Технологическая карта урока по теме "Отряды млекопитающих: Грызуны и зайцеобразные."
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Технологическая карта урока
Предмет: биология
АВТОР УМК: «Вертикаль», В.В.Пасечник. Биология. Животные. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. – М.: Дрофа, 2016.
Класс: 7
Изучаемая тема: многоклеточные животные
Номер урока по теме: 32
Тема урока: отряды млекопитающих: ГРЫЗУНЫ И ЗАЙЦЕОБРАЗНЫЕ
ТИП УРОКА: КОМБИНИРОВАННЫЙ
УЧИТЕЛЬ: ДУДКИНА Н.П.
Цели | Развивать у обучающихся УУД: 1. Познавательные (навыки поиска информации, составление опорных схем, структурирование знаний, монологическую речь, умения сравнивать, строить логические рассуждения, анализировать и обобщать, приводить доказательства). Личностные (формирование целостных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; чувство сопричастности к России; развитие Я-концепции, самооценки). Коммуникативные: постановка вопросов, построение речевых высказываний в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение вести диалог и полилог). Регулятивные: учить делать целеполагание, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль и самооценку; адекватно воспринимать оценку учителя. |
Планируемые | Предметные: помочь обучающимися узнать о биологических и экологических особенностях отрядов млекопитающих – Грызуны и Зайцеобразные, значение в природе и для человека. Метапредметные: обучающиеся овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; учащиеся развивают навыки речевого общения, пользоваться учебным текстом, сравнивать, обобщать и доказывать. |
методы и формы | Проблемный, эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный. Групповая, фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные | В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология. Животные. 7 класс – М.: Дрофа, 2016. Рабочая тетрадь. |
Межпредметные связи | География. Экология. |
Оборудование | Таблицы , картинки и рисунки животных |
Наглядно-демонстрационный материал | Таблица «класс Млекопитающие», дидактический материал. |
Основные понятия | Важнейшие представители отрядов млекопитающих - Грызуны и Зайцеобразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Предметные знания Формируемые УУД | ||||
1 Этап. Организационный момент | |||||||
Цель: настроить учащихся на работу. 1 мин. | Приветствует. Отмечает отсутствующих. Спрашивает, какой раздел и какую тему изучают. | Встают. Дежурный называет отсутствующих. Отвечают на вопрос учителя. | Регулятивные. Готовят рабочее место. Самонастрой на работу. | ||||
2 этап. Проверка знаний учащихся | |||||||
Дидактическая цель: проверить знания учащихся о характерных признаках представителей класса Млекопитающих, классификации живых организмов с целью возможности сравнения отрядов млекопитающих 8 мин | Актуализация знаний. 1.Из перечисленных признаков выбрать характеризующие представителей млекопитающих. 1. Тело млекопитающих покрыто пухом. 2. Для млекопитающих характерен волосяной покров. 3. Органы дыхания - лёгкие. 4. Органы дыхания - жабры. 5. Сердце трёхкамерное. 6. Органы чувств не развиты. 7. Кровь движется по двум кругам кровообращения. 8. Живут в самых разнообразных сферах: на поверхности земли, в почве, в морской и пресной воде. 9. Млекопитающие - теплокровные животные, имеющие постоянную температуру тела. 10. Все млекопитающие яйцекладущие. (Ответы: 2,3,7,8,9) 2. Подготовить вопросы по предыдущей теме и прослушать ответы на них с последующим комментарием: 1. На какие подклассы делится Класс Млекопитающие? 2. Назовите представителей отряда Яйцекладущих. 3. Назовите представителей отряда Сумчатых. 4. Почему эти два отряда получили такое название? 5. В чем особенности этих отрядов? 6. Почему необходимо охранять редких яйцекладущих и сумчатых? 7. Каковы особенности строения насекомоядных? 8. В чем особенности строения рукокрылых? 9. Что такое эхолокация и где человек использует это явление? 3. Найдите ошибку в тексте: Признаки класса Млекопитающие 1 Холоднокровные позвоночные 2 Тело покрыто волосяным покровом 3 Живорождение, вскармливание детенышей молоком 4 Неполное разделение артериальной и венозной крови 5 Простое поведение 6 Наличие диафрагмы 7 Четырехкамерное сердце, один круг кровообращения 5. Выберите и подчеркните из приведенных в скобках вариантов правильные. 1. Остевые волосы (прикрывают подшерсток, придают защитную окраску, защищают от механических повреждений, защищают подкожную жировую клетчатку). 2. Испарение пота (способствует охлаждению кожи, выведению некоторых продуктов обмена веществ, поглощению значительного количества тепла, предохраняет кожу от выветривания). 3. Голосовой аппарат находится (в гортани, трахее). 4. Тепло в организме зверей хорошо сохраняется благодаря (эпидермису, волосяному покрову, подкожной жировой клетчатке). | 1.Выполняют задание. Осуществляют самопроверку и самооценку по критериям : -5верных ответов-оценка 5, 4-4,3-3. 2.Составляют вопросы. 3.Слушают и комментируют ответы товарищей. 4.Задают вопросы и слушают ответы. 5.Комментируют ответы товарищей.
