Рабочая программа по биологии для 10 класса.
рабочая программа по биологии (10 класс)
Рабочая программа для 10 класса содержит пояснительную записку, в которой отражены цели, задачи, планируемые результаты освоения учебного предмета:предметные результаты. Содержание, задачи и формы работы по формированию УУД, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для 10 класса. | 46.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «Утверждена» приказом от 30 августа 2019 г. № ________ Директор _________ / Безрученкова С. П. |
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «Утверждена» приказом от 30 августа 2019 г. № 253/01 - 04 |
Рабочая программа
среднего общего образования
по биологии
для 10 класса
«Согласована» Заместитель директора ____________ / Мехадюк Т. А. «28» августа 2019 г. |
Составитель: Шпакова Елена Васильевна, учитель биологии высшей квалификационной категории |
пгт Верхнеднепровский
2019 г
Аннотация к рабочей программе по биологии для 10 класса
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2012 г.)
- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. Автор-составитель Г.М. Пальдяева – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014
- Примерной программы по биологии. Биология 6-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2010
- Методических рекомендаций по составлению рабочих программ по биологии И.Б.Морзунова, Г.М.Пальдяева 10 – 11 классы ФГОС – Москва, 2014
- Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Рабочая программа ориентирована на использование УМК, состоящего из следующих пособий:
Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. 10-11 классы М.: 2015
Методическое пособие: О.Л.Ващенко Биология.
Поурочные планы по учебникам А.О.Рувинского, В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина. Волгоград: Учитель, 2017
Методическое пособие: ФГОС. Рекомендации по составлению рабочих программ. М.: Дрофа, 2014 (с изменениями)
Учебник: В.В. Пасечник, А.А. Каменский, А.М.Рубцов. Углубленный уровень. Биология 10 класс- Москва Просвещение 2019
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15
Данный курс рассчитан на 98 часов (3 часа в неделю).
Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год
Цели программы:
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
Задачи программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Учитель Шпакова Е.В.
Рабочая программа по биологии для 10 класса
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2012)
- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. Автор-составитель Г.М. Пальдяева – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014
- Примерной программы по биологии Биология 6-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2010.
- Методических рекомендаций по составлению рабочих программ по биологии И.Б.Морзунова, Г.М.Пальдяева 10 – 11 классы ФГОС - Москва 2014
- Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Рабочая программа ориентирована на использование УМК, состоящего из следующих пособий:
Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. 10-11 классы/ М.: Дрофа, 2015
Учебник: В.В. Пасечник, А.А. Каменский, А.М.Рубцов. Углубленный уровень. Биология 10 класс-Москва Просвещение 2019
Методическое пособие: О.Л.Ващенко. Биология. Поурочные планы по учебникам А.О.Рувинского, В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина-Волгоград: Учитель,2017
Методическое пособие: ФГОС. Рекомендации по составлению рабочих программ, Дрофа 2014 (с изменениями)
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15
Данный курс рассчитан 98 часов (3 часа в неделю)
Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 10 классе являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле
Метапредметные результаты обучения:
обучающийся научится
понимать основные положения биологических теорий сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение; вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику. Уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций. решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией; проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов; находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презентаций; находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов; проводить исследовательскую и проектную работу;; аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД, наркомания, алкоголизм.
\Предметные результаты:
обучающийся научится Классифицировать — определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; выделять существенные признаки биологических объектов; объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различать на живых объектах и таблицах наиболее распространенных, опасных для человека растений; сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
обучающийся получит возможность научиться
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье челека; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Выделять существенных признаки биологических объектов:клеток растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах).
В ценностно-ориентационной сфере:
знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
В сфере физической деятельности: осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
II. Содержание учебного предмета
Раздел курса | Содержание |
Введение | Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Методы познания живой природы. Основные признаки и свойства живой природы. |
Биологические системы; клетка, организм | Клеточная теория, ее основные положения, роль клеточной теории в формировании современной картины мира. Химический состав клетки. Макро и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ клетки. Строение и функции частей и органоидов клетки. Химический состав и строение , функции хромосом. Клетки половые и соматические. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Многообразие клеток. Клетки прокариоты и эукариоты. Вирусы. Обмен веществ и превращение в клетке энергии. Стадии энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез. Пластический обмен. Биосинтез белка. Ген. Генетический код. Клетка – генетическая единица всего живого. Жизненный цикл клетки. Интерфаза и митоз. Мейоз. Его фазы Развитие половых клеток. |
Основные закономерности наследственности и изменчивости | Краткая история генетики. Предмет изучения генетики – наследственность и изменчивость. Методы и задачи генетики. Опыты Г.Менделя, их значение для развития учения о наследовании заболеваний. Цитологические основы закона независимого комбинирования признаков. Знания о локализации генов в хромосомах, о сущности закона независимого наследования признаков. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Разными виды мутаций, их проявлениями в генотипе человека. Новейшии достижения генетиков, их борьба с наследственными заболеваниями. |
Типовые задания и формы работы по формированию УУД.
