Мастер-класс: «Интерактивные формы и методы как средство повышения познавательной активности обучающихся на уроках естественно-географического цикла»
методическая разработка по биологии

Семенченко Марина Владимировна

Цель: продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании предметов естественно-географического цикла.

Задачи:

  • Вспомнить, что такое интерактивные формы и методы; как их можно применять на уроке?
  • Увидеть возможности применения интерактивных методов на уроках естественно-географического цикла.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Интерактивные формы и методы как средство повышения познавательной активности обучающихся на уроках естественно-географического цикла»

Семенченко М.В.,

учитель географии и биологии,

 МКОУ «СШ №3»

Цель: продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании предметов естественно-географического цикла.

Задачи:

  • Вспомнить, что такое интерактивные формы и методы; как их можно применять на уроке?
  • Увидеть возможности применения интерактивных методов на уроках естественно-географического цикла.

        Ход мастер-класса

  1. Организационный момент

Участникам мастер-класса предлагается выбрать листочек, понравившегося  цвета (на столе лежат бумажные кленовые листочки). Педагоги разделяются на группы в соответствии с цветом листочка.

- Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет — отверните их от меня.

Прием обратной связи «Ладошки».

- Спасибо за поддержку, начинаем наш мастер-класс

Энергизатор  -  с целью сближения коллектива проводится игра «Необычное приветствие»:

-Здравствуй, друг! (Пожмите друг другу руку)

-Как ты тут? (Хлопните друг друга по плечу)

- Где ты был? (Вытягиваем руки вперед)

- Я скучал! (Прикладываем руки к сердцу)

- Ты пришел! (Раскидываем руки в стороны)

-Хорошо! (Обнимаемся)

  1. Теоретическая часть

Эпиграф «Страшная это опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником в сфере мысли» (В.А.Сухомлинский)

- Для начала следует определить, что же такое интерактивные методы обучения?

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» -  действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Интерактивные методы построены на основе постоянного взаимодействия участников образовательного процесса между собой и с техническими средствами обучения. Интерактивное обучение повышает познавательную мотивацию и вовлеченность учеников в решение обсуждаемых проблем, это дает дополнительный стимул к последующей поисковой активности. Таким образом, интерактивные методы обучения дают возможность повысить образовательный, воспитательный и развивающий потенциал урока, что в результате обеспечивает максимальную познавательную активность обучающихся.

Существует великое разнообразие форм и методов интерактивного обучения, которые можно было бы использовать на уроках естественно-географического цикла. На этапе изучения нового:

  • Круглый стол
  • Мозговой штурм
  • Дуэль
  • Деловые и ролевые игры
  • Упражнения-энергизаторы
  • Работа в парах и группах
  • Аквариум
  • Дерево решений
  • Броуновское движение
  • Синквейн
  • Кластер
  • Тематические игры (лото, домино, крестики-нолики и другие)

На этапе рефлексии:

  • «Острова». Данная технология используется на этапе рефлексии. На доске прикрепляются разные виды островов (о. Грусти, о.Смятения, о. Просветления, о. Воодушевления, Бермудский треугольник, о. Недоумения). Заранее изготовляются их бумаги фигурки кораблей, закрепленных на магните. Обучающимся предлагается оценить свое состояние на уроке, пришвартовать кораблик к соответствующему острову со словами «Я швартую свой кораблик к острову…» (обосновывает свой выбор). В конце урока учитель имеет возможность проанализировать эмоционально-чувственное состояние ученика. Технология мною усовершенствована. Так, кораблики для девочек и для мальчиков имеют разную форму, что позволяет выявить отношение обучающихся к изучаемой теме по гендерному признаку.
  • «Мишень».

Организуя, различные формы интерактивного обучения, следует помнить:

  1. Занятие – не лекция, а общая работа
  2. Все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта
  3. Каждый участник имеет право на собственное мнение
  4. Нет места критике личности – критикуется идея
  5. Все, сказанное на занятии, - не руководство к действию, а информация к размышлению
  1. Практическая часть

3.1. Метод «Кластер». Цель – развитие творческого мышления через актуализацию опорных знаний обучающихся. Необходимые материалы: опорный рисунок, доска, мел. Данный метод эффективно используется на этапе актуализации опорных знаний.

 Порядок реализации метода:

  • Вводная беседа (педагог знакомит обучающихся с условиями реализации метода).
  • Основная часть. На доске прикрепляется опорный рисунок, от него влево и вправо рисуются стрелки. Слева записываются знакомые признаки, относящиеся к опорному рисунку; правая сторона остается свободной. В течение урока заполняется правая часть.
  • Подведение итогов. Обучающиеся самостоятельно делают вывод о признаках, изучаемого объекта.
  • Рефлексия.

- Уважаемые, коллеги, предлагаю вам  попробовать данный метод в действии. По окончании работы педагогам предлагается высказать свое мнение.

3.2. Технология «Мастерская будущего». Основная цель данной технологии заключается в том, что обучающиеся приобретают опыт творческой деятельности в ходе моделирования, конструирования различных биологических процессов и явлений. Для удачной реализации технологии необходимо обеспечить участников мастерской листами ватмана, маркерами, карандашами, цветными картинками и т.д. в соответствии с тематикой занятия. Порядок реализации технологии:

  • Вводная беседа (знакомство обучающихся с целями, задачами, порядком и условиями проведения занятия).
  • Определение проблемы занятия («Взаимодействие человека и природы»).
  • Первый этап «Критика» (участникам предлагается озвучить + и – стороны, обсуждаемой темы). На доске вывешиваются листы с положительными сторонам (слева) и отрицательными (справа). Учитель подводит промежуточный итог.

+

-

Продукты питания

Стихийные природные бедствия

Сырьё для изготовления одежды и обуви

Браконьерство

Строительные материалы

Пожары

Сырьё для фармацевтики и парфюмерии  

Отходы/Мусор

Места отдыха

Вырубка леса

Создание заповедников, заказников и национальных парков

Сбор редких и исчезающих растений в букеты

Создание законодательной базы по охране природы

Распашка целинных земель

Создание Красной книги

Осушение болот

Высадка зеленых насаждений

Шум

Разведение редких и исчезающих животных

Выхлопные газы

Полезные ископаемые

Техногенные аварии

  • Второй этап «Конструирование идеальной модели». Обучающимся предлагается создать идеальную модель обсуждаемой проблемы («Идеальная модель взаимодействия человека и природы»). Каждая творческая группа презентует свою модель.
  •  Третий этап «Реальные действия». Обучающимся предлагается определить конкретные действия в решении обсуждаемой проблемы, которые можно сделать уже сегодня. Каждая творческая группа выносит свои предложения на всеобщее обсуждение.
  • Четвертый этап – рефлексия.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в «Творческой мастерской» и попробовать данную технологию в действии.

 По окончании работы педагогам предлагается высказать свое мнение.

4. Рефлексия

 Вот и завершает работу наш мастер класс. Уважаемые коллеги,  из предложенных далее предложений я очень попрошу Вас выбрать 2-наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями:

— На мастер — классе я:

— Самым интересным для меня сегодня было:

— В своей дальнейшей работе я:

— Я пожелал бы ведущему урок учителю:

— Я бы хотел посоветовать:

 Приём обратной связи «Рожицы». 

- Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу.

Успехов Вам и творчества! До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии"

С этой статьей я выступала  на Межрегиональной конференции "Школьный предмет "Химия" в инновационном учебно-воспитательном процессе".Уроки с применением ЦОР имеют коренное отличие от классической...

Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках физики.

В данной работе рассматривается технология проблемного обучения, применяемая на уроках физики....

Использование групповых технологий на уроках географии, как средство повышения познавательной активности обучающихся.

Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач и , прежде всего, повышать интенсивность урока, развивать самостоятельность учащихся, способствовать углубленному усвоению программного ма...

Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается резу...

Мастер-класс "Использование игры как средства стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках русского языка.

Мастер-класс "Использование игры как средства стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках русского языка". Урок-игра по теме "Лексика" в 6 классе "Следствие...

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, СБО, ИЗО, путём использования современных образовательных программ и методов

Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. В последнее время у школьников наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. А, известно, что познавательная а...