Рабочая программа по биологии в 8 классе
рабочая программа по биологии (8 класс)
Программа разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с.Рятамак и Учебного плана МОБУ СОШ с.Рятамак на 2020-2021 учебный год (принят решением педагогического совета Протокол № 1 от 20.08.2020г.)
Используемый учебно-методический комплект: Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 288 с.: ил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_biol_8_klass.docx | 54.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Рятамак Муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ММО
учителей биологии и химии зам. директора по УВР директор МОБУ СОШ с.Рятамак протокол № _____ _____ /Н.Х.Исламова/ _______/И.Н.Сафиуллина /
руководитель ММО «_____» _______ 20__г. «____» ________20__г.
______/Мухаметшина Л.Г./
«_____»_________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Биология»
Класс 8
Программа разработана
учителем высшей квалификационной категории
Мухаметшиной Лайсян Гайнелгилемовны
Рятамак 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с.Рятамак и Учебного плана МОБУ СОШ с.Рятамак на 2020-2021 учебный год (принят решением педагогического совета Протокол № 1 от 20.08.2020г.)
Используемый учебно-методический комплект: Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 288 с.: ил.
ЦЕЛИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной куль туры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
ЗАДАЧИ КУРСА БИОЛОГИИ
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология в 8 классе
Личностными результатами изучения предмета являются следующие универсальных учебных действий :
● Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения.
● Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)
● Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
● Оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы.
● Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
● Осознавать современное многообразие типов мировоззрения, с учетом этого многообразия вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт
● Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения
● Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью ● Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
● Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
● Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели.
● Составлять в группе или индивидуально план решения проблемы
● Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
● Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действия.
● В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
● Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»)
Познавательные УУД:
● Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.
● Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала
● Осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений
● Осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом
● Представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков
● Выявлять причины и следствия простых явлений.
● Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
● Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
● Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
● Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность
● Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания
● Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму
фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата
● Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности
Коммуникативные УУД:
● Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
● Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами
● В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
● Учиться критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таковое) и корректировать его.
● Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной позицией
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих универсальных учебных действий:
● Характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека
● Объяснять некоторые наблюдаемые процессы, происходящие в собственном организме
● Объяснять, почему труд и спорт благотворно влияют на организм
● Использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться
● Выделять основные функции организма и объяснять их роль в его жизнедеятельности
● Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки
● Объяснять биологический смысл разделения органов и функций
● Характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;
● Объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
● Характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
● Объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
● Характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);
● Объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
● Характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;
● Объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
● Объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);
● Характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум).
● Называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
● Понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);
● Выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
● Оказывать первую помощь при травмах;
● Применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;
● Называть симптомы некоторых распространенных болезней;
● Объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание тем учебного курса
1.Общий обзор организма человека. (5 ч)
Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.
Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.
Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.
Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.
Демонстрация: разложение ферментом каталазой пероксида водорода.
Лабораторная работа № 1 «Действие ката лазы на пероксид водорода»
Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом»
Практическая работа №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения».
Виртуальная экскурсия «Происхождение человека»
2. Опорно-двигательная система. (9 ч)
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.
Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.
Демонстрации:
Cкелета, распилов костей, позвонков, строения сустава, мышц и др.
Лабораторная работа№ 3 «Строение костной ткани».
Лабораторная работа№ 4 «Состав костей»
Практическая работа №2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»
Практическая работа №3 «Изучение расположения мышц головы»
Практические работы №4 «Проверка правильности осанки»,
Практические работы №5 «Выявление плоскостопия»,
Практические работы №6 «Оценка гибкости позвоночника»
3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. (8 ч)
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.
Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации:
Торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.
Лабораторная работа № 5«Сравнение крови человека с кровью лягушки»
Практическая работа №7«Изучение явления кислородного голодания»
Практические работы №8 «Определению ЧСС, скорости кровотока»
Практические работы №9 «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу»
Практическая работа №10«Доказательство вреда табакокурения»
Практическая работа №11 «Функциональная сердечно - сосудистая проба»
4. Дыхательная система. (7 ч)
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Демонстрации:
Торса человека, модели гортани и легких, модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения»
Практическая работа №12«Измерение обхвата груд ной клетки»
Практическая работа №13«Определение запылённости воздуха»
5. Пищеварительная система. (7 ч)
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов.
Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.
Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.
Демонстрации:
Торса человека; пищеварительной системы крысы (влажный препарат).
