Технологическая карта урока биологии в 10 классе. Строение эукариотической клетки. Ядро.
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Цель: продолжить знакомство обучающихся с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, научиться различать органоиды клетки по их внешним признакам.
Задачи:
- повторение и закрепление пройденного о строении и функциях органоидов
- расширение знаний об органоидах клетки
- сравнение строения клеток разных царств живой природы
- изучение нового материала о строении и функциях клеточного ядра.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Знать: строение эукариотической клетки.
Уметь: объяснять отличие растительной клетки от животной, распознавать органоиды по внешнему виду.
Метапредметные:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность;
- применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;
- умение работать с текстом учебника, находя точную, нужную информацию;
- выявлять причинно – следственные связи (строение органоида и его функциях)
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- умение вести диалог
Личностные: формировать у обучающихся бережное отношение ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма;
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Основные понятия, изучаемые на уроке: эукариоты, органоиды, комплекс Гольджи, ЭПС, клеточная стенка, лизосомы, рибосомы, митохондрии, цитоскелет
Средства обучения: учебник «Общая биология. 10-11 класс» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник; Презентация Microsoft OfficePowerPoint; приложение с инструктивными картами на группы, картинки, компьютер, проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta._stroenie_eukarioticheskoy_kletki._yadro.docx | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Пристенская средняя общеобразовательная школа»
Пристенского района Курской области
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема «Строение эукариотической клетки. Ядро»
(10 КЛАСС)
ВЫПОЛНИЛА: Иванова Лидия Александровна,
учитель биологии МКОУ «Пристенская СОШ»
Пристенского района
Тема урока: «Строение эукариотической клетки. Ядро»
Цель: продолжить знакомство обучающихся с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, научиться различать органоиды клетки по их внешним признакам.
Задачи:
- повторение и закрепление пройденного о строении и функциях органоидов
- расширение знаний об органоидах клетки
- сравнение строения клеток разных царств живой природы
- изучение нового материала о строении и функциях клеточного ядра.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Знать: строение эукариотической клетки.
Уметь: объяснять отличие растительной клетки от животной, распознавать органоиды по внешнему виду.
Метапредметные:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность;
- применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;
- умение работать с текстом учебника, находя точную, нужную информацию;
- выявлять причинно – следственные связи (строение органоида и его функциях)
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- умение вести диалог
Личностные: формировать у обучающихся бережное отношение ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма;
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Основные понятия, изучаемые на уроке: эукариоты, органоиды, комплекс Гольджи, ЭПС, клеточная стенка, лизосомы, рибосомы, митохондрии, цитоскелет
Средства обучения: учебник «Общая биология. 10-11 класс» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник; Презентация Microsoft OfficePowerPoint; приложение с инструктивными картами на группы, картинки, компьютер, проектор.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. (1-2 мин.) | Проверяет готовность к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, создает эмоциональный настрой у обучающихся | Приветствуют учителя, настраиваются на предстоящую учебную деятельность | Учатся культуре общения (К) |
Этап. Актуализация знаний(5 - 6 мин.) | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. - Выясняет степень усвоения уч-ся заданного учебного материала. Организует фронтальную беседу и индивидуальный опрос. Работа с презентацией. Слайд 3. 1.На какие две группы делятся все клетки? 2.Что такое прокариоты? Какие организмы к ним относятся? 3. Что такое эукариоты? Какие организмы к ним относятся? 4.Назовите основные части эукариотической клетки. 5.Каковы особенности строения растительной, животной, грибной клетки? Слайд 4. Работа с таблицей – фронтально с места по указке учителя - назови органоид, скажи об особенностях строения. | Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ. | - развивают навык анализа информации; - учатся строить высказывания, выделять главное (П) -учатся выражать свои мысли; -учатся культуре общения - использовать речевые средства для аргументации своей позиции (К) |
Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.) | Направляет деятельность учащихся по определению темы, формулирования проблемной задачи. Мотивация. Притча Сократа. Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех трех. Одного спросили: -Что ты делаешь? -Тащу эту проклятую ношу. Второго спросили: -Что ты делаешь? -Зарабатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он. Третий на тот же вопрос улыбнулся: -Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им! О чем эта притча? Конечно, о значении правильной мотивации в любой работе. Зачем вы учите эту трудную науку – биологию? Хочется услышать ваши ответы. - Есть ли связь с прошлым уроком? Какая? 1. Определите тему нашего урока. 2. Какие вопросы у вас возникли? Записать. 3. Сформулируйте проблемы урока. 4.Что нам предстоит выяснить? Тема нашего урока будет «Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы» | Ответы учащихся Учащиеся называют тему и ставят задачи (записывают в тетради) | Учатся высказывать свою точку зрения, сотрудничество, речевая деятельность, обосновывают (К) Учатся строить высказывания; корректировать, учатся анализировать, сравнивать, обобщать (П) Самостоятельно формулировать проблему, выдвигать версии решения проблемы (Р) |
