Рабочая программа по биологии для технических специальностей
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Пономарева Анна Саркисовна

Рабочаяпрограмма учебной дисциплины «Биология» предназна­чена для изучения биологии в учреждениях среднего про­фессионального образования. При освоении специальностей СПО технического профиля в учреждениях  СПО биология изучается как базовый учебный предмет в объеме 78 часов. Изучаются 6 тем из курса общей биологии, предусмотрены 8 практическихработ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_dlya_tekhnicheskikh.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение 

среднего профессионального образования

«АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Краснодарского края

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

для

151901 «Технология машиностроения»;

220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» (по отраслям);

210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» (по отраслям);

230111 «Компьютерные сети»;

230115 «Программирование в компьютерных сетях».

2013г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1.1.

Область применения рабочей программы

3

1.2.

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

3

1.3.

Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины

3

1.4.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины

4

  2.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

5

2.2.

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

6

  3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

3.1.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

12

3.2.

Информационное обеспечение обучения

12

  4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

1.1. Область применения примерной программы

        Рабочая программа учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ» является частью основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях СПО в соответствии с учебным планом 1 курса для специальностей:

- 151901 «Технология машиностроения»;

- 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» (по отраслям);

- 210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» (по отраслям);

- 230111 «Компьютерные сети»;

- 230115 «Программирование в компьютерных сетях».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре

основной профессиональной образовательной программы

        Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины,

требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

1.4. Рекомендуемое количество часов

на освоение примерной программы учебной дисциплины:

     Максимальная учебная нагрузка студента - 117  часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка – 78  часов;

- самостоятельная работа 39  часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

        практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология» для технических специальностей

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Биология - наука о живых организмах. Предмет и задачи общей биологии.

2

1

СРС: Изучение материала «Основные свойства живого»

СРС: Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни организмов.

1

1

Раздел 1.

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

12

Тема 1.1. Химическая организация клетки.

Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Клеточная теория строения организмов.

4

1,2

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

СРС: Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

СРС: Заполнение таблицы «Строение и функции органоидов клетки»

1

1

Тема 1.2.

Строение и функции клетки.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

2

1,2

Практическое занятие №1.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

2

3

СРС: Подготовка к практическому занятию №1. 

СРС: Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.

2

1

Тема 1.3. Обмен

 веществ и

превращение энергии в клетке

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и

энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

2

1,2

Тема 1.4.

Митоз.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Жизненный цикл клетки. Митоз.

2

1,2

СРС: Изучение этапов митоза и его значение для жизни, живых организмов.

1

                Раздел 2.

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

8

Тема 2.1. Размножение.

Организм - единое целое. Многообразие организмов. Размножение -важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

2

1,2

СРС: Изучение этапов мейоза и отличие его от митоза.

1

Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

2

1,2

СРС: Рассмотрение доказательств биогенетического закона. 

СРС: Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

1

2

Тема 2.3. Биогенетический закон.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

2

1,2

Практическое занятие №2.

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

2

3

СРС: подготовка к практическому занятию №2. 

СРС: Г.Мендель - основоположник генетики.

1

1

Раздел 3.

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

16

Тема 3.1.

 Генетика - наука о закономерностях наследственности

и изменчивости организмов.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Генетическая терминология и символика.

4

1,2

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и

дигибридное скрещивание.

Практическое занятие №3.

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

2

3

СРС: Конспектирование материала по генетической терминологии. СРС: подготовка к практическому занятию №3.

1

2        

Тема 3.2. Закономерности наследственности.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов.

4

1,2

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины.

Практическое занятие №4.

Решение генетических задач.

2

3

СРС: Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

СРС: подготовка к практическому занятию №4.

1

2

Тема 3.3. Закономерности изменчивости.

Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость.

2

1,2

СРС: Влияние мутагенов на растения, животных и человека. Мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний

СРС: Изучение основных методов селекции.

1

1

Тема 3.4

Генетика -теоретическая основа селекции.

Одомашнивание животных и выращивание культурных растений -начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

2

1,2

СРС: Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

1

Раздел 4.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

14

Тема 4.1. Характеристика

биологии в додарвиновский период.

