Технологическая карта урока Отряды пресмыкающихся Черепахи, Крокодилы
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Урок построен в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_uroka_otryady_presmykayushchihsya_cherepahi_krokodily.docx | 41.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Большенизовцевский филиал
Рыльский район
Тема урока: Отряды пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы
7 класс
Работу выполнила:
Муравьева Любовь Викторовна
учитель биологии
с.Большенизовцево, 2020г.
Класс: 7
Учитель: Муравьева Любовь Викторовна
Предмет: биология
Тема урока: Отряды пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы.
Место урока: урок № 26 с начала учебного года, № 2 из двух уроков в теме « Пресмыкающиеся», раздел 2. «Многоклеточные животные»
Предметно-дидактическая цель: формирование знаний о биологической роли представителей Класса Пресмыкающихся и их значении в природе и жизни человека.
Деятельностная цель:
Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности, умения делать выводы, выделять главное, применять свои знания на практике.
Планируемые результаты обучения
Предметные
понимать смысл биологических терминов;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
приводить примеры животных разных систематических групп;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира.
Метапредметные
УУД
Познавательные:
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Регулятивные:
организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
Коммуникативные:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные:- знать основных принципы и правила отношения к живой природе, формировать познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы; эстетического отношения к живым объектам. -формирование ответственного отношения к обучению; -формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета.
Технология: ИКТ, проблемного обучения, технология сотрудничества. здоровьесбережения, развивающего обучения, групповой деятельности.
Методы и приемы, способствующие достижению планируемых результатов: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение, эвристическая беседа и постановка изучаемой проблемы, организация работы с ПК, словесные (беседа), наглядные (демонстрация таблицы), практические (выполнение практических заданий на основе текста и иллюстраций учебника, выделение определений понятий в тексте, частично поисковый, репродуктивный, проблемный: чем можно объяснить разнообразие и приспособленность пресмыкающихся на Земле? Почему их изучение важно для человека?
Цель: получить представление об отрядах пресмыкающихся, изучить характерные признаки отрядов: Черепахи, Крокодилы, их многообразии, значении в природе и жизни человека, развивать навыки самостоятельной работы.
Задачи:
обучающие: познакомить со значением пресмыкающихся в природе и жизни человека, их разнообразии, характерными признаками рептилий как наиболее высокоорганизованных холоднокровных позвоночных, закрепить и обобщить ранее полученные знания об особенностях внешнего, внутреннего строения, размножения и поведения рептилий, расширить и углубить понятие о классе, на различных примерах показать черты приспособленности рептилий к среде обитания.
развивающие: развитие логического мышления, речи, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, объяснять понятия, ставить проблемные вопросы. Закрепление и отработка учебных навыков путем различного рода практических заданий.
воспитательные: воспитание экологически грамотного отношения к природе, создание условий для самовыражения школьников и благоприятного психологического климата на уроке, предупреждение гиподинамии, сохранение интереса к учебному материалу, формирование у обучающихся самостоятельность в работе с информацией, умения работать в команде.
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: биология, экология, география.
Оборудование: учебник («Биология» Животные В.В.Латюшин, В.А.Шапкин,М.Дрофа,2019г.), тетради, ручки, карандаши, линейки, таблицы «Многообразие пресмыкающихся» и «Строение пресмыкающихся», слайды презентации, проектор, компьютер.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационно - мотивационный | Приветствует ребят, психологически настраивает на урок. Интересуется у ребят об их настроении, желает, чтобы к концу урока настроение стало еще лучше, а так же успехов и высоких результатов. | Приветствуют учителя, отвечают на вопрос. Психологически настраиваются на урок. Отвечают на вопросы учителя. Подготовка учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей к уроку | Познавательные: извлечение информации из устного и видео сообщения, умение ориентироваться в мире животных Коммуникативные: - передача информации интонацией, выстраивать диалог с учителем и сверстниками; - слушать, - выражать свои мысли, Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; прогнозирование своей деятельности, соотносят ранее известную информацию с новой |