Практическая работа №14 «Определение место положения слюнных желёз»
Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал»
Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки»
6. Обмен веществ и энергии. (3 ч)
Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энергозатраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А ("куриная слепота"), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.
Практическая работа №15 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»
7. Мочевыделительная система. (2 ч)
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
8. Кожа. (3 ч)
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Демонстрация:
Рельефной таблицы строения кожи.
9. Эндокринная и нервная системы. (6 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.
Демонстрации:
Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.
Демонстрации:
Модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.
Практическая работа №16 «Изучение действия прямых и обратных связей»
Практическая работа №17 «Штриховое раздражение кожи»
Практическая работа №18 «Изучение функций отделов головного мозга»
10. Органы чувств. Анализаторы. (6 ч)
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.
Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.
Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.
Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Демонстрации:
Модели черепа, глаза и уха.
Практические работы №19 «Исследование реакции зрачка на освещённость»,
Практические работы №20 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна»
Практические работы №21 «Оценка состояния вестибулярного аппарата»
Практические работы №22 «Исследование тактильных рецепторов»
11. Поведение и высшая нервная деятельность (9 ч)
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.
Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.
Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Демонстрации:
Модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки.
Практическая работа №23 «Перестройка динамического стереотипа»
Практическая работа №24 «Изучение внимания»
12.Половая система. Индивидуальное развитие организма. (5 ч)
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.
Демонстрации: Модели зародышей человека и животных разных возрастов.
Календарно-тематическое планирование курса биологии 8 класса
№ п\п | Наименование раздела, темы | Кол - во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
I.Организм человека. Общий обзор. | 5 | |||
1 | Науки ,изучающие организм человека. Место человека в живой природе . Вводный инструктаж по Т.Б. | 1 | 02.09 | |
2 | Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки Л.р. №1. «Действие каталазы на пероксид водорода» | 1 | 04.09 | |
3 | Ткани организма человека.Л.р. №2 «Клетки и ткани под микроскопом» Входная контрольная работа. | 1 | 09.09 | |
4 | Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Практ. работа «Изучение мигательного рефлекса и его торможение» | 1 | 11.09 | |
5 | Обобщение и систематизация знаний по теме « Общий обзор организма человека.» | 1 | 16.09 | |
| II. Опорно-двигательная система | 9 | ||
6 | Строение, состав и типы соединения костей. Л.р. №3 «Строение костной ткани» Л.р.№4 «Состав костей.» | 1 | 18.09 | |
7 | Скелет головы и туловища. Скелет конечностей. | 1 | 23.09 | |
8 | Скелет конечностей. П.р. «Исследование строения плечевого пояса и предплечья.» | 1 | 25.09 | |
9 | Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы | 1 | 30.09 | |
10 | Строение, основные типы и группы мышц. П.р. «Изучение расположения мышц головы.» | 1 | 02.10 | |
11 | Работа мышц. | 1 | 07.10 | |
12 | Нарушение осанки и плоскостопие. П.р. «Проверка правильности осанки», «Выявление плоскостопия?», «Оценка гибкости позвоночника?» | 1 | 09.10 | |
13 | Развитие опорно-двигательной системы. | 1 | 14.10 | |
14 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно – двигательная система.» | 1 | 16.10 | |
III. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. | 8 | |||
15 | Значение крови и её состав. Л.р. №5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | 1 | 21.10 | |
16 | Иммунитет. Тканевая совместимость . Переливание крови. | 1 | 23.10 | |
17 | Сердце. Круги кровообращения. | 1 | 06.11 | |
18 | Движение лимфы. П.р. «Изучение явления кислородного голодание» | 1 | 11.11 | |
19 | Движение крови по сосудам. П.р. «Определение ЧСС, скорости кровотока» П.р.«Исследование рефлекторного притока крови к мышцам включившимся в работу» | 1 | 13.11 | |
20 | Регуляция работы органов кровеносной системы. П.р. «Доказательство вреда табакокурения» | 1 | 18.11 | |
