Технологическая карта урока биологии "Кровеносная система. Кровь", 7 класс
методическая разработка по биологии (6 класс)
Цели:
1. Образовательные:
Сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных.
Проследить эволюцию кровеносной системы от дождевых червей до млекопитающих.
Выяснить наличие замкнутой и незамкнутой кровеносных систем у различных групп животных.
Проследить связь строения сердца со сложностью организации животных.
Изучить состав крови и функции клеток крови.
2. Развивающие:
Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.
Развивать познавательные умения.
Развивать аналитическое мышление, логику, умения делать выводы.
Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
3. Воспитательные:
Воспитывать положительное отношения к знаниям.
Воспитывать культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации.
Прививать интерес к биологии.
Воспитывать убеждения в познаваемости живой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_7_klass.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 7
Тема урока: Кровеносная система. Кровь
Тип урока: Изучение нового материала
Учитель биологии МБОУ «Бага-Тугтунская СОШ» Манджиева Елена Викторовна
Цели:
1. Образовательные:
Сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных.
Проследить эволюцию кровеносной системы от дождевых червей до млекопитающих.
Выяснить наличие замкнутой и незамкнутой кровеносных систем у различных групп животных.
Проследить связь строения сердца со сложностью организации животных.
Изучить состав крови и функции клеток крови.
2. Развивающие:
Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.
Развивать познавательные умения.
Развивать аналитическое мышление, логику, умения делать выводы.
Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
3. Воспитательные:
Воспитывать положительное отношения к знаниям.
Воспитывать культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации.
Прививать интерес к биологии.
Воспитывать убеждения в познаваемости живой природы.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: иллюстративно-объяснительный, поисковый, игровой момент.
Форма организации: беседа, самостоятельная работа, фронтальная, групповая.
Средства обучения:
- таблицы « Эволюция животного мира», «Кровь»;
- мультимедийная презентация «Кровеносная система»;
- таблица «Схема кровеносной системы».
Этапы урока Цели на каждом этапе урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Педагогические приемы | Система ожидаемых умений |
Организационный момент | Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, отмечает отсутствующих, проверяет готовность рабочего места ученика. Знакомит с правилами работы на уроке. | Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу. | ||
Актуализация имеющихся знаний Определение темы урока и постановка целей. | В течении нескольких уроков мы изучаем эволюцию строения и функций органов и их систем. Систему органов которую мы будем изучать, вы хорошо знаете. Знакомство с ней началось у нас не с первых уроков, т .к. она отсутствует у простейших, кишечнополостных, плоских и круглых червей. Впервые мы начинаем говорить о ней при изучении типа Кольчатые черви, а именно с дождевого червя. Еще одну подсказку даст нам игра. Игра «Зоологическое домино» О какой системе органов пойдет сегодня речь? Слайд №2 Ваши предложения: что бы вы хотели узнать на уроке? Слайд №3 Какие функции выполняет кровеносная система? Слайд №4 Для изучения нам потребуется вспомнить некоторые понятия и определения. Что такое кровь? Самый большой кровеносный сосуд-… Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца-… Кровеносные сосуды по которым кровь возвращается к сердцу-… Все ли термины мы использовали при ответах? Мы не назвали капилляры и сердце. Дайте сами определение капилляра и сердца. Слайд №5 | Вспоминают материал предыдущих уроков и отвечают на вопросы. Формулируют тему урока и цели. (Запись в тетради) На доске: внутренняя среда организма, капилляры, аорта, соединительная ткань, артерии, вены, сердце. | «Мозговой штурм» | Концентрация внимания. Определение ключевых понятий. Работа индивидуальная и в группе. Умение формулировать понятия. |
Изучение нового материала | Мы готовы к изучению темы. Заполни таблицу! (в течении урока) Слайд №6 Какие животные не имеют кровеносной системы? Почему? Почему простейшие, кишечнополостные, плоские и круглые черви обходятся без кровеносной системы? Слайд №7 Напомните: у каких животных впервые появилась кровеносная система и каковы особенности ее строения? Слайд №8 Сравните, пожалуйста, кровеносную систему, насекомых тип Членистоногие и дождевого червя. Какие отличия вы нашли. Слайд №9 Сравните следующих животных: насекомое и брюхоногий моллюск. Какой тип кровеносной системы? Слайд №10 Ваше мнение : почему у насекомых кровеносная система проще? Предварительные выводы.
