и других ученых в развитие учения о виде и эволюции. Предпосылки возникновения дарвинизма, создание Ч.Дарвиным целостного эволюционного учения. Борьба за существование и ее формы. Понятия естественного и исскуственного отбора, их значение для человека и природы.
Основы селекции и биотехнологии
Селекция, как наука ее цели и задачи, центры происхождения культурных растений. Научноая деятельность Н.И.Вавилова.
Закономерности по которым развивается селекция, методы селекции. Закон гомологических рядов. Биотехнология и ее основные направления. Генная, хромосомная и клеточная инженерия, их значение в современном мире.
Антропогенез. Положение человека в системе органического мира
Понятие антропогенез. Какие стадии выделяют в развитии человека, как биологического вида. Факторы формирования человека, социальные и биологические. Какую роль они сыграли в эволюции человека.
Эволюция биосферы и человек. Антропогенное воздействие на биосферу.
Определение понятия биосфера. Знакомство с учением В.И.Вернадского о биосфере Земли, как оболочке, населенной живыми организмами. Признаки биосферы. Структурные компоненты и свойства биосферы. Вещество; биокосное, косное, биогенное. Роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.
Биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора.
Сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах, последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов. Действие человека на окружающую среду.
Типовые задания и формы работы по формированию УУД.
Личностные: Формировать устойчивость, мотивацию к изучению нового. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом.
Формы работы: проекты, творческие задания, исследования. Устный ответ. Самостоятельная работа, контрольная работа
Познавательные: Формировать умение добывать, преобразовывать и представлять информацию. Элементы исследовательской работы
Формы работы: работа с учебником, с дополнительной литературой, информацией из интернета. Решение и составление задач
Регулятивные: Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней. Работа с текстом, с учебником
Формы работы: задания на самопроверку, творческие задания. Взаимопроверка
, цифровой диктант,
Коммуникативные: Описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности. Формировать умение слушать, вступать в диалог, признавать свои ошибки. Умение работать в парах, группами.
Формы работы: Фронтальные беседы, групповые задания, творческие игры. Конкурсы и викторины, творческие задания Составление проектов.
Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа. Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.
III. Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов | Тестирование | Лаб.р | Контрольный диктант | Проект |
№1 | Основы учения об эволюции. Ч. Дарвина. Чарльз Дарвин и основные положения его теории. | 7часов | 1 | |||
№2 | Основы селекции и биотехнологии. Современное состояние и перспективы биотехнологии. | 3часа | 1 | 1 | ||
№3 | Антропогенез. Положение человека в системе органического мира. | 4 часа | 1 | |||
№4 | . Основы экологии. Среда обитания организмов и её факторы. | 10часов | 1 | 1 | ||
№5 | Эволюция биосферы и человек. Антропогенное воздействие на биосферу. | 4часа | 1 | |||
№6 | Итого | 28 |
VI. Календарно – тематическое планирование
№ темы | Название темы | Количество часов | Дата | ||
план | факт | ||||
1 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Чарльз Дарвин и основные положения его теории. | 1 час | 2.09 | ||
2 | Вид, его критерии. Лаб.р. «Описание особей вида по морфологическому критерию». | 1 час | 9.09 | ||
3 | Популяции. Генетический состав популяций. Изменения генофонда популяций. | 1 час | 16.09 | ||
4 | Борьба за существование и её формы | 1 час | 23.09 | ||
5 | Естественный отбор и его формы. Естественный отбор, его сравнение с искусственным отбором | 1 час | 30.09 | ||
6 | Видообразование. Изоляция. | 1 час | 7.10 | ||
7 | Микроэволюция, её доказательства. Макроэволюция, | 1 час | 14.10 | ||
8 | Главные направления эволюции органического мира. Главные пути эволюции органического мира. | 1 час | 21.10 | ||
9 | Приспособленность организмов к среде обитания. | 1 час | 11.11 | ||
10 | Зачётно-обобщающий урок по теме. «Основы учения об эволюции». | 1 час | 18.11 | ||
11 | Основные методы селекции и биотехнологии. | 1 час | 25.11 | ||
12 | Современные методы селекции животных, растений | 1 час | 2.12 | ||
13 | Селекция микроорганизмов. | 1 час | 9.12 | ||
14 | Современное состояние и перспективы биотехнологии. | 1 час | 16.12 | ||
15 | Положение человека в системе органического мира. | 1 час | 23.12 | ||
16 | Основные стадии антропогенеза. | 1 час | 13.01 | ||
17 | Основные стадии антропогенеза. Расы. Расизм, социал –дарвинизм. | 1 час | 20.01 | ||
18 | Движущие стадии антропогенеза. | 1 час | 27.01 | ||
19 | Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы. Основные типы экологических взаимодействий. | 1 час | 3.02 | ||
20 | Экологические сообщества. Естественные. Искусственно созданные человеком. | 1 час | 10.02 | ||
21 | Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. | 1 час | 17.02 | ||
22 | Антропогенное воздействие на биосферу Основы рационального природопользования. | 1 час | 2.03 | ||
23 | Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. | 1 час | 16.03 | ||
24 | . Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. | 1 час | 6.04 | ||
25 | Эволюция биосферы. Ноосфера. Будущее биосферы. | 1 час | 13.04 | ||
26 | Наследственные заболевания человека. | 1 час | 20.04 | ||
27 | Современное состояние и перспективы биотехнологии. Клонирование. | 1 час | 27.04 | ||
28 | Промежуточная аттестация: Контрольное тестирование | 1 час | 18.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....