Технологическая карта урока биологии в 10 классе. Строение эукариотической клетки. Ядро.
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Иванова Лидия Александровна

Цель: продолжить знакомство обучающихся с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, научиться различать органоиды клетки по их внешним признакам.

Задачи:

- повторение и закрепление пройденного о строении и функциях органоидов

- расширение знаний об органоидах клетки

- сравнение строения клеток разных царств живой природы

- изучение нового материала о строении и функциях клеточного ядра.

 

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

Знать: строение эукариотической клетки.

Уметь: объяснять отличие растительной клетки от животной, распознавать органоиды по внешнему виду.

Метапредметные:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность;

- применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;

- умение работать с текстом учебника, находя точную, нужную информацию;

- выявлять причинно – следственные связи (строение органоида и его функциях)

- выслушивать и объективно оценивать другого;

- умение вести диалог

Личностные: формировать у обучающихся бережное отношение ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма;

Тип урока: комбинированный

 Методы обучения: Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

 Основные понятия, изучаемые на уроке: эукариоты, органоиды, комплекс Гольджи, ЭПС, клеточная стенка, лизосомы, рибосомы, митохондрии, цитоскелет

Средства обучения: учебник «Общая биология. 10-11 класс» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник; Презентация Microsoft OfficePowerPointприложение с инструктивными картами на группы, картинки, компьютер, проектор.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Пристенская средняя общеобразовательная школа»

Пристенского района Курской области

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА  БИОЛОГИИ

Тема «Строение эукариотической клетки. Ядро»

(10 КЛАСС)

                                                         

                                                                    ВЫПОЛНИЛА: Иванова Лидия Александровна,

                                                                  учитель биологии МКОУ «Пристенская СОШ»

                    Пристенского района

Тема урока: «Строение эукариотической клетки. Ядро»

 Цель: продолжить знакомство обучающихся с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, научиться различать органоиды клетки по их внешним признакам.

Задачи:

- повторение и закрепление пройденного о строении и функциях органоидов

- расширение знаний об органоидах клетки

- сравнение строения клеток разных царств живой природы

- изучение нового материала о строении и функциях клеточного ядра.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

Знать: строение эукариотической клетки.

Уметь: объяснять отличие растительной клетки от животной, распознавать органоиды по внешнему виду.

Метапредметные:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность;

- применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;

- умение работать с текстом учебника, находя точную, нужную информацию;

- выявлять причинно – следственные связи (строение органоида и его функциях)

- выслушивать и объективно оценивать другого;

- умение вести диалог

Личностные: формировать у обучающихся бережное отношение ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма;

Тип урока: комбинированный

 Методы обучения: Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

 Основные понятия, изучаемые на уроке: эукариоты, органоиды, комплекс Гольджи, ЭПС, клеточная стенка, лизосомы, рибосомы, митохондрии, цитоскелет

Средства обучения: учебник «Общая биология. 10-11 класс» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник; Презентация Microsoft OfficePowerPointприложение с инструктивными картами на группы, картинки, компьютер, проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)

Проверяет готовность к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, создает эмоциональный настрой у обучающихся

Приветствуют учителя, настраиваются на предстоящую учебную деятельность

Учатся культуре общения (К)

Этап.  Актуализация знаний(5 - 6 мин.)

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

- Выясняет степень усвоения уч-ся заданного учебного материала. Организует фронтальную беседу и индивидуальный опрос.

Работа с презентацией. Слайд 3.

1.На какие  две группы делятся все клетки?

2.Что такое прокариоты? Какие организмы к ним относятся?

3. Что такое эукариоты? Какие организмы к ним относятся?  

4.Назовите основные части эукариотической клетки.  

5.Каковы особенности строения растительной, животной, грибной клетки? 

Слайд 4. Работа с таблицей – фронтально с места по указке учителя - назови органоид, скажи об особенностях строения.

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ.

- развивают навык анализа информации;

- учатся строить высказывания, выделять главное (П)

-учатся выражать свои мысли;

-учатся культуре общения

- использовать речевые средства для аргументации своей позиции (К)

Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

Направляет деятельность учащихся по определению темы, формулирования проблемной задачи.

Мотивация. Притча Сократа.

Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех трех. Одного спросили:

-Что ты делаешь?

-Тащу эту проклятую ношу.

Второго спросили:

-Что ты делаешь?

-Зарабатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос улыбнулся:

-Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им!

О чем эта притча? Конечно, о значении правильной мотивации в любой работе. Зачем вы учите эту трудную науку – биологию? Хочется услышать ваши ответы.

- Есть ли связь с прошлым уроком? Какая?

1. Определите тему нашего урока.

2. Какие вопросы у вас возникли? Записать.

