Рабочая программа по биологии для специальностей СПО
рабочая программа по биологии
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Биология для специальностей СПО | 69.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Подмосковный колледж «Энергия»
СОГЛАСОВАНО Заведующий СП Богородское __________ Шаврова С.В. « ___ » _____________ 20__г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР ____________А.В. Куликова «___» _____________20__г. Заместитель директора по УМР ____________ А.И. Кириллов « ___ » _____________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 БИОЛОГИЯ
основной образовательной программы
для специальностей
среднего профессионального образования
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
09.02.07 Информационные системы и программирование
15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
21.02.05 Земельно-имущественные отношения
43.02.14 Гостиничное дело
15.02.15 Технология металлобрабатывающего производства
Базовой подготовки
Форма обучения очная
Электроугли
2020
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480)
Разработчики программы: Бондарева М.Н., преподаватель ____________
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол № 12 от «15» июня 2020 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
Бондарева М.Н. ___________
Программа согласована с методистом
«__» ____________ 20__ г.
Аулова Е.В. ___________
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании Методического Совета
Протокол №__ от ________ 20__ г.
Председатель_________ Е.А. Андрошина
Содержание
1. | Планируемые результаты освоения учебной дисциплины 3 | |
2. | Содержание учебной дисциплины 4 | |
3. | Тематическое планирование 6 |
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение следующих результатов:
• личностных:
− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениямотечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;
− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальнуюи этическую сферы деятельности человека;
− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбор путей ее достижения в профессиональной сфере;
− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействиюс коллегами, работе в коллективе;
− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствийаварий, катастроф, стихийных бедствий;
− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательскойи экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
− способность использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и другихзаболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладаниемотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Тема | Содержание |
Раздел 1. Биология – наука о жизни. 2ч. | ||
Введение. Классификация разделов биологии.Основные свойства живого. | Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране. | |
Раздел 2. Учение о клетке. 6ч. | ||
Биология клетки. Химический состав клетки. | Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткаяистория изучения клетки.Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клеткии живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль вклетке. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации.Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. | |
Раздел 3. Размножение и развитие организмов. Раздражимость и движение. 2ч. | ||
Размножение организмов. Раздражимость и раздражители. | Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов. Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки. Влияние факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов | |
Раздел 4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). 2ч. | ||
Основные понятия. Развитие зародыша. Постнатальное развитие человека. Регенерация и трансплантация. | Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.Митоз. Цитокинез. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитиечеловека. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | |
Раздел 5. Основы генетики.8ч. | ||
Введение в генетику. Закономерности наследования признаков. Взаимодействие генов. Наследование пола.Изменчивость и её формы. Селекция растений, животных и микроорганизмов. | Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридноескрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационнаяизменчивость. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений -начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспектынекоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). | |
Промежуточная аттестация в форме контрольной работы 1ч. | ||
Раздел 6. Закономерности эволюции органического мира.8ч. | ||
Происхождение жизни на Земле. Эволюционное учение. Геологические эры и развитие жизни на Земле. Происхождение человека (антропогенез). | Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живыхорганизмов в процессе эволюции. Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма. | |
Раздел 7. Основы медицинской паразитологии. 8ч. | ||
Формы взаимоотношений между организмами. Медицинская гельминтология. Учение о биосфере. Экология. | Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающейсредой; природные ресурсы и их использование; последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Экологические факторы, их значение в жизни организмов; терминология, классификация факторов среды.Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. | |
15 | Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета. 2ч. |
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
№ п/п | Тема урока | |
Раздел 1. Биология – наука о жизни. (2ч.) | ||
Классификация разделов биологии. Основные свойства живого. | ||
Введение.Классификация разделов биологии.(1ч.) | ||