Переходим к следующему разделу Изучение кровеносной системы животных тип Хордовые. Слайд№11 Назовите классы типа Хордовых? Кровеносные системы каких животных представлены на таблицах? Найдите отличия. Какая кровеносная система более совершенная и почему? (отметить важность появления еще одной камеры). В какой среде обитают рыбы? Каковы особенности кровеносной системы рыб? Какие изменения произошли в кровеносной системе рыб в ходе эволюции? Слайд №12 Земноводные. Почему их так называют? Что изменилось в кровеносной системе земноводных по сравнению с рыбами? Слайд №13 Сравните кровеносные системы земноводных и пресмыкающихся? Найдите сходство и различие. Слайд №14 Птицы и млекопитающие в чём их сходство? Особенности кровеносной системы птиц и млекопитающих? Слайд №15 Сравните кровеносную систему хордовых? Отметить отличия. Почему эволюция шла по пути увеличения количества камер? С чем это связано? Слайд 16 Сравните строение сердца у животных на слайде. Сделай вывод. Проверь себя! (таблица) Слайд №17 Физминутка. Игра «Кто быстрее» Три ряда получают листочки, на которых указано количество камер сердца. Вам необходимо записать на листочке пример животного с таким количеством камер в сердце (не повторяясь), и передать его по ряду. В список можно записывать тех животных, которые обитают рядом с нами. Оглянитесь внимательно вокруг. Скажите ребята, а что циркулирует по кровеносной системе? Кровь – одна из форм соединительной ткани. Поговорим о строении крови. Из каких компонентов состоит кровь? Слайд № 18 Функции крови связаны с ее составляющими. Какие функции кроме транспортной вы еще знаете? С чем связана защитная функция крови? Их роль. Слайд № 19 | Отвечают на вопросы. животные этих групп имеют малые размеры тела и посредник между внешней средой и системами органов просто не нужен (запись в тетрадь). Предполагаемые ответы: У червя кровеносная система замкнутого типа, а у насекомых не замкнутого. У насекомых есть сердца. Трахейное дыхание и кислород переносится благодаря трахеям. -подтип Бесчерепные ланцетник -подтип Черепные класс Хрящевые рыбы класс Костные рыбы класс Пресмыкающиеся класс Птицы класс Млекопитающие Сердце 2 –х камерное Один круг кровообращения Трёхкамерное сердце Два круга кровообращения Целесообразное распределение. Сходство: - трёхкамерное сердце -наличие неполной перегородки в желудочке (полная у крокодилов) Различие: - два круга кровообращения - к органам поступает -более богатая кислородом кровь. -Теплокровные -Четырёхкамерное сердце -2 круга кровообращения -Артериальная и венозная кровь не смешиваются Состав крови: -плазма(жидкая часть) -форменные элементы -эритроциты -лейкоциты -тромбоциты Значение крови: -Транспорт веществ и газов -регуляция водно – солевого обмена -терморегуляция -защита | Демонстрация презентации. Сравнение. Нахождение сходства и различий. Постановка проблемных вопросов. Работа в группах. | Умения анализировать и находить отличия. Делать выводы Концентрация внимания. Умения работать в группе. Умения работать с материалом анализировать и таблицами. |
Рефлексия Целостное осмысление и обобщение информации Выработка собственного отношения к изученному материалу. Самооценка знаний. | Что в колбах? Белая - гемолимфа, голубая - соединения меди, красная- соединения железа. I.Закрепление знаний Чтобы проверить, как вы усвоили материал, проведём с вами работу. Заполните пропуски в тексте. Слайд №20 Вывод: Слайд №21 Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия. | Делают вывод, отвечая на вопросы поставленные в начале урока. | Концентрация внимания на главном. Мозговой штурм. | Умения находить главное и делать выводы. |
Домашнее задание | Пар 41, заполнить таблицу. Слайд №22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока информатики в 10 классе по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»
Технологическая карта урока информатики в 10 классепо теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»...
Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема: Земля в Солнечной Системе
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема: Земля в Солнечной Системе
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Маслова Оксана Николаевна.Технологическая карта урока "Переливание.Группы крови" УМК Н.И.Сонин
Материал позволяет получить знания о группах крови, значении применения переливания. Способствует достижению метапредметных результатов:сравнивать,обобщать,развитие мыслительных способностей. На...
Технологическая карта урока химии в 9 классе "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома"
Урок химии в 9 классе...
Технологическая карта урока "Солнечная система" 5 класс
Технологическая карта урока "Солнечная система" 5 класс...
Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно – интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Урок геометрии в 8 классе «Теорема Пифагора»
Технологическая карта урока по теме "Теорема Пифагора" - 8 класс....