| Предметные. Развитие общебиологического понятия о классификации живых организмов. Закрепить знания по предыдущим темам. Личностные. Формирование границ собственного знания и незнания, развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Коммуникативные: постановка вопросов. Построение речевых высказываний, владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные. контроль, коррекция, оценка.
| ||||
3 этап. Актуализация знаний | |||||||
Дидактическая цель: заинтересовать новой темой. Выявить первичные знания. 3 мин. | Мотивация деятельности учащихся. Слова В. Брауна “Накопление знаний подобно росту дерева”…, мы будем надеяться, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний об удивительных животных – Грызунах и Зайцеобразных. Введение в тему. Учитель. Запомните на слух названия млекопитающих и повторите по памяти. Белка, бобр, крыса, мышь, лось, суслик. Учитель называет животных. Учащиеся по памяти повторяют названия. Учитель. Назовите лишнее животное. Докажите, почему оно является лишним. (лось).
Постановка темы, целей. Учитель. Каких животных называют грызунами? зайцеобразными? Знаете ли вы о признаках грызунов и зайцеобразных, о значении этих животных в природе и жизни человека? Сегодня на уроке вы найдете ответы на эти вопросы. Работа будет строиться по плану: План Общие признаки грызунов Рассказы о животных отряда Грызуны. Общие признаки зайцеобразных. Рассказы о животных отряда Зайцеобразные
| Формулируют тему урока и цели. | Предметные. Развивать общебиологические понятия: связь организма со средой, эволюция органического мира. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование границ собственного знания и незнания. Познавательные: развивать умения сравнивать, строить рассуждения, ориентировка на разнообразные способы решения проблемы. Регулятивные: целеполагание, планирование. | ||||
4 этап. Изучение нового материала | |||||||
Дидактическая цель: помочь изучить многообразие отрядов млекопитающих Грызуны и Зайцеобразные, их роль в природе и для человека. 5 мин.
Выслушивание представителей от каждой группы. 8 мин. | Изучение нового материала. 1. Составление рассказов о грызунах и зайцеобразных. Учитель. Сегодня на уроке я предлагаю вам выступить в роли работников зоопарка, а именно, секции грызунов. Ваша задача – составить рассказ о любом грызуне для посетителей зоопарка. Постарайтесь сделать рассказы интересными, связными. В этом вам помогут материалы учебника и план. Учащиеся в парах выбирают любое животное (белка, бобр, полевая мышь, суслик), готовят устные рассказы по плану, используя учебник, а также дополнительные источники информации. План 1. Какие Семейства и представители относятся к данному отряду 2. Места обитания 3. Особенности внутреннего и внешнего строения, которые отличают представителей данного отряда от других 4. Особенности размножения и развития 5. Значение животных Затем проводится игра «В зоопарке». Учащиеся выступают в роли экскурсоводов и рассказывают о грызунах. После выбираются лучших «экскурсоводов». Учитель. О каких грызунах и зайцеобразных рассказывали «экскурсоводы»? Что интересного, нового вы узнали? 2. Подведение итогов В чем сходство и отличие данных отрядов?
| Выполняют задания.
Слушают представителей других групп, осмысливают учебный материал. | Предметные. Узнают особенности представителей отряда Грызуны и Зайцеобразные. Научатся отличать представителей отрядов Личностные: развитие Я-концепции, формирование мотивов достижения и социального признания. Познавательные: поиск необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение выделять главное, выделять сходства и различия. Коммуникативные планирование учебного сотрудничества, лидерство и согласование действий с партером. Регулятивные: планирование, прогнозирование уровня усвоения знаний. | ||||
5 этап. Физкультминутка 2 мин. | |||||||
Цель: снять усталость. 2 мин. |
|
|
| ||||
6 этап. Первичное закрепление | |||||||
Дидактическая цель: объединить учебный материал, изученный группами, в единое целое; ответить на проблемный вопрос. 6 мин. | Закрепление. Учитель. Давайте проверим, как вы умеете узнавать грызунов по описанию. Вам необходимо прочитать описательные тексты и определить, о каком грызуне идёт речь. Учащиеся работают в парах. Им даются карточки с описаниями грызунов, они вписывают соответствующие названия.