3. Сформулируйте проблемы урока.

4.Что нам предстоит выяснить?

Тема нашего урока будет «Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы»

 Ответы учащихся

Учащиеся называют тему и ставят задачи

(записывают в тетради)

Учатся высказывать свою точку зрения, сотрудничество, речевая деятельность, обосновывают (К)

Учатся строить высказывания; корректировать, учатся анализировать, сравнивать, обобщать (П)

Самостоятельно формулировать проблему, выдвигать версии решения проблемы (Р)

Этап. Целеполагание. (3-4 мин.)

Организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

    Организует подводящий диалог:

- Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель?

Выслушивает предположения детей. (Что собой представляет ядро? Почему ядро изучается отдельно?)

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.  

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться.            

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать. (П)

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся формулировать вопросы, выражать свои мысли. (К)

- учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности, устанавливать пути решения проблемы. (Р)

Этап Планирование.(5-6 мин.)

Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.

  Учитель фиксирует план  на доске.

 1. Осмыслить задание.

2. Добыть информацию (из текста, из предложенных заданий и т.д.).

3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием.

 4. Мысленно сформулировать ответ.

 5. Дать развернутый устный ответ:

Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ

Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                              

- учатся слушать и понимать речь другого человека,

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие,

- учатся выражать свои мысли. (К)

Выдвигают версии решения проблемы, осознавая конечный результат, составляют план решения проблемы.(Р)

Этап. «Открытие» нового знания (7-8  мин.)

Организует работу в парах.

Обозначает принципы работы, алгоритм выполнения заданий.

 1. Дать определения понятиям: эукариотическая клетка и органоид.

2. Характеристика органоидов по плану:

1)Название органоида

2)Местонахождение в клетке

3)Функции органоида

 

Работают с учебником и источниками информации

Работа в парах.

Записывают в тетради.

-учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

-учатся строить высказывания;

-учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строят логические рассуждения (П)

-учатся слушать и понимать речь другого человека;

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;

- формирование умения выражать свои мысли (К)

Работают по плану, осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленных на достижение поставленных целей, способность преодолевать трудности в обучении (Р)

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.(6-8 мин.)

Организует выполнение заданий

3.Самостоятельное построение рисунка ядра в разрезе (работа в тетрадях) по описанию на слайде; обозначение частей ядра.

Б) Запись (в тетрадях) о функциях ядра, обсуждение формулировок

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Дают объяснение.

Выполняют задание, осуществляют взаимопроверку

-учатся анализировать, сравнивать, обобщать

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания

- определение основной и второстепенной информации (П)

Аргументация своего мнения, учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций (К)

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию (Р)

Этап. Рефлексия.(2-3 мин).

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели

  1. Все ли задачи, которые мы поставили на уроке, выполнили?
  2. Что вы узнали нового на уроке?
  3. Что каждый из вас взял для себя в процессе работы на уроке?

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.

- рефлексия способов и условий действия ;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (П);

-формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ;

-использование критериев для обоснования своего суждения ;

-планирование учебного сотрудничества (К).

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию (Р)

Этап. Домашнее задание. (2 мин).

Комментирует домашнее задание:

  1. Прочитать § 14,
  2. Ответить на вопросы в конце параграфа.
  3. Подготовить сообщения:

- Хромосомы, их строение, функции.

-Рибосомы, их строение, функции.

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания.

-ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.

- мобилизуют свои силы к волевому усилию (Р)



Литература

1.Учебник «Общая биология. 10-11 класс»А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник

2.А.Ю. Ионцева. «Весь школьный курс в схемах и таблицах» – М.: Эксмо, 2014.: С. 2-5

4. Богданова Т.Л., Солодова Е.А.. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 3-е изд. – М.: АСТ – Пресс школа, 2009.

Электронные ресурсы

http://www.biologiya-uroki.ru

http://biology100.ru

Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме «Особенности строения растительной клетки»

Подробная технологическая карта урока №2 "Особенности строения растительной клетки" в теме "Клеточное строение растений" в 6 классе...

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»...

Технологическая карта урока биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях" 8 класс

Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях"...

Презентация к уроку биологии 9 класса "Строение эукариотической клетки"

Презентация к уроку биологии 9 класса "Строение эукариотической клетки"...

технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник

Представлена технологическая карта урока по ФГОС  по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....

Урок в 10 классе «Строение эукариотической клетки. Ядро»

laquo;Строение эукариотической клетки. Ядро»...

Технологическая карта урока в 9 классе "Химическая организация клетки"

Урок в 9 классе по теме "Химическая организация клетки" по учебнику Пономаревой И.Н.В технологической карте отображены все основные этапы урока....