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

2

1,2

СРС: Конспектирование научных и социально - экономических предпосылок учения Ч.Дарвина.

1

Тема 4.2. Дарвинизм.

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

3

1,2

Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции.

Практическое занятие №5.

Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

1

3

СРС: Критерии вида.

СРС: подготовка к практическому занятию №5 

1

1

Тема 4.3. Движущие силы эволюции.

Движущие силы эволюции. Естественный отбор. Синтетическая теория эволюции.

2

1,2

СРС: Виды борьбы за существование и формы естественного отбора. 

1

Тема .4.4 Микроэволюция. Макроэволюция.

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании

(С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция.

4

1,2

Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Практическое занятие №6.

Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).

2

3

СРС: Изучение основных направлений эволюции живых организмов. СРС: подготовка к практическому занятию №6.

1

1

Раздел 5.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

8

Тема 5.1.

Развитие жизни.

Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

4

1,2

Краткая история развития органического мира.

СРС: Изучение этапов эволюции растений и эволюции животных. СРС: Изучение стадий эволюции человека и приматов.

1

1

Тема 5.2. Эволюция человека.

Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

4

1,2

Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

СРС: Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

1

Раздел 6.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

14

Тема 6.1. Экологическая наука.

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

4

1,2

Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Практическое занятие №7. 

Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

2

3

СРС: Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме (примеры)

СРС: подготовка к практическому занятию №7

2

2

Тема 6.2. Биосфера.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

4

1,2

Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Практическое занятие №8. 

Решение экологических задач.

2

3

СРС: подготовка к практическому занятию №8.

1

Тема 6.3. Ноосфера.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

2

1,2

Раздел 7.

БИОНИКА

4

Тема 7.1

Бионика.

Бионика - одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

4

1,2

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных

СРС: Подготовка к зачету

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по биологии.

        Оборудование учебного кабинета:

-         посадочные места по количеству обучающихся;

-         рабочее место преподавателя;

-         комплект таблиц по общей биологии и анатомии и физиологии человека;

-        инструкционные карты для проведения практических работ;

-        наборы готовых микропрепаратов по общей биологии.

        

        Технические средства обучения:

-        компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-        мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. - М., 2001.

Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл.

Учебник. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл.

Учебник. – М., 2002.

Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.

Дополнительные источники:

Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М., 2006.

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М.,

2000.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. - М., 1996.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения (освоенные

умения и усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

- объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека;

- взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания;

- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

Знания:

- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

- внеаудиторная самостоятельная работа

- внеаудиторная самостоятельная работа

- практические и самостоятельные работы

- самостоятельные и проверочные работы

- самостоятельные и проверочные работы, внеаудиторная самостоятельная работа

- самостоятельные и проверочные работы, внеаудиторная самостоятельная работа

- самостоятельные и проверочные работы, внеаудиторная самостоятельная работа

 - внеаудиторная самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Физика" для специальностей технического профиля НПО (ФГОС-3)

Рабочая программа по дисциплине "Физика" для специальностей технического профиля начального профессионального образования, выполненная по требованиям Федерального государственного образовательного ста...

Рабочая программа по дисциплине "Математика" для специальностей технического профиля НПО (ФГОС-3)

Рабочая программа по дисциплине "Математика" для специальностей технического профиля начального профессионального образования, выполненная по требованиям Федерального государственного образовательного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА по специальности среднего профессионального образования технического профиля 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Рабочая программа учебной дисциплины реализует Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования и является частью основной профессиональной образовательной программы ФГОС...

Рабочая программа по инженерной графике по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования в химической промышлености.

Рабочая программа предназначенна для студентов второго курса по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования в химической промышлености....

Рабочая программа по немецкому языку для специальности "Техническое обслуживание и ремонт авьтомобильного транспорта"

Рабочая программа по немецкому языку для специальности "Техническое обслуживание и ремонт авьтомобильного транспорта" (2015-2016 учебный год, 134 часа, первый курс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины: Физическая культура для специальности:13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» 2016

Рабочая программа учебной дисциплины  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности: -13.02.11  – «Техническая эксплуатация и обслуживание э...