1. Встречаются на поля в неглубоких норках, в стогах сена и соломы. Масса тела около 30 гр. вдоль спины проходит черная полоса. Хвост длинный, ноги короткие тонкими пальцами. Едят побеги растений, плоды злаков, различные семена. Они постоянно растут и не уменьшаются. Рождают по 3-10 детенышей 3-7 раз в году. Детеныши рождаются слепые, голые. Родители вскармливают их молоком. И они быстро растут. Гнездо делают в норах. (Полевые мыши).
2. Они большую часть жизни проводят на деревьях. Легко лазают по веткам деревьев, перепрыгивают с дерева на дерево. У них мягкая шерсть, большой пушистый хвост, на кончиках ушных раковин кисточки длинных волос. Летом шерсть – рыжая, зимой – сероватая с различными оттенками. Едят орехи, желуди, семена, сосны и ели, грибы, ягоды. Они растут и не уменьшаются в размерах. У этого грызуна бывает по 4-9 детенышей 2 раза в году. Детеныши рождаются слепыми, голыми и вскармливаются молоком. Гнездо делают на деревьях, в дуплах деревьев. (Белки).
3. Самые крупные грызуны. Встречаются по берегам лесных рек и озер. Грызуны имеют широкий хвост, который служит им рулем. Шерсть коричневого цвета. Питаются разной сочной травой, корой и молодой древесиной осины, ивы и другие лиственные деревья. Пищу откусывают острыми резцами, они без корней и постоянно растут. Клыков нет. У грызунов длинный кишечник, так как растительная пища трудно переваривается и потреблять такую пищу необходимо в большом количестве из-за ее малой питательности. Детеныши рождаются 1 раз в году зрячими, покрытыми густой шелковистой шерстью. Через несколько дней начинают есть сочную траву, грызут молодую кору деревьев. (Бобры).
Обобщение. Учитель. Назовите общие признаки, которые есть у всех грызунов и зайцеобразных. Учащиеся формулируют выводы к уроку: Грызуны — наиболее многочисленная и процветающая группа млекопитающих. Причинами биологического процветания грызунов: высокая интенсивность размножения, заселение разных сред обитания, устройство нор и убежищ, разнообразие видов пищи. Значение грызунов разнообразно: ограничивают рост и развитие растений, сами служат кормом хищным животным; некоторые виды грызунов — объекты промысла, другие - вредители сельскохозяйственных растений, переносчики заболеваний. Зайцеобразные — малочисленная группа млекопитающих, имеющая сходные черты строения с грызунами. Значение в природе: ограничивают рост и развитие растений, являются объектом пушного промысла. Дикий кролик — предок домашних кроликов.
| Отвечают на вопросы. Оформляют в тетрадях опорный конспект. | Предметные. Запомнить учебный материал о многообразии и значении представителей отрядов млекопитающих. Познавательные: структурирование знаний, выделение главного, умение делать анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: владение монологическими и диалогическими формами речи. Регулятивные: составление плана и последовательности действий, прогнозирование уровня усвоения, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. | ||||
7 этап. Самопроверка | |||||||
Дидактическая цель: закрепить знания по теме. 5 мин. | Учащиеся выполняют задание и осуществляют самопроверку. 1.Кто из перечисленных животных не относится к грызунам: а) заяц; б) хомяк; в) мышь. 2. У грызунов резцы при питании грубой растительной пищей не уменьшаются в размерах потому что: а)они покрыты толстым и прочным слоем эмали; б)резцы не имеют корней и растут постоянно; в)от растительной пищи они не могут стачиваться. 3. Сколько резцов у грызунов: а) 2; 6)4; в) 6. 4. У грызунов отсутствуют: а) резцы; б) клыки; в) коренные зубы. 5. У грызунов очень длинный кишечник, так как они: а) очень плодовиты; б) питаются грубой растительной пищей; в) питаются преимущественно насекомыми; г) поедают червей. 