Рабочая программа по Биологии на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
методическая разработка по биологии (7 класс)
Данная программа составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой в соответствии с адаптированной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра (I вариант учебного плана).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_biologii_7_klass.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 755 «Региональный центр аутизма»
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Принято и рекомендовано к использованию Педагогическим советом Протокол от _______________ № | УТВЕРЖДАЮ Приказом от ________________№_____ Директор________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
7 класс (обучение на дому)
Разработчик
Татуйко Ольга Александровна
учитель
Согласовано
Зам. директора по УВР
«____» _________ 2020
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка
Статус документа
Данная программа составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 1. - 232 с и в соответствии с адаптированной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра (I вариант учебного плана). Специфика учреждения проявляется в том, что контингент обучающихся средней школы - дети с различными синдромами аутизма, имеющие сложный дефект развития: интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности, речевую патологию, соматическую патологию
Специфические особенности данной категории обучающихся:
- выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
- особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
- боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
- своеобразное зрительное поведение: взгляд мимо, «скользящий взгляд», ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
- своеобразие движений: произвольные движения неловкие, недостаточно координированы, наличие стереотипных повторений одних и тех же движений;
- специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой, эхолалии). Грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
- низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации;
- умственная отсталость легкой степени.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
«Биология»
7 класс
Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 недели, из них 1 час аудиторной работы, 1 час самостоятельной работы). Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с нарушением интеллектуального развития и расстройствами аутистического спектра. Материал учебного курса, в силу своего содержания, обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития и расстройствами аутистического спектра, а именно: дети учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Курс "Живая природа" рассматривается как часть учебного предмета биологии в который заложено изучение элементарных сведений о живой и неживой природе, свойствах воды и воздуха, их значении для жизни человека, разнообразии почв и полезных ископаемых. Изучение данного раздела расширяет кругозор обучающихся о многообразии окружающего мира. Предложенный учебный материал подобран с учетом индивидуальных личностных и психофизических особенностей обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Цель: описание условий для овладения обучающим знаниями об основных компонентах живой природы (растения,грибы,бактерии)
Задачи:
- способствовать овладению методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности
- воспитывать ценностное отношений к живой и неживой природе, культуре поведения, экологическую грамотность
- развивать социальную активность в плане общего развития
- способствовать формированию нравственных качеств
Общая характеристика учебного процесса
Рабочая программа по биологии определяет оптимальный объем знаний и умений, который доступен большинству школьников с лёгкой умственной отсталостью и нарушениями аутистического спектра. Учитывая особенности этой категории обучающихся, рабочая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Работу по обучению детей со сниженным или повышенным уровнем усвоения программного материала следует осуществлять по индивидуальному образовательному маршруту.
Основной формой организации процесса обучения по предмету «Биология» является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является индивидуальная работа. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Во время урока проводится 1 динамическая пауза.
Основу формирования знаний, умений и навыков при работе с детьми с нарушениями аутистического спектра составляет технология личностно-ориентированного обучения, которая реализуется через индивидуальный и дифференцированный подход, учёт психофизических и психоэмоциональных особенностей каждого обучающегося. При обучении детей необходимо учитывать различия у школьников с нарушениями аутистического спектра в степени и характере речевого недоразвития, степени интеллектуальной недостаточности, в их познавательных процессах.
Текущий и итоговый контроль в 7 классе
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. Текущий и итоговый контроль осуществляется по 5-балльной системе (минимальный балл - 2; максимальный балл - 5). Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе достигнутые обучающимися навыки и умения), выставляет отметку в классный журнал. В процессе обучения выставляются промежуточные отметки успеваемости по 5-балльной системе за освоение учебных дисциплин за полугодие. В конце учебного года выставляются годовые отметки по 5-балльной системе на основании промежуточных отметок успеваемости, выставленных за полугодия.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся по окончании 7-го года обучения по предмету «Биология»
Познавательный интерес детей проявляется в желании выполнять домашние задания, творческие задания, смотреть видео - фильмы о природе и природных явлениях, обращать внимание на окружающий их мир и отмечать его особенности.
Обучающиеся должны знать:
- строение растения
- знать как отличать различные виды диких и комнатных растений
- знать технику посадки и ухода за комнатными растениями
- знать технику ухода за садовыми растениями
- знать как отличать съедобные и несъедобные грибы, знать ядовитые грибы
- знать словарь терминов
обучающиеся должны уметь:
- уметь разбираться в строении растения
- отличать различные виды диких и комнатных растений
- уметь ухаживать за комнатными растениями
- уметь ухаживать за садовыми растениями
- отличать съедобные и несъедобные грибы, знать ядовитые грибы
Содержание учебного предмета «Биология»
№ | Раздел | Количество часов | |||
Всего часов | К/Р Час. | С/Р Час. | Содержание обучения | ||
1 | Растения вокруг нас. Общее знакомство с цветковыми растениями: строение растения | 8 | 4 | 4 | Обновить и закрепить знания о многообразии растительного мира вокруг нас, о строении растения |
2 | Многообразие растительного мира: мхи, папоротники, голосеменные, хвойные, цветковые и т.д. | 12 | 6 | 6 | Изучить материал о мхах, папоротниках, голосеменных, хвойных, цветковых и т.д. |
3 | Однодольные/двудольные покрытосеменные растения | 14 | 8 | 6 | Изучить материал об однодольных/двудольных покрытосеменных растениях |
4 | Уход за комнатными растениями | 6 | 2 | 4 | Изучить материал о комнатных растения и научиться ухаживать за некоторыми видами комнатных растений |
5 | Осенние работы в саду. Весенние работы в саду | 6 | 2 | 4 | Изучить материал о весенних и осенних работах в саду |
6 | Растение - живой организм. Бактерии | 6 | 2 | 4 | Изучить материал о бактериях, о симбиозе различных бактерий и растений |
7 | Грибы: строение, съедобные/несъедобные грибы, ядовитые | 6 | 2 | 4 | Изучить материал о грибах, какие из грибов являются съедобными / несъедобными, ядовитыми |
8 | Повторение пройденного материала | 6 | 4 | 2 | Закрепление пройденного материала |
9 | Периодический контроль | 4 | 4 | Проверить уровень усвоения пройденного материала |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Для реализации рабочей программы по предмету «Биология» - 7 класс используется учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс» для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида / З.А. Клепинина. - М.: Просвещение, 2017 | Программы: Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 1. - 232 с |
Печатные пособия: Карточки с заданиями Листы-помощники |
Технические средства обучения
Наименование объектов | Примечание |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок | |
Электронные приложения к учебникам | |
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок | |
Компьютер, принтер, сканер | |
Аудиоцентр, магнитофон | |
Мультимедийный проектор | |
Экспозиционный экран | |
Наглядные пособия | |
Макеты |
Оборудование класса
Ученические столы одно/двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Неживая природа" 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством ...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Растения. Бактерии. Грибы." 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 к...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Животные." 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Животные.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...
Методическая разработка "Рабочая тетрадь по столярному делу" (Для учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида)
Рабочая тетрадь по столярному делу составлена для учащихся 7-9 классов специальных коррекционных образовательных учреждений. Состоит из следующих разделов:Раздел I. Основы материаловедения.Раздел...
Рабочая программа для 8 - 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Москва «Просвещение» 2009 – 160с. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образов
С учетом индивидуальных и психофизических особенностей и эмоционально – волевой сферы, рабочая программа рассчитана для: ...