Рабочая программа по биологии для специальностей СПО
рабочая программа по биологии

Бондарева Майя Николаевна

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины  разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Подмосковный колледж «Энергия»

СОГЛАСОВАНО

Заведующий СП Богородское

__________        Шаврова С.В.

« ___ » _____________ 20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

____________А.В. Куликова

«___» _____________20__г.

Заместитель директора по УМР

____________ А.И. Кириллов

« ___ » _____________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.11 БИОЛОГИЯ

основной образовательной программы

для специальностей

среднего профессионального образования

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

09.02.07 Информационные системы и программирование

15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт  промышленного оборудования (по отраслям)

21.02.05 Земельно-имущественные отношения

43.02.14 Гостиничное дело

15.02.15 Технология металлобрабатывающего производства

       Базовой подготовки

       

Форма обучения очная

Электроугли

 2020


Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины  разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480)

Разработчики программы: Бондарева М.Н., преподаватель ____________

Программа рассмотрена и одобрена

на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № 12 от «15» июня 2020 г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

Бондарева М.Н.          ___________

Программа согласована с методистом

«__» ____________ 20__ г.

Аулова Е.В.               ___________

Программа рассмотрена и одобрена

на заседании Методического Совета

Протокол №__ от ________ 20__ г.

Председатель_________ Е.А. Андрошина


Содержание

1.

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины                3          

2.

Содержание учебной дисциплины                                                           4

3.

Тематическое планирование                                                                    6


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение следующих результатов:

личностных:

− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениямотечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальнуюи этическую сферы деятельности человека;

− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбор путей ее достижения в профессиональной сфере;

− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействиюс коллегами, работе в коллективе;

− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствийаварий, катастроф, стихийных бедствий;

− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательскойи экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

− способность использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и другихзаболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладаниемотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Тема

Содержание

Раздел 1. Биология – наука о жизни. 2ч.

Введение. Классификация разделов биологии.Основные свойства живого.

Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране.

Раздел 2. Учение о клетке. 6ч.

Биология клетки. Химический состав клетки.

Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая система и

основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткаяистория изучения клетки.Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клеткии живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль вклетке.

Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.Пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации.Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Раздел 3. Размножение и развитие организмов. Раздражимость и движение. 2ч.

Размножение организмов. Раздражимость и раздражители.

Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов. Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки.

Влияние факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов

Раздел 4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). 2ч.

Основные понятия. Развитие зародыша. Постнатальное развитие человека. Регенерация и трансплантация.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.Митоз. Цитокинез.

Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитиечеловека.

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

Раздел 5. Основы генетики.8ч.

Введение в генетику. Закономерности наследования признаков. Взаимодействие генов. Наследование пола.Изменчивость и её формы. Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридноескрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационнаяизменчивость.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений -начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспектынекоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы 1ч.

Раздел 6. Закономерности эволюции органического мира.8ч.

Происхождение жизни на   Земле. Эволюционное учение. Геологические эры и развитие жизни на Земле. Происхождение человека (антропогенез).

Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей

возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живыхорганизмов в процессе эволюции.

Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

Раздел 7. Основы медицинской паразитологии. 8ч.

Формы взаимоотношений между организмами. Медицинская гельминтология. Учение о биосфере. Экология.

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающейсредой; природные ресурсы и их использование; последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Экологические факторы, их значение в жизни организмов;  терминология, классификация факторов среды.Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

15

Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета. 2ч.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Раздел 1. Биология – наука о жизни. (2ч.)

Классификация разделов биологии. Основные свойства живого.

Введение.Классификация разделов биологии.(1ч.)

Основные свойства живого. (1ч.)

Раздел2. Учение о клетке. (6ч.)

Биология клетки. Химический состав клетки.

Биология клетки.(1ч.)

Химический состав клетки.(1ч.)

Обмен веществ и энергии.(1ч.)

Деление клетки.(1ч.)

Практическое занятие №1 Генетический код.(1ч)

Практическое занятие №1 Генетический код.(1ч)

Раздел3. Размножение и развитие организмов. Раздражимость и движение.(2ч.)

Размножение организмов. Раздражимость и раздражители.

Размножение организмов. (1ч.)

Раздражимость и раздражители.(1ч.)

Раздел 4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (2ч.)

Основные понятия. Развитие зародыша. Постнатальное развитие человека. Регенерация и трансплантация.(2ч.)

