Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, СБО, ИЗО, путём использования современных образовательных программ и методов
статья по биологии (7 класс)

Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. В последнее время у школьников наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. А, известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременный, а стойкий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, СБО, ИЗО, путём использования современных образовательных технологий, программ и методов»

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он будет только подражать, копировать»

 (Л.Н. Толстой)

Повышение познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив–приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает».

Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. В последнее время у школьников наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. А, известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременный, а стойкий.

Обоснование выбора темы по самообразованию: повышение познавательной активности обучающихся– это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Цель: повышение качества уровня образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий, программ и методов.

Задачи:

- повысить качество преподавания уроков на основе внедрения новых технологий активного обучения;

- продолжить изучать литературу и материалы сети Интернет о методах повышения познавательной активности учащихся;

-посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

- провести самоанализ и самооценку собственных уроков.

       Ожидаемые результаты:

- повышение качества знаний и уровня обученности учащихся.

В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания.

В своей работе использую следующие методы повышения активизации познавательной деятельности учащихся:

-Групповая работа. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека: Школьники учатся работать друг с другом, договариваться, контролировать выполнение задания. Например, «Нарисуй и опиши земноводного» (биология: первый учащийся рисует, а другой составляет описание), «Восстанови развитие и докажи» (по рисунку, в разделе «Насекомые»), «Продолжи диалог» (СБО. «Правила поведения транспорте» т.д.), «Посев семян однолетников» (цветоводство), «1-я помощь при травмах» (прочитай ситуацию, инсценируй, определи травму, окажи помощь. Учащиеся в подгруппах выполняли задание). Открытые уроки я выставляю на сайт школы, делюсь опытом в интернете:

«С уважением к энергосбережению» СБО, 3 место Международного педагогического конкурса «Образовательный ресурс»

-Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие, на уроках ИЗО, и внеурочное время открываем новые техники выполнения работ, поделок. Участвуем в конкурсах разного уровня, занимаем призовые места

1 «КрЫсота спасёт мир» (городской) Урих А. 2 место

2. «золотая осень» (соцзащита Окт. р-на) Кунгуров И. 2 место

                                                                      Молчанова Н. 3 место

3. «Пусть всегда будет мама» (соцзащита Окт. р-на) Арапова С. 2 место

                                                                       Брытков В. 3 место

4. «Ростки талантов» (городской) Тремаскин Д. 2 место

                                                          Арапова С. 3 место

5. «Рукавичка Деда Мороза» (гордской) Брытков В..

-Эвристический метод обучения должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.

-Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Проблемный вопрос, ситуацию я создаю на каждом уроке.

-Практически на каждом уроке и внеклассных занятиях применяю элементы здоровьесберегающих технологий.

С целью здоровьесбережения на уроках равномерно распределяю различные виды заданий, чередую мыслительную деятельность с практической, дозирую учебную нагрузку, строю урок с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, нормативно применяю технические средства обучения. На уроке «Кровообращение» (учащиеся выступали в роли крови) 1- группа была малым кругом кровообращения, 2- группа большим кругом кровообращения. Задача: выполнить кровообращение не сталкиваясь группами.

-участвовала в конкурсе «Лучший урок по здоровьесбережению»

- свидетельство о публикации в сборнике «Эффективные формы, методы, приёмы обучения и воспитания: проблемы, поиск, опыт, перспективы» «Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии» (29.12.19)

Учитывая психологические особенности учащихся, настроение, уровень тревожности, корректирую формы организации учебной деятельности и стиль общения с детьми. Перед выполнением заданий, снимаю напряжение, «страх» перед предстоящей деятельностью, чтобы ученикам удалось преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела. Атмосферу доброжелательности и сотрудничества на уроках создаю с помощью таких приемов:

  • снятие страха («Ничего страшного», «С этой задачей ты легко справишься, зная свойство…»);
  • скрытая инструкция («Ты же помнишь, что …»);
  • педагогическое внушение («Я знаю, что ты умеешь»);
  • авансирование («У тебя получится, так как …»);
  • усиление мотива («Нам это так нужно»);
  • высокая оценка детали («Вот это у тебя очень хорошо получается!»).

На отдельных этапах урока настраиваю учащихся на ситуацию успеха, используя сигнальные карточки:

  1. «Я знаю!» – активизация знаний, проверка домашнего задания;
  2. «Я еще не знаю!» – переход к изучению новой темы, сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;
  3. «Я должен узнать!» – изучение новой темы,
  4. «Я научился!» – воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;
  5. «Я узнал! Я молодец!» – рефлексия, ученик говорит себе, что он молодец и объясняет почему, т.е. я узнал или я научился.

- Технология дифференцированного обучения отечественными педагогами рассматривается как принцип совершенствования (реформирования) системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ; содержания и методов образования в соответствии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Одной из целевых ориентаций дифференцированного обучения является обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей.

Для дифференцированной работы использую карточки, тесты, дидактический материал различных авторов или составляю сама, ранжируя задания по уровням сложности. Иногда предлагаю выполнить продуктивные задания всем ученикам. Выбор заданий может быть предоставлен самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

- Применение информационно-коммуникативных технологий способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения.

-Проектная деятельность. Участвовали с обучающимися в конкурсе   проектов

- «День науки и творчества» (очно, сертификат) Кустов Д.

- медиа-проектов ««Влияние окружающей среды на здоровье человека» (заочно, сертификат) Брытков В.

Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение. Нахожусь в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь стараюсь быть исследователем. Особенно большое влияние на формирование моего профессионализма оказывает научно - методическая деятельность.

Повышение своего профессионального уровня осуществляю на курсах повышения квалификации. Делюсь своим педагогическим опытом: провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Выступаю с докладами

- МО:

  1. Коррекционно-развивающая среда – основа для формирования социально-адаптированной личности
  1. «Создание оптимальных условий для развития и коррекции личности каждого учащегося в различных видах деятельности на уроках гуманитарного цикла сообразно с его способностями, интересами, возможностями, а также потребностями общества

-педсовете «Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 

Провожу предметные недели

Использую в работе сеть Интернет ( www.festival. Iseptember.ruwww.hr – portal.rv; www.Nashslra.Com).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения познавательной активности обучающихся на уроках физики

Из опыта использования компьютерных моделей сложных физических процессов на уроках физики...

Педагогический проект "Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время"

чем больше познавательная активность у ребенка,тем больше информации проходит через него...

«Использование нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии»

Методические рекомендации по использованию  нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии....

ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В многочисленных публикациях показано, что исследовательская деятельность на уроках биологии повышает познавательную (когнитивную) активность обучающихся, так как способствует формированию прочных ест...

Мастер-класс: «Интерактивные формы и методы как средство повышения познавательной активности обучающихся на уроках естественно-географического цикла»

Цель: продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании предметов естественно-географического цикла.Задачи:Вспомнить, что такое интерактивные формы и методы; ...

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством использования современных технологии обучения. «Без здорового не может быть духовного».

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством использования современных технологии  обучения. «Без здорового не может быть духовного»....