Этап. Целеполагание. (3-4 мин.) | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Организует подводящий диалог: - Каков главный вопрос нашего урока? - Какова цель? Выслушивает предположения детей. (Что собой представляет ядро? Почему ядро изучается отдельно?) | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться. | - учатся строить высказывания; - учатся анализировать. (П) - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся формулировать вопросы, выражать свои мысли. (К) - учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности, устанавливать пути решения проблемы. (Р) |
Этап Планирование.(5-6 мин.) | Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, с помощью чего можно достичь поставленной цели. Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся. Учитель фиксирует план на доске. 1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, из предложенных заданий и т.д.). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием. 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ: Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ | Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. | - учатся слушать и понимать речь другого человека, - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие, - учатся выражать свои мысли. (К) Выдвигают версии решения проблемы, осознавая конечный результат, составляют план решения проблемы.(Р) |
Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.) | Организует работу в парах. Обозначает принципы работы, алгоритм выполнения заданий. 1. Дать определения понятиям: эукариотическая клетка и органоид. 2. Характеристика органоидов по плану: 1)Название органоида 2)Местонахождение в клетке 3)Функции органоида
| Работают с учебником и источниками информации Работа в парах. Записывают в тетради. | -учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию -учатся строить высказывания; -учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строят логические рассуждения (П) -учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; - формирование умения выражать свои мысли (К) Работают по плану, осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленных на достижение поставленных целей, способность преодолевать трудности в обучении (Р) |
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.(6-8 мин.) | Организует выполнение заданий 3.Самостоятельное построение рисунка ядра в разрезе (работа в тетрадях) по описанию на слайде; обозначение частей ядра. Б) Запись (в тетрадях) о функциях ядра, обсуждение формулировок | Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Дают объяснение. Выполняют задание, осуществляют взаимопроверку | -учатся анализировать, сравнивать, обобщать - осознанное и произвольное построение речевого высказывания - определение основной и второстепенной информации (П) Аргументация своего мнения, учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций (К) - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию (Р) |
Этап. Рефлексия.(2-3 мин). | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели
| Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. | - рефлексия способов и условий действия ; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности ; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (П); -формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ; -использование критериев для обоснования своего суждения ; -планирование учебного сотрудничества (К). - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию (Р) |
Этап. Домашнее задание. (2 мин). | Комментирует домашнее задание:
- Хромосомы, их строение, функции. -Рибосомы, их строение, функции. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания. | -ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию (Р) |
Литература
1.Учебник «Общая биология. 10-11 класс»А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник
2.А.Ю. Ионцева. «Весь школьный курс в схемах и таблицах» – М.: Эксмо, 2014.: С. 2-5
4. Богданова Т.Л., Солодова Е.А.. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 3-е изд. – М.: АСТ – Пресс школа, 2009.
Электронные ресурсы
http://www.biologiya-uroki.ru
http://biology100.ru
Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме «Особенности строения растительной клетки»
Подробная технологическая карта урока №2 "Особенности строения растительной клетки" в теме "Клеточное строение растений" в 6 классе...
технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»
технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»...
Технологическая карта урока биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях" 8 класс
Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях"...
Презентация к уроку биологии 9 класса "Строение эукариотической клетки"
Презентация к уроку биологии 9 класса "Строение эукариотической клетки"...
технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник
Представлена технологическая карта урока по ФГОС по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....
Урок в 10 классе «Строение эукариотической клетки. Ядро»
laquo;Строение эукариотической клетки. Ядро»...
Технологическая карта урока в 9 классе "Химическая организация клетки"
Урок в 9 классе по теме "Химическая организация клетки" по учебнику Пономаревой И.Н.В технологической карте отображены все основные этапы урока....