Технологическая карта урока биологии "Кровеносная система. Кровь", 7 класс
методическая разработка по биологии (6 класс)

Елена Викторовна Манджиева

Цели:

1. Образовательные:

Сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных.

Проследить эволюцию кровеносной системы  от дождевых червей до млекопитающих.

Выяснить наличие замкнутой и незамкнутой кровеносных систем у различных групп животных.

Проследить связь строения сердца со сложностью организации животных.

 Изучить состав крови и функции клеток крови.

 

2.  Развивающие:

Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.

Развивать познавательные умения.

Развивать аналитическое мышление, логику, умения делать выводы.

Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.

 

3.  Воспитательные:

Воспитывать положительное отношения к знаниям.

Воспитывать культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации.

Прививать интерес к биологии.

Воспитывать убеждения в познаваемости живой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_7_klass.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:   биология

Класс: 7

Тема урока: Кровеносная система. Кровь

Тип урока:   Изучение нового материала

Учитель биологии МБОУ «Бага-Тугтунская СОШ» Манджиева Елена Викторовна

  Цели:

1. Образовательные:

Сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных.

Проследить эволюцию кровеносной системы  от дождевых червей до млекопитающих.

Выяснить наличие замкнутой и незамкнутой кровеносных систем у различных групп животных.

Проследить связь строения сердца со сложностью организации животных.

 Изучить состав крови и функции клеток крови.

2.  Развивающие:

Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.

Развивать познавательные умения.

Развивать аналитическое мышление, логику, умения делать выводы.

Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.

3.  Воспитательные:

Воспитывать положительное отношения к знаниям.

Воспитывать культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации.

Прививать интерес к биологии.

Воспитывать убеждения в познаваемости живой природы.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: иллюстративно-объяснительный, поисковый, игровой момент.

Форма организации: беседа, самостоятельная работа, фронтальная, групповая.

Средства обучения:

  • таблицы « Эволюция животного мира», «Кровь»;
  • мультимедийная презентация «Кровеносная система»;
  •  таблица «Схема  кровеносной системы».

Этапы урока

Цели на каждом этапе урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогические приемы

Система ожидаемых умений

Организационный

момент

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, отмечает отсутствующих, проверяет готовность рабочего места ученика. Знакомит с правилами работы на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

Актуализация  имеющихся знаний

Определение темы урока и постановка целей.

В течении нескольких уроков мы изучаем эволюцию строения и функций органов и их систем.  Систему органов которую мы будем изучать, вы хорошо знаете.

Знакомство с ней началось у нас не с первых уроков, т .к. она отсутствует у простейших, кишечнополостных, плоских и круглых червей. Впервые мы начинаем говорить о ней при изучении типа Кольчатые черви, а именно с дождевого червя.

Еще одну подсказку даст нам игра.

Игра «Зоологическое домино»

 О какой системе органов пойдет сегодня речь?  Слайд №2

Ваши предложения: что бы вы хотели узнать на уроке? Слайд №3

Какие функции выполняет кровеносная система? Слайд №4

Для изучения нам потребуется вспомнить некоторые понятия и определения.

Что такое кровь?

Самый большой кровеносный сосуд-…

Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца-…

Кровеносные сосуды по которым кровь возвращается к сердцу-…

Все ли термины мы использовали при ответах?

Мы не назвали капилляры и сердце. Дайте сами определение капилляра и сердца. Слайд №5

Вспоминают материал предыдущих уроков и отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока и цели. (Запись в тетради)

На доске:

внутренняя среда организма, капилляры, аорта, соединительная ткань, артерии, вены, сердце.

«Мозговой штурм»

Концентрация внимания.

Определение ключевых понятий.

Работа индивидуальная и в группе. Умение формулировать понятия.

Изучение нового материала

Мы готовы к изучению темы.

Заполни таблицу! (в течении урока)

Слайд №6

Какие животные не имеют кровеносной системы? Почему?

Почему простейшие, кишечнополостные, плоские и круглые черви обходятся без кровеносной системы? Слайд №7 

Напомните: у каких животных впервые появилась кровеносная система и каковы особенности ее строения? Слайд №8

Сравните, пожалуйста, кровеносную систему, насекомых тип Членистоногие и дождевого червя. Какие отличия вы нашли. Слайд №9 

Сравните следующих животных: насекомое и брюхоногий моллюск. Какой тип кровеносной системы? Слайд №10 Ваше мнение : почему у насекомых кровеносная система проще?

Предварительные выводы.

  • 1 Кровеносная система может быть замкнутая и незамкнутая.
  • 2 Кровеносная система представлена сердцем и сосудами.
  • 3 Основная функция:  транспортная.