6. К зайцеобразным относятся: а) пищуха; б) еж; в) хомяк; г) крыса. (Ответы: 1а, 2б, 3а,4б, 5б, 6а) Задание №5. В характеристике отряда Грызуны допущены биологические ошибки. Найдите эти ошибки и исправьте их. К грызунам относят бобра, крота, хомяка, белку. В отряде насчитывается примерно 1500 видов. Это маленькие зверьки. Грызуны распространены по всем континентам, кроме Африки и Антарктиды. Многие из них роют сложные норы и большую часть жизни проводят под землей. Самый мелкий грызун - это южноамериканская капибара. Ее длина всего около 5 см. Грызуны питаются травой, древесиной, ягодами, орехами, грибами. Размножаются грызуны 1 раз в год. Имеют хорошо развитые резцы. Передняя поверхность резцов покрыта более прочной эмалью, чем задняя. Резцы вырастают в начале жизни и остаются без изменения. Клыков у грызунов нет: Задание № 2 Внимательно прочтите эту заметку и подчерните в тексте те ошибки, которые допустил автор по причине своего не знайства. БЕЛЯК (заяц-беляк), млекопитающее семейства зайцев отряда грызунов. Длина тела беляка 50-60 см, иногда до 75 см, масса до 5,5 кг. Свое название получил за белоснежный летний мех. Встречается беляк в лесах, тундрах и пустынях всей Северной Евразии — от берегов Северного Ледовитого океана до Монголии, а также на севере Северной Америки. Акклиматизирован беляк и в Южной Америке. В умеренных широтах зайчихи обычно приносят по 2-5 зайчат один раз за лето. На севере зайцы размножаются один раз в году, но величина выводка больше — 6-9 зайчат. Беляк, хоть и имеет ценный мех и мясо, но не является объектом промысла.
После коррекции ответов выбирают домашнее задание | Отвечают на вопросы. | Личностные: Развитие Я-концепции, формирование социального признания, формирование границ собственного знания и незнания. Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция | ||||
8 этап. Домашнее задание | |||||||
Дидактическая цель: объяснить объем домашнего задания, способы его выполнения. 3 мин | Домашнее задание. § 32, заполнить таблицу
· Творческие задания: составить кроссворд, Найти дополнительный материал о крысах. Задание на дом. 1. Нарисовать обложку для книги «Наши соседи по планете». ( по желанию) 2. Оформить страницу книги по рубрикам:
Работа может быть как индивидуальной, так и групповой.
| Слушают и записывают в дневники. Выбирают дополнительные задания. |
| ||||
9 этап Рефлексия | |||||||
Дидактическая цель: развивать навыки самооценки работы на уроке. 3 мин. | Рефлексия. Составление синквейна 1. Существительное – название синквейна. 2. Два прилагательных (как описание). 3. Три глагола, чтобы охарактеризовать с разных сторон. 4. Ключевая фраза на тему (1 предложение как вывод). Существительное или словосочетание – синоним названия синквейна Задает вопросы о том, что на уроке понравилось, что не понравилось.
Рефлексия Сегодня урок легкий или трудный интересный или скучный полезный или ненужный Я ученик старательный или ленивый внимательный или невнимательный урок усвоил или не усвоил. Спасибо за урок!
| Обучающиеся оценивают свою работу по имеющимся у них в тетради критериям. | Регулятивные: самоконтроль, самооценка работы. Осознание причин успеха или неуспеха в усвоении новой темы. |
«Кто хочет вызвать в животном взаимную
дружбу и доверие, тот должен попытаться
изучить его особенности, характер и повадки…
и он будет вознагражден тем, что приобретет
себе друга» Альфред Буковец
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по теме "Отряды млекопитающих: Грызуны и зайцеобразные." | 162 байта |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта урока на тему: "Внутреннее строение млекопитающих"
Технологическая карта урока составлена в соответствиии с ФГОС....
Технологическая карта урока по биологии 7класс с учетом ФГОС УМК В.В. Пасечник "Отряды Грызуны, Зайцеобразные».
Познакомить учащихся с многообразием млекопитающих, обеспечить усвоение знаний о характерных особенностях грызунов и зайцеобразных. Их значение в природе и жизни человека....
Технологическая карта урока по биологии 7 класс ФГОС УМК В.В.Пасечник "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные".
Продолжить знакомство учащихся с многообразием млекопитающих, с характеристикой отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные. Показать их приспособленность к среде обитания, значение в природе и жизни чело...
Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)
Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...
технологическая карта урока по биологии в 8 классе "Обобщение знаний по теме: "Класс Млекопитающие""
разработка открытого урока по биологии "Обобщение знаний по теме: "Класс Млекопитающие""....