Основные понятия. Развитие зародыша. (1ч.)

Постнатальное развитие человека. Регенерация и трансплантация.(1ч.)

Раздел 5. Основы генетики.(8ч.)

Введение в генетику. Закономерности наследования признаков. Взаимодействие генов. Наследование пола.Изменчивость и её формы. Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Введение в генетику. Закономерности наследования признаков. (1ч.)

Взаимодействие генов. Наследование пола.(1ч.)

Изменчивость и её формы. (1ч.)

Селекция растений, животных и микроорганизмов.(1ч.)

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы (1ч.)

17.

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы (1ч.)

18.

Практическое занятие №2 Закономерности изменчивости. (1ч.)

19.

Практическое занятие №2 Закономерности изменчивости. (1ч.)

20.

Практическое занятие №3 Естественный отбор.  (1ч.)

21.

Практическое занятие №3 Естественный отбор. (1ч.)

Раздел 6.Закономерности эволюции органического мира.  (8ч.)

ема 1.6 Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.(2ч.)

Происхождение жизни на   Земле.Эволюционное учение. Геологические эры и развитие жизни на Земле. Происхождение человека (антропогенез).

22.

Происхождение жизни на   Земле. Эволюционное учение. (1ч.)

23.

Современное состояние эволюционного учения.(1ч.)

24.

Практическое занятие №4Гипотезы происхождения жизни. (1ч.)

25.

Практическое занятие №4Гипотезы происхождения жизни. (1ч.)

26.

Геологические эры и развитие жизни на Земле. (1ч.)

27.

Происхождение человека (антропогенез).(1ч.)

28.

Практическое занятие №5. Человеческие расы.  (1ч.)

29.

Практическое занятие №5. Человеческие расы. (1ч.)

Раздел7. Основы медицинской паразитологии. (8ч.)

Тема 2.5  Современные средства поражения и их поражающие факторы.(2ч.)

Формы взаимоотношений между организмами. Медицинская гельминтология. Учение о биосфере. Экология.

30.

Формы взаимоотношений между организмами.(1ч.)

31.

Медицинская гельминтология.(1ч.)

32.

Учение о биосфере.(1ч.)

33.

Предмет экологии. (1ч.)

34.

Пищевые цепи. Биотические факторы. (1ч.)

35.

Воздействие человека на биосферу и ее ресурсы. (1ч.)

36.

Практическое занятие №6.Экологические системы. (1ч.)

37.

Практическое занятие №6.Экологические системы. (1ч.)

Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета(2ч.)

Тема 3.2 Организационная структура Вооруженных Сил.(2ч.)

38.

Дифференцированный зачет(1ч.)

39.

Дифференцированный зачет(1ч.)

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ.

4.1.  Учебно-методическое обеспечение.

Основные источники:

1. Чебышев Н.В., Биология, М.:Академия,2018

Дополнительные источники:

1. Константинов В.М., Биология для преподавателя: учебно-методическое пособие , М.: Академия -2017

4.2  Электронно-информационные  ресурсы(ДОТ, ЭОР, ссылка):

1.https://e-learning.tspk-mo.ru/seo/welcome/- Цифровой колледж Подмосковье

2.https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа

4.3  Интернет-ресурсы:

Интернет – ресурсы

1.www. sbio.info (Вся биология.Современная биология, статьи, новости, библиотека).

2.www. window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

3.www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

4.www. vspu.ac.ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —экологии на сервере Воронежского университета).

5.www. biology.ru (Биология в Открытом колледже.Сайт содержит электронный учебник побиологии, On-line тесты).

6.www. informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

7.www. nrc.edu.ru (Биологическая картина мира.Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

4.4. Материально-техническая база

       Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Биологии.

            Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
  • плакаты, таблицы;
  • раздаточный материал;
  • учебники;
  • комплект учебно-методической документации.

   Технические средства обучения: персональный компьютер Samsung. в сборе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Биология (естествознание), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большим коррекционно-образовательными, развив...

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по биологии для технических специальностей

Рабочаяпрограмма учебной дисциплины «Биология» предназна­чена для изучения биологии в учреждениях среднего про­фессионального образования. При освоении специальностей СПО технического профиля в учрежд...

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида

рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...

Рабочая программа по биологии для специальностей НПО

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины  разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного ...

Рабочая программа по Биологии на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Данная программа составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой в соответствии с адаптированной образ...