Основные свойства живого. (1ч.) | ||
Раздел2. Учение о клетке. (6ч.) | ||
Биология клетки. Химический состав клетки. | ||
Биология клетки.(1ч.) | ||
Химический состав клетки.(1ч.) | ||
Обмен веществ и энергии.(1ч.) | ||
Деление клетки.(1ч.) | ||
Практическое занятие №1 Генетический код.(1ч) | ||
Практическое занятие №1 Генетический код.(1ч) | ||
Раздел3. Размножение и развитие организмов. Раздражимость и движение.(2ч.) | ||
Размножение организмов. Раздражимость и раздражители. | ||
Размножение организмов. (1ч.) | ||
Раздражимость и раздражители.(1ч.) | ||
Раздел 4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (2ч.) | ||
Основные понятия. Развитие зародыша. Постнатальное развитие человека. Регенерация и трансплантация.(2ч.) | ||
Основные понятия. Развитие зародыша. (1ч.) | ||
Постнатальное развитие человека. Регенерация и трансплантация.(1ч.) | ||
Раздел 5. Основы генетики.(8ч.) | ||
Введение в генетику. Закономерности наследования признаков. Взаимодействие генов. Наследование пола.Изменчивость и её формы. Селекция растений, животных и микроорганизмов. | ||
Введение в генетику. Закономерности наследования признаков. (1ч.) | ||
Взаимодействие генов. Наследование пола.(1ч.) | ||
Изменчивость и её формы. (1ч.) | ||
Селекция растений, животных и микроорганизмов.(1ч.) | ||
Промежуточная аттестация в форме контрольной работы (1ч.) | ||
17. | Промежуточная аттестация в форме контрольной работы (1ч.) | |
18. | Практическое занятие №2 Закономерности изменчивости. (1ч.) | |
19. | Практическое занятие №2 Закономерности изменчивости. (1ч.) | |
20. | Практическое занятие №3 Естественный отбор. (1ч.) | |
21. | Практическое занятие №3 Естественный отбор. (1ч.) | |
Раздел 6.Закономерности эволюции органического мира. (8ч.) | ема 1.6 Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.(2ч.) | |
Происхождение жизни на Земле.Эволюционное учение. Геологические эры и развитие жизни на Земле. Происхождение человека (антропогенез). | ||
22. | Происхождение жизни на Земле. Эволюционное учение. (1ч.) | |
23. | Современное состояние эволюционного учения.(1ч.) | |
24. | Практическое занятие №4Гипотезы происхождения жизни. (1ч.) | |
25. | Практическое занятие №4Гипотезы происхождения жизни. (1ч.) | |
26. | Геологические эры и развитие жизни на Земле. (1ч.) | |
27. | Происхождение человека (антропогенез).(1ч.) | |
28. | Практическое занятие №5. Человеческие расы. (1ч.) | |
29. | Практическое занятие №5. Человеческие расы. (1ч.) | |
Раздел7. Основы медицинской паразитологии. (8ч.) | Тема 2.5 Современные средства поражения и их поражающие факторы.(2ч.) | |
Формы взаимоотношений между организмами. Медицинская гельминтология. Учение о биосфере. Экология. | ||
30. | Формы взаимоотношений между организмами.(1ч.) | |
31. | Медицинская гельминтология.(1ч.) | |
32. | Учение о биосфере.(1ч.) | |
33. | Предмет экологии. (1ч.) | |
34. | Пищевые цепи. Биотические факторы. (1ч.) | |
35. | Воздействие человека на биосферу и ее ресурсы. (1ч.) | |
36. | Практическое занятие №6.Экологические системы. (1ч.) | |
37. | Практическое занятие №6.Экологические системы. (1ч.) | |
Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета(2ч.) | Тема 3.2 Организационная структура Вооруженных Сил.(2ч.) | |
38. | Дифференцированный зачет(1ч.) | |
39. | Дифференцированный зачет(1ч.) |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ.
4.1. Учебно-методическое обеспечение.
Основные источники:
1. Чебышев Н.В., Биология, М.:Академия,2018
Дополнительные источники:
1. Константинов В.М., Биология для преподавателя: учебно-методическое пособие , М.: Академия -2017
4.2 Электронно-информационные ресурсы(ДОТ, ЭОР, ссылка):
1.https://e-learning.tspk-mo.ru/seo/welcome/- Цифровой колледж Подмосковье
2.https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа
4.3 Интернет-ресурсы:
Интернет – ресурсы
1.www. sbio.info (Вся биология.Современная биология, статьи, новости, библиотека).
2.www. window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
3.www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
4.www. vspu.ac.ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —экологии на сервере Воронежского университета).
5.www. biology.ru (Биология в Открытом колледже.Сайт содержит электронный учебник побиологии, On-line тесты).
6.www. informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
7.www. nrc.edu.ru (Биологическая картина мира.Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).
4.4. Материально-техническая база
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Биологии.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- плакаты, таблицы;
- раздаточный материал;
- учебники;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения: персональный компьютер Samsung. в сборе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Биология (естествознание), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большим коррекционно-образовательными, развив...
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по биологии для технических специальностей
Рабочаяпрограмма учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в учреждениях среднего профессионального образования. При освоении специальностей СПО технического профиля в учрежд...
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида
рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...
Рабочая программа по биологии для специальностей НПО
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного ...
Рабочая программа по Биологии на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Данная программа составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой в соответствии с адаптированной образ...