Личностные: Формировать устойчивость, мотивацию к изучению нового.
Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом.
Формы работы: проекты, творческие задания, исследования.
Устный ответ. Самостоятельная работа, контрольная работа
Познавательные: Формировать умение добывать, преобразовывать и представлять информацию.
Элементы исследовательской работы
Формы работы: работа с учебником, с дополнительной литературой, информацией из интернета.
Решение и составление задач
Регулятивные: Самостоятельно формулировать познавательную цель
и строить план действия в соответствии с ней. Работа с текстом, с учебником
Формы работы: задания на самопроверку, творческие задания. Взаимопроверка
, цифровой диктант,
Коммуникативные: Описывать содержание совершаемых действий
с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности.
Формировать умение слушать, вступать в диалог, признавать свои ошибки.
Умение работать в парах, группами.
Формы работы: Фронтальные беседы, групповые задания, творческие игры.
Конкурсы и викторины, творческие задания Составление проектов.
Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа. Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.
III. Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов | Тестирование | Лаб.р | Зачет | Проект |
№1 | Введение | 3часа | ||||
№2 | Биологические системы; клетка, организм. | 45часов | 5 | 3 | 5 | 1 |
№3 | Основные закономерности наследственности и изменчивости. | 50 часов | 5 | 2 | 5 | 2 |
IV.Календарно – тематическое планирование
№ темы | Название темы | Количество часов | Дата. | ||
план | Факт. | ||||
1 Введение (3) часа | |||||
1 | Биология – наука о жизни. Критерии живых систем. | 1час | 2.09 | ||
2 | Уровни организации живой природы. | 1час | 3.09 | ||
3 | Методы познания живой природы. | 1час | 3.09 | ||
Биологические системы; клетка, организм. (45 часов) | |||||
4 | Химический состав клетки. Макро и микроэлементы. Минеральные вещества клетки, их роль в жизни клетки. | 1час | 6.09 | ||
5 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. | 1час | 9.09 | ||
6 | Органические вещества клетки. Биологические полимеры – белки. | 1час | 10.09 | ||
7 | Функции белков. Лаб.Р. №1 «Доказательство белковой природы фермента. | 13.09 | |||
8 | Органические молекулы – углеводы, их роль в жизнедеятельности клетки. | 1час | 16.09 | ||
9 | Органические молекулы – липиды их роль в жизнедеятельности клетки, | 17.09 | |||
10 | Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты. ДНК, Особенности строения, значение. | 1час | 20.09 | ||
11 | Рибонуклеиновые кислотв. АТФ. | 1час | 23.09 | ||
12 | Зачет по теме «Химия клетки» | 1час | 24.09 | ||
13 | Цитология – наука о клетке. Клеточная теория строения организма. | 1час | 27.09. | ||
14 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Наружняя цитоплазматическая мембрана. | 1час | 30.09 | ||
15 | Одномембранные органоиды. | 1час | 4.10 | ||
16 | Двумембранные органоиды. Митохондрии, пластиды. | 1час | 7.10 | ||
17 | Немембранные органоиды. Клеточные включения. Клеточный центр. тестирование | 1час | 8.10 | ||
18 | Клеточное ядро, хромосомы, набор хромосом. | 1час | 11.10 | ||
19 | Особенности строения растительной клетки. Лаб. р.№2 «Наблюдение плазмолиса и деплазмолиса в клетках эпидермиса лука» | 1час | 14.10 | ||
20 | Особенности строения клетки, грибов, животных. | 15.10 | |||
21 | Прокариотические клетки. Особенности строения. | 1час | 18.10 | ||
22 | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. | 1час | 21.10 | ||
23 | Зачет по теме «Клеточные структуры и их Функции»тестирование | 1час | 22.10 | ||
24 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | 1час | 25.10 | ||
25 | Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Световые реакции фотосинтеза. | 1час | 5.11 | ||
26 | Темновые реакции фотосинтеза. | 1час | 8.11 | ||
27 | Хемосинтез. Роль хемосинтезированных бактерий на Земле. | 1час | 11.11 | ||
28 | Энергетический обмен в клетке. Стадии энергетического обмена. | 1час | 12.11 | ||
29 | Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. тестирование | 1час | 15.11 | ||
30 | Зачет по теме «Обеспечение клетки энергией» | 1час | 18.11 | ||
31 | Генетическая информация в клетке. Генетический код. | 1час | 19.11 | ||
32 | Биосинтез белка. Транскрипция. | 1час | 22.11 | ||
33 | Биосинтез белка. Трансляция. | 1час | 25.11 | ||
34 | Регуляция процессов транскрипции и трансляции в клетке и организме.. | 1час | 26.11 | ||
35 | Современное представление о гене. | 1час | 29.11 | ||
36 | Решение задач на биосинтез белка. тестирование | 1час | 2.12 | ||
37 | Зачет по теме «Наследственная информация и реализация ее в клетке» | 1час | 3.12 | ||
38 | Жизненный цикл клетки. Интерфаза и митоз» | 1час | 6.12 | ||