21 | Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях. П.р. « Функциональная сердечно- сосудистая проба» | 1 | 20.11 | |
22 | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Кровеносная система. Внутренняя среда организма» | 1 | 25.11 | |
IV. Дыхательная система. | 7 | |||
23 | Значение дыхательной системы. Органы дыхания. | 1 | 27.11 | |
24 | Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях. Л.р. №6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | 1 | 02.12 | |
25 | Дыхательные движения. Л.р.№7 «Дыхательные движения» | 1 | 04.12 | |
26 | Регуляция дыхания. П.р. «Измерение обхвата грудной клетки» | 1 | 09.12 | |
27 | Заболевания дыхательной системы. П.р. «Определение запыленности воздуха » | 1 | 11.12 | |
28 | Первая помощь при повреждении дыхательных органов. | 1 | 16.12 | |
29 | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Дыхательная система». | 1 | 18.12 | |
V. Пищеварительная система | 7 | |||
30 | Строение пищеварительной системы. П.р. «Определение местоположения слюнных желёз» | 1 | 23.12 | |
31 | Зубы. | 1 | 25.12 | |
32 | Пищеварение в ротовой полости и желудке. Л.р. №8 «Действие ферментов слюны на крахмал» Л.р.№9 «Действие ферментов желудочного сока на белки» | 1 | 30.12 | |
33 | Пищеварение в кишечнике. | 1 | 15.01 | |
34 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав. | 1 | 20.01 | |
35 | Заболевания органов пищеварения. | 1 | 22.01 | |
36 | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Пищеварительная система» | 1 | 27.01 | |
VI. Обмен веществ и энергии. | 3 | |||
37 | Обменные процессы в организме. | 1 | 29.01 | |
38 | Нормы питания. П.р. «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки ». | 1 | 03.02 | |
39 | Витамины. | 1 | 05.02 | |
VII. Мочевыделительная система. | 2 | |||
40 | Строение и функции почек. | 1 | 10.02 | |
41 | Заболевание органов мочевыделения. Питьевой режим. | 1 | 12.02 | |
VIII. Кожа | 3 | |||
42 | Значение кожи и её строение. | 1 | 17.02 | |
43 | Заболевание кожных покровов и повреждение кожи. Гигиена кожных покровов. | 1 | 19.02 | |
44 | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Мочевыделительная система», «Кожа» | 1 | 24.02 | |
IX. Эндокринная и нервная системы. | 6 | |||
45 | Железы и роль гормонов в о организме. | 1 | 26.02 | |
46 |
Значение , строение и функция нервной системы. П. р. «Изучение действия прямых и обратных связей» | 1 | 03.03 | |
47 | Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция. П.р. «Штриховое раздражение кожи» | 1 | 05.03 | |
48 | Спинной мозг. | 1 | 10.03 | |
49 | Головной мозг: П.р. «Изучение функций отделов головного мозга» | 1 | 12.03 | |
50 | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Эндокринная и нервная системы» | 1 | 17.03 | |
X. Органы чувств. Анализаторы. | 6 | |||
51 | Принцип работы органов чувств и анализаторов. | 1 | 19.03 | |
52 | Орган зрения и зрительный анализатор. П.р. «Исследование реакции зрачка на освещенность» П.р. «Исследование принципа работы хрусталика ,обнаружение слепого пятна» | 1 | 24.03 | |
53 | Заболевания и повреждения органов зрения. | 1 | 26.03 | |
54 | Орган слуха , равновесия ,и их анализаторы. П.р. «Оценка состояния вестибулярного аппарата» | 1 | 07.04 | |
55 | Органы осязания, обоняния и вкуса. П.р. «Раздражение тактильных рецепторов» | 1 | 09.04 | |
56 | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Органы чувств. Анализаторы». | 1 | 14.04 | |
XI. Поведение человека и высшая нервная деятельность | 9 | |||
57 | Врожденные формы поведения. | 1 | 16.04 | |
58 | Приобретённые формы поведения. П.р.«Перестройка динамического стереотипа» | 1 | 21.04 | |
59 | Закономерности работы головного мозга | 1 | 23.04 | |
60 | Сложная психическая деятельность :речь, память ,мышление» | 1 | 28.04 | |
61 | Психологические особенности личности | 1 | 30.04 | |
62 | Регуляция поведения П.р. «Изучение внимания » | 1 | 05.05 | |
63 | Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение. | 1 | 07.05 | |
64 | Вред наркогенных веществ. | 1 | 12.05 | |
65 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность» | 1 | 14.05 | |
XII. Половая система. Индивидуальное развитие организма. | 5 | |||
66 | Половая система человека. Заболевания наследственные, врожденные, передающиеся половым путём. | 1 | 19.05 | |
67 | Развитие организма человека. | 1 | 21.05 | |
68 | Обобщение и систематизация знаний по теме : «Половая система. Индивидуальное развитие организма» | 1 | 26.05 | |
69 | Итоговый контроль знаний по разделу « Человек и его здоровье» | 1 | 28.05 | |
70 | Заключительный урок. | 1 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....