    Переходим к следующему разделу

Изучение кровеносной системы животных  тип Хордовые.

Слайд№11 

Назовите классы типа Хордовых?

Кровеносные системы каких животных представлены на таблицах? Найдите отличия. Какая кровеносная система более совершенная и почему? (отметить важность появления еще одной камеры).

В какой среде обитают рыбы?

Каковы особенности кровеносной системы рыб? Какие изменения произошли в кровеносной системе рыб в ходе эволюции? Слайд №12

Земноводные. Почему их так называют? Что изменилось в кровеносной системе земноводных по сравнению с рыбами?

Слайд №13

Сравните кровеносные системы земноводных и пресмыкающихся? Найдите сходство и различие. Слайд №14

Птицы и млекопитающие в чём их сходство? Особенности кровеносной системы птиц и млекопитающих? Слайд №15

Сравните кровеносную систему хордовых? Отметить отличия. Почему эволюция шла по пути увеличения количества камер? С чем это связано?

Слайд 16  Сравните строение сердца у животных на слайде. Сделай вывод.

Проверь себя! (таблица) Слайд №17

Физминутка. Игра «Кто быстрее»

Три ряда получают листочки, на которых указано количество камер сердца. Вам необходимо записать на листочке пример животного с таким количеством камер в сердце (не повторяясь), и передать его по ряду. В список можно записывать тех  животных, которые обитают рядом с нами. Оглянитесь внимательно вокруг.

Скажите ребята, а что циркулирует по кровеносной системе?

Кровь – одна из форм соединительной ткани.

Поговорим о строении крови.

Из каких компонентов состоит кровь? Слайд № 18

Функции крови связаны с ее составляющими. Какие функции кроме транспортной вы еще знаете?

С чем связана защитная функция крови?

Их роль. Слайд № 19

Отвечают на вопросы.

животные этих групп имеют малые размеры тела и посредник между внешней средой и системами органов просто не нужен (запись в тетрадь).

Предполагаемые ответы:

У червя кровеносная система замкнутого типа, а у насекомых не замкнутого.

У насекомых есть сердца.

Трахейное дыхание и кислород переносится благодаря трахеям.

-подтип Бесчерепные

ланцетник

-подтип Черепные

класс Хрящевые рыбы

класс Костные рыбы

класс Пресмыкающиеся

класс Птицы

класс Млекопитающие  

Сердце 2 –х камерное

Один круг кровообращения

Трёхкамерное сердце

Два круга кровообращения

Целесообразное распределение.

Сходство:

- трёхкамерное сердце      

-наличие неполной перегородки в желудочке (полная у крокодилов)

Различие:

- два круга кровообращения      - к органам поступает

-более богатая кислородом  

кровь.                  

-Теплокровные

-Четырёхкамерное сердце

-2 круга кровообращения

-Артериальная и венозная кровь не смешиваются

Состав крови:

-плазма(жидкая часть)

-форменные элементы

-эритроциты

-лейкоциты

-тромбоциты

 Значение  крови:

-Транспорт веществ и газов

-регуляция водно – солевого обмена

-терморегуляция

-защита

Демонстрация презентации.

Сравнение. Нахождение сходства и различий.

Постановка проблемных вопросов.

Работа в группах.

Умения анализировать и находить отличия. Делать выводы

Концентрация внимания.

Умения работать в группе.

Умения работать с материалом анализировать  и таблицами.

Рефлексия

Целостное осмысление и обобщение информации

Выработка собственного отношения к изученному материалу.

Самооценка знаний.

Что в колбах? Белая - гемолимфа, голубая - соединения меди, красная- соединения железа.

I.Закрепление знаний

Чтобы проверить, как вы усвоили материал, проведём с вами работу. Заполните пропуски в тексте.

Слайд №20

Вывод: Слайд №21

Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия.


Делают вывод, отвечая на вопросы поставленные в начале урока.

Концентрация внимания на главном.

Мозговой штурм.

Умения находить главное и делать выводы.

Домашнее задание

Пар 41, заполнить таблицу. Слайд №22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока информатики в 10 классе по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»

Технологическая карта урока информатики в 10 классепо теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»...

Маслова Оксана Николаевна.Технологическая карта урока "Переливание.Группы крови" УМК Н.И.Сонин

Материал позволяет получить знания о группах крови, значении применения переливания. Способствует достижению метапредметных  результатов:сравнивать,обобщать,развитие мыслительных способностей. На...

Технологическая карта урока "Солнечная система" 5 класс

Технологическая карта урока "Солнечная система" 5 класс...