39 | Амитоз. Фазы митоза. Лаб.Р №3 «Изучение митоза в клетках корешка лука». | 1час | 9.12 | ||
40 | Мейоз. Фазы мейоза 1 | 1час | 10.12 | ||
41 | Мейоз. Фазы мейоза 2. | 13.12 | |||
42 | Образование половых клеток. Гаметогенез. Строение. | 1час | 16.12 | ||
43 | Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. | 1час | 17.12 | ||
44 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. | 1час | 20.12 | ||
45 | Онтогенез. Биогенетический закон. Эмбриональный период развития. Причины нарушений развития организмов. | 1час | 23.12 | ||
46 | Онтогенез. Постэмбриональный период. тестирование | 1час | 24.12 | ||
47 | Зачет по теме «Воспроизведение биологических систем» | 1час | 27.12 | ||
Основные закономерности наследственности и изменчивости.(50). | |||||
48 | Генетика. Основные понятия генетики. Генетическая символика. | 1час | 10.01 | ||
49 | Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя. | 1час | 13.01 | ||
50 | Законы Г.Менделя. Первый закон –закон единообразия гибридов первого поколения. | 1час | 14.01 | ||
51 | Второй закон Г.Менделя – закон расщепления. | 1час | 17.01 | ||
52 | Цитологические основы законов Г.Менделя. Гипотеза чистоты гамет. | 1час | 20.01 | ||
53 | «Решение задач на моногибридное скрещивание» | 1час | 21.01 | ||
54 | Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. | 1час | 24.01 | ||
55 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Третий закон Г.Менделя. | 1час | 27.01 | ||
56 | Статистический характер законов наследственности. | 1час | 28.01 | ||
57 | «Решение задач на дигибридное скрещивание» | 1час | 31.01 | ||
58 | Хромосомная теория наследственности. | 1час | 3.02 | ||
59 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. | 1час | 4.02 | ||
60 | «Решение задач на сцепленное наследование» | 1час | 7.02 | ||
61 | Генетика определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1час | 10.02 | ||
62 | Практическая работа. Решение задач. На признаки, сцепленные с полом. | 1час | 11.02 | ||
63 | Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов. | 1час | 14.02 | ||
64 | Взаимодействие неаллельных генов. | 1час | 17.02 | ||
65 | Решение задач на взаимодействие неаллельных генов. тестирование | 1час | 18.02 | ||
66 | Зачет по теме «Решение генетических задач» | 1час | 21.02 | ||
67 | Зачет по теме «Основные закономерности явлений наследственности» | 1час | 25.02 | ||
68 | Изменчивость признаков организмов. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости. | 1час | 28.02 | ||
69 | Фенотипическая измечивость. Норма реакции. | 1час | 2.03 | ||
70 | Особенность модификационной изменчивости. | 1час | 3.03 | ||
71 | Фенотипическая изменчивость. Лаб р №4 «Описание фенотипа растений» | 1час | 6.03 | ||
72 | Лаб р №5. «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» | 1час | 10.03 | ||
73 | Наследственная изменчивость. | 1час | 13.03 | ||
74 | Виды мутаций. Причины мутаций. | 1час | 16.03 | ||
75 | Мутации соматические и генеративные. | 1час | 17.03 | ||
76 | Генные мутации. | 1час | 20.03 | ||
77 | Хромосомные мутации | 1час | 3.04 | ||
78 | Геномные мутации. тестирование | 1час | 6.04 | ||
79 | Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. | 1час | 7.04 | ||
80 | Зачет по теме «Основные закономерности явлений изменчивости» | 1час | 10.04 | ||
81 | Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития. | 1час | 13.04 | ||
82 | Проявление генов в развитии. Плейотропное действие генов. | 1час | 14.04 | ||
83 | Летальные мутации. | 1час | 17.04 | ||
84 | Генетические основы индивидуального развития. Индуцированные мутации. | 1час | 20.04 | ||
85 | Особенности и методы изучения генетики человека. | 1час | 21.04 | ||
86 | Хромосомы и генетические карты человека. | 1час | 24.04 | ||
87 | Генеалогический метод и анализ родословных человека. | 1час | 27.04 | ||
88 | Практическая работа: «Составление схем родословных» | 1час | 28.04 | ||
89 | Близнецовый метод исследования в генетике человека. | 1час | 8.05 | ||
90 | Наследственные болезни человека. | 1час | 15.05 | ||
91 | Меры профилактики наследственных заболеваний. | 1час | 18.05 | ||
92 | Зачет по теме «Генетика человека»тестирование | 1час | 19.05 | ||
93 | Селекция, ее задачи. | 1час | 19.05 | ||
94 | Методы селекции, их генетические основы. Центры многообразия и происхождения культурных растений» | 1час | 22.05 | ||
95 | Создание пород животных, сортов растений. | 1час | 25.05 | ||
96 | Методы селекции растений. животных. Микроорганизмов тестирование | 1час | 26.05 | ||
Промежуточная аттестация | |||||
97 | Биотехнология, ее направления. | 1час | 29.05 | ||
98 | Зачет по теме «Селекция и биотехнология» | 1час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....