Актуализация знаний | Ребята, скажите, каких животных мы с вами изучали на прошлом уроке? Назовите представителей этого отряда. Молодцы. Обратите внимание на таблицы (висят на доске), рассмотрите иллюстрации. Скажите, какие отряды пресмыкающихся мы еще не изучали? Вспомните, о чем ещё мы с вами всегда говорим, изучая разнообразие животных? | Отвечают на вопросы учителя: Пресмыкающиеся, или, рептилии. Отряд Чешуйчатые. Ящерицы, змеи, хамелеоны, вараны Концентрация внимания на иллюстрациях таблиц, висящих на доске, отвечают на вопрос: о значении животных в природе и для человека. | Познавательные: умение строить логическое рассуждение, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Регулятивные: Определять правильность выполнения и корректировать ответы Коммуникативные: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества |
Создание проблемной ситуации | Сегодня речь пойдет об удивительных животных. О них сложено много легенд и сказаний. Например, представители одной из этих групп за последние 200 млн. лет почти не изменились. Они фантастически живучи. Некоторые виды до 5 лет могут прожить без пищи. До 10 часов остаются живыми в атмосфере, начисто лишенной кислорода. А долголетие? Могут жить до 150 лет. Одно такое создание может преспокойно протащить на спине 4-5 человек. Догадались о ком речь? Что за чудо! Вот так чудо! Представители другой группы появились на Земле около 250 миллионов лет назад. Они могут плавать со скоростью 40 километров в час. Имеют длину тела до семи метров и весить тонну. Продолжительность жизни до 110 лет. Их кожа – один из самых дорогих материалов для изготовления ремней, сумок, перчаток. В переводе с греческого языка их название обозначает «каменный червь» О ком идет речь? Сформулируйте тему урока. | черепахи крокодилы Формулируют тему урока: «Отряды пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы»,значение в природе и для человека. Записывают тему урока в тетрадь. | Познавательные : - ориентирование в своей системе знаний (определение границы знания/незнания); - установление закономерностей, строить рассуждения; - сравнивать, - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - формулировать проблему; - структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; - определять цель учебной деятельности. Коммуникативные : - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение ; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; Регулятивные : - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке; - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - принимать и сохранять учебную цель и задачи; - планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя. - высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозируют предстоящую работу (составлять план). |
Вспомните, как мы изучаем животных? Составьте план изучения темы. Сформулируйте задачи урока. | Составляют план:
Формулируют задачи:
| ||
Комментарий учителя: Мы уже знаем, что пресмыкающиеся, или рептилии широко распространены по всему земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде. Почти 65 млн. лет назад рептилии были господствующей группой на Земле, населяли все среды жизни. Это время отличалось тёплым и влажным климатом. Большинство этих древнейших животных (динозавры) вымерли, причин до сих пор никто не знает. Однако потомки древних рептилий приспособились к новым условиям и живут сегодня на всех материках кроме Антарктиды. В настоящее время на земле обитает 6000 видов рептилий. Благодаря каким особенностям современные рептилии смогли приспособиться жить в разных природных условиях? | Следят за логикой рассуждения, рассматривают иллюстрации, предложенные учителем, стараются вникнуть в суть проблемного вопроса и включиться в рассуждения. | ||
Изучение нового материала Физкультминутка | Пресмыкающиеся очень разнообразны. С чем связано большое разнообразие пресмыкающихся на Земле? Несмотря на большое разнообразие класс пресмыкающиеся представлен тремя отрядами: Чешуйчатые, Черепахи и Крокодилы. Каковы отличительные признаки пресмыкающихся, относящихся к разным отрядам? Молодцы ребята, вы правильно назвали отличительные признаки, но это не все особенности этих животных, какими ещё особенностями обладают представители отрядов вы изучите самостоятельно. | Слушают учителя, отвечают на вопросы (актуализация первичных знаний): Разнообразие рептилий связано с освоением разных природных сред (наземной и водной), жизнью в разных климатических условиях. Отличительные признаки отрядов: у чешуйчатых (змей) отсутствуют конечности, у черепах – панцирь, крокодилы – хищники, с большими челюстями. | Познавательные: -анализировать, обобщать факты и явления. -поиск и выделение информации; -умение адекватно передавать содержимое текста - поиск и выделение информации, - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, - синтез - выбор оснований и критериев для сравнения. Регулятивные: - планирование своих действий, - различение способа и результата действий, - внесение необходимых корректив в действие. - синтез - выбор оснований и критериев для сравнения. Коммуникативные: самостоятельно организовать работу в группе, вести диалог, договариваться друг с другом. Вести проблемный диалог с учителем. Регулятивные: установка на здоровый образ жизни . |
Ответы на эти вопросы вы сможете найти, изучив текст и рисунки учебника (параграф 26) Работать будете в группах, работу оформите в виде таблицы, которую мы начали заполнять на прошлом уроке (смотрите приложение № 1): 1 группа – изучает черепах, стр. 129 – 131(слайд3-7) 2 группа – изучает крокодилов, стр. 132 – 134 (слайд 8-15) 3 группа – значение рептилий в природе и жизни человека, стр.130-133. В процессе выполнения задания каждая группа заполняет свою графу в таблице. Каждая группа отчитывается, остальные слушают и заполняют соответствующую графу в таблице. Выделенные в тексте термины выпишите в тетрадь. Сделайте вывод о проделанной работе. А теперь проведем физкультминутку | Активная познавательная деятельность обучающихся по освоению и запоминанию новых знаний. Работают с текстом: читают, выбирают характерные признаки отрядов, заполняют графы таблицы. Работают с иллюстрациями учебника. Учатся связно излагать свои мысли. | ||
Обучающиеся делают вывод. Прочитали текст учебника, выбрали из текста характерные признаки отрядов рептилий, обсудили их в группе, заполнили таблицу, нашли в тексте новые термины и выписали их в тетрадь. Выполняют упражнения | |||
Этап закрепления первичной проверки | Все рептилии очень разнообразны, к ним относятся три отряда. Назовите их. Какими отличительными признаками они обладают? Почему необходимо их охранять? Какое значение в природе и жизни человека они имеют? | Называют отряды пресмыкающихся и кратко называют их отличия друг от друга, делают вывод о значении этих животных в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное. Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание ; - осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме Регулятивные УУД: - самостоятельно контролировать свое время и управляют им. - организовывать выполнение заданий учителя; -осуществлять самоконтроль. -оценивать правильность выполненных действий; - анализировать и оценивать результаты своей деятельности; - корректировать знания . |
Найдите соответствие между отрядами пресмыкающихся и характерными признаками:
1 вариант - для чешуйчатых, 2 вариант – для черепах, 3 вариант – для крокодилов. | Записывают ответ в тетрадь и проверяют по ключу: 1 вар : 2, 7, 9, 10, 11 2 вар: 4, 5, 8, 12 3 вар: 1, 3, 6,12 | ||
Рефлексия | Что узнали нового на уроке? Чему научились на уроке? Понятен ли был материал на уроке? Что понравилось на уроке? Интересен был вам материал урока? | Отвечают на вопросы учителя, делятся своими впечатлениями от урока. Делятся с учителем своими эмоциями от урока. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
Домашнее задание | Коментирует домашнее задание. Прочитайте параграф 26, ответьте устно на вопросы после параграфа. | Записывают домашнее задание в дневник | Регулятивные: умение организовывать самостоятельную деятельность |
Творческое задание. Приготовьте сообщения о необычных и редких пресмыкающихся, можно в виде презентации или просто слайды с картинками. | Записывают задание в тетрадь. |
Приложение к уроку:
Таблица: Сравнительная характеристика отрядов пресмыкающихся.
Сравнительные признаки | Класс пресмыкающиеся | |||
отряды | ||||
Ящерицы (чешуйчатые) | Змеи (чешуйчатые) | черепахи | крокодилы | |
Среда обитания | Пни, поваленные деревья, основания кустов. Обитают от тропиков до сибирской тундры | Тёплый климат, умеренный климат, прячутся в траве и на деревьях | Вода, суша (степи, полупустыни, пустыни) Тёплый климат | Пресные водоёмы субтропиков |
Формы тела | Длинное, вытянутое тело. Шея подвижная, хвост, голова, ноги по бокам туловища. | Длинное, лишённое конечностей тело | Тело прячется под панцирем | Крупные (1,5 – 2 метра) |
Покров тела | чешуйки | чешуйки | панцирь | Роговые щитки |
Способ передвижения | Бегают, могут лазать по деревьям | Ползают: изгибаются, «гармошкой», «боковой» ход, «гусеничный» ход. | Плавают, по суше ходят медленно | Плавают, ходят по суше |
Особенности питания | Питаются насекомыми, пауками, моллюсками, мухами. | Хищники, заглатывают добычу целиком, натягивают голову на добычу. | растительность | Хищники, питаются рыбами, птицами, мелкими зверями, бьют хвостом, затаскивают в воду и разрывают на части. |
значение | Уничтожают вредных насекомых | Ядовитые, звено в цепи питания, духовная культура многих стран, геральдическая символика, яд используется в медицине. | Звено в цепи питания, эстетическое значение | Используют кожу крокодила (!), звено в цепи питания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы
Данную презентацию использую для проведения урока биологии в 7 классе....
Отряды бесхвостые и хвостатые. Безногие амфибии.Технологическая карта урока по биологии 7 класс/
Технологическая карта урока по биологии 7 класс....
К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc
Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...
Технологическая карта урока по теме "Многообразие пресмыкающихся"
Разработка представляет собой технологическую карту с подробным изложением структурных элементов...
Технологическая карта урока по теме "Отряды млекопитающих: Грызуны и зайцеобразные."
Технологическая карта урокаПредмет: биологияАВТОР УМК: «Вертикаль», В.В.Пасечник. Биология. Животные. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. – М....
Технологическая карта урока по биологии 7класс с учетом ФГОС УМК В.В. Пасечник "Отряды Грызуны, Зайцеобразные».
Познакомить учащихся с многообразием млекопитающих, обеспечить усвоение знаний о характерных особенностях грызунов и зайцеобразных. Их значение в природе и жизни человека....
Технологическая карта урока по теме "Заяц и черепаха". 4 класс по учебнику "Английский в фокусе"
Технологическая карта урока по теме "Заяц и черепаха". 4 класс по учебнику "